Приложение МААМ

Краеведение как основа воспитания патриотизма

Карабекова Инга Алаудиновна
Краеведение как основа воспитания патриотизма
▼ Скачать + Заказать документы

Краеведенье – основа воспитания патриотизма

Патриотическое воспитание – понятие емкое, которое включает в себя влияние взрослых на чувственную сферу ребенка и на содержание детской деятельности, на нравственные проявления, на суждения, на отношения к сверстникам, на расширение и уточнение знаний, на формирование у него начального чувства малой Родины - правильного отношения к обществу, людям, труду, своим обязанностям.

Публикация «Краеведение как основа воспитания патриотизма» размещена в разделах

2 слайд

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности.» академик Д. С. Лихачев

3 слайд

В период обновления дошкольного образования, значительно возрастает роль становления у дошкольников ценностного отношения к родному краю, городу, воспитания основ гражданственности, как источника формирования чувств патриотизма и толерантности. Наиболее оптимальным средством патриотического воспитания детей в детском саду является краеведение, которое предполагает изучение территории родного края. Нельзя воспитать настоящего патриота Родины без формирования элементов краеведения, представлений о своем городе, крае, стране.

4 слайд

Цель дошкольного краеведения - воспитание гражданина, любящего и знающего свой край. Содержание работы по краеведенью состоит из нескольких направлений:

– история города и края;

– культурное наследие;

– архитектурно-скульптурный облик города и края;

– производство.

5 слайд задачи

1. Формирование представления о Родине как месте, где человек

родился и страна, где он живет.

2. Формировать любовь к родному городу и краю, интерес к

прошлому и настоящему.

3. Развитие у дошкольников способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира.

4. Воспитание потребности узнавать о культурных и природных

ценностях родного края, беречь и охранять их.

5. Воспитание уважения к людям труда, знаменитым землякам.

6. Расширение кругозора детей на основе материала, доступного их

пониманию.

7. Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому,

улице, краю, стране.

8. Формировать умения ориентироваться в ближайшем природном и

культурном окружении и отражать это в своей деятельности

6 слайд.

Формы работы

- Тематические беседы: "Как

узнать, что человек любит свой город?", "Что бы ты сделал, если был бы главой города?" и др.

- Экскурсии обеспечивают знакомство детей с социальным и культурным разнообразием города;

- Игры;

- Праздники, развлечения - народные, обрядовые, посиделки, день рождения города, края;

- Прогулки, путешествия, походы, экологическая тропинка;

- Конкурсы рисунков;

- Музыкально-театрализованная деятельность;

- Самостоятельная элементарно-поисковая деятельность;

- Продуктивная творческая деятельность;

7 слайд

Методы краеведческой работы

Используя - Метод проектов, воспитатель становится организатором исследовательской деятельности детей, направленной на сбор, изучение, анализ, а затем презентацию материалов по взятой теме. Тему дети могут выбрать сами: "Я и моя семья", "Сделаем город лучше", "Помоги растениям" и др.

Метод постановки проблемы или создание проблемной ситуации. Занятие, начатое с проблемной ситуации, взятой из реальной жизни, требует от детей умение использовать имеющие знания для ее решения.

Игровой метод. Особое место занимают краеведческие игры, которые дают возможность приобщить ребенка к истории, археологии, географии, природе (Л. И. Соловьевым "Краеведческие игры для школьников")«Достопримечательности города»(Детям предлагается рассмотреть и выбрать иллюстрации с достопримечательностями своего города)

«Собери картинку», «Как зовут тебя деревце».

8 слайд

Организация предметно-пространственной среды

- мини-музей

Важной особенностью мини-музея является то, что экспонаты выставки можно брать в руки, рассматривать, исследовать или играть с ними. Именно такой способ восприятия и познания окружающего мира привлекает детей, помогает формировать познавательный интерес, способствует развитию социальных компетенций дошкольника, тем самым, образовательный процесс становится наиболее эффективным.

- художественно-дидактические пособия

Оно направлено на развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие восприятия, образных представлений, воображения, эстетических чувств, эстетического отношения к окружающей действительности, а так же в приобщении к искусству, как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребенка.

- центр краеведения

Работа в уголке краеведения развивает у дошкольников речь,

воображение, мышление, расширяет кругозор, способствует

нравственному становлению личности, расширяет область

социально-нравственных ориентаций и чувств детей,

пробуждая любовь к родному городу, краю, России.

Содержание материалов в уголках краеведения зависит от

возраста детей.

9 ,10,11 слайды

Младший возраст (4-й год жизни)

Альбомы: «Наша семья», «Улицы города», «Мой город», «Наш детский сад», «Праздники дома и в детском саду».

Художественная литература: стихи о родном городе, рассказы и легенды, сказки, потешки, скороговорки.

• Папки – передвижки с иллюстрациями: «Природа родного края», «Наш город во все времена года».

Дидактические игры: “Оденем куклу на прогулку”

Книжки-раскраски: «Моя улица», «Мой дом», «Мой детский сад».

• Картинки – иллюстрации: «Труд взрослых»

• Рисунки детей и взрослых о себе, городе, окружающей природе.

• Куклы в русских костюмах.

