Екатерина Ныркова
«Кот». Краткосрочный проект по лепке животных для детей подготовительной группы ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕСИТЕТ
«Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству в условиях реализации
ФГОС дошкольного образования»
Краткосрочный проект по лепке животных
для детей подготовительной группы ДОУ на тему :
«Кот»
Подготовила : воспитатель первой
квалификационной категории Ныркова Е. С.
Проверил:
руководитель курсов:
Серебрякова Любовь Григорьевна
Электросталь, 2019
Содержание
Введение 3
Актуальность проекта 4
Публикация «„Кот“, Краткосрочный проект по лепке животных для детей подготовительной группы ДОУ» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Кот и кошка. Лепка, занятия с пластилином
- Кот, котята. Все о кошках для детей
- Кошки. Проекты
- Лепка. Проекты, проектная деятельность
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2019
Проблема проекта 5
Цель проекта 5
Задачи 6
Методы и приемы реализации проекта 6
Предполагаемый результат 7
Материально-техническое обеспечение 7
Этапы реализации проекта 7
Планирование организованной образовательной деятельности с детьми 9
Планируемые результаты формирования интегративного качества «Овладевший необходимыми умениями и навыками деятельности» 9
Конспект ОД «Кот» 10
Интеграция областей 12
Вывод 12
Глоссарий 13
Литература 14
Электронные ресурсы 14
Введение
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
Почему все дети любят лепить, зачем современному ребёнку лепка, из каких материалов, что и как лепят дети? На одни вопросы можно найти общий ответ, на другие - очень сложно потому, что каждый ребёнок воспринимает мир и лепит его по-своему. Способности к творчеству развиваются в лепке даже при минимуме материалов.
Важную роль в этом увлекательном процессе играет взрослый, выступающий не пассивным наблюдателем, а непосредственным его участником, который может дать совет, своевременно похвалить, разъяснить непонятное.
Лепка животных из пластилина, глины – это предметная лепка. Исследования показывают, что в результате обучения детей можно подвести к относительно правильному изображению человека и животного сначала конструктивным, а затем пластическим способом.
Тип проекта : познавательно – творческий проект.
Вид проекта : групповой.
Продолжительность проекта : краткосрочный
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели, родители.
Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Предполагаемый продукт проекта : выставка творческих работ детей, презентация.
Актуальность проекта. Лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества. Она даёт возможность ребёнку ощутить себя мастером и творцом. И многие даже не подозреваете, к какой удивительной, развивающей и полезной деятельности приобщается ваш ребёнок.
«Рука – это вышедший наружу мозг человека» - говорил И. Кант. А лепка в данном случае – это не только занимательное занятие, это и массаж, и развитие пальцев руки, что напрямую связано с развитием речи ребёнка и его творческих способностей, художественного вкуса, способности фантазировать, представлять, воображать, активизируют работу мозга и развивают интеллект ребёнка.
Данный проект развивает познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений.
В интересной игровой форме обогащает словарный запас. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
Знакомимся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.
У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.
Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Основной материал — пластилин, а «инструментом» является рука, что очень важно для развития общей и мелкой моторики, которая в свою очередь является одним из главных стимулятором мозговой деятельности ребенка. Занимаясь лепкой, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Проблема. Наблюдая за детьми своей группы, я заметила что дети испытывают затруднения в лепке с натуры и по представлению знакомых предметов, особенно животных и человека. Наблюдаются затруднения в работе всей кистью руки и, главным образом, движениями пальцев. Поэтому необходимо учить изображать предметы, которые они когда-то наблюдали, лепить предметы в разных положениях, самостоятельно находить индивидуальное решение образа, передавать признаки предметов: длинный и короткий, толстый и тонкий, соблюдать относительную величину частей. Воспитывать умения дополнять образ деталями, обогащать его декоративными элементами. Лепить фигуру животного в движении с соблюдением элементарных пропорций. Учить передавать форму туловища, головы, лепить детали, проявлять самостоятельность в отборе способов лепки, распределении пластилина, сравнивать свою работу с образцом, который стоит перед ним.
Цель проекта : познакомить детей с лепкой как средством развития художественно – творческих способностей. Научить детей лепить кота с натуры и по представлению
Задачи:
1. Развивающие:
• развивать интерес к лепке, художественный вкус, фантазию. Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;
• развивать мелкую моторику рук.
2. Образовательные:
• познакомить детей с приемами лепки;
• обучить приемам выполнения изобразительных работ в данной технике на основе совершенствования навыков применения традиционных приемов;
• учить изображать характерные особенности их формы, пропорций, строения, динамики фактуры;
• учить детей анализировать форму предмета, устанавливать связь между пластической формой и способом лепки.
Воспитательные:
• воспитывать внимание, аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом, стремление доводить начатое до конца.
Методы и приёмы реализации проекта :
Методы:
• - наглядные - наблюдение, показ, образец;
• - словесные – беседы, объяснение, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение.
