Карабекова Инга Алаудиновна
Краеведение как основа воспитания патриотизма
▼ Скачать + Заказать документы
Краеведенье – основа воспитания патриотизма
Патриотическое воспитание – понятие емкое, которое включает в себя влияние взрослых на чувственную сферу ребенка и на содержание детской деятельности, на нравственные проявления, на суждения, на отношения к сверстникам, на расширение и уточнение знаний, на формирование у него начального чувства малой Родины - правильного отношения к обществу, людям, труду, своим обязанностям.
Публикация «Краеведение как основа воспитания патриотизма» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
2 слайд
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности.» академик Д. С. Лихачев
3 слайд
В период обновления дошкольного образования, значительно возрастает роль становления у дошкольников ценностного отношения к родному краю, городу, воспитания основ гражданственности, как источника формирования чувств патриотизма и толерантности. Наиболее оптимальным средством патриотического воспитания детей в детском саду является краеведение, которое предполагает изучение территории родного края. Нельзя воспитать настоящего патриота Родины без формирования элементов краеведения, представлений о своем городе, крае, стране.
4 слайд
Цель дошкольного краеведения - воспитание гражданина, любящего и знающего свой край. Содержание работы по краеведенью состоит из нескольких направлений:
– история города и края;
– культурное наследие;
– архитектурно-скульптурный облик города и края;
– производство.
5 слайд задачи
1. Формирование представления о Родине как месте, где человек
родился и страна, где он живет.
2. Формировать любовь к родному городу и краю, интерес к
прошлому и настоящему.
3. Развитие у дошкольников способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира.
4. Воспитание потребности узнавать о культурных и природных
ценностях родного края, беречь и охранять их.
5. Воспитание уважения к людям труда, знаменитым землякам.
6. Расширение кругозора детей на основе материала, доступного их
пониманию.
7. Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому,
улице, краю, стране.
8. Формировать умения ориентироваться в ближайшем природном и
культурном окружении и отражать это в своей деятельности
6 слайд.
Формы работы
- Тематические беседы: "Как
узнать, что человек любит свой город?", "Что бы ты сделал, если был бы главой города?" и др.
- Экскурсии обеспечивают знакомство детей с социальным и культурным разнообразием города;
- Игры;
- Праздники, развлечения - народные, обрядовые, посиделки, день рождения города, края;
- Прогулки, путешествия, походы, экологическая тропинка;
- Конкурсы рисунков;
- Музыкально-театрализованная деятельность;
- Самостоятельная элементарно-поисковая деятельность;
- Продуктивная творческая деятельность;
7 слайд
Методы краеведческой работы
Используя - Метод проектов, воспитатель становится организатором исследовательской деятельности детей, направленной на сбор, изучение, анализ, а затем презентацию материалов по взятой теме. Тему дети могут выбрать сами: "Я и моя семья", "Сделаем город лучше", "Помоги растениям" и др.
Метод постановки проблемы или создание проблемной ситуации. Занятие, начатое с проблемной ситуации, взятой из реальной жизни, требует от детей умение использовать имеющие знания для ее решения.
Игровой метод. Особое место занимают краеведческие игры, которые дают возможность приобщить ребенка к истории, археологии, географии, природе (Л. И. Соловьевым "Краеведческие игры для школьников")«Достопримечательности города»(Детям предлагается рассмотреть и выбрать иллюстрации с достопримечательностями своего города)
«Собери картинку», «Как зовут тебя деревце».
8 слайд
Организация предметно-пространственной среды
- мини-музей
Важной особенностью мини-музея является то, что экспонаты выставки можно брать в руки, рассматривать, исследовать или играть с ними. Именно такой способ восприятия и познания окружающего мира привлекает детей, помогает формировать познавательный интерес, способствует развитию социальных компетенций дошкольника, тем самым, образовательный процесс становится наиболее эффективным.
- художественно-дидактические пособия
Оно направлено на развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие восприятия, образных представлений, воображения, эстетических чувств, эстетического отношения к окружающей действительности, а так же в приобщении к искусству, как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребенка.
- центр краеведения
Работа в уголке краеведения развивает у дошкольников речь,
воображение, мышление, расширяет кругозор, способствует
нравственному становлению личности, расширяет область
социально-нравственных ориентаций и чувств детей,
пробуждая любовь к родному городу, краю, России.
Содержание материалов в уголках краеведения зависит от
возраста детей.
9 ,10,11 слайды
Младший возраст (4-й год жизни)
• Альбомы: «Наша семья», «Улицы города», «Мой город», «Наш детский сад», «Праздники дома и в детском саду».
• Художественная литература: стихи о родном городе, рассказы и легенды, сказки, потешки, скороговорки.
• Папки – передвижки с иллюстрациями: «Природа родного края», «Наш город во все времена года».
• Дидактические игры: “Оденем куклу на прогулку”
• Книжки-раскраски: «Моя улица», «Мой дом», «Мой детский сад».
• Картинки – иллюстрации: «Труд взрослых»
• Рисунки детей и взрослых о себе, городе, окружающей природе.
• Куклы в русских костюмах.
12,13слайд
Средний возраст (5-й год)
• Альбомы: все вышеперечисленные, плюс альбом «Моя Россия».
• Художественная литература: стихи, рассказы, загадки, рассказы и стихотворения про Подмосковье.
• Папки - передвижки: «Я живу в Ивантеевке», «Природа Подмосковья»
• Картинки – иллюстрации, аналогичные тем, что были в младшей группе, но с усложненным содержанием.
• Атрибуты музыкально-театральной деятельности: тексты песен, прибауток, музыкальные инструменты (ложки, трещетки и т. д.).
• Видеофильмы о природе родного края.
• Куклы в русских костюмах.
• Декоративно-прикладное искусство Подмосковья.
14 слайд
Старший возраст (6-7-й годы жизни)
• Альбомы: «Наш детский сад», «Наша семья», «Наш город» (образование, культура, спорт, медицина, «Наш край» (медицина, спорт, культура, образование, «Народы России» (города, костюмы, песни,национальная кухня, «Наши герои»
• Предметы искусства Подмосковья, других регионов России.
• Художественная литература (стихи, рассказы, произведения самих детей).
• Традиции, обычаи, фольклор народов края (описания, иллюстрации).
• Флаг, гербы и другая символика городов Подмосковья.
• Рисунки детей о жизни в детском саду, дома, о различных праздниках и т. д.
• Куклы в национальных костюмах (русский и др.)
• Выставки работ родителей и детей «Моя Родина Россия».
15,16 слайд
Экскурсии в музеи помогают воссоздать в сознании детей картины прошлого, познакомить с предметами быта, орудиями труда, одеждой наших предков.
17 слайд
Знакомство детей с героями родного города
Обогащает знания детей о своем родном городе. У детей формируется представления о героических поступках людей, чьи имена носят некоторые улицы. Вызывает интерес детей к изучению истории названий их улиц. Воспитывается уважение к памяти павших бойцов, чувство гордости за героическое прошлое своего родного города.
18слайд
Большую роль имеет знакомство детей с
историей создания и развития предприятий города,
выпускаемой продукцией, лучшими тружениками
Прикосновение к истории своей малой родины вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим корням.
Осуществляемая работа формирует позитивное отношение к окружающему миру, своим товарищам, уважение к старшему поколению, сопереживание, ответственность за свои дела и поступки, воспитывает настоящих патриотов своей родины.
19,20 слайд
Важным условием эффективного осуществления нравственно-патриотического воспитания является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников :
Выставка «Генеалогическое древо семьи», «Безопасный маршрут от дома до детского сада»
Оформление выставки детских работ «Герб города Ивантеевка», фотовыставка «Путешествие по Подмосковью», «Памятники Ивантеевки» Оформления альбомов : «Моя малая Родина», «Города старинные мастерами славные», «Символика города», «Семья»
Беседы «Традиции нашей семьи»
Если не мы, то кто же
Детям нашим поможет
Россию любить и знать.
Как важно – не опоздать.