Папки-передвижки

Коррекционные мероприятия по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Мина Шамсиева
Коррекционные мероприятия по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли…. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» (В. А. Сухомлинский».

У детей с ограниченными возможностями здоровья происходит задержка формирования основных моторных функций. Отсроченным по времени от возрастных нормативов оказывается формирование сложных моторных актов, тонких и дифференцированных движений, которые необходимы для самообслуживания, осуществления изобразительной, учебной и трудовой деятельности.

Публикация «Коррекционные мероприятия по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

Отставания в формировании моторики у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья обусловлены органическим характером поражения нервной системы и зависят от характера и степени нарушения функционирования двигательных нервов.

Состояние мелкой моторики у таких детей характеризуется неловкими, скованными, недифференцированными движениями. Часто наблюдается небольшое ограничение объема движения рук, при функциональной нагрузке возможны содружественные движения (синкинезии, нарушения мышечного тонуса, в основном движения бывают неловкими и непродуктивными. Наиболее ярко недостаточность развития моторики рук проявляется при выполнении сложных движений, требующих четкого управления мелкой моторики, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственной организации движений; снижается скорость переключения с одной деятельности на другую, наблюдается недостаточная координация движений. Как правило, дети с ограниченными возможностями здоровья неохотно рисуют, лепят и неумело работают с ножницами.

В дошкольном возрасте, в условиях детского сада компенсирующего вида, в комплекс коррекционных мероприятий включены такие виды деятельности, которые в своих истоках связаны с игрой: рисование, лепка, аппликация, конструирование, труд и др. Все они направлены на развитие способности различать цвет, форму, величину, а также на развитие мышечно-суставного чувства и мелкой моторики. Вместе с тем эти виды деятельности существенно обогащают все психические функции.

Занятия ручным трудом оказывают положительное влияние и на развитие эмоционально-волевой сферы. В результате занятий происходят существенные изменения в поведении детей : они становятся более сдержанными, собранными, внимательными и аккуратными, а именно в этом возрасте им так часто не хватает этих качеств. Обогащаются и становятся более дифференцированными эмоции детей : они начинают понимать различные эмоциональные состояния и пытаются передать это в поделках.

На базе нашего МБДОУ планируется и проводится комплекс коррекционных мероприятий, в который включена работа по развитию мелкой моторики на занятиях по художественному ручному труду. Следовательно, есть все основания рассматривать ручной труд как платформу для формирования мелкой моторики и коррекции нарушений моторных функций.

Содержание художественного труда дошкольника в практике детского сада составляют:

- работа с бумагой, картоном: аппликация из разнофактурной бумаги в сочетании с тканями, природным материалом, изготовление декоративных панно, объемных и плоскостных предметов и конструкций для оформления праздников и развлечений, декораций, сувениров, макетов кукольных комнат;

- работа с тканью, нитками: декоративная аппликация с тканью, плетение, изготовление панно, одежды для кукол, детали костюмов для игр, предметов сервировки стола, сувениров и театральных кукол;

- работа с природным материалом: изготовление мелких и крупных скульптур, декоративных коллажей и объемных композиций из сухих растений, соломки, плетение изделий из прутьев и сухой травы; составление декоративных букетов из сухих и живых растений;

- работа с пластилином и соленым тестом: создание украшений и керамических панно для оформления интерьера; изготовление настенных вставок, мелких скульптур, игрушек – сувениров, кукольной посуды;

- работа с искусственными материалами: вязание, плетение из синтетической пряжи, декоративной тесьмы, цветной мягкой проволоки; изготовление украшений и предметов быта.

При составлении индивидуальной программы и организации коррекционной работы мы опираемся на общие дидактические принципы – последовательность и постепенность возрастного формирования навыков, выделяем «зону ближайшего развития» и учитываем то, как именно формируются навыки. Для этого проводим работу сразу в нескольких направлениях, устраняем недостатки формирования мелкой моторики : слабый нажим, неумение удержать предмет, нескоординированность движений пальцев рук, суетливость в движениях, неловкость, чрезмерно высокое напряжение. Постепенно, развивая мелкую моторику рук, воспитываем у детей умение регулировать силу и точность своих движений.

Чтобы у ребенка выработались прочные навыки в двигательной сфере, требуется длительное время, а также использование разнообразных форм и приемов обучения. Для повышения эффективности работа проводится в тесной взаимосвязи со всеми участниками образовательного процесса: медицинским персоналом, воспитателями, учителем – логопедом, музыкальным руководителем.

Нами разработан комплекс приемов по развитию у ребенка мелкой моторики.

1. Любую работу начинаем с большими деталями и предметами, а затем переходим к более мелким. Это относится к работе с природным материалом, бумагой, пластилином.

2. Переходим от более пластичного материала к более твердому, от мягкой и тонкой бумаги – к более плотной, а затем и к картону.

3. Последовательно отрабатываем движения: сначала «рука в руке» для формирования мышечной памяти, затем поочередно отрабатываем все этапы формирования движения.

4. Для поддержания интереса регулярно меняем виды деятельности. При этом учитываем, что для закрепления навыков и перехода к самостоятельным движениям требуется длительное время.

Планируются и проводятся подгрупповые и индивидуальные занятия. Коррекционные упражнения по развитию мелкой моторики являются частью подгруппового занятия.

Подгрупповые занятия посещают дети, имеющие средний и высокий уровни умений и навыков, для более углубленной работы с ними. Дети со слабыми навыками занимаются только индивидуально. Мероприятия включены в общую сетку занятий учреждения.

Для выявления умений и навыков детей мы проводим диагностику с учетом медицинских показаний и заключений других специалистов. Диагностика проводится в начале, середине и в конце года. Сведения выносятся для обсуждения на административно-групповые совещания, таким образом, поддерживается взаимосвязь в работе всех специалистов учреждения. По результатам диагностики выделяются три уровня умений и навыков детей – высокий, средний и низкий.

Далее составляется индивидуальный план занятий. У каждого ребенка есть своя тетрадь, альбом для того, чтобы проследить динамику усвоения материала и развития мелкой моторики.

Для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми осуществляется тесная взаимосвязь их с родителями: предлагаются письменные консультации, проводятся индивидуальные беседы и дни открытых дверей, оформляются выставки.

Итак, правильно организованная работа по развитию мелкой моторики является важным элементом гармоничного развития детей, готовит ребенка к обучению в школе. Ребенок приобретает больше уверенности и изобретательности в движении руки. В процессе работы ребенок осваивает различные виды ручного художественного труда, развивает глазомер, творческие способности, активность, что очень важно для учебной деятельности. На занятиях по развитию мелкой моторики развиваются внимательность, точность и координация движений. Кроме того, занимательное содержание и доступные приемы работы позволяют наилучшим образом формировать самые основные познавательные процессы: восприятие, внимание, память, мышление.

К концу года дети показывают достаточный уровень зрительной ориентации и подготовки руки к письму. Для формирования объективной самооценки мы стараемся привлекать детей к участию в конкурсах и выставках детского художественного творчества на уровне города, области и Российской Федерации.

Публикации по теме:

«Чудо-птица». Дидактическое пособие для развития мелкой моторики пальцев рук«Чудо-птица». Дидактическое пособие для развития мелкой моторики пальцев рук Представляю вашему вниманию дидактическое пособие для развития мелкой моторики пальцев рук. Как говорил В. А. Сухомлинский "Истоки способностей.

Использование нетрадиционных техник художественного творчества в работе с дошкольниками.Использование нетрадиционных техник художественного творчества в работе с дошкольниками. "Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционные мероприятия по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 19 марта 2014 в 10:19
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД