Коррекционно-развивающая программа для детей младшего школьного возраста с недостаточным развитием памяти, внимания, мышления

Наталия Жекова
Коррекционно-развивающая программа для детей младшего школьного возраста с недостаточным развитием памяти, внимания, мышления

КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Для детей младшего школьного возраста с недостаточным

развитием памяти, внимания, образного и логического мышления.

Автор педагог-психолог Жекова Н. Н.

г. Донецк Ростовской обл.

2012 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Знания обеспечивают ребенку определенный кругозор, миропонимание, опираясь на которые учитель может успешно решать задачи обучения, но обучение в школе невозможно без соответствующего уровня развития познавательных процессов и умственных действий. Наиболее значимыми с точки зрения интеллектуального развития являются дифференцированное восприятие, развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, умение упорядоченно ориентироваться в мире. Ребенок должен уметь целенаправленно наблюдать, сравнивать предметы и явления, видеть черты сходства, различия, выделять главное и второстепенное. Перефразируя известное выражение, можно сказать, что школьник – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который надо зажечь. Вот этим факелом и является познавательный интерес к миру, а огнем развитая познавательная сфера.

Опыт показывает, что многие трудности, связанные с низким уровнем развития школьно-значимых функций, заявляют о себе уже в первый год школьного обучения. В связи с этим тактика выжидания или игнорирования имеющихся у детей признаков неблагополучного развития школьно-значимых функций в надежде, что «все образуется», «пройдет само собой» совершенно ошибочно приводит лишь к усугублению неблагополучий в развитии. На уроках такие ученики испытывают большее, по сравнению с другими учениками класса, напряжение при овладении школьными знаниями и навыками, нередко они отстают в темпе учебной деятельности, у них часто возникают

нервно-психические срывы. Поэтому чрезвычайно важно, на начальном этапе обучения выявить нарушения в развитии познавательных процессов и проводить с такими детьми развивающе- коррекционную работу. Развивать познавательные способности ребенка – это не значит дать ему «готовые» знания, умения и навыки, речь, прежде всего идет о том, чтобы выработать у ребенка потребность в этих знаниях, определить возможные способы их получения, научить думать и рассуждать. От того, насколько у школьника развиты познавательная активность и самостоятельность, зависит и успешность его обучения.

Данная программа предназначена для развития познавательных процессов у учащихся 1 класса

Программа состоит из серии специально организованных коррекционно- развивающих занятий, составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. В специально организованной предметно-развивающей среде стимулируются познавательные интересы детей, закрепляются навыки, полученные на коррекционно- развивающих занятиях.

В основу данной программы положены программы: А. А. Осиповой, Л. И. Малашинской «Диагностика и коррекция внимания», И. В. Дубровиной «Коррекционно- развивающая программа по развитию внимания и познавательных процессов у учащихся начальной школы». Программа адаптирована и дополнена упражнениями и играми направленными на развитие зрительной и слуховой памяти, восприятия, наглядно-образного, образно-логического, вербально-логического мышления.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

- Развитие внимания и познавательных процессов у детей младшего школьного возраста, необходимых для успешного обучения в школе, и преодоление отклонений в интеллектуальном развитии.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

- Отреагирование тревожности

- Снятие эмоционального и физического напряжения

- Развитие произвольной зрительной и слуховой памяти

- Развитие слухового, зрительного и сенсорного внимания, наблюдательности

- Развитие свойств внимания (устойчивости, переключения, распределения, концентрации и объема)

- Развитие моторно-двигательного внимания

- Развитие мыслительных процессов (наглядно-образного мышления, образно-логического мышления, словесно-логического мышления)

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Коррекционно- развивающая работа позволит не допустить переход детей в разряд отстающих в интеллектуальном развитии и обучении. Данная программа будет способствовать преодолению отклонений в развитии интеллекта, а также будет являться профилактикой отклонений в становлении отдельных сторон личности детей младшего школьного возраста.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ:

Зависит от масштаба внедрения научных опробированных разработок, раннего выявления отклонений и рационального использования современных диагностических и коррекционных методик.

ПРЕДМЕТ ПСИХОКОРРЕКЦИИ: Свойства внимания, зрительная и слуховая память, мыслительные процессы

ФОРМА РАБОТЫ: Индивидуальная

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ:

Каждое занятие состоит из трех частей объединенных общей целью

1 – Подготовительный этап (релаксация, разминка)

2 – Основная часть включает в себя развивающие задания, игры и упражнения

3 – Заключение включает в себя подвижные игры и упражнения развивающей направленности, упражнения на снятие физического и эмоционального напряжения

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ:

Программа включает 22 занятия при частоте встреч 1-2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия 30-40 минут.

Программа состоит из трех взаимосвязанных частей:

1 часть – диагностико-мотивирующая (5-6 занятий)

2 часть - формирующая (20 занятий)

3 часть - поддерживающая (10 занятий)

Первые две части проводятся психологом третья, поддерживающая часть проводится родителями или учителем. Возможен вариант проведения всех трех частей психологом.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

Занятие № 1

Цель:

1. Развитие зрительной памяти и произвольного внимания

2. Развитие моторно-двигательного внимания

3. Развитие мелкой моторики кисти

Занятие № 2

Цель:

1. Развитие произвольного внимания

2. Развитие объема и переключения внимания

3. Развитие слуховой памяти

Занятие № 3

Цель:

1. Развитие слуховой и зрительной памяти

2. Развитие произвольного внимания

3. Развитие мелкой моторики кисти

Занятие № 4

Цель:

1. Развитие слуховой памяти и логической памяти

2. Развитие концентрации и объема внимания

3. Развитие речи

Занятие № 5

Цель:

1. Развитие зрительной памяти и слуховой памяти

2. Развитие произвольного внимания

3 .Развитие концентрации внимания

Занятие № 6

Цель:

1. Развитие мыслительных процессов

2. Развитие произвольного внимания

3. Развитие зрительного восприятия

4. Развитие мелкой моторики

Занятие № 7

Цель:

1. Развитие объема внимания

2. Развитие слухового внимания

3. Развитие произвольного внимания

Занятие № 8

Цель:

1. Развитие мыслительных процессов

2. Развитие логического мышления

3. Развитие распределения и переключения внимания

4. Развитие моторно-двигательного внимания

Занятие № 9

Цель:

3. Развитие произвольного внимания

4. Развитие мыслительных процессов

5. Развитие слухового восприятия

Занятие № 10

Цель:

1. Развитие слухового восприятия и внимания

2. Развитие концентрации внимания

3. Развитие объема, распределения и переключения внимания

Занятие № 11

Цель:

1. Развитие словесно-логического мышления

2. Развитие схематического мышления

3. Развитие мелкой моторики кисти

Занятие № 12

Цель:

1. Развитие мыслительных процессов

2. Развитие наблюдательности

3. Развитие слуховой памяти

Занятие № 13

Цель:

1. Развитие устойчивости внимания

2. Развитие наблюдательности

3. Развитие мыслительных процессов

4. Развитие мелкой моторики

Занятие № 14

Цель:

1. Развитие мыслительных процессов

2. Развитие зрительной и слуховой памяти

3. Развитие произвольного внимания

4. Развитие устойчивости внимания

Занятие № 15

Цель:

1. Развитие произвольного внимания

2. Развитие объема и концентрации внимания

3. Развитие словесно-логического мышления

4. Развитие произвольности действий

Занятие № 16

Цель:

1. Развитие образно-логического мышления

2. Развитие логической памяти

3. Развитие произвольного внимания

Занятие № 17

Цель:

1. Развитие слуховой памяти

2. Развитие объема и устойчивости внимания

3. Развитие восприятия

4. Развитие образно-логического мышления

Занятие № 18

Цель:

1. Развития слуховой памяти

2. Развитие объема памяти

3. Развитие схематического мышления

Занятие № 19

Цель:

1. Развитие словесно - логического мышления

2. Развитие слуховой памяти

3. Развитие переключения и распределения внимания

4. Развитие слухового восприятия

Занятие № 20

Цель:

1. Развитие творческого воображения

2. Развитие словесно - логического мышления

3. Зрительного и слухового восприятия

Занятие № 21

Цель:

1. Развитие рече-мыслительных процессов

2. Развитие внимания

3. Развитие воображения

Занятие № 22

Цель:

1. Развитие творческого воображения

2. Развитие рече-мыслительных процессов

3. Развитие мелкой моторики

Занятие № 23

Цель:

1. Развитие творческого мышления

2. Развитие сенсорного внимания и объема внимания

3. Развитие переключения и распределения внимания

Занятие № 24

Цель:

1. Развитие образно-логического мышления

2. Развитие логической памяти

3. Развитие произвольного внимания

Занятие № 25

Цель:

1. Развитие образно-логического мышления и словесно –логического мышления

2. Развитие логической памяти

3. Развитие мелкой моторики

Занятие № 26

Цель:

1. Развитие творческого мышления

2. Развитие образно-логического мышления

3. Развитие сенсорного внимания и объема внимания

Занятие № 27

Цель:

1. Развитие образно-логического мышления

2. Развитие логической памяти

3. Развитие мелкой моторики

Занятие № 28

Цель:

1. Развитие словесно - логического мышления

2. Зрительного и слухового восприятия

3. Развитие мелкой моторики

Занятие № 29

Цель:

1. Развитие образно-логического мышления

2. Развитие словесно-логического мышления

3. Развитие произвольности действий

Занятие № 30

Цель:

1. Развитие образно-логического мышления

2. Развитие словесно- логического мышления

3. Развитие творческого мышления

Публикации по теме:

Коррекционно-развивающая программа психологических занятий для гиперактивных детей Пояснительная записка Настоящая Программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования РФ к обязательной документации.

Презентация «Дидактические игры для развития логики, памяти и мышления детей дошкольного возраста» Актуальность. Современные требования дошкольного образования предполагают необходимость поиска способов развития логических приемов умственных.

Самодельные дидактические игры для развития внимания, мышления и памятиСамодельные дидактические игры для развития внимания, мышления и памяти Ранее я уже размещала публикацию о самодельной дидактической игре "Прищепки" для развития мелкой моторики. Сегодня я предлагаю вашему вниманию.

Игровая программа для детей младшего школьного возраста «Ежели вы вежливы» Цель: Привитие детям младшего школьного возраста культуры и правильного поведения в обществе. Задачи: 1. Учить детей вежливости и терпению.

Коррекционно-развивающее занятие с агрессивным ребенком младшего школьного возраста «Путешествие в мой внутренний мир»Коррекционно-развивающее занятие с агрессивным ребенком младшего школьного возраста «Путешествие в мой внутренний мир» «Путешествие в мой внутренний мир» (с элементами арт- и сказкотерапии) Цель: сформировать положительное взаимодействие агрессивного ребенка.

Из опыта работы по организации коррекционно-развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста. Современные школьники отличаются снижением функциональных возможностей нервной системы. Так, в группе условно здоровых детей психоневрологические.

Консультация для педагогов «Психологическое сопровождение детей с опережающим развитием в группах младшего возраста» ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОПЕРЕЖАЮЩИМ РАЗВИТИЕМ В ГРУППАХ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В современных теоретических концепциях.

Рабочая коррекционно-развивающая программа «Развиваемся играя» для детей ЗПР 4–7 лет Пояснительная записка Программа составлена с учетом возрастных и специфических особенностей детей с задержкой психологического развития.

Рабочая коррекционно-развивающая программа «Развиваемся играя» для детей ЗПР 4–7 лет (содержательный раздел) Содержательный раздел 1 раздел1. Тема «Солнечный зайчик» Задачи: Активизация базовых предпосылок психического развития ребенка с помощью.

Рабочая программа по внеурочной деятельности по ДПИ для обучающихся младшего школьного возраста с ОВЗ Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Сузунского района «Сузунская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Математика
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Коррекционно-развивающая программа для детей младшего школьного возраста с недостаточным развитием памяти, внимания, мышления
Опубликовано: 27 апреля 2018 в 20:49
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 октября День рождения первого в истории Музея игрушек

17 октября 1918 года в Москве был основан первый в истории государственный Музей игрушки. Своему появлению он обязан не столько государству, сколько одному-единственному человеку: художнику, искусствоведу...

17 октября. Выставка чайных домиков на МААМ

Чай появился в русской кухне относительно недавно, но быстро завоевал популярность и стал любимым напитком. В России он не только обязательный элемент повседневного и праздничного застолья, но и отдельная...

Консультация для родителей младшей группы «Освоение культурно — гигиенических навыков...
Консультация для родителей младшей группы «Освоение культурно – гигиенических навыков детьми трёх – четырех лет». В 3 года дети многое умеют делать сами....
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию — конструированию из...
Цель: учить детей приемам изготовления ёжика путем конструирования из бумажных конусов. Задачи: Образовательные: закрепить, уточнять и...
Мастер-класс изготовление игрушки  «Внучек» в технике оригами
Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию изготовление игрушки- «Внучек» в технике оригами, для театрализованной деятельности в ДОО. Для работы нам...