• практические – показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный);
• игровые методы - игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
Приёмы лепки :
Прежде чем приступить к лепке из пластилина, следует научиться основным ее приемам, таким как раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание и заглаживание и др. Овладение ими поможет создавать необходимые формы и придавать фигурам соответствующее положение.
• Скатывание
• Раскатывание
• Сплющивание
• Прищипывание
• Оттягивание
• Заглаживание
• Разрезание
• Соединение
Предполагаемый результат.
По итогам освоения проекта дети освоят основные приемы лепки, овладение навыками лепки кота, развитие самостоятельности инициативности, творческих способностей детей, эстетического вкуса, воображения, внимания, образного и логического мышления, мелкой моторики рук, координации и тактильных ощущений рук.
Материально – техническое обеспечение: пластилин, дощечки для лепки, салфетки, видеоролики «Физминутки», настольно – печатные игры, пластилиновые мультфильмы «Фиксики», «Как лепить животное», скульптура малой формы кот (или игрушка, иллюстрации с изображением кошек в разных позах; загадки, стихотворения, ИКТ.
Этапы реализации проекта
№ мероприятие задачи литература
Подготовительный этап
1 Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта повысить компетентность педагога Соц. Сеть работников образования nsportal.ru
2 Подбор методической литературы изучить литературу по теме И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность» стр. 42, 26
Ильина Н. А. Развивающие занятия для маленьких гениев: рисуем, лепим, клеим вместе с мамой. – СПб. : Вектор, 2010.
Лебедева Е. Г. Простые поделки из бумаги и пластилина/ Е. Г. Лебедева. – М. : Айрис-пресс, 2013.
3 Подбор наглядно – дидактического материала, художественной литературы, видеоролики, организация развивающей среды в группе. Систематизировать материал для реализации проекта.
4 Консультации для родителей развивать заинтересовать родителей к участию в проекте http :\\ped-kopilka.ru
5 Освоение приемов лепки закрепление приемов лепки http :\\ped-kopilka.ru
Основной этап
6 Организация самостоятельной исследовательской деятельности в уголке творчества рассматривание литературы, фигурок животных, фотографий, развивать наблюдательность, познавательный интерес Энциклопедия «Домашние животные», Мозаика, раскраски, игры с фигурками из набора «Домашние животные»
7 Разучивание стихов, потешек о котах, подвижные игры развитие творческого воображения Е. Благинина «Кот», «Кто у нас в квартире?»
сказки: «Кот и лиса», «Котенок по имени Гав», «Кошка, которая гуляла сама по себе»
8 Организованная образовательная деятельность лепка животного И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность» стр. 42
Заключительный этап
9 Организация выставки Выявить уровень развития знаний и умений на заключительном этапе.
Познакомить родителей с результатом проекта. Повысить интерес художественному творчеству.
Планирование организованной образовательной деятельности с детьми
Лепка «Кот» Учить детей лепить животное; передавать круглую форму его туловища, головы, ушей. Закреплять приемы лепки и соединения частей. Развивать образное представление, воображение.
Осуществление основного этапа:
• Возьмите два большой куска пластилина.
• Один кусок разделите на две примерно равные части. Из одной мы будем лепить голову, из второй – хвост.
• Вылепливаем туловище. Раскатываем колбаску из полного куска пластилина. Рассечем стеком колбаску с двух сторон – это лапки. Туловище готово. На кончиках лапок с помощью стека делаем надрезы – коготки.
• Теперь формируем голову. Отщипываем небольшой кусочек пластилина, делим его на две части и катаем два шарика - делаем ушки. Катаем совсем маленький шарик – это носик. И ещё два одинаковых чуть побольше – это щёки. Теперь берём заготовленные усики и втыкаем их в щёчки. Возьмите пластилин другого цвета и скатайте из него два маленьких шарика – это глазки. Стеком оформляем ротик. Украшаем кота усами – формируем стеком.
• Теперь из второй части пластилина формируем один большой столбик (хвост). Прикрепляем хвост к туловищу.
• Передача фактуры – шерстка
Конспект ОД по художественно-эстетическому развитию
(лепка) «Кот»
Цель НОД: Учить детей лепить четвероногое животное – кошку.
Программное содержание: Закреплять приемы лепки : скатывание пластилина между ладонями; упражнять в использовании приема прищипывания, оттягивания; закреплять умение соединять части, плотно прижимая их друг к другу, и в сглаживании швов; продолжать знакомить детей со свойствами пластилина (мягкий, податливый, способен принимать любую форму). Продолжать учить работать со стеком для пластилина. Развивать самостоятельность. Воспитывать аккуратность в работе с пластилином. Вызвать положительный эмоциональный отклик на общий результат.
Предварительная работа: беседы с детьми о домашних животных, рассматривание иллюстраций, чтение художественной и познавательной литературы, загадки, дидактические игры: «Кто где живет?», «Где чей детеныш?», «Узнай по описанию».
Материалы: пластилин на дощечках (на каждого ребёнка) и отдельно на тарелках, стеки, клеёнки, дощечки.
