ИРАИДА ПОЛЯКОВА
Коррекционно-развивающие игры по формированию элементарных математических представлений для детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-развивающие игры на формирование элементарных
математических представлений для детей старшего дошкольного возраста
с задержкой психического развития.
Игра: «Чего не стало?»
Цель: Развитие внимания, памяти, речи.
На столе под салфеткой несколько предметов.
Публикация «Коррекционно-развивающие игры по формированию элементарных математических представлений для детей с ЗПР» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ЗПР. Задержка психического развития
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» декабрь 2013
Воспитатель поднимает салфетку и просит назвать, что было под салфеткой. Затем предметы вновь накрываются салфеткой, и незаметно убирается один предмет. Когда салфетку поднимают во второй раз, дети должны определить, чего не хватает. Так можно убирать по одному предмету несколько раз.
Игра: «Магазин овощи – фрукты»
Цель: Развитие счетных умений, закрепление знания цифр, объединение предметов в совокупности и разбиение совокупности на части.
Дети за столом. У каждого набор геометрических фигур и карточка с двумя полосками.
На фланелеграфе – груша, яблоко, помидор, огурец, апельсин, морковка, лимон.
Вот мы и вернулись из путешествия, надо сходить в магазин за продуктами. В какой магазин попали? Что в нем продается? Какой здесь беспорядок! Давайте овощи, расположим справа, а фрукты – слева (делают дети на фланелеграфе).
Сколько фруктов? Сколько овощей? (рядом ставятся цифры, которые дети выбирают из цифр 1 – 4, лежащих около фланелеграфа). Положите на полку столько кругов, сколько в магазине фруктов, а на нижнюю – столько квадратов, сколько там овощей.
Сколько кругов ты положил? Сколько квадратов? Почему? Чего больше? Чего меньше? Как сделать поровну? (2 варианта)
Игра: «Геометрическое лото»
Цель: Развитие мыслительных операций, речи, вариативности мышления.
У каждого ребенка геометрические фигуры двух цветов, двух размеров и двух форм, например:
Воспитатель рассказывает:
- Жили – были фигуры, вдруг поссорились: «Не хотим вместе жить, мы такие разные! Соберемся группами!».
Как разделить фигуры:
а) по цвету;
б) по размеру;
в) по форме?
Обычно деление по цвету не вызывает у детей затруднения, более сложное задание – деление по размеру, и самое трудное – по форме. В случае необходимости воспитатель помогает детям выполнить задание с помощью наводящих вопросов. Дети раздвигают фигуры на столах в разные стороны.
а) б) в)
Игра: «Найди два одинаковых предмета»
Цель: развитие мыслительных операций, речи.
Воспитатель выкладывает на фланелеграфе всевозможные треугольники разного цвета. Два треугольника должны быть совершенно одинаковыми и еще один такого же цвета.
Игру можно повторить с кругами и другими фигурами.
Игра: «День – ночь»
Цель: Закрепление счетных умений и знание цифр, развитие внимания и памяти.
Дети садятся за столы. На фланелеграфе размещены несколько групп предметов. Дети их пересчитывают и подбирают подходящие цифры. Затем дети закрывают глаза – «ночь», а воспитатель нарушает соответствие между количеством и цифрой (например, меняет цифру местами или убирает из какой – либо группы предмет, оставляя цифру без изменений и т. д.).
Дети открывают глаза – «день». Заметив ошибку, они должны исправить её двумя способами: или изменить количество предметов, чтобы оно соответствовало цифрам, или изменить цифру.
Игра повторяется несколько раз.
Игра: «Пятый лишний»
Цель: Формирование пространственных отношений «внутри» и «снаружи».
Воспитатель выставляет на фланелеграфе 5 карточек. На четырех нарисованы клетки, в которых сидит по одной птице, а одна клетка пустая, птица сидит на ней. Дети должны найти лишний рисунок и объяснить, почему он лишний (на всех картинках птицы внутри клеток, а на одной – снаружи).
Можно спросить детей, что находиться внутри комнаты, а что снаружи, что находится внутри домика, а что – снаружи и т. д.
Игра: «На что похоже»?
Цель: Развивать фантазию, творческие способности, учить распознавать геометрические фигуры в предметах окружающей обстановки.
На столах у детей листки с изображением овала. Воспитатель, предлагает спрятать его в какой – нибудь предмет – дорисовать картинку. После выполнения задания работы детей обсуждаются.
Игра: «Что изменилось»
Цель: Развитие наблюдательности, внимания, зрительной памяти.
Воспитатель ставит на стол домик и на разном расстоянии от него лису и кота.
- Кто ближе к домику? Кто дальше?
Затем дети закрывают глаза, воспитатель переставляет игрушки. Дети должны рассказать о том, что изменилось.
Игра повторяется несколько раз.
Игра: «Молчанка»
Цель: Закрепление навыков счета, знание цифр.
Дети садятся за столы. Перед ними на тарелках крупная фасоль, рядом – набор цифр.
У воспитателя на столе ширма. Он за ширмой ударяет несколько раз в бубен. Дети должны отсчитать и положить перед собой столько фасоли, сколько было ударов. Затем молча, они находят нужную цифру и показывают ее воспитателю. Брать фасолины можно только после того, как воспитатель покажет пустые руки.
Игра: «Что изменилось?»
Цель: Развивать внимание, память, закреплять счетные умения и умение соотносить цифру с количеством.
На столе выставлены группы игрушек. Около каждой - цифра, показывающая, сколько игрушек в группе. Дети вместе с воспитателем проверяют, правильно ли расставлены цифры (пересчитывают количество игрушек в каждой группе и смотрят, соответствует ли цифра количеству).
Затем дети закрывают глаза, а воспитатель выставляет еще одну группу игрушек или, наоборот, убирает одну группу. Открыв глаза, дети должны объяснить, что изменилось (убрали трех уточек, поставили две пирамидки и т. д.).
Воспитатель может поставить игрушки без цифры или цифру без игрушек. Дети должны восстановить порядок: подобрать соответствующую цифру или поставить нужное количество игрушек.
Игра: «Загадки»
Цель: Закрепление знания цифр, умение соотносить цифру с количеством, развитие внимания, интереса к предмету.
Перед каждым ребенком на столе набор цифр от 1 до 9. Воспитатель загадывает загадки про цифры, дети отгадывают, показывают цифру воспитателю и переворачивают ее лицом вниз.
- Переверните цифру, которая встречается в сказке о Машеньке и медведях (три).
- Переверните цифру, которая показывает. Сколько раз я хлопнула в ладоши (пять).
- Переверните цифру, которая показывает, сколько предметов на этой картинке (шесть).
- Переверните цифру, которая встречается в сказке о Белоснежке и т. д.
Сверяют последнюю оставшуюся цифру, проверяя правильность выполнения задания.
Игра: «Право – лево»
Цель: развитие пространственной ориентировки.
1)Дети садятся за столы по одному. Воспитатель читает стихотворение.
Стоял ученик на развилке дорог,
Где право, где лево – понять он не мог:
Но вдруг ученик в голове почесал
Той самой рукою, которой писал,
И мячик кидал, и страницы листал,
И ложку держал, и полы подметал,
«Победа» - раздался ликующий крик,
Где право, где лево узнал ученик.
(В. Берестов)
Воспитатель просит детей поднять правую руку, левую руку, закрыть рукой левый глаз, правый глаз, подергать правое ухо, левое ухо и т. д.
2) На столах у детей известные им геометрические фигуры двух размеров и четырех цветов. Воспитатель дает детям задания:
а) Возьмите в правую руку большой красный О, в левую руку маленький синий. Положите перед собой маленький желтый О, справа от него – большой синий круг, слева – маленький красный.
б) Справа от меня встанет тот, у кого в левой руке маленький синий, позади меня встанет тот, у кого в правой руке большой желтый О и т. д.
Игра: «Садовник»
Цель: Развитие пространственных представлений, речи внимания, закрепления счетных умений.
Воспитатель предлагает детям вспомнить лето и посадить на клумбу цветы. «Клумбой служит лист зеленой бумаги прямоугольной или квадратной формы», а «цветами» - геометрические фигуры разного цвета и разной формы.
- Какой формы твоя клумба?
- Сколько у нее углов?
- Покажи верхние углы (нижние).
- Покажи углы, которые справа (слева).
- Сколько их? – а теперь найди верхний правый угол, нижний левый, верхний левый, нижний правый.
- Начинаем сажать цветы: посадите в верхний левый угол – 2 синих цветка, в нижний правый – 1 желтый, в верхний правый – красный и синий цветки.
- Какой угол остался свободным? Посадите туда какой хотите цветок.
- А теперь соберем цветы с клумбы. Срывайте и рассказывайте, сколько каких цветов и откуда вы сорвали. (Например, я сорвал 2 красных цветка из левого нижнего угла и т. д.)
Игра: «Калейдоскоп»
Цель: Закрепить знания геометрических фигур, ориентировку в пространстве.
Дети сидят на стульях, стоящих по кругу. У каждого в руках карточка с изображением геометрической фигуры определенного цвета. Карточки не повторяются.
Одно место свободно. Входящий говорит «Место справа (слева) от меня свободно. Я хочу, чтобы его занял зеленый треугольник (красный круг и т. д.) тот рядом с кем место освободилось, становится водящим. Игра продолжается.