Получи документы

Коррекционно-развивающая программа для детей младшего школьного возраста с недостаточным развитием памяти, внимания, мышления

Наталия Жекова
Коррекционно-развивающая программа для детей младшего школьного возраста с недостаточным развитием памяти, внимания, мышления

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Для детей младшего школьного возраста с недостаточным

развитием памяти, внимания, образного и логического мышления.

Автор педагог-психолог Жекова Н. Н.

г. Донецк Ростовской обл.

2012 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Знания обеспечивают ребенку определенный кругозор, миропонимание, опираясь на которые учитель может успешно решать задачи обучения, но обучение в школе невозможно без соответствующего уровня развития познавательных процессов и умственных действий. Наиболее значимыми с точки зрения интеллектуального развития являются дифференцированное восприятие, развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, умение упорядоченно ориентироваться в мире. Ребенок должен уметь целенаправленно наблюдать, сравнивать предметы и явления, видеть черты сходства, различия, выделять главное и второстепенное. Перефразируя известное выражение, можно сказать, что школьник – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который надо зажечь. Вот этим факелом и является познавательный интерес к миру, а огнем развитая познавательная сфера.

Публикация «Коррекционно-развивающая программа для детей младшего школьного возраста с недостаточным развитием памяти, внимания, мышления» размещена в разделах

Опыт показывает, что многие трудности, связанные с низким уровнем развития школьно-значимых функций, заявляют о себе уже в первый год школьного обучения. В связи с этим тактика выжидания или игнорирования имеющихся у детей признаков неблагополучного развития школьно-значимых функций в надежде, что «все образуется», «пройдет само собой» совершенно ошибочно приводит лишь к усугублению неблагополучий в развитии. На уроках такие ученики испытывают большее, по сравнению с другими учениками класса, напряжение при овладении школьными знаниями и навыками, нередко они отстают в темпе учебной деятельности, у них часто возникают

нервно-психические срывы. Поэтому чрезвычайно важно, на начальном этапе обучения выявить нарушения в развитии познавательных процессов и проводить с такими детьми развивающе-коррекционную работу. Развивать познавательные способности ребенка – это не значит дать ему «готовые» знания, умения и навыки, речь, прежде всего идет о том, чтобы выработать у ребенка потребность в этих знаниях, определить возможные способы их получения, научить думать и рассуждать. От того, насколько у школьника развиты познавательная активность и самостоятельность, зависит и успешность его обучения.

Данная программа предназначена для развития познавательных процессов у учащихся 1 класса

Программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. В специально организованной предметно-развивающей среде стимулируются познавательные интересы детей, закрепляются навыки, полученные на коррекционно-развивающих занятиях.

В основу данной программы положены программы : А. А. Осиповой, Л. И. Малашинской «Диагностика и коррекция внимания», И. В. Дубровиной «Коррекционно-развивающая программа по развитию внимания и познавательных процессов у учащихся начальной школы». Программа адаптирована и дополнена упражнениями и играми направленными на развитие зрительной и слуховой памяти, восприятия, наглядно-образного, образно-логического, вербально-логического мышления.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ :

- Развитие внимания и познавательных процессов у детей младшего школьного возраста, необходимых для успешного обучения в школе, и преодоление отклонений в интеллектуальном развитии.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ :

- Отреагирование тревожности

- Снятие эмоционального и физического напряжения

- Развитие произвольной зрительной и слуховой памяти

- Развитие слухового, зрительного и сенсорного внимания, наблюдательности

- Развитие свойств внимания (устойчивости, переключения, распределения, концентрации и объема)

- Развитие моторно-двигательного внимания

- Развитие мыслительных процессов (наглядно-образного мышления, образно-логического мышления, словесно-логического мышления)

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Коррекционно-развивающая работа позволит не допустить переход детей в разряд отстающих в интеллектуальном развитии и обучении. Данная программа будет способствовать преодолению отклонений в развитии интеллекта, а также будет являться профилактикой отклонений в становлении отдельных сторон личности детей младшего школьного возраста.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ:

Зависит от масштаба внедрения научных опробированных разработок, раннего выявления отклонений и рационального использования современных диагностических и коррекционных методик.

ПРЕДМЕТ ПСИХОКОРРЕКЦИИ : Свойства внимания, зрительная и слуховая память, мыслительные процессы

ФОРМА РАБОТЫ: Индивидуальная

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ:

Каждое занятие состоит из трех частей объединенных общей целью

1 – Подготовительный этап (релаксация, разминка)

2 – Основная часть включает в себя развивающие задания, игры и упражнения

3 – Заключение включает в себя подвижные игры и упражнения развивающей направленности, упражнения на снятие физического и эмоционального напряжения

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ :

Программа включает 22 занятия при частоте встреч 1-2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия 30-40 минут.

Программа состоит из трех взаимосвязанных частей:

1 часть – диагностико-мотивирующая (5-6 занятий)

2 часть - формирующая (20 занятий)

3 часть - поддерживающая (10 занятий)

Первые две части проводятся психологом третья, поддерживающая часть проводится родителями или учителем. Возможен вариант проведения всех трех частей психологом.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ :

Занятие № 1

Цель:

1. Развитие зрительной памяти и произвольного внимания

2. Развитие моторно-двигательного внимания

3. Развитие мелкой моторики кисти

Занятие № 2

Цель:

1. Развитие произвольного внимания

2. Развитие объема и переключения внимания

3. Развитие слуховой памяти

Занятие № 3

Цель:

1. Развитие слуховой и зрительной памяти

2. Развитие произвольного внимания

3. Развитие мелкой моторики кисти

Занятие № 4

Цель:

1. Развитие слуховой памяти и логической памяти

2. Развитие концентрации и объема внимания

3. Развитие речи

Занятие № 5

Цель:

1. Развитие зрительной памяти и слуховой памяти

2. Развитие произвольного внимания

3 .Развитие концентрации внимания

Занятие № 6

Цель:

1. Развитие мыслительных процессов

2. Развитие произвольного внимания

3. Развитие зрительного восприятия

4. Развитие мелкой моторики

Занятие № 7

Цель:

1. Развитие объема внимания

2. Развитие слухового внимания

3. Развитие произвольного внимания

Занятие № 8

Цель:

1. Развитие мыслительных процессов

2. Развитие логического мышления

3. Развитие распределения и переключения внимания

4. Развитие моторно-двигательного внимания

Занятие № 9

Цель:

3. Развитие произвольного внимания

4. Развитие мыслительных процессов

5. Развитие слухового восприятия

Занятие № 10

Цель:

1. Развитие слухового восприятия и внимания

2. Развитие концентрации внимания

3. Развитие объема, распределения и переключения внимания

Занятие № 11

Цель:

1. Развитие словесно-логического мышления

2. Развитие схематического мышления

3. Развитие мелкой моторики кисти

Занятие № 12

Цель:

1. Развитие мыслительных процессов

2. Развитие наблюдательности

3. Развитие слуховой памяти

Занятие № 13

Цель:

1. Развитие устойчивости внимания

2. Развитие наблюдательности

3. Развитие мыслительных процессов

4. Развитие мелкой моторики

Занятие № 14

Цель:

1. Развитие мыслительных процессов

2. Развитие зрительной и слуховой памяти

3. Развитие произвольного внимания

4. Развитие устойчивости внимания

Занятие № 15

Цель:

1. Развитие произвольного внимания

2. Развитие объема и концентрации внимания

3. Развитие словесно-логического мышления

4. Развитие произвольности действий

Занятие № 16

Цель:

1. Развитие образно-логического мышления

2. Развитие логической памяти

3. Развитие произвольного внимания

Занятие № 17

Цель:

1. Развитие слуховой памяти

2. Развитие объема и устойчивости внимания

3. Развитие восприятия

4. Развитие образно-логического мышления

Занятие № 18

Цель:

1. Развития слуховой памяти

2. Развитие объема памяти

3. Развитие схематического мышления

Занятие № 19

Цель:

1. Развитие словесно - логического мышления

2. Развитие слуховой памяти

3. Развитие переключения и распределения внимания

4. Развитие слухового восприятия

Занятие № 20

Цель:

1. Развитие творческого воображения

2. Развитие словесно - логического мышления

3. Зрительного и слухового восприятия

Занятие № 21

Цель:

1. Развитие рече-мыслительных процессов

2. Развитие внимания

3. Развитие воображения

Занятие № 22

Цель:

1. Развитие творческого воображения

2. Развитие рече-мыслительных процессов

3. Развитие мелкой моторики

Занятие № 23

Цель:

1. Развитие творческого мышления

2. Развитие сенсорного внимания и объема внимания

3. Развитие переключения и распределения внимания

Занятие № 24

Цель:

1. Развитие образно-логического мышления

2. Развитие логической памяти

3. Развитие произвольного внимания

Занятие № 25

Цель:

1. Развитие образно-логического мышления и словесно –логического мышления

2. Развитие логической памяти

3. Развитие мелкой моторики

Занятие № 26

Цель:

1. Развитие творческого мышления

2. Развитие образно-логического мышления

3. Развитие сенсорного внимания и объема внимания

Занятие № 27

Цель:

1. Развитие образно-логического мышления

2. Развитие логической памяти

3. Развитие мелкой моторики

Занятие № 28

Цель:

1. Развитие словесно - логического мышления

2. Зрительного и слухового восприятия

3. Развитие мелкой моторики

Занятие № 29

Цель:

1. Развитие образно-логического мышления

2. Развитие словесно-логического мышления

3. Развитие произвольности действий

Занятие № 30

Цель:

1. Развитие образно-логического мышления

2. Развитие словесно- логического мышления

3. Развитие творческого мышления

Публикации по теме:

Коррекционно-развивающая программа психологических занятий для гиперактивных детей Пояснительная записка Настоящая Программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования РФ к обязательной документации.

Презентация «Дидактические игры для развития логики, памяти и мышления детей дошкольного возраста» Актуальность. Современные требования дошкольного образования предполагают необходимость поиска способов развития логических приемов умственных.

Самодельные дидактические игры для развития внимания, мышления и памятиСамодельные дидактические игры для развития внимания, мышления и памяти Ранее я уже размещала публикацию о самодельной дидактической игре "Прищепки" для развития мелкой моторики. Сегодня я предлагаю вашему вниманию.

Игровая программа для детей младшего школьного возраста «Ежели вы вежливы» Цель: Привитие детям младшего школьного возраста культуры и правильного поведения в обществе. Задачи: 1. Учить детей вежливости и терпению.

Коррекционно-развивающее занятие с агрессивным ребенком младшего школьного возраста «Путешествие в мой внутренний мир»Коррекционно-развивающее занятие с агрессивным ребенком младшего школьного возраста «Путешествие в мой внутренний мир» «Путешествие в мой внутренний мир» (с элементами арт- и сказкотерапии) Цель: сформировать положительное взаимодействие агрессивного ребенка.

Из опыта работы по организации коррекционно-развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста. Современные школьники отличаются снижением функциональных возможностей нервной системы. Так, в группе условно здоровых детей психоневрологические.

Консультация для педагогов «Психологическое сопровождение детей с опережающим развитием в группах младшего возраста» ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОПЕРЕЖАЮЩИМ РАЗВИТИЕМ В ГРУППАХ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В современных теоретических концепциях.

Рабочая коррекционно-развивающая программа «Развиваемся играя» для детей ЗПР 4–7 лет Пояснительная записка Программа составлена с учетом возрастных и специфических особенностей детей с задержкой психологического развития.

Рабочая коррекционно-развивающая программа «Развиваемся играя» для детей ЗПР 4–7 лет (содержательный раздел) Содержательный раздел 1 раздел1. Тема «Солнечный зайчик» Задачи: Активизация базовых предпосылок психического развития ребенка с помощью.

Рабочая программа по внеурочной деятельности по ДПИ для обучающихся младшего школьного возраста с ОВЗ Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Сузунского района «Сузунская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционно-развивающая программа для детей младшего школьного возраста с недостаточным развитием памяти, внимания, мышления
Опубликовано: 27 апреля 2018 в 20:49
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД