МААМ-картинки

Креативные решения в поиске современных форм взаимодействия с родителями детей с ОВЗ

Бочарова Дина
Креативные решения в поиске современных форм взаимодействия с родителями детей с ОВЗ

Вся деятельность дошкольного образовательного учреждения направлена на сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь. А на родителях детей с ОВЗ лежит двойная ответственность. Важным направлением деятельности воспитателя в детском саду на современном этапе, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, является тесное взаимодействие с родителями воспитанников.

Публикация «Креативные решения в поиске современных форм взаимодействия с родителями детей с ОВЗ» размещена в разделах

Принимая из рук родителей новых детей, перед нами каждый раз встает сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов. Не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, показать им, что вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребёнка. Нам необходимо помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником, и это особенно важно для родителей детей с ОВЗ. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями воспитанников. В отечественной педагогике советского периода семья, как правило, рассматривалась не как субъект сотрудничества, а скорее как объект воздействия со стороны дошкольного учреждения. А итог был один - детский сад и родители занимались воспитанием ребенка, не взаимодействуя друг с другом. Сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. Новизна этих отношений, носит характер сотрудничества и взаимодействия.

И в последнее время наметилась тенденция использования в этом взаимодействии, наряду с традиционными, нетрадиционных форм сотрудничества. Наше взаимодействие с родителями начинает носить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника. Мы предлагаем объединить усилия для развития и воспитания детей и еще создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки, очень аккуратно пытаемся активизировать и обогащать воспитательные умения родителей. В общении с родителями используем только доброжелательный стиль общения, индивидуальный подход, сотрудничество, а не наставничество, категоричность, требовательный, назидательный тон. Мы, воспитатели, общаемся с родителями ежедневно, и именно от нас зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Для более полного понимания родителей, мы стараемся смотреть на наших воспитанников глазами мам и пап и полюбить детей такими, какие они есть. Мы хотим сделать так, чтобы каждый ребенок поверил в себя, чтобы их ограниченные возможности не мешали им жить, а родители поверили еще и нам и доверили.

А начинаем мы работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожидания от пребывания ребенка с ОВЗ в детском саду. Проведение наблюдений, анкетирования, личных бесед на эту тему помогает нам правильно и гибко выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей, создать необходимые условия для неформального взаимодействия с родителями воспитанников через привлечение их к активному участию в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

Начиная использовать традиционные формы взаимодействия (консультации, беседы, памятки, родительские собрания, нетрадиционные формы работы мы придумывали и внедряли постепенно, по необходимости, они назревали по мере того, насколько близкие и доверительные отношения складывались с родителями воспитанников. Сейчас мы используем такие формы работы : проведение «утра радостных встреч», у нас есть книга благодарностей «Спасибо за добрые дела!», работает почта «Ваши мнения, предложения, отзывы, вопросы», библиотека методической литературы для родителей «Воспитываем вместе», круглый стол для бабушек «Помогаем растить внуков», вместе с родителями мы ходим в походы и на экскурсии, реализуем проекты и растим урожай на грядке нашей группы в огороде. Еще мы используем телефон доверия и социальные сети. На стадии разработки находится проект Дня самоуправления в группе.

Мне хотелось бы поделиться тем инновационным опытом, который у нас наработан в результате поиска современных креативных форм взаимодействия с родителями детей с ОВЗ.

В своей работе с родителями мы используем следующие интересные, на мой взгляд, формы : почтовый ящик «Ваши мнения, предложения, отзывы, вопросы», который находится в приемной. Его цель: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, т. е. родители могут класть записки со своими вопросами, свои идеи и предложения как педагогу, так и узким специалистам, например, психологу, логопеду. А у родителей детей с ОВЗ их всегда много. Иногда эти вопросы являются темой мини-собрания, консультации или откровенной беседы по телефону доверия группы, как с воспитателем, так и с психологом, логопедом и др.

Телефон доверия появился после того, как мы поняли, что не всегда родители детей с ОВЗ могут в непосредственном общении или в присутствии других родителей или даже детей высказать свои проблемы и тревоги. Есть темы, которые родители не готовы обсуждать со всеми, для этого и существует телефон доверия. Иногда по телефону проще обсудить проблему, чем глядя в глаза собеседнику. У нас есть определенное время для связи, когда воспитатель может побеседовать, не отвлекаясь от детей.

В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности в детском саду. Как правило, любой проект, как маленький, на уровне ДОУ, так и масштабный, на уровне региона, включает в себя блок работы с семьей. Сюда можно отнести создание выставки, написание мини-сочинений, конкурсы, оформление стендов и многое другое. При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками педагогов в любом деле.

Ничто так не сближает, как совместное интересное дело, направленное на благо детей, их развитие. И в этом году у нас был запланирован поход в парк Победы и на центральный стадион им. Ленина в рамках здоровьесберегающего проекта, реализуемого в группе. Первыми помощниками выступили родители.

Наглядно-информационные формы мы тоже разнообразили. Книга добрых дел «Выражаем благодарность» стала необходимостью после того, как родители очень охотно и активно стали помогать нам в создании развивающего предметного пространства, мелком ремонте игрушек и пособий, физической помощи. В данном уголке мы пишем слова благодарности тем родителям, которые оказывают любую помощь группе. Главное в оформлении этой рубрики — своевременная похвала, теплые слова и частое ее обновление. («Спасибо нашим папочкам за постройку горки!», «Спасибо за проведенный ремонт атрибутов к играм!», «Спасибо всем, кто принял участие в замене песка в песочнице нашего участка!»

Стенд «Поздравляем» также оформлен в нашей приемной, здесь помещаются поздравительные тексты не только с днем рождения воспитанников, но и близких родственников. Есть уголок, где мы размещаем грамоты, дипломы, сертификаты, благодарности за участие в различных конкурсах на уровне детского сада, муниципальном и даже всероссийском уровне. Похвала необходима не только детям, но и родителям.

Хочется рассказать еще об одной необычной, но действенной форме взаимодействия с родителями. У нас в группе есть библиотечка для родителей. В ней мы постоянно выставляем методическую литературу, совместные игры по различным видам деятельности и разделам программы, книги по здоровьесбережению, педагогические сборники, логопедические игры, рекомендуемую художественную литературу. Интересно то, что родители могут взять любую книгу домой, записав ее в формуляр «Мы уже читаем» и вернуть ее в любое время. Все основывается на доверии. Кроме того, здесь происходит и социализация детей. Они знакомятся с принципом работы библиотеки и используют полученные знания в своих играх.

Всем известно, что бабушки – незаменимы при воспитании детей. Заметив, что наши бабушки, приводя внуков, заводят интересные разговоры пока дети раздеваются (или вечером одеваются, и долго беседуют, выходя из здания детского сада, мы решили организовать круглый стол для бабушек «Помогаем растить внуков». Темы для обсуждения находим сообща. Мы обсуждали такие темы, как «Маленький помощник. Юный повар, дачник, рукодельник», «Верно ли высказывание, что детей должны воспитывать родители, а бабушки и дедушки баловать?», «Чем кормить, чтобы не перекормить, как одеть, чтобы не перегреть?», «Сказка на ночь или мультфильм?», недавно обсуждали тему «Лечим простуду народными средствами». Чаще всего наш «круглый стол» сопровождается чаепитием, шутками и поговорками.

О наших текущих делах и праздниках родителям расскажет интерактивная фоторамка «Из жизни группы» в режиме показа слайдов. Они всегда в курсе наших дел. Это современная форма работы с родителями, которая была в начале 80–х годов, когда я начинала свою работу воспитателем. В оперативном режиме с помощью компьютера и флешкарты материал обновляется регулярно. Там же мы пишем поздравления с праздниками для родителей. Эта форма работы нравится не только родителям, но и детям, они с интересом разглядывают себя и друзей в сменяющихся снимках, обсуждают, смеются. Это способствует формированию положительных взаимоотношений в нашем детско-родительском коллективе.

Мы с вами живем в эпоху компьютерных технологий, наши молодые родители много времени проводят во всемирной паутине. Мы тоже идем в ногу со временем. У нашей группы есть своя закрытая страничка в социальных сетях «Речецветик27». Социальные сети в настоящее время являются средством коммуникации людей – это современный, конструктивный способ плодотворного сотрудничества родителей и педагогов. На нашей странице размещена и постоянно дополняется полезная информация для родителей нашей группы. В связи с тем, что наша группа коррекционной направленности, выкладываем много специализированного материала, практических советов, логопедических, развивающих игр, которые выкладывает логопед. Родители общаются между собой, выкладывают интересные фотографии с праздников, из поездок, домашних питомцев, оценивать их и комментировать. Кроме того, они могут задавать вопросы воспитателям и специалистам детского сада, вносить различные предложения и просто быть в курсе жизни нашей группы. Мы же, воспитатели, со своей стороны, тоже даем общие рекомендации, советы, выкладываем фотографии с проводимых в учреждении мероприятий и фотографии простых будней. Мы можем вынести какой-то вопрос на обсуждение, решить его обсуждением или голосованием, найти компромисс. При необходимости, в личном сообщении, мы можем решить возникший вопрос или проблему индивидуально, не вынося его на всеобщее обозрение.

Используем мы нашу страничку и как доску объявлений. Новости разлетаются очень быстро. Я создала эту страничку и являюсь ее администратором. У «Речецветика» в друзьях только свои, чужих там нет.

В стадии разработки находится проект «День самоуправления». Это мероприятие является новой современной формой работы, направленной на вовлечение родителей в образовательный процесс. Такая современная форма позволяет наиболее полно раскрыть содержание деятельности педагога. Наглядно показать инновационные формы, методы и приёмы работы с детьми, помочь понять родителям необходимость сотрудничества детского сада и семьи. Его проведение запланировано на апрель месяц этого года.

Основной целью Дня самоуправления является просвещение родителей с привлечением их к образовательному процессу в ДОУ через инновационные формы. Проще говоря, родители в этот день выполняют роли воспитателей. Мы уже начали работу, запланировав данное мероприятие. Получено согласие руководителя учреждения, ознакомлены родители. Согласие на участие тоже получено. Определили желающих поучаствовать в мероприятии родителей-дублеров, по плану проекта будем готовы познакомить их с подробным режимом жизнедеятельности детей в детском саду, с темой недели, с обязанностями воспитателя, с инструкциями по охране жизни и здоровья детей, по технике безопасности при проведении занятий. Родителям уже подобрана методическая литература, предварительно обсудим каждое образовательное мероприятие. Впереди у нас очень интересное мероприятие.

Ну, и последнее. От того, как начинается у каждого из нас день, зависит наше настроение, наше самочувствие, наша работоспособность и наши взаимоотношения с окружающими нас людьми. И поэтому, каждое наше утро превращается в утро радостных встреч. Это традиция и необходимость. Выходя с улыбкой в приемную комнату, мы желаем каждому пришедшему родителю и ребенку доброго утра и хорошего дня, получая в ответ улыбку и добрые слова.

Главное помнить, что какую бы форму работы вы не выбрали, партнерское взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это долгий процесс, кропотливый труд, требующий терпения. Важно не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества. И у нас есть кое-какие новые задумки. Все формы работы, используемые нами, не статичны, они все время в движении, материал обновляется практически ежедневно и еженедельно, в зависимости от актуальности, проявленного родителями интереса и происходящих событий. Да, сложно. Да, не хватает времени, но мы привыкли работать в таком ритме.

А что же в итоге? В настоящее время наши родители - активные участники образовательного процесса, их уровень педагогической компетентности значительно повысился, укрепились партнёрские отношения между ДОУ и родителями.

Работа по внедрению инновационных форм взаимодействия с семьей в педагогический процесс на данный момент еще не закончена, но мы уже видим результаты: дети начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным, а родители, благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада, приобретают опыт сотрудничества, как со своим ребёнком, так и с коллективом педагогов и родителей ДОУ. Родители проявляют интерес, увлекаются, создают много разнообразных совместных с детьми поделок, рисунков, фотогазет, активно участвуют в выставках, конкурсах. Все участники соревнований, выставок, конкурсов обязательно награждаются грамотами и благодарностями на общих утренниках, собраниях.

Использование разнообразных форм работы помогает родителям из «зрителей» и «наблюдателей» становиться активными участниками образовательного и воспитательного процесса их детей.

И в заключение хочется сказать, что какие бы формы работы не использовали педагоги при взаимодействии с семьями воспитанников с ОВЗ, все они направлены на то, чтобы создать в отношениях доверие и комфорт для решения одной очень важной нашей общей задачи воспитания – полноценного развития личности ребенка. Желаю вам успехов в работе!

Публикации по теме:

«Гость группы» как одна из эффективных форм взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников«Гость группы» как одна из эффективных форм взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников «Гость группы» – очень интересная и эффективная форма работы с семьей, где родители не зрители, а активные участники. Её суть заключается.

«Стенгазета — как одна из форм взаимодействия педагога с родителями»«Стенгазета — как одна из форм взаимодействия педагога с родителями» В настоящее время все больше педагогов выбирают, такую форму работы с родителями, как педагогическое информирование семьи через стенгазету.

Внедрение новых форм работы с родителями — фактор успешного взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе Вниманию читателя предложены новые современные формы взаимодействия с семьями воспитанников, апробированные в работе дошкольного учреждения.

Цикл занятий «Педагогическая находка для родителей» как одна из современных форм взаимодействия с родителямиЦикл занятий «Педагогическая находка для родителей» как одна из современных форм взаимодействия с родителями Старый афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». С введением Федерального государственного стандарта.

Детско-родительский клуб как одна из форм взаимодействия с семьейДетско-родительский клуб как одна из форм взаимодействия с семьей Детско – родительский клуб, как одна из форм взаимодействия с семьей. Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама.

Фотоотчёт «Творческая мастерская — одна из современных форм работы с детьми дошкольного возраста»Фотоотчёт «Творческая мастерская — одна из современных форм работы с детьми дошкольного возраста» Творческая мастерская – одна из форм образовательной деятельности, позволяющая детям проявить свою инициативу, так как предоставляется возможность.

Консультация «Формы взаимодействия с родителями в экологическом воспитании детей в ДОО»Консультация «Формы взаимодействия с родителями в экологическом воспитании детей в ДОО» Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только.

Логопедическая игротека — одна из форм эффективного взаимодействия с родителями воспитанниковЛогопедическая игротека — одна из форм эффективного взаимодействия с родителями воспитанников Преемственность в работе логопеда с семьей детей-логопатов является важнейшим условием успешного коррекционного