Екатерина Заиченко
Краткосрочный проект «Юный изобретатель» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Юный изобретатель»
Паспорт проекта
Название проекта «Юный изобретатель», техническое моделирование и конструирование из бросового материала для детей старшего дошкольного возраста.
Продолжительность проекта : Краткосрочный – 4 дня.
Цель проекта : Приобщить детей старшего дошкольного возраста к миру технического моделированию и конструированию из бросового материала.
Публикация «Краткосрочный проект „Юный изобретатель“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- ИЗО. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2024
Участники проекта : Воспитатель, Родители, воспитанники.
Задачи проекта :
Побуждение к изобретательству, развитие познавательного и творческого интереса;
Расширение кругозора и коммуникативного пространства на основе активизации интереса к интеллектуального творчества изобретательства
Поиск новых идей, в развитии интеллектуального творчества изобретательства.
Образовательные:
Познакомить детей с простейшим материалом и инструкциями, правилами работы с ними.
Развивающие:
Формировать навыки работы с инструкциями и приспособлениями при обработке различных материалов;
Формировать желание и умение трудиться;
Развивать воображение, память, мышление, моторику рук.
Воспитательные:
Воспитывать аккуратность к работе;
Воспитывать настойчивость в достижении поставленной цели.
Условия реализации проекта
Наличие развивающей предметно - пространственной среды, стимулирующей творческую активность детей.
Создание комфортного психолого-педагогического климата в работе с детьми.
Совместная организованная деятельность в рамках проекта «Юный изобретатель».
Форма работы: Творческая мини-мастерская «Юный изобретатель», творческо-игровые задания, совместная деятельность, организация тематических выставок для родителей.
Срок реализации проекта : Март 2024г.
Участники проекта : Дети подготовительной группы, родители, педагоги.
Ожидаемые результаты:
Сформированы необходимые навыки работы с материалом;
Умение самостоятельно смоделировать и изготовить поделку от начала до конца;
Проявление интереса к техническому моделированию;
Развитие мыслительной деятельности, конструкторской смекалки, сообразительности;
Приобретается умение самостоятельно организовать свой досуг.
У родителей сформируются представления о влиянии технического моделирования и конструирования на развитие творческих способностей у ребенка.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Мы живём в мире техники, нас окружают различные машины, механизмы, компьютеры. Уже в дошкольном возрасте дети знакомятся с различными механизмами, знают названия различных аппаратов.
Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель, и исследователь. Дети старшего дошкольного возраста проявляют активный познавательный интерес к различной технике. И часто задают вопросы: «А из чего это сделано?» и т. д. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструирование, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои конструкции, модели, проявляя интерес. Моделирование и конструирование имеют огромные возможности для развития и воспитания детей, с помощью этих видов деятельности у детей старшего дошкольного возраста развиваются конструкторские способности, техническое мышление, происходит процесс познания окружающей действительности. Это первые шаги в самостоятельной творческой деятельности по созданию макетов и моделей, несложных технических объектов. Техническое моделирование – это один из видов технической деятельности, заключающейся в воспроизведении объектов окружающей действительности в увеличенном и уменьшенном масштабе путём копирования объектов в соответствии со схемами, чертежами, без внесения существенных изменений.
В процессе изготовления поделок из бросового материала у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщённые представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели и т. д.).
Очень интересно мастерить игрушки из не нужных предметов и материалов. Благодаря умелым рукам и фантазии можно создать удивительный мир, так простая коробка может превратиться в робота, в домик, в машину, или во что-то иное.
Бросовый материал дает детям чувство независимости от взрослых, т. к. его можно использовать по своему усмотрению, а главное – этот материал всегда можно найти, он разнообразен, развивает детскую фантазию и воображение.
В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» недостаточно внимания уделяют техническому моделированию и конструированию из бросового материала.
Таким образом, появилась необходимость создать проект «Юный изобретатель», который знакомит детей с миром технического моделирования и конструирования из бросового материала. Так как техническое моделирование является наиболее доступным и интересным занятием для детей.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования необходима реализация задачи по созданию благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие творческих способностей и инициативы.
Этапы проекта :
1 этап- Подготовительный:
Планирование мероприятий проекта
Познавательная беседа о международном дне детских изобретений, который ежегодно отмечают 17 января.
Просмотр видео-ролика о самых известных изобретениях.
Воспитанники получают представление о том, что такое изобретение- это что-то новое, придуманное человеком для улучшения жизни и удобства всех людей.
Изобрести можно что-то простое, что поможет в обычной жизни и будет интересным для детей.
2 этап- Основной:
Выбор содержания:
ОД «Как появился Изобретатель»
изготовление поделок из бумаги и картона;
изготовление поделок из бросового материала;
изготовление поделок из природного материала.
Взаимодействие с родителями:
Консультация для родителей на тему «Поделки из бросового материала», «Не выбрасывай, пригодиться!»
Родительский клуб по теме проекта
Задание на дом- «Сделайте вместе с ребенком»
Ход занятия
Воспитатель: Как птицы и растения с тобою там и тут,
Живут изобретения, открытия живут.
Игла, подушка, парус, хоть что сейчас возьми,
Компьютер и гитара придуманы людьми.
Стул, двери, ложка, вилка, ракета и кино,
Гамак, сенокосилка, автобус и окно
Пусть чуда нет теперь в них, но мир не позабыл
Людей тех самых первых, кто чудо сотворил!»
Давным- давно человек был древним и диким, но он был очень близок к природе. Однажды, один наблюдательный человек подумал, что в пещере можно спрятаться от ветра и холода, так появился первый дом – пещера. Если пещеру заслонить камнем получится –дверь. Спасаясь от холода, люди прикрывались шкурами убитых животных, но тяжелая шкура скользила и падала с плеч, тогда древний человек взял острую кость и закрепил концы шкуры, так была сшита первая накидка. Оцарапавшись об острый загнутый шип на кусте, человек стал использовать его в качестве крючка для ловли рыбы. Наблюдая за животными, человек отметил, что у кабана очень острые клыки, которыми он может сражаться и рыть землю, и сделал себе орудие- нож, с которым стал охотиться на зверей. Много предметов- помощников придумал себе наблюдательный человек. А тот, кто придумывает что-то новое и полезное для себя и других, называется- ИЗОБРЕТАТЕЛЬ.
ИЗОБРЕТАТЕЛЬ- это такой же как и мы с вами человек, но только более любознательный. Он всегда задает вопросы: ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО? КАК? И пробует ответить на эти вопросы самостоятельно. Он совершает открытия, придумывает полезные и нужные предметы. Придумывает, то есть изобретает.
Изобретатели жили раньше, живут и изобретают сейчас, и будут изобретать в будущем. Ведь без умных и любознательных людей жизнь остановилась бы. Как вы думаете, кто был главным учителем человека? Конечно – это природа! Глядя на птиц, которые могли летать, человеку тоже захотелось подняться в небо. Сначала он сделал себе крылья из воска и перьев, забрался на вершину горы и прыгнул вниз, но только сломал себе руки и ноги. Однако пытливый человек не успокоился, думал-думал и придумал диковинную машину с неподвижными крыльями… самолёт. Человек смог подняться в воздух и летать как птица. Но у самолёта есть один недостаток – для того чтобы взлететь, ему нужна длинная взлётная полоса. Человек стал думать, и ему опять помогла природа. Он присмотрелся к стрекозе. Она сидит на цветке и без разбега взлетает вверх. Человек изобрёл другую летающую машину… вертолёт, который может подняться в небо с места.
Что изобрёл человек, глядя на это растение? (Одуванчик). Вспомните, если дунуть на белый одуванчик, пушинки летят как… парашюты.
Такие замечательные вещи, как акваланг, гидрокостюм, ласты и даже подводную лодку, человек изобрёл, глядя на самую обыкновенную рыбу. И таких примеров много, только нужно быть внимательным и трудолюбивым, ведь недаром про человека, который может что-то сделать своими руками, говорили – мастер, и пословицы придумали: «Каков мастер – такова и работа», «Умелые руки не знают скуки», «Дело мастера боится». Старая русская пословица гласит: «Жизнь дана на добрые дела». Ведь добрые дела остаются в памяти людей навсегда.
Физминутка: «Что произойдет?»
Подними ладошки выше И сложи над головой.
Что же вышло? Вышла крыша. А под крышей – мы с тобой.
(Дети складывают руки над головой)
Подними ладошки выше,
А потом сложи другой. Кто же вышел?
Вышли гуси – Вот один, а вот другой,
(Дети сгибают руки в локтях перед собой, поочередно опуская кисти рук)
Подними ладошки выше И сложи перед собой.
Что же вышло? Вышел мостик. Мостик крепкий и прямой.
3 этап – Заключительный:
Тема детских изобретений была очень интересна для воспитанников. Они приняли активное участие в создании своих изобретений. Так Ткаченко Максим совместно с мамой (Ткаченко Ольгой) представили свое изобретение- «Детский питьевой Даже малоактивные дети представили очень интересные проекты. А выступление и презентация показала им, как можно интересно учиться и изобретать. Я считаю, что проект помог детям раскрыть свой потенциал, побудил к дальнейшему поиску интересных идей и их реализации.
Круглый стол для родителей на тему «Итоги проекта «Юный изобретатель»
Ткаченко Максим совместно с мамой (Ткаченко Ольгой) представили свое изобретение- «Детский питьевой кулер».
Краткое описание изобретательского проекта :
Детский кулер для воды: польза и преимущества.
Ткаченко Ольга: Здоровье членов семьи зависит от многих факторов, в том числе и от количества, а также качества употребляемой воды. Тот, кто не желает пользоваться засоренной водой из крана, может изобрести специальный кулер. Во время летней жары очень важно, чтобы не происходило обезвоживание организма, а создание подобного детского кулера добавит игровой элемент, и процесс питья станет для ребенка более занимательным и интересным. К тому же, этот кулер наглядно познакомит ребенка с некоторыми физическими явлениями.
Подобные аппараты раньше устанавливались преимущественно в офисах и учебных заведениях, однако сейчас они стали доступными для использования в личных целях.
Ткаченко Максим: Сейчас я хочу рассказать почему я его изобрел. Есть большие кулеры для воды. Их не удобно брать с собой. А летом когда сильно жарко хочется выпить охлажденной воды. Вот мне пришла такая идея уменьшить его. Конечно, я обратился за помощью к маме и мы вместе с ней придумали вот такой детский кулер. Для его изготовления нам понадобились следующие материалы : картон, клей, цветная бумага, ножницы, пластиковая бутылка, трубочка и конечно фантазия.
Процесс изготовления:
Подготовка материалов
1- Перед началом изготовления кулера необходимо подготовить все необходимые материалы.
2- Возьмите картон и отрежьте нужный размер для основы кулера. При этом учтите, что основа должна быть достаточно прочной и устойчивой, чтобы держать вес бутылки с водой.
3- Используя линейку и карандаш, отметьте на основе места, где будут располагаться стороны и дно кулера. Отметки могут быть прямыми линиями или другими узорами, которые вы хотите видеть на своем кулере.
Аккуратно разрежьте картон по отметкам с помощью ножниц и соберите основу кулера, соединяя стороны с дном.
4- Для более надежной фиксации склейте стыки основы с помощью клея и закрепите их скотчем для временной фиксации, пока клей не высохнет.
Убедитесь, что основа кулера прочно склеена и держит форму. Если необходимо, прижмите ее под небольшим весом, чтобы клей полностью высох.
После выполнения этих шагов вы получите основу для будущего бумажного кулера, которая готова к следующим этапам изготовления. Обратите внимание, что основа должна быть достаточно прочной, чтобы выдержать вес бутылки с водой, поэтому выбирайте материал и склеивайте стыки качественно и надежно.
5- Создание дна кулера
Разложите лист бумаги, чтобы он лежал горизонтально. Затем сложите его пополам по вертикали, чтобы получить еще одну складку в середине.
Откройте полученную складку и разверните бумагу. Затем сначала сложите правую сторону к середине, а затем левую сторону к середине, чтобы снова получилась горизонтальная складка в середине.
Когда вы закончили сборку своего кулера из бумаги, настало время его оформить. Оформление поможет не только придать вашему кулеру более аккуратный и красивый вид, но и зафиксировать все его элементы так, чтобы они не разъединялись.
Ткаченко Максим: Мы украсили его на свою фантазию. И вот что у нас получилось. Я думаю, что мое изобретение пригодится в детском саду. Когда мы будем выходить на прогулку мы можем взять мой кулер на улицу. И любой ребенок когда захочет выпить воды подойдет, возьмет одноразовый стаканчик и нальет себе воды.
Спасибо за внимание!