Ямбушева Валентина Евгеньевна
Краткосрочный проект для детского сада «Масленица» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект для детского сада «Масленица»
Тип проекта: познавательно-информационный, творческий, групповой.
Продолжительность: краткосрочный.
База для реализации проекта: старшая группа.
Участники проекта: педагоги, воспитанники, родители.
Сроки реализации проекта: 1 неделя
Публикация «Краткосрочный проект для детского сада „Масленица“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Масленица – древний славянский праздник, пришедший к нам из языческой культуры и сохранившийся после принятия христианства. Церковь включила Масленицу в число своих праздников, назвав его Сырной, или Мясопустной неделей, так как Масленица приходится на неделю, предшествующую Великому посту. По одной из версий, название "масленица" возникло потому, что на этой неделе, по православному обычаю, мясо уже исключалось из пищи, а молочные продукты еще можно было употреблять.
Масленица на протяжении многих веков сохранила характер народного гулянья. Все традиции Масленицы направлены на то, чтобы прогнать зиму и разбудить природу ото сна. Масленицу встречали с величальными песнями на снежных горках. Символом Масленицы было чучело из соломы, обряженное в женские одежды, с которым вместе веселились, а затем хоронили или сжигали на костре вместе с блином, которое чучело держало в руке.
У меня возник интерес: Почему христиане празднуют Масленицу? Поэтому и возникла идея этого проекта.
Цель: воспитание интереса у детей к «прошлому родной страны», культуре Русского народа, организация опыта детей через исследование русского фольклора, традиций.
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить детей с историей и традициями праздника – Масленица.
• Продолжать знакомить детей с фольклором русского народа.
• Формировать умение выразительно читать наизусть потешки.
• Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями с помощью закличек, пословиц, поговорок о явлениях природы.
• Продолжать приобщать детей к народной музыке и традициям русского народа в песнях, в играх, танцах.
Развивающие:
• Развивать исследовательскую активность детей средствами проектного метода: умение принимать и выдвигать познавательные задачи, выдвигать предположения, анализировать, делать выводы.
• Вызвать интерес к совместному исполнению песен, хороводов.
• Развитие познавательного интереса к миру природы.
• Развивать память, слуховое внимание, воображение, творческую активность.
Воспитательные:
• Воспитывать бережное отношение к ценности русского наследия: игрушкам, предметам, фольклору, собственным творческим работам и работам других детей.
• Воспитывать интерес к устному народному творчеству чтением детской литературы.
Результат:
Приобретение детьми социального опыта в исследовании культурных традиций русского народа.
Обогащение предметно - развивающей среды.
Повышение заинтересованности родителей к трансляции культурного опыта детям, возможное внесение в семью национальных традиций.
Актуальность. Информационная культура в наше время навязывает свои ценности и вкусы, у детей преобладают материальные ценности, а в образовании актуально и приоритетно духовно-нравственное воспитание и личностное развитие. Поэтому приобщать ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию и произведений русской народной литературы и традиций русского народа, обогащается и расширяется словарный запас, развивается творческое воображение.
1. этап.
Подготовительный:
Подбор методической литературы по данной теме.
Организация развивающей среды:
- подбор художественной литературы (стихи, пословицы, потешки,загадки, чистоговорки и т. д.)
- Подбор иллюстраций художников к празднику «Масленица»
- подбор соответствующих игр и упражнений
- оформление речевого уголка
- Подбор материала для ознакомления родителей
2. этап Практический:
Понедельник «Встреча Масленицы»
Заучивание заклички:
Едет Масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая,
На саночках расписных,
На кониках вороных.
Живёт Масленица семь деньков.
Оставайся Масленица
Семь годков.
Беседа на тему: «Традиции праздника Масленица».
Масленица на протяжении многих веков сохранила характер народного гулянья. Все традиции Масленицы направлены на то, чтобы прогнать зиму и разбудить природу ото сна. Масленицу встречали с величальными песнями на снежных горках. Символом Масленицы было чучело из соломы, обряженное в женские одежды, с которым вместе веселились, а затем хоронили или сжигали на костре вместе с блином, которое чучело держало в руке.
Блины являются основным угощением и символом Масленицы. Их пекут каждый день с понедельника, но особенно много с четверга по воскресенье. Традиция печь блины была на Руси еще со времен поклонения языческим богам. Ведь именно бога солнца Ярило призывали прогнать зиму, а круглый румяный блин очень похож на летнее солнце.
Каждая хозяйка по традиции имела свой особенный рецепт приготовления блинов, который передавался из поколения в поколение по женской линии.
Изготовление чучела Масленицы.
Вторник - «Заигрыш»
• Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Проказы старухи-зимы»: углублять знания детей об особенностях природы в разные периоды зимы, формировать эстетическое восприятие картин природы, художественных текстов.
• Разучивание русской народной песни: «Блины»(приложение 1) и прослушивание ее в исполнении Марии Мордасовой и Воронежского нар. хора.
• Рассматривание репродукций картин К. Е. Маковского «Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге», 1869; В. И. Сурикова «Взятие снежного городка», 1891; Ф. В. Сычкова «Пляска», 1911; А. М. Васнецова «Сжигание чучела Масленицы» в начале XX века; 3 картины Б. Кустодиева «Масленица», 1916
• Просмотр мультфильма Роберта Саакянца «Ишь, ты, Масленица».
• Катание на санках с горки.
Работа с родителями:
Выпечка блинов, пирогов по разным рецептам. Дегустация изделий из теста
Среда - «Лакомка»
Беседа на тему: «Традиции праздника многовековой давности»
Этот праздник был еще и поминальным. Крестьяне верили, что их предки, которые душою находились в краю мертвых, а телом – в земле, могли влиять на ее плодородие. Поэтому очень важно было не гневить предков и почтить их своим вниманием. Первый блин всегда был за упокой, его, как правило, отдавали нищему для поминания всех усопших или клали на окно.
• Разучивание стихов на Масленицу:
Как на масленой неделе
На столы блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай!
Подходите, разбирайте,
Похвалить не забывайте!
Прослушивание произведений известных композиторов:
1. «Февраль. Масленица» — «Времена года» — фортепианный цикл П. И. Чайковского
2. «Проводы Масленицы» — сцена из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка»
Работа с родителями:
Выпечка блинов с начинкой разным рецептам. Дегустация изделий из теста.
Четверг - «Разгуляй четверток»
• Знакомство с пословицами и поговорками по теме праздника: уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях пословиц и поговорок.
Не всё коту Масленица, будет и Великий пост.
Не по все дни свадьба, не всегда коту Масленица.
Пируй и гуляй баба на Масленице, а про пост вспоминай.
Масленица объедуха, деньгам приберуха.
Выпили пиво об Масленице, а с похмелья ломало после Радуницы.
Масленица — семикова племянница.
• Разучивание народных подвижных игр «Масленица», «Горелки», «Тень, тень, потень», «Веселый бубень»
• Штурм снежного городка.
Работа с родителями:
Изготовление альбома совместно сродителями «Семейные традиции проводов русской зимы» (на основе предоставленного фото материала)
Пятница - «Тёщины вечёрки»
Беседа на тему: «Почему последний день называется-Прощенное воскресение?»
Сырная седмица – наиболее древняя среди недель перед Великим постом. Иноки почти весь сорокадневный период перед Пасхой проводили в одиночестве, разойдясь по пустынным местам. К началу Страстной седмицы они сходились снова, но некоторые не возвращались, умирая в пустыне. Понимая, что каждый новый пост может стать последним в их жизни, иноки за день до расставания просили друг у друга прощение и обменивались теплыми словами. Отсюда и название этого дня – Прощеное воскресенье.
У традиции всю неделю вкушать молочную пищу – даже в понедельник, среду и пятницу – тоже монашеское происхождение. Ведь что такое пустыня? Это отсутствие пищи, а иногда – и воды. Естественно, перед таким испытанием нужно накопить силы. Речь, конечно, не идет о том, что в эти дни монахи объедались скоромными блюдами. Просто ввиду предстоящего в их жизни аскетического периода пост в понедельник, среду и пятницу отменялся.
Чтение произведения А. П. Чехова «Глупый француз»
2 половина дня Праздник «Как на масленой неделе» с участием родителей
сжигание «Масленицы»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. А. В. Никитина «Занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром». Издательство КАРО. Санкт -Петербург 2011 г.
2. О. С. Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников» (игры, упражнения, конспекты занятий). «ТЦ Сфера» 2003 г.
3. Н. А. Тимошкина «Методика использования русских народных игр в ДОУ». «Центр педагогического образования» 2008 г.
4. Т. Д. Пашкевич «Социально — эмоциональное развитие детей 3-7 лет» (совместная деятельность, развивающие занятия). Издательство «Учитель» 2012 г.
5. В. Агафонников «Заплетися плетень» - русские-народные песни и хороводы. – Москва изд. «Музыка» 1973г
6. Л. С. Куприна, О. А. Маркеева «Знакомство детей с русским народным творчеством» - изд. «Детство-Пресс» 1999г
Текст песни «Блины»
Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели,
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Наша старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Напекла она поесть,
Сотен пять, наверно, есть.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
На поднос она кладет
И сама к столу несет.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Гости будьте же здоровы,
Вот блины мои готовы.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.