Юлия Дробинина
Краткосрочный проект во второй младшей группе «Давайте жить дружно!»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект во второй младшей группе
"Давайте жить дружно!"
Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 198 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
Автор проекта : воспитатель группы
Дробинина Ю. Ю.
Красноярск 2019 год.
Актуальность проекта :
Публикация «Краткосрочный проект во второй младшей группе „Давайте жить дружно!“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2020
Проблема формирования положительных взаимоотношений между детьми, является актуальной, так как способствует вхождению ребёнка в социум, взаимодействию с окружающими людьми. «Дружба – личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение. На сегодняшний день проблема жесткости и равнодушия в молодёжной среде становится всё более очевидной.
День ребёнка в детском саду наполнен различными делами и событиями. Однако многие из них проходят мимо сердца ребёнка, не вызывают у него сочувствия, огорчения, радости. Именно общение со сверстниками играет важную роль в его нравственном развитии, т. е. необходимо формирование «нравственной школы отношений», с помощью которой он может «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить своё поведение нравственным нормам.
Дети в дошкольном возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать.
Проблема:
При наблюдении за детьми во время их общения, мы обратили внимание на то, что они не могут играть дружно друг с другом длительное время, ругаются, дерутся. Эта проблема и определила тему нашего проекта «Давайте жить дружно!»
Гипотеза проекта :
Если будут созданы благоприятные условия для общения детей друг с другом в игре, совместной деятельности, то развитие доброжелательности относительно к сверстникам, умение оценивать поступки друзей, сформируют нравственные качества, правильное представление о дружбе.
Цель проекта :
Формировать у детей представление о том, что значит дружить, быть доброжелательным в отношении друг к другу, умение работать в коллективе.
Задачи проекта :
1. Дать понятие, что такое дружба.
2. Учить детей правилам общения друг с другом.
3. Учить заботливому отношению к родным и близким, старшему поколению и сверстникам.
4. Расширять словарный запас для выражения дружеских чувств.
5. Развивать социально-коммуникативные качества, эмоциональную сторону детской личности, творческие и речевые способности детей.
6. Воспитывать потребность проявлять заботу, доброту, сочувствие, внимание, оказывать взаимопомощь, способствовать сплочению коллектива.
Этапы проекта :
I. Подготовительный.
1. Постановка проблемы, определение цели и задач работы, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта.
2. Изучение, анализ и обобщение методической и художественной литературы по теме проекта «Давайте жить дружно!»
3. Подбор материала для проведения бесед.
4. Подбор художественной литературы для чтения воспитанникам.
5. Внесение игр по теме, сюжетно-ролевых, пальчиковых, дидактических.
6. Подбор мультфильмов, песен о дружбе.
7. Разработка консультации для родителей на тему «Дружба детей в детском саду».
8. Беседы с родителями о необходимости принятия участия в проекте.
II. Основной.
1. Проведение бесед о дружбе.
2. Чтение художественной литературы (стихотворения, сказки, просмотр мультфильмов, прослушивание песен о дружбе.
3. Проведение ООД по лепке, рисования на тему дружбы.
4. Проведение дидактических, сюжетно-ролевых, пальчиковых игр.
5. Организация работы с родителями, консультация на тему «Дружба детей в детском саду!»
III. Заключительный.
1. Тематическая выставка детских работ.
2. Создание семейного плаката.
3. Подведение итогов проекта.
Предполагаемый результат:
Проявление доброты, заботы, внимания, сочувствия, оказание взаимопомощи, сплочение коллектива. Ребенок несёт ответственность за свои дела и поступки.
Участники проекта :
Дети 3 - 4 лет, родители, воспитатели.
Тип проекта : познавательно-творческий.
Срок реализации: краткосрочный (2 недели).
Масштаб проекта : в группе с детьми.
Методы проекта :
Игровые: пальчиковые, дидактические, сюжетно-ролевые.
Словесные: чтение сказок, рассказывание стихотворений, разговор, беседа.
Наглядные: просмотр мультфильмов, рассматривание книг, иллюстраций о дружбе.
Практические: прослушивание песен о дружбе; ООД по рисованию, лепке.
План реализации проекта :
1этап – подготовительный (20.11. - 25.11.2019)
1. Подбор методической литературы, бесед, стихотворений, сказок, песен, игр (пальчиковых, сюжетно-ролевых, дидактических), мультфильмов, иллюстрированного материала.
2. Разработка консультации для родителей на тему «Дружба детей!»
2 этап - основной (26.11. - 30.11.2019)
Название Дата проведения
1. Чтение стихотворений о дружбе (Приложение №1) 26.11.2019
2. ООД по лепке «Витамины для зверят» (приложение №2) 26.11.2019
3. Дидактическая игра «Покорми животных» (приложение №3) 27.11.2019
4. Прослушивание песен «Улыбка» (м/ф «Крошка Енот», «Доброта» (м/ф про Фунтика, просмотр м/ф про Кота Леопольда. 27.11.2019
5. Чтение сказок «Репка», «Заюшкина избушка». 28.11.2019
6. Сюжетно-ролевая игра «День рождения куклы» (приложение №4) 28.11.2019
7. Беседа «Давайте жить дружно» (приложение №5) 29.11.2019
8. Пальчиковые игры «Наша группа», «Встреча после лета» (приложение №6) 29.11.2019
9. ООД по рисованию (коллективная работа) «Солнышко друзей» (приложение №7) 30.11.2019
10. Игровое упражнение «Солнышко» (приложение №8) 30.11.2019
11. Консультация для родителей «Дружба детей в детском саду» (приложение № 9) 26.11.2019
3 этап – заключительный (03.12.2019)
1. Тематическая выставка детских работ.
2. Выставка семейного плаката.
Приложение №1,
Стихотворения о дружбе.
НАКАЗАЛА
Наказала меня мама:
Не пускает за порог.
Тереблю подол упрямо,
И скулю я, как щенок.
Там на улице мальчишки
Без меня зарыли клад.
Без меня поели пышки.
Без меня «Ура!» кричат.
Заливается звоночек:
С мамой мы к двери бежим.
И замок без проволочек
Открывать скорей спешим.
А за дверью – все ребята:
Вовка, Сашка и Тарас.
Не побиты, не помяты.
И раздался Сашин бас:
«Без тебя играть не будем!
Мы же лучшие друзья!
Пусть свершится правосудье!».
Улыбнулась тут судья.
ЧЕЙ ГРИБ?
На лесной опушке
Ссорились подружки.
За грибами пошли,
Лишь один гриб нашли.
Чей же гриб? Как им быть?
Как грибочек поделить?
Говорит одна: «Он мой,
Я возьму его домой».
Отвечает ей другая:
«Ой, ты хитрая какая!
Лучше я его возьму,
Своей маме отнесу».
Долго спорили они,
Поделить гриб не могли.
Смотрят – а на веточке
Сидит мама-белочка,
Рядышком бельчата –
Весёлые ребята.
Удивились девочки,
Улыбнулись белочке.
Сразу спор они решили –
Грибок белке подарили.
Помахали ей рукой
И отправились домой.
Очень рада белочка:
«Ах, какие девочки!
Свою дружбу сохранили,
И бельчат накормили».
ДРУЖБА – ЭТО ДАР
Дружба – это дар нам свыше,
Дружба – это свет в окне;
Друг всегда тебя услышит,
Он не бросит и в беде.
Но не каждому дано
Знать, что дружба есть на свете,
Что с друзьями жить легко,
Веселее с ними вместе.
Кто без друга прошагал
По дороге жизни этой,
Тот не жил – существовал.
Дружба – это мир планеты.
ПРО ДРУЖБУ
Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!
В ДЕТСКОМ САДИКЕ ДЕТИШКИ.
В детском садике детишки
Все такие шалунишки!
На прогулку вышли дети.
Раз! – несётся с горки Петя.
Два! – за ним летит Ванюша.
Три! – на карусели Ксюша.
А четыре! – в доме Коля.
Пять! – стоит с ведёрком Оля.
Шесть! – с мячом играет Митя.
Семь! – с коня слезает Витя.
Восемь! – с куклою Наташа.
Девять! – рядом скачет Маша.
Десять! – по дорожке Федя
Едет на велосипеде.
А теперь наоборот:
Десять! – на велосипеде
По дорожке едет Федя!
Девять! – бойко скачет Маша.
Восемь! – c куклою Наташа.
Семь! – с коня слезает Витя.
Шесть! – бросает мячик Митя.
Пять! – ведёрком машет Оля.
А четыре! – в доме Коля.
Три! – на карусели Ксюша.
Два! – с горы летит Ванюша.
Раз! – внизу хохочет Петя.
Нет дружней ребят на свете!
Приложение №
Дидактическая игра: «Покорми животных».
Цель: способствовать формированию представлений детей о диких и домашних животных; желание узнавать, чем они питаются.
Задачи:
1) Познавательная: формировать представления детей о диких и домашних животных.
2) Развивающая: развивать внимание, память, речь, мышление.
3) Воспитывающая: воспитывать бережное, доброжелательное отношение к животным.
Приложение№4.
Сюжетно-ролевая игра «День рождения куклы»
Цель: способствовать развитию игрового замысла в сюжетной игре.
Задачи: Обогащать содержание игры, развивать самостоятельность в выборе игры, в развитии замысла; поощрять самостоятельно возникающие игровые группировки. В процессе игры развивать активное речевое общение детей, расширять и обогащать их словарный запас. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение считаться с интересами товарищей, оказывать посильную помощь.
Словарная работа:
Нарядная кукла, гости, день рождения, подарки, именинница.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о том, как надо вести себя в гостях, о культуре поведения, рассказы детей о своем дне рождения.
Методические приемы: Включение воспитателя в игру, руководство взаимопониманием между детьми, указания, вопросы.
Пособия к игре: нарядная кукла, подарки (игрушки, сумочки, фрукты, кондитерские изделия, чайная посуда, предметы-заместители.
Ход занятия:
Звучит музыка. Организационный момент.
Воспитатель: Дети, когда я пришла сегодня утром в группу, обнаружила на столе пригласительную открытку на день рождения Маши (читаю содержание).
Когда мы идём на день рожденье, то необходимо подготовить подарки. У нас с вами в группе есть маленький мини-магазин, давайте вы выберете любую игрушку (предмет, который хотели бы подарить кукле Маше.
Дети выбирают.
Воспитатель: А ёще мы с вами должны выглядеть красивыми, нарядными, опрятными, нужно поправить причёску.
Воспитатель вместе с детьми проверяют свой внешний вид.
Воспитатель: А ещё пойдём в гости с весёлым, добрым, радостным настроением! Дети, вы со мной согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: Дети, а как мы будем вести себя в гостях? Давайте вспомним волшебные слова. Когда приходишь в гости, надо говорить «здравствуйте». Этим приветствием желаем человеку здоровья, всего хорошего. Во время разговора, игры употреблять слова, будьте добры, спасибо, извините, пожалуйста, называть друг друга по имени, не перебивать друг друга. Нельзя кричать, прыгать, громко разговаривать. Договорились!
Ответы детей.
Воспитатель: Мы с вами вспомнили все правила поведения в гостях. Я думаю, наша именинница будет рада нас видеть.
Дети идут в гости
Звонок в дверь. Открывает хозяйка.
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие. Проходите, пожалуйста, чувствуйте себя как дома.
Дети и воспитатель: Здравствуйте!
Дети с воспитателем проходят в комнату. Их встречает кукла Маша.
Воспитатель: Дети, посмотрите на Машу. Какое сегодня у нее красивое платье. Какое оно пышное, блестящее. (Рассматривают куклу Машу)
Воспитатель: Дети, давайте подарим нашей имениннице подарки и скажем слова поздравления, наши пожелания, пожелаем здоровья, счастья, много хороших друзей, чтобы она росла большой, весёлой и доброй.
Дети повторяют за воспитателем.
Воспитатель: Дети давайте пригласим Машу в хоровод и споём песню «Каравай».
Хозяйка от имени Маши благодарит детей за поздравление, приглашает детей за стол, пить чай.
В заключении все вместе исполняют танец «Веселые утята».
Приложение №5.
Беседа «Давайте жить дружно!»
Программное содержание: дать детям понятие о том, что такое дружба, совершенствовать умение детей понимать и отвечать на вопросы воспитателя, учить детей играть вместе, развивать речь, память, мышление, внимание, воспитывать у детей уважение к друг другу и взрослым.
Оборудование: картинки с изображением кота Леопольда и мышат.
Ход беседы:
Воспитатель: Дети, сегодня к нам в гости пришел кот Леопольд. Давайте с ним поздороваемся! (Дети здороваются). А вы знаете, какое любимое выражение у кота Леопольда? (ответы детей)
Правильно, «Давайте жить дружно!».
Кот Леопольд - он добрый кот:
Друзьям на помощь он придёт,
Сыграет на гитаре песню,
С ним очень-очень интересно.
Мышата это не поймут:
Кота взрывают, бьют и жгут.
Он терпит-терпит, но когда-то
Не поздоровится мышатам.
Но добряка не страшна месть,
Слова у Леопольда есть,
Которые запомнить нужно:
"Давайте жить, ребята, дружно!"
Воспитатель: И сегодня мы с вами поговорим о дружбе. Дети, а что такое дружба?
Ответы детей (когда не ссорятся, играют вместе).
Воспитатель: Правильно. Дружба- это когда люди хотят быть вместе рядом, вместе играют, не ссорятся, делятся игрушками друг друга, угощают конфетами. Дружба - это улыбки друзей.
-А вы умеете дружить? Как зовут ваших друзей?
Дети называют своих друзей по имени.
Воспитатель: Дети, а как вы думаете наша группа дружная?
(Ответы детей)
Воспитатель: Леопольд приготовил для вас сюрприз. Он принёс вам коробку, а на ней написано «Сюрприз». Давайте, откроем ее и посмотрим, что там? (Воспитатель открывает письмо. Там находятся 2 мышонка Белый и Серый.) Ой, а там мыши! Как всегда решили подшутить над котом. Здравствуйте мышата, вы очень кстати, мы как раз говорили о дружбе и друзьях. Скажите дети, друзья могут ссориться, обзываться (ответы детей). А вы знаете, чтобы дружба была крепкой, долгой, не нужно обижать друг друга, не обзываться, вместе всегда играть, делиться своими игрушками, помогать друг другу, защищать друг друга.
Игра - имитация "Весело - грустно".
Воспитатель: Нам весело - давайте с вами улыбнемся (дети улыбаются).
Теперь нам стало грустно, нахмурились (дети хмурятся)
Ребята, когда мы с вами улыбаемся, нам так хорошо, радостно, когда хмуримся, сразу хочется грустить.
Давайте же будем дружными, добрыми, и никогда не будем ссориться! Давайте жить дружно!
Заключительная часть:
-Ребята, кто сегодня к нам в гости приходил? Что нам кот Леопольд рассказал? А что кот Леопольд вам принес в коробке? Вам понравилась беседа?
-Дети, сегодня все вы были молодцы! (Хвалю каждого ребенка)
Приложение №6.
Пальчиковые игры про дружбу.
1.«Встреча после лета"
В нашей группе все друзья
(Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)
Самый младший- это я.
Это Маша,
Это Саша,
Это Юра,
Это Даша.
(Разжимают кулачки, начиная с мизинчика.)
2. «Наша группа»
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
(Соединяют пальчики рук в замок (несколько раз).)
Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем мы считать.
(Соединяют поочередно друг с другом одноименные пальчики, начиная с мизинчиков.)
Раз, два, три, четыре, пять
(Разъединяют пальчики.)
Мы закончили считать
(Руки вниз, встряхивают кистями.)
К счастью, ещё и родители могут помочь своему малышу в этой ситуации. Предлагаем вам несколько советов:
1. Учимся знакомиться. Ребенку легче будет наладить контакт с детьми в группе, если он как следует, усвоил фразы, с которых можно начинать общение. Нередко малыш часами не вступает в общую игру, потому, что не усвоил твердо, что нужно просто сказать: «Здравствуйте, меня зовут Маша, можно я буду играть с вами?» или «Привет, я – Антон, а тебя как зовут? Пойдем, поиграем вместе?» Помимо этих фраз ребенку пригодятся и обычные вежливые обороты: «Спасибо!», «Здравствуйте!», «У тебя очень красивая кукла! Как ты с ней играешь?» и так далее. Если ребенок стесняется обращаться к другим, потренируйтесь с ним дома на любимых игрушках: пусть зайчики и мишки знакомятся друг с другом и устраивают совместные игры.
2. Уверенность в себе – залог дружеских отношений с другими. Уверенный в себе человек, который знает, что мир безопасен, его любят, а к его словам прислушиваются, скорее всего, не будет испытывать особенных сложностей в общении. Даже если кто-то не захочет с ним дружить, он без особенных расстройств найдет себе другое занятие и других товарищей. Именно поэтому главным залогом успешной самореализации в коллективе является уверенность в себе, которая, напомним, не имеет ничего общего с хвастовством и выпячиванием своих реальных и мнимых достоинств.
3. При наблюдении за детскими играми, обсуждать разные ситуации. Учить понимать других детей и знать разные ситуации детского общения стоит еще до того, как малыш пошел в садик. После игры в песочнице и беготни на детской площадке, обсудите с ребенком, кто в какие игры играл, кто был веселым, а кто грустным, что его обрадовало, а что расстроило. После того, как вы выявите все сложные и острые ситуации, стоит в игровой форме (допустим, на примере игрушек) показать ребенку, как лучше всего вести себя в них.
4. Надо учиться меняться и делиться. Конечно, ребенок не обязан отдавать свои игрушки чужим, и делиться не по своей инициативе, но именно с умения меняться и делиться игрушками начинается воспитание мастера общения, это первый главный шаг к навыку ведения переговоров, умению выслушивать разные стороны и учитывать интересы других членов группы, а не только свои собственные. Лучше всего привить малышу эти полезные в детском обществе умения до того, как он пойдет в садик.
5. Как правильно выходить из конфликтных ситуаций. Скорее всего, даже самому благополучному и доброжелательному ребенку не удастся избежать столкновения интересов, конфликтов и драк, особенно если речь идет о мальчиках. Важно научить малыша говорить «нет», «не хочу» и «мне это не нравится», если ровесники пытаются заставить его делать что-то запрещенное или просто неприятное. Не стоит учить ребенка драться, обзываться и «давать сдачи» с помощью кулаков: культурный и уверенный в себе человек не станет доказывать свою правоту таким способом.
6. Не пытаться купить, а научиться увлечь. Зачастую дети, с которыми не хотят играть ровесники, пытаются привлечь к себе друзей с помощью необычных игрушек или угощений. Иногда такая стратегия имеет успех, но очень важно не переборщить с желанием завлечь игрушкой, ведь может статься, что новая прекрасная подружка дружит с малышкой лишь до тех пор, пока та согласна делиться своей куклой, и никак по-другому. Если вы видите, что ребенок стал заложником именно такой ситуации, постарайтесь переиграть ее: научите ребенка не просто делать снежки, а строить иглу, мастерить бусы из бумажных шариков и делать еще что-нибудь интересное, тогда ребята сами потянутся дружить, чтобы приобщиться к интересному делу.
7. Улыбаемся и радуемся. Взрослым людям нравятся доброжелательные оптимисты и не нравятся ворчливые пессимисты. Точно так же и у детей. У болтушки-хохотушки, которая всему готова радоваться, наверняка будет больше друзей и меньше огорчений по поводу социальной жизни, чем у буки, у которого от каждой мелочи глаза на мокром месте. Настраивайте ребенка на оптимизм и позитивный лад. При этом совершенно не обязательно ломать его характер и, допустим, стараться сделать задумчивого интроверта душой компании! Главное, делитесь с ребенком своими позитивными мыслями и чувствами и показывайте ему, как найти хорошее в любой ситуации, а радость в сущей мелочи!
Подводя итог, отметим, что, несмотря на заявления некоторых исследователей о поверхности дружеских отношений в современном обществе, об отсутствии идеальной и глубокой дружбы, о вытеснении широкими приятельскими компаниями, основанными на общности развлечений, настоящего дружеского общения, наличие верных друзей все еще значимо для детей и взрослых. Правда, если ранее общение сверстников складывалось как бы само собой и не требовало вмешательства взрослого, то сегодня детей нужно специально учить. Но главное – начать, обучив ребенка быть преданным и надежным другом.
Расскажите для чего нужны «мирилки»
и выучите их с ребенком.
Ручку за ручку
Мы крепко возьмем,
Раньше мы дрались,
А теперь ни почем!
Хватит нам уже сердиться,
Веселятся все вокруг!
Поскорей давай мириться :
- Ты мой друг! И я твой друг!
Мы обиды все забудем
И дружить, как прежде будем!
Чтобы солнце улыбалось,
Нас с тобой согреть старалось,
Нужно просто стать добрей,
И мириться нам скорей!
Рекомендуем дидактические игры и упражнения,в которые можно поиграть дома с вашим ребенком, закрепляя знания по данной теме:
"Скажи наоборот" («некрасивые» слова заменить на добрые слова)
Грубый - ласковый, злой - добрый, жадный - щедрый, грустный - веселый, враг – друг, горе — радость.
«Доскажи словечко»
Зеленеет старый пень, когда услышит. (Добрый день).
Растает даже снежная глыба от слова теплого. (Спасибо)
Если тебя бранят за шалости, надо сказать. (Прости пожалуйста).
Где бы ни были, на прощание мы говорим. (До свидания).
Ребенок вежливый и развитый, говорит встречаясь. (Здравствуйте).
«Сосчитай» (согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже) :
один друг, два друга, три друга, четыре друга, пять друзей (подарок, гость, игрушка,.)
«Семья слов» (образование однокоренных слов) друг - дружить, подружка, дружище, дружочек, дружок, дружелюбный (улыбка, доброта, помощь, мир, честность,.)
Прочитайте детям и обсудите с ними
пословицы о дружбе :
• Дружбу топором не разрубишь
• Нет друга, так ищи; нашёл, так береги
• Друг познаётся в беде
• Старый друг лучше новых двух
Список литературы о дружбе :
В. Сутеев "Мешок яблок" и "Палочка-выручалочка"
«Песенка друзей» С. Михалков,
«Цветик – семицветик» В. Катаев,
«Бременские музыканты» Братьев Гримм,
В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»,
Ю. Ермолаева «Лучший друг»,
В. Осеева «До первого дождя», «Волшебное слово»
В. Катаев «Цветик- семицветик»,
С. Михалков «Хорошие товарищи»,
А. Кузнецова “Подружки” и др.
Мультфильмы про дружбу
"Крошка енот"
"Умка"
"Винни Пух"
"38 попугаев"
Источники:
1. В. Белобородова, Первые уроки дружбы. Как научить детей знакомиться?
https://www.2mm.ru/vospitanie/817/pervye-uroki-druzhby.-kak-nauchit-detey-znakomitsya
2. Статьи по детской психологии. https://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0019.shtml