Ход НОД:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас занятие «Лепка».
Хотите отгадать загадку:
Мохнатенький, усатенький
Молоко пьет, песенки поет.
Дети: Котик.
Воспитатель: Правильно ребята. А вот он и сам к нам в гости пришел. Какой мягкий пушистый, давайте его погладим. Посмотрите, а котик, какой то грустный, почему он грустит? Ребята, он мне хочет что-то прошептать на ушко. Он жалуется, что у него мало друзей.
А давайте мы сегодняшнее занятие посвятим нашему котику и слепим ему друзей, таких же замечательных котиков.
Ребята, из каких частей состоит его тело?
Дети: Из туловища, головы, лап, хвоста и ушей.
Воспитатель. : Скажите, пожалуйста, какой формы туловище?
Дети: Овальной формы.
Воспитатель: Правильно, молодцы! А голова?
Дети: Круглой формы.
Воспитатель: А что еще не хватает?
Дети: Лап и хвоста.
Воспитатель: С чего начнем лепить?
Дети: С туловища.
Воспитатель: Правильно. Из большего кусочка я слеплю туловище. Разомнем в руках пластилин, чтобы он стал мягче, и из него легко можно было лепить. Чтобы получилось туловище - слепим колбаску (овал, рассечем стеком колбаску с двух сторон – это лапки.
А теперь нужно овал немного выгнуть дугой.
Вот уже половина работы сделана.
- Что нам осталось слепить?
Дети: голову, ушки и хвост.
Воспитатель: чтобы слепить голову мы берем небольшой кусочек пластилина и скатываем его в шар. Прилепляем к туловищу. Спереди мордочку слегка вытягиваем.
Посмотрите, я двумя пальцами прищипываю два маленьких ушка.
Воспитатель: Мы уже знаем, как лепить длинный хвост. Раскатаем оставшейся кусочек пластилина в длинный прутик и свернём один конец в колечко.
Самостоятельная деятельность детей :
Практическая работа детей. Индивидуальная помощь. Дети самостоятельно лепят домашнее животное.
Проходит выставка творческих работ.
Интеграция областей
Познавательное развитие Наблюдение за кошкой, ее повадками.
Рассматривание домашних животных, выделение основных частей.
Беседы «Домашние животные», «Берегите животных».
Игры по ФЭМП: сравнение предметов по форме, цвету, размеру.
Социально – коммуникативное развитие Сюжетно – ролевая игра «Кошкин дом».
Настольно – печатные игра: «Собери животное», «Четвертый лишний», «Хвосты»
Речевое развитие Составление рассказа по картине «Кошка с котятами».
Разгадывание загадок о животных.
Колыбельные: «Котя - котя, коток»
Чтение Е. Благинина «Кот», «Кто у нас в квартире?»
сказки: «Кот и лиса», «Котенок по имени Гав», «Кошка, которая гуляла сама по себе»
Физическое развитие. Пальчиковые гимнастики: «Как у нашей кошки», «Кошка».
Физминутки: «Кошка прятаться любила», «Кошки-мышки», «Кошка утречком проснулась…», «Пушистые комочки умыли утром щечки.», п/и «Кот в сапогах»
Выводы. В работы дети смогли передавать образ животного (кота, совершенствуя приемы работы с пластилином, проявляли интерес к самостоятельному творчеству. Применение в работе различных техник лепки способствует развитию мелкой моторики, что в свою очередь развивает мышление и речь ребенка.
Необходимо продолжить изучать поэтапное выполнение лепки животных предметов окружения, показывать новые приемы лепки и те изобразительные средства, которые необходимы для создания образа во время занятий по замыслу.
Глоссарий
Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.
Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.
Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.
Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму.
Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.
Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.
Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.
Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.
Литература:
1. Грибовская А. А., Халезова-Зацепина М. Б. Лепка в детском саду. Конспекты занятий для детей 2— 7 лет. — М. : ТЦ Сфера, 2013.
2. Ильина Н. А. Развивающие занятия для маленьких гениев: рисуем, лепим, клеим вместе с мамой. – СПб. : Вектор, 2010.
3. Колдина Д. Н. Лепка с детьми 4 – 5 лет. Конспекты занятий. Москва, Мозаика – Синтез, 2009.
4. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Москва, Мозаика – синтез, 2016.
5. Лебедева Е. Г. Простые поделки из бумаги и пластилина/ Е. Г. Лебедева. – М. : Айрис-пресс, 2013.
6. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации. М., «Карапуз», 2006
7. Лыкова И. А. : Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников. «Карапуз», 2010г.
8. От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. М. А. Васильевой. – 3 – е изд., испр. И доп. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
9. Халезова Н. Б., Курочкина Н. А, Пантюхина Г. В. Лепка в детском саду. Книга для воспитателей детского сада. – Москва «Просвещение», 1986.
10. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)
Электронные ресурсы
1. Социальная сеть работников образования nsportal.ru
2. https://www.maam.ru