Татьяна Савина
Урок изучения нового материала по МХК в 11 классе «Космизм в творчестве К. С. Петрова-Водкина»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель урока : формирование мировоззрения учащихся.
Задачи: -знакомство с творчеством русского художника К. С. Петрова-Водкина;
-воспитание нравственности, духовности.
Форма урока : художественная гостиная, урок-портрет.
Новые понятия:
Тропарь – церковный гимн.
Логос (греч.) –мировой разум.
Хаос (греч.) –полный беспорядок.
Апокалипсис (греч.) –часть Библии, содержащая мистические пророчества «о конце света».
Три способа познания мира:
-рациональный (логический);
-чувственный;
Публикация «Урок изучения нового материала по МХК в 11 классе „Космизм в творчестве К, С, Петрова-Водкина“» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- МХК
- Старшая школа 11 класс
- Старшая школа. 10-11 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
-иррациональный (основанный на интуиции).
Волюнтаризм (лат.) –направление в философии объявляющее волю высшим принципом бытия.
Иллюстративные ряды.
-зрительный:
древнерусская иконопись (фоторепродукции);
Андрей Рублев «Троица»;
Петров-Водкин «Купание красного коня», «Петроградская мадонна»;
ретроспектива живописи России начала 20 века;
-музыкальный:
С. Рахманинов «Мелодия», «Прелюдия соль-минор»;
Свиридов «Любовь святая», музыка к драме «Царь Федор»;
П. И. Чайковский Литургия «Милость мира»;
-литературный:
Ненароков «С веком наравне»;
А. Блок «Жизнь без начала и конца…»
Эпиграф урока : Мудрость разумного – знание пути своего…
Ветхий Завет.
Книга Притчей Соломоновых.
Ход урока
Слушание: С. Рахманинов «Мелодия» (2 мин.)
Вступительное слово учителя: - Добрый день! Мы приветствуем всех, кто пришел в нашу художественную гостиную. Сегодня речь пойдет о космизме в творчестве русского художника Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина.
Хочу начать с нескольких высказываний русских деятелей культуры об одном и том же времени, начале 20 века.
Иван Бунин, характеризуя это время, назвал его «Вальпургиевой ночью, шабашем…». Бунину вторил Александр Бенуа, назвав состояние искусства «базаром художественной суеты» : все бросились от индивидуализма к запоздалому упрощенству; от непротивления к бунту, чтобы только все стало не таким, каким оно было. «…одни рекомендовали все сводить к геометрическим формам, другие ставили в образцы детские рисунки, вывески и лубки, третьи старались изо всех сил быть только яркими, четвертые делали только кляксы, судорожно размазывая их по холсту, и сами верили в то, что гениально импровизируют». Шла погоня за «большей новизной» как таковой.
Микродискуссия
-Так о каком историческом отрезке времени и художественном направлении идет речь?
-Давайте вспомним и расшифруем Аристотелев мимезис.
-Модернизм – художественная система, в основе которой отказ от мимезиса, так ли это?
-Чьи взгляды, настроения, вкусы отразило это художественное течение?
-Что такое авангардизм?
-Какие авангардистские течения вы знаете?
Учитель: - Итак, обобщая все вышесказанное, мы можем заявить, что русское изобразительное искусство начала 20 века являло собой по образному выражению Александра Бенуа – «базар художественной суеты».
Завязка
Учитель: - Тема встречи названа.
Проблема, над которой будем сегодня работать, звучит так: -Можно ли назвать творчество Петрова-Водкина художественным возрождением России начала 20 века (на всеобщем фоне «базара художественной суеты» в ИЗО России?
Но прежде позвольте художественное отступление о духовных началах культуры.
В основе конкретной культуры – конкретная модель мира. Модель мира – это представление об основном мировом событии как моменте бытия. Культура возникает, когда это событие соизмеряется с другим событием – событием Человека. Человек – особое космическое событие. Он причастен к событийной целостности мира через сотворение своего собственного мира культуры.
Три великих события мира – событие космоса, событие социума и событие личности – могут существовать только в целостности.
Именно античность создала этот способ отношения человека к космосу, обществу и самому себе. Благодаря этому способу отношения человека к миру, античность понимается как синоним классического образца культуры, гармонической модели мира. Античность стала «золотым веком», где имели место быть гармония мифа и Логоса, человека и природы, где космизм мыслился как живая связь человека и космоса.
Слушание: С. Рахманинов «Прелюдия соль – минор» (4 мин.)
Учитель (на фоне музыки) : - Русская революция 1917 года.
Глобальным по своим последствиям после этой революции было разрушение монархической системы. Монархия представляла собой ту смыслообразующую основу, то событие, которое в русском сознании находилось между событием Человека и событием Космоса, Бога. Монархия в народном сознании была слита с православной верой, с законностью и системой права, с национальной идеей. После разрушения монархии легко и естественно была разрушена старая государственность и ее правовая система: система собственности, религиозность (православие, общепринятые нормы морали и общественные устои.
Одним из первых декретов Советской власти был декрет об отделении церкви от государства. Религия, хотя и не оказалась «вне закона», но активно изгонялась из всех сфер жизни. Церковь не имела возможности оказывать влияние на государственную политику. Ослабело ее влияние на формирование нравственности народа.
Огромная Россия была ввергнута в Хаос. Великая триада «дух – душа – тело» трагически рассыпалась. Метафора «Человек – образ Божий», служившая своеобразным культурным знаком стремления человека к целостности, превратилась в фарс.
Главная идея Христианства – спасение души после смерти, с одной стороны, и труд как ценность – с другой, оказались отделенными друг от друга после революции.
Символом культуры России стал безбожный человек. Революция всех застала врасплох: и тех, кто ее ждал, и тех, кто ее боялся. Революция не была концом русской истории, но ее, полной трагедийности, новой страницей (музыка стихает).
И в это сложное время Кузьме Петрову – Водкину был доступен космический, естественно- надрационалистический взгляд из «русской культурной Вселенной» на деструктивные процессы собственной истории.
Ученик: - «Русская культурная Вселенная» вырастала в его душе с раннего детства. Петров – Водкин вышел как самородок из крестьянско-мещанской среды Саратовской губернии.
Мальчик рос в дружной семье, окруженный вниманием и любовью. С матерью Анной Пантелеевной его связывала особая душевная близость. От этой простой женщины будущий художник впитал особое, свойственное только ему ощущение живой Вселенной.
Мать тонко чувствовала пейзаж, растения и, в особенности, животных. Космос был для нее единым целым, с огромным бьющимся человеческим сердцем внутри него, и здесь у нее был какой-то особый подход, уничтожающий грани между жизнями.
Именно эти материнские зерна проросли у художника в диковинного Красного коня, в космическое понимание Земли и Человека, в редкое умение никогда не кривить душой.
Ученик: - Расставаясь с детством, он вспоминал:
…здесь, на холме, когда падал я наземь, передо мной мелькнуло совершенно новое впечатление от пейзажа, какого я еще никогда, кажется, не получал…Я видел землю, как планету… Очертя глазами весь горизонт, воспринимая его целиком, я оказался на отрезке шара, причем, шара полого, с обратной вогнутостью, - я очутился как бы в чаше небесного свода. Неожиданная, совершенно новая сферичность обняла меня на этом затоновском холме. Самое головокружительное по захвату было то, что Земля оказалась не горизонтальной, и Волга держалась, не разливаясь, на отвесных округлостях ее массива, и я сам не лежал, а как бы висел на земной стене.
Тогда я, конечно, не учел величины открытия, только испытал большую радость и успокоенность за мою судьбу перед огромностью развернувшегося передо мной мира. Я ощутил себя в центре мироздания, в центре планеты.
Слушание: П. И. Чайковский Литургия «Милость мира» (4 мин.)
Ученица (на фоне музыки) : - Открытием в жизни Петрова-Водкина стала древнерусская иконопись.
Вот икона Святого Георгия Победоносца, или, как на Руси его называли, Егория, копьем поражающего змея. Вот он – борец за правое дело, за победу света над мраком, витязь, сидящий на коне. Он юн и прекрасен. Огненно-яркий плащ, отброшенный ветром, еще ярче выявляет белизну коня, золото доспехов героя и сизого, извивающегося под конем дракона, с вонзенным в пасть копьем.
Ученик (на фоне музыки) : -А вот икона Смоленской Божией Матери.
Как поется в церковном тропаре Смоленской иконе Божией Матери :
«К Богородице прилежно ныне притецем грешнии и смирении, и припадем в покаянии зовущее из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердвовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати твоя раби тщи: тя бо и едину надежду имамы».
Ученица (на фоне музыки) : - А здесь мир, в который нас погружает созерцание «Троицы» Андрея Рублева. Это мир согласия и взаимной любви, неразрывного единства. Мир тишины и покоя, ибо никакого действия перед нами не происходит. На Рублевской «Троице» то, что вечно: добро, жертвенность, любовь.
Рублев писал ее в память о Святом Сергии Радонежском. Как говорит летописец его жизни, преподобный Сергий хотел, чтобы божественная любовь учила людей. И чтоб люди, взирая на небесную любовь, побеждали злобное разделение мира (музыка затихает).
Учитель: - Гуманистические озарения Андрея Рублева, его просветленность и глубина, его понимание красоты и любви человека, вошли в кровь и сознание Петрова-Водкина.
Но все это будет потом – после провинциального, милого сердцу Хвалынска Саратовской губернии; после Самары с классами живописи и рисования; после Петербургского художественно-промышленного училища Штиглица; после Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где молодой Кузьма Петров-Водкин встретится с преподавателем Валентином Андреевичем Серовым. Потом будут Константинополь, Греция, Рим, Милан, открывшие ему гений бессмертного Леонардо.
«Космический масштаб произведения искусства возможен,»- сказал художник, изучив творчество Леонардо.
Будет еще Мюнхен, будет Париж, где он встретится с живым полубогом прекрасной Франции Анри Матиссом.
Но все это будет до «Красного коня» и после детства.
Кульминация
Учитель: - Так уж повелось: произносится фамилия Петрова – Водкина – всплывает в памяти сверкающий образ Красного коня.
Представьте себе: Москва, 1912 год. Выставка картин «Мир искусства», этих тончайших художников-эстетов.
Устроители выставки поместили «Купание Красного коня» над входом, и ошеломляющее впечатление произвел он на ко всему привыкшую уже публику.
Соединение открытых живописью 20 века полнозвучных цветовых контрастов с идущими от иконописи духовным горением цвета, торжественностью линейного ритма композиции, позволило создать созвучное эпохе, универсальное, символическое произведение.
Говорили, что этот кроваво-красный конь прискакал к нам из древнерусских икон, другим чудился в коне революционный штурм, третьим – апокалипсис.
Парадоксальная картина, не правда ли? Все в ней застыло, и все – движется. Событие свершается в центре Земли, в центре Вселенной. Небывалый Красный конь воспринимается как художественная метафора духовной зари, нового рассвета, поднимающегося над миром. Александр Блок назвал его образцом эпохи, предчувствием больших событий и перемен.
В картине линия горизонта круглится, приобщая событие к планетарному ритму. Конь словно знаменует переход из ограниченности мира физического в мир духовный.
Уходя и возвращаясь к Красному коню, невольно задумываешься о себе, о бытие, о том, зачем ты пришел в этот мир.
Чуткий к планетарным явлениям, художник обостренно переживает исторический перелом в жизни России. Конец 1910х годов он провел в Петрограде. Что же дали ему 2 года жизни на берегах Невы? Ответ наиболее полно для нас звучит в его полотне «1918год в Петрограде» («Петроградская мадонна»).
Ученик: - Художник шел по городу. Он не брал карандаши и блокнот, чтобы делать зарисовки. Зато жадно впитывал в себя впечатления.
Вот профессор стоит на углу, держит в руках статуэтку Венеры: меняет, видно, на соль и спички.
Вот женщина с классическим лицом просит подаяние.
Вот молодые ребята таскают бревна…
Как все это выразить на холсте?
Проходили дни, часы. Темнело и светало. Всходило и заходило солнце, дышал космос. Художник все брал на весы своего сердца.
Проходили дни. Груз увеличивался.
И вдруг в один, поистине прекрасный, момент он понял, наконец, что делать!
Не профессор, не женщина с классическим лицом, не грузчик будут изображены на его картине, а женщина с ребенком на груди.
Слушание: Свиридов «Святая любовь», музыка к драме «Царь Федор»
Учитель (на фоне музыки) : - Как достоверна, тревожна жизнь города, острые холодные цвета. И странное ощущение: свет ниоткуда. А на балконе – женщина с ребенком на груди, мать. И эта юная мать прижмет к себе ручонку своего младенца.
Лицо ее, как на иконах Андрея Рублева. Зритель воспринимает в картине только три основные цвета: белый, голубой и охристый. Белый платок, как мрамор, покроет лицо женщины. Складки ее одеяния благородны, как одежды Афродиты. А лицо желтоватое, так светится самый вечный металл – золото.
Защищен младенец мудростью и добротой. И все спокойствие и надежда стекаются в облик младенца – в его безмятежность, в отрешенность от окружающего, в берегущее движение левой руки матери, обнимающей ребенка. В этом движении – «колыбельная для ребенка».
Пришла она в Петроград из детства художника, от его матери, изначально понимавшей, что только любовью можно уберечь и защитить все.
Безмятежно дитя человеческое – и звучит колыбельная для ребенка в этом земном космосе, где есть мать и дитя!
В этой картине то, что существует всегда. Не случайно картину назвали «Петроградская мадонна» (музыка затихает).
Учитель: - «Красный конь», «Петроградская мадонна»… Оба эти полотна удивляют, заставляют задуматься. Глядя на эти шедевры, можно ли сказать, что искусство – это гармония? Безусловно.
А ведь художник жил во время сплошных диссонансов, а его искусство оставалось гармоничным, потому что в душе царила гармония. Так, где истоки этой гармонии?
Их два: его мать Анна Пантелеевна и древнерусская иконопись. Они дали ему чувство космической любви, чувство гармонии.
Заключение
Учитель: - Ребята! Памятуя об эпиграфе нашей встречи, можно ли говорить, что Петров-Водкин шел своим путем в искусстве, подсказанным сердцем? Безусловно.
А сейчас предлагаю вам в письменной форме ответить на проблему нашей встречи: -Можно ли назвать творчество Петрова–Водкина духовным возрождением России начала 20 века?
Слушание: С. Рахманинов «Мелодия» (на фоне музыки, учащиеся письменно раскрывают проблему встречи, 5 мин.).
Зачитываются несколько работ учащихся. Оцениваются. Остальные работы собираются учителем.
Учитель: - Итак, обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что творчество художника явилось духовным возрождением России, потому что он дал новую жизнь классической традиции, обогатив ее духовностью древнерусского искусства.
Учитель: -В 1911 году Александр Блок писал:
«Жизнь без начала и конца. Нас всех подстерегает случай.
Над нами сумрак неминучий иль ясность божьего лица».
Здесь философия, которая заявлена у Ницше: случай, тьма, нерасчленимость и иррациональность объявлены первоначалами бытия, лишь лик Бога, возвышающийся над миром, ясен. И далее:
«Но ты, художник, твердо веруй в начала и концы.
Ты знай, где стерегут нас ад и рай».
Иначе говоря, художник сам должен решить эту задачу. Он должен отдавать себе отчет в том, что хаос, сумрак, случай фундаментальны и первичны. Но жить и действовать нужно так, будто бы реальность подчинена порядку и разуму («. веруй в начала и концы.»).
Пожелание учащимся
Учитель: -Ребята! Идет новое тысячелетие. Подлинная наука говорит:
-Жизнь лучше не будет. Она будет другой, но прибавление удобств и знаний будет сопровождаться такими бедами, что всегда будут появляться люди, готовые воскликнуть: -А деды жили лучше!
Но как мы можем, будучи в здравом уме, говорить, что наше дело безнадежно. Для нас, а особенно для вас, молодых, единственный путь – продолжать его делать как можно лучше. Создавать суперцивилизацию, помня о том, что катастрофа будет тем больше, чем больше будет разрушена религия, чем сильнее будет отравлена окружающая среда.
А ты, младое поколенье, помни блоковские строчки и «твердо веруй «и «знай, где стерегут нас ад и рай!»
Я благодарю всех. Встреча в нашей гостиной подходит к концу. До свидания! Спасибо!