12,13слайд

Средний возраст (5-й год)

Альбомы: все вышеперечисленные, плюс альбом «Моя Россия».

Художественная литература: стихи, рассказы, загадки, рассказы и стихотворения про Подмосковье.

Папки - передвижки: «Я живу в Ивантеевке», «Природа Подмосковья»

• Картинки – иллюстрации, аналогичные тем, что были в младшей группе, но с усложненным содержанием.

Атрибуты музыкально-театральной деятельности: тексты песен, прибауток, музыкальные инструменты (ложки, трещетки и т. д.).

• Видеофильмы о природе родного края.

• Куклы в русских костюмах.

• Декоративно-прикладное искусство Подмосковья.

14 слайд

Старший возраст (6-7-й годы жизни)

Альбомы: «Наш детский сад», «Наша семья», «Наш город» (образование, культура, спорт, медицина, «Наш край» (медицина, спорт, культура, образование, «Народы России» (города, костюмы, песни,национальная кухня, «Наши герои»

• Предметы искусства Подмосковья, других регионов России.

• Художественная литература (стихи, рассказы, произведения самих детей).

• Традиции, обычаи, фольклор народов края (описания, иллюстрации).

• Флаг, гербы и другая символика городов Подмосковья.

• Рисунки детей о жизни в детском саду, дома, о различных праздниках и т. д.

• Куклы в национальных костюмах (русский и др.)

• Выставки работ родителей и детей «Моя Родина Россия».

15,16 слайд

Экскурсии в музеи помогают воссоздать в сознании детей картины прошлого, познакомить с предметами быта, орудиями труда, одеждой наших предков.

17 слайд

Знакомство детей с героями родного города

Обогащает знания детей о своем родном городе. У детей формируется представления о героических поступках людей, чьи имена носят некоторые улицы. Вызывает интерес детей к изучению истории названий их улиц. Воспитывается уважение к памяти павших бойцов, чувство гордости за героическое прошлое своего родного города.

18слайд

Большую роль имеет знакомство детей с

историей создания и развития предприятий города,

выпускаемой продукцией, лучшими тружениками

Прикосновение к истории своей малой родины вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим корням.

Осуществляемая работа формирует позитивное отношение к окружающему миру, своим товарищам, уважение к старшему поколению, сопереживание, ответственность за свои дела и поступки, воспитывает настоящих патриотов своей родины.

19,20 слайд

Важным условием эффективного осуществления нравственно-патриотического воспитания является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников :

Выставка «Генеалогическое древо семьи», «Безопасный маршрут от дома до детского сада»

Оформление выставки детских работ «Герб города Ивантеевка», фотовыставка «Путешествие по Подмосковью», «Памятники Ивантеевки» Оформления альбомов : «Моя малая Родина», «Города старинные мастерами славные», «Символика города», «Семья»

Беседы «Традиции нашей семьи»

Если не мы, то кто же

Детям нашим поможет

Россию любить и знать.

Как важно – не опоздать.

Публикации по теме:

Консультация «Знание природы родного края — это основа патриотического воспитания» Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, те кто даёт жизнь новому существу. Какая притягательная сила.

Чувство патриотизма нужно развивать с малых лет. Консультация для родителейЧувство патриотизма нужно развивать с малых лет. Консультация для родителей Патриотизм-это уважительное отношение к своей стране, чувство преданности и верности своему Отечеству, желание служить его интересам и защищать.

Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Работа по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, её традициям.

Фотоотчет «Краеведение начинается с семьи»Фотоотчет «Краеведение начинается с семьи» Краеведение - важная часть нравственно – патриотического воспитания. Основными разделами краеведения в ДОУ являются: «Семья», «Родной город,.

Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и ценности семьи как основа патриотического воспитания»Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и ценности семьи как основа патриотического воспитания» Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и ценности семьи как основа патриотического воспитания.» Цель: воспитание гражданина.

Консультация для родителей «Родительская любовь — основа воспитания ребенка» Что бы родители ни делали, они всегда являются авторитетом для своего ребенка. В жизни ребенок воспринимает и любит своих родителей как.

Дидактическая игра по формированию патриотизма «Познавательные маршруты»Дидактическая игра по формированию патриотизма «Познавательные маршруты» Данное пособие состоит из игрового поля с изображением домиков, каждый домик под определенным номером, который соответствует определенной.

Социокультурный проект «Взаимодействие ДОУ и краеведческого музея с целью воспитания патриотизма у старших дошкольников»Социокультурный проект «Взаимодействие ДОУ и краеведческого музея с целью воспитания патриотизма у старших дошкольников» Мы живем в небольшом уютном и красивом городе – Дзержинск. Нам кажется, что лучше, роднее этого места нет. Наш МБДОУ «Детский сад №110».

Совершенствование методов трудового воспитания в ДОУ с помощью «Экрана мотивации трудового воспитания детей»Совершенствование методов трудового воспитания в ДОУ с помощью «Экрана мотивации трудового воспитания детей» Трудовое воспитание дошкольников – целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Краеведение как основа воспитания патриотизма
Опубликовано: 3 апреля 2024 в 14:10
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Краеведение как основа воспитания патриотизма» (включая файлы) размещена пользователем Карабекова Инга Алаудиновна (УИ 1440619) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД