Наталья Балихина
Краткосрочный проект «Маленькие исследователи» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект «Маленькие исследователи»
в средней «А» группе
Подготовили проект: воспитатели 1 квалификационной категории Балихина Н. С, Ковалева В. В.
Участники проекта: дети средней «А» группы, воспитатели, родители
Вид проекта: познавательно-исследовательский
Длительность проекта: 2 недели
Актуальность проекта:
Публикация «Краткосрочный проект „Маленькие исследователи“ в средней группе» размещена в разделах
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Поддерживая и развивая познавательный интерес, мы взрослые можем воспитывать многие положительные качества личности ребенка. Существенную роль, как я считаю, в развитии у детей дошкольного возраста познавательного интереса к окружающему миру и природе играет познавательно-исследовательская деятельность, протекающая в форме экспериментирования и опытов.
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов игровой деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Он по своей природе - исследователь. Чего только мы не находим в его карманах, какие только не слышим от него вопросы. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира.
Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимание, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.
Цель проекта: Обогащение опыта познавательно - исследовательской деятельности детей среднего дошкольного посредством игр – экспериментов с различными материалами.
Задачи проекта:
1. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей через наблюдения за объектами живой и неживой природы.
2. Воспитывать экологическую культуру у детей и бережное отношение к окружающему миру.
3. Формировать умение самостоятельно выражать собственное мнение об том, что увидели и услышали.
4. Формировать коммуникативные навыки.
5. Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Прогнозируемые результаты проекта:
1. Расширение знаний о свойствах воды, воздуха, снега и их роли в окружающем мире.
2. Формирование бережного отношения к природе.
3. Развитие наблюдательности.
План реализации проекта.
Подготовительный этап (20.03.2023 г. -22.03.2023 год):
1. Выявление знаний детей о предметах и явлениях живой и неживой природы.
2. Определение цели, задач проекта, сроков реализации, предполагаемого результата.
3. Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного и дидактического материала по данной теме, основного оборудования и материала для оснащения групповой лаборатории.
4. Составление плана работы над проектом.
5. Разработка игр, конспектов ООД с элементами экспериментирования.
Основной этап (23.03.2023 г. -29.03.2023 г.)
1. Сотрудничество с родителями.
2. Пополнение уголка «Экспериментирование» новыми материалами для исследования и опытов.
3. Подборка с детьми стихотворений и загадок о явлениях природы, об опытах и экспериментах, о веществах, которые исследуем.
4. Проведение бесед, занятий на эту тему.
Итоговый этап (30.03.2023 г. -31.03.2023 г.):
1. Выставка детских работ.
2. Обобщение результатов совместной деятельности.
План работы:
Четверг (23.03.2023 г.):
1. Беседа «О свойствах воздуха»
2. Дидактическая игра «Воздушный шарик»
3. Чтение стихотворений о воздухе
4. Консультация для родителей «Экспериментальная деятельность и ваш ребёнок»
Пятница (24.03.2023 г.):
1. Наблюдение и беседа «Почему летит мыльный пузырь?»
2. Опыт-эксперимент «Воздух-невидимка»
3. Пальчиковая гимнастика: «Воздушный шар»
4. Отгадывание загадок о воздухе
Понедельник (27.03.2023 г.):
1. Беседа «Свойства воды»
2. Опыт-эксперимент «Окрашивание воды»
3. Чтение стихотворений о воде
4. ООД по художественно-эстетическому развитию (аппликация) «Плывет, плывет кораблик»
5. Рекомендации для родителей «Экспериментирование в домашних условиях»
Вторник (28.03.2023 г.):
1. Ситуативная беседа: «Закрывайте крепче кран…»
2. Хороводная игра «Ручеек»
3. Чтение потешки «Водичка, водичка…»
4. Сюжетно-ролевая игра «Купание куклы»
5. Практическое упражнение «Чистые ручки»
Среда (29.03.2023 г.):
1. Беседа «Снег и его свойства»
2. Подвижная игра «Мы – капельки»
3. Наблюдение на прогулке «Снежинки»
4. Ситуативный разговор по ОБЖ «Опасно – сосульки»
5. Игра-эстафета с воздушными шарами «Кто быстрее?»
Ожидаемые результаты проекта:
1. Расширились знаний о свойствах воды, воздуха, снега и их роли в окружающем мире.
2. Сформируется бережное отношение к природе.
Приложение №1
Консультация для родителей «Экспериментальная деятельность и ваш ребёнок»
Приложение №2
Стихотворения про воздух
* * *
Свежий воздух малышам
Нужен и полезен!
Очень весело гулять нам!
И никаких болезней.
Крынина О.
* * *
Нарисую ветер в поле,
Что резвится поутру,
Пенье соловья на воле,
Воздух чистый и зарю.
* * *
Ветер дремлет над травою.
Воздух душен стал:
Гром за синею горою
Глухо застонал.
Пальм А.
* * *
Да здравствует осени воздух ненастный!
Вздыхая его, я бодрей и моложе.
Природа в округе настолько прекрасна,
Что даже мороз продирает по коже.
Черкасский Я.
* * *
Я патриот. Я воздух русский,
Я землю русскую люблю,
Я верю, что нигде на свете
Второй такой не отыскать,
Чтоб так пахнуло на рассвете,
Чтоб дымный ветер на песках…
Коган П.
Стихотворения о воде
Состояния воды
Стала твердою вода.
Превратилась в лед она.
Да, в природе так бывает,
И водица замерзает.
Если нам нагреть водицу,
То водица испарится!
Так бывает! Облака —
Это бывшая вода!
А как в небе охладится
Станет дождиком водица.
Если сильно замерзает,
Снегом с облаков слетает.
***
Гонит капля дождевая
Гонит капля дождевая
Ручеёк за ручейком,
Те бегут не унывая
В реки быстрые. Потом…
А потом и синь морская!
А за нею — океан!
Воду зря не выпуская,
Закрывай покрепче кран!
***
Ай, лады, лады, лады
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Знаем, знаем, да-да-да,
Где ты прячешься, вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
По-нем-ножку.
Лейся, лейся, лейся
Посмелей –
Катя, умывайся веселей!
***
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
Средь высоких, стройных елей
Рушится потоком селей. (Н. Рыжова)
***
Капля с капелькой слетела,
Капля капельку задела,
Капля с капелькой слилась,
Вот и лужа налилась!
Солнце лучиком играло,
В лужу тмную попало,
Солнцем греется вода,
Улетает в никуда.
Выше неба не достать,
Капли встретились опять,
Вместе держатся за ручки -
И плывут по небу тучки.
А. Алиева
Приложение №3
Беседа на тему: «Осторожно сосульки»
Цель: дать знания о том, что сосульки могут быть опасны для человека (если упадут с крыши- травма и вспомнить, если облизывать или есть- ангина); формировать умение уберечься от сосулек в конце зимы – начале весны; подчиняться правилам безопасности; уметь предвидеть опасность.
Ход беседы:
Воспитатель: Доброе утро, ребята, сейчас я вам загадаю загадку и мы узнаем, о чем с вами будем вести беседу:
Я прозрачна, как хрусталь,
С крыши я зимой свисаю.
Только очень, очень жаль
Что в тепле я быстро так. (сосулька)
Ответы детей: Сосулька.
Воспитатель показывает картинки с изображением сюжетных картин и предлагает рассказать, что на них изображено. Обсудить с детьми, чем может быть опасна та или иная ситуация.
Воспитатель: Чем опасны сосульки или обледенелые комья снега, которые сбрасывают с крыши?
Ответы детей.
Воспитатель: А были ли у вас случаи в жизни, когда кто- либо пострадал от сосулек?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, подумайте, какие меры предосторожности можно применять, чтобы предупредить окружающих об опасных зонах?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, опасные зоны необходимо оградить. Придумать различные виды ограждений: веревка с красными флажками, деревянные или металлические заграждения, щиты или заборы.
Показывает воспитатель картинки с изображением ограждений.
Воспитатель: Ребята, существуют ПРАВИЛА, которые ни в коем случае нельзя нарушать, послушайте их и запомните:
-Нельзя играть там, где с крыши свисают сосульки или может упасть снег!
- Нельзя подходить и трогать свисающие сосульки!
- Нельзя сосать и есть сосульки!
- Не кидайся сосулькой или снегом!
- Будь внимательным и наблюдательным!
- Умей заранее предвидеть опасность и избегать ее!
- Помимо собственной безопасности, заботиться о безопасности других (например, взять за руку и отвести подальше от опасного места малышей)
Воспитатель: Предлагаю нам сыграть в игру, которая называется «Сосулька», смотрите на меня и повторяйте за мной:
Вниз головой висит сосулька, (руки опущены вниз, пальцы рук смывают домиком)
От солнца насморк у нее: (трогают себя за нос).
То от тепла она заплачет: (собирают «слезы» в ладонь).
Придет мороз – заледенеет: (обнимают себя руками, дрожат)
Немного за ночь подрастает: (руки вытягивают вверх, встают на носочки).
Окрепнет телом, потолстеет: (руки округляют по бокам).
Тяжелой станет – упадет: (приседают).
Воспитатель: Молодцы ребята отлично мы с вами по играли. А теперь я вам предлагаю нарисовать сосульки цветными мелками.
Воспитатель: Молодцы! Дорогие ребята, сегодня у нас была очень интересная и познавательная беседа, надеюсь, что вы запомнили простые, но очень важные правила, соблюдая которые будете всегда здоровы и расскажите о них своим родителям. На этом наша беседа заканчивается и мы с вами сделаем выставку из наших сосулек.