МААМ-картинки

Коррекционно-развивающая программа психологических занятий для гиперактивных детей

Васильева Ольга Федоровна
Коррекционно-развивающая программа психологических занятий для гиперактивных детей

Пояснительная записка

Настоящая Программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования РФ к обязательной документации педагога-психолога. Составлена на основе реализующих задач в дошкольных учреждениях.

В последнее время родители, воспитатели все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольного возраста отличается подвижностью, импульсивностью, непосредственностью и эмоциональностью, но при этом они могут внимательно выслушать взрослого и выполнить его указания.

Публикация «Коррекционно-развивающая программа психологических занятий для гиперактивных детей» размещена в разделах

С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ерзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело или убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеянно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать.

Родители жалуются на то, что ребенок не дает им покоя — он постоянно вмешивается в разговоры взрослых, с ним все время что-то случается, а для того чтобы добиться послушания, приходится повышать голос, но замечания и наказания не приносят результатов.

Во время коллективных занятий такие дети часто вскакивают с места, не понимают, чего хочет от них воспитатель, не могут выполнить задания до конца. Гиперактивный ребенок получает больше всех замечаний, окриков, и отрицательного внимания; он мешает другим детям и обычно попадает в число “изгоев”. Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять свое поведение правилам или уступать другим и, как следствие, вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе. Поэтому своевременно проведенные занятия с гиперактивным ребенком должны помочь ему справиться с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Программа состоит из 6 занятий. При соблюдении режима проведения – 2 занятия в неделю, цикл рассчитан на три недели. Время проведения – 50-60 минут. Оптимальное число участников – 4-6 человек, возраст 7-10 лет.

Цели: способствовать овладению навыками контроля двигательной и эмоциональной сферами; оптимизация социальной ситуации развития; изменение негативного отвергающего отношения к своей социальной роли; научить использовать личностные ресурсы для преодоления травмирующих ситуаций; помочь ребенку принять себя таким, какой он есть; сформировать позитивную установку на отношение к окружающим.

Задачи: Создание условий, обеспечивающих детям свободное выражение эмоциональных состояний; обучение способам группового взаимодействия; Развитие способности планирования и прогнозирования.

Занятие 1.

1. Знакомство. «Больше всего я люблю. Меньше всего я люблю…»

2. Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-чанга»

3. «Путанка» – Один ребенок отворачивается, а все, взявшись за руки в кругу, «запутываются» (осознание себя, своего тела как части общности).

4. Этюд на выражение интереса «Что там происходит?» Каждый показывает с помощью выражения мимики, жестов, движений и эмоций данное задание.

5. Пиктограммы эмоций. Определение настроения.

6. «Ласковое имя»

-Когда к вам обращаются с ласковым именем?

-Какие чувства испытываете при этом?

-Что вам хочется сделать в ответ?

7. «Кто быстрей добежит до флажка?» - Подвижная игра

8. «Поза покоя» -

Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать, но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая – очень лёгкая, простая:

Замедляется движенье, исчезает напряженье…

И становится понятно – расслабление приятно.

9. «Зеркало». Игра в парах - повторение всех движений и жестов.

10. «Брыкание». Упражнение лёжа на полу – Снятие мышечного напряжения.

11. «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем.

12. Ритуал прощания - "Дарим друг другу улыбку»

Занятие 2.

1. Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-Чанга»

2. «Выбрось пальцы» – упражнение на сплочение группы.

3. «На ошибках учатся» -

«Каждый из нас иногда совершает ошибки. Только таким образом мы можем чему-то научиться. Вспомните сейчас какую-нибудь свою большую ошибку.

Некоторые ребята, совершив ошибку, долго себя винят, а другие ещё раз пытаются сделать то, что у них не получалось. А как вы реагируете на свои ошибки? Пытаетесь ли вы многократно что-либо делать, пока не получится? Кто радуется вместе с тобой, когда у тебя что-то получается?

4. «Волшебный мешок» - предложить сложить в мешочек все отрицательные эмоции: злость, обиду, грусть, а в другом волшебном мешочке взять себе те эмоции, которые хочет. – осознание своего эмоционального состояния.

5. «Белые медведи»

Двое детей берутся за руки (это медведи) и со словами «Медведи идут на охоту!» бегут, стараясь окружить и поймать других детей.

Потом медведи ложатся спать и снова идут на охоту

6. Море волнуется – раз!

Море волнуется – два!

Море волнуется – три!

Морская фигура – замри!

7. Дыхательное упражнение

Сидя на полу. Вдох, пауза, выдох. Предложить ребенку вокализировать на выдохе, пропевая отдельные звуки:

«а», «и», «у», «о».

8. Игра-фантазия – дети придумывают своего главного героя и в общей игре представляют свою модель поведения.

9. «Паровозик» –игра без слов. Ведущий, как паровозик ведет за собой вагоны, которые повторяют его движения. Все дети по очереди выступают в роли ведущего.

10. «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем.

11. Ритуал прощания - "Дарим друг другу улыбку»

Занятие 3

1. Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-чанга»

2. Приветствие. «Привет, друг!» – демонстрация своего доброго отношения ко всем участникам группы.

3. «Строители» -

Предложить детям построить себе дом из предметов и мебели в игровой комнате. Вопросы:

-Удобно ли тебе будет жить в этом доме?

-Где разместишь гостей – друзей?

-Кто ещё будет жить с тобой?

Обыгрывание. Приглашение в гости друг друга.

4. «На кого я похож?» – ассоциирование детьми друг друга с животным, птицей, деревом, цветком… и пояснить почему.

5. Ролевая гимнастика

Рассказать известное стихотворение:

-шепотом; с пулеметной скоростью; как робот.

Походить как:

- младенец; глубокий старик; лев.

Попрыгать как:

- кузнечик; козлик; кенгуру; лягушка.

- Нахмуриться как :

- -рассерженная мама; разъяренный лев; строгая учительница.

6. «Послушать тишину» - функциональное упражнение для формирования произвольной регуляции собственной деятельности.

7. «Лепим сказку "Три медведя"» - развитие навыков совместной деятельности.

8. Разыгрывание ситуаций

- ты вышел во двор и увидел, что там дерутся два незнакомых мальчика, разними их;

- тебе очень хочется поиграть игрушкой, как у одного из ребят во дворе, попроси её;

- ты очень обидел своего друга, помирись с ним;

- ты нашёл на улице маленького, слабого, замерзшего котёнка – пожалей его.

9. «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем.

10. Ритуал прощания - "Дарим друг другу улыбку»

Занятие 4.

1. Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-чанга»

2. «Слепой танец» – разбиться на пары и, взявшись за руки, потанцевать под легкую музыку 1-2 минуты. Один из пары ведущий, другой – с повязкой на глазах. Затем меняются ролями.

3. «Я и другие» - рассказать о своём друге, маме, папе, бабушке, дедушке, подчеркивая положительные черты другого. Попросит рассказать и о себе, выделяя негативные и положительные качества, акцентируя внимание на последних.

4. «Жмурки» – дети бегают, дразнят «жмурку», трогают её, чтобы отвлечь… «Жмурка на ощупь отгадывает кого поймала. Роли меняются.

5. «Пошли письмо»

В кругу держатся за руки. Почтальон - в центре:

«Я посылаю письмо от Серёжи к Лене». Сережа в кругу пожимает руку следующему соседу, тот пожимает следующему, пока «письмо» не дойдёт до Лены. Цель почтальона «перехватить» письмо, т. е. увидеть, у кого оно сейчас находится.

6. «Винт» - Пятки и носки вместе Поворачивать корпус вправо и влево. Одоновременно руки будут свободно следовать за корпусом. Под музыку «Начали!»

7. «Слушаем себя» – сесть, расслабиться и закрыть глаза. Послушать, что происходит вокруг и внутри нас. Внимательно прислушаться к своим ощущениям. Поделиться впечатлениями.

8. «Рисуем себя» – предложить нарисовать себя сейчас и в прошлом. Обсудить детали рисунка, в чем различие. Спросить, что ему нравится, а что – нет.

9. Подвижная игра по желанию детей.

10 «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем.

11. Ритуал прощания - "Дарим друг другу улыбку»

Занятие 5.

1. Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-чанга»

2. «Составь рассказ» – дети выбирают себе тему, предложенную взрослым: «Я люблю, когда…», «Меня беспокоит…», «Когда я злой…», «Когда мне плохо…», «Что я не могу…». Вместе с детьми продумать пути выхода из этих ситуаций.

3. «Зоопарк» – Дети превращаются в животных, в тех, в кого захотят сами. Каждый изображает свое животное, а другие угадывают. После того, как всех узнали, клетки открываются, и звери выходят на свободу: прыгают, бегают, кричат, рычат.

4. «Цветик – семицветик» – каждый, сорвав лепесток, может задумать одно желание и рассказать только тогда, когда лепесток облетит весь свет. Поощрять желания, которые связаны с желанием позаботиться о близких, друзьях, старых людях, о тех, кто слабее.

5. «Два клоуна» – Этюд на выражение удовольствия и радости.

Два веселых клоуна жонглируют воображаемыми кольцами, не замечая друг друга. Вдруг сталкиваются спинами и падают, громко хохоча. Успокоившись, клоуны помогают друг другу встать, теперь они бросают кольца друг другу.

6. «Черепаха» – упражнение на развитие двигательного контроля. По сигналу, дети с противоположной стороны начинают медленное движение к ведущему. Нельзя останавливаться и спешить. Через 2-3 минуты по сигналу все останавливаются. Побеждает тот, кто оказался самым последним.

7. «Наша группа» – рисунок всех детей в игровой группе по желанию: в виде людей, в виде животных, птиц, цветов… Обзор рисунков с комментариями самих детей. (Диагностический показатель взаимоотношений детей внутри группы).

8. «Жмурки с голосом» – дети бегают, дразнят «жмурку», трогают её, чтобы отвлечь… «Жмурка на ощупь отгадывает кого поймала по голосу. Роли меняются.

9. «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем.

10. Ритуал прощания - "Дарим друг другу улыбку»

Занятие 6.

1. Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-чанга»

2. «Закончи предложение»Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:

Я хочу…

Я умею…

Я смогу…

Я добьюсь…

Каждого попросить объяснить тот или иной ответ. (Способствует повышению уверенности в себе, в своих силах).

3. «Будь дружелюбным»

-Как вы видите и чувствуете, что этот человек дружелюбен?

-Знаете ли вы человека, который иногда всем своим видом нагоняет на вас угрюмость и враждебность?

-Покажи, как ты стоишь и двигаешься, когда дружелюбен?

-Можешь ли ты быть дружелюбным в своей повседневной жизни: дома, с друзьями, с учителем?

4. Совместный рисунок «Как мы боремся с трудностями?» - развитие совместной деятельности. Обсуждение картины всеми детьми.

5.»Смак»

Предложить представить, что каждый из детей самый лучший повар на свете и его пригласили выступить в передачу «Смак» рассказать, как готовится то или иное блюдо.

6.«Сорви шапку» – одна рука привязана к туловищу, другая свободна. На головах шапки. Цель: снять шапку со своего противника и не позволить снять свою.

7. «Шарик»– релаксация.

Положить руку на живот. Представить и надувать живот, будто это большой воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Сделать спокойный вдох животом так, чтоб рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи не поднимать. Вдох – пауза, выдох – пауза. :

Вот шарик надуваем!

А рукою проверяем (вдох).

Шарик лопнул, выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

Дышится легко…ровно…глубоко…

8. «Запрещенное движение» – игра организует детей, дисциплинирует, сплачивает.

Под музыку повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит его – выбывает из игры.

9. «Я добился успеха» – представить это и прочувствовать большую уверенность в себе и силу. Обсудить с каждым ребенком то, что он себе представил и в чем добился успеха.

10. «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем. Говорим самое хорошее о всех членах группы и о себе.

11. Ритуал прощания - "Дарим друг другу улыбку и пожелания».

Публикации по теме:

Комплекс психологических игр «Разговор с телом» (для гиперактивных детей) 1. «Клубочек» Цель: Обучить ребенка одному из приемов саморегуляции. Содержание: расшалившемуся ребенку можно предложить смотать в клубочек.

Конспект занятия «Встречаем Новый год» коррекционно-развивающая программа для детей с ОВЗ «Познаем, играем, учимся» Цели: расширение представлений об окружающем мире; обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного и мл. школьного возраста с ОВЗ;.

Конспект занятия «Попугайчики — наши друзья». Коррекционно-развивающая программа с элементами зоотерапии для детей с ОВЗ Цель: - создать у детей и подростков с ограниченными возможностями первоначальное представление о попугае, вызвать интерес, желание наблюдать.

Коррекционно-развивающая программа по преодолению дефицита внимания у детей старшего дошкольного возраста Коррекционно-развивающая программа для родителей или педагогов по преодолению дефицита внимания у детей старшего дошкольного возраста Цель:.

Коррекционно-развивающая программа индивидуальных занятий «Разноцветное детство» Кррекционно развивающая программы: «Разноцветное детство» Программа составлена на основе: программы занятий по сказкотерапии, составители:.

Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий «Какого цвета твоя боль» Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий: «Какого цвета твоя боль» (работы с последствиями травмирующей ситуации (детским.

Рабочая коррекционно-развивающая программа «Профориентация: моя профессия» Рабочая коррекционно-развивающая программа: «Профориентация: моя профессия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными.

Рабочая коррекционно-развивающая программа «Развиваемся играя» для детей ЗПР 4–7 лет Пояснительная записка Программа составлена с учетом возрастных и специфических особенностей детей с задержкой психологического развития.

Рабочая коррекционно-развивающая программа «Развиваемся играя» для детей ЗПР 4–7 лет. 3 часть содержательного раздела 2 раздел1. Тема «Над-под» Задачи: Сенсорное развитие. Развитие пространственных, временных и квазипространственных представлений. Ход Упражнение.

Рабочая коррекционно-развивающая программа «Развиваемся играя» для детей ЗПР 4–7 лет (содержательный раздел) Содержательный раздел 1 раздел1. Тема «Солнечный зайчик» Задачи: Активизация базовых предпосылок психического развития ребенка с помощью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционно-развивающая программа психологических занятий для гиперактивных детей
Опубликовано: 1 февраля 2018 в 23:01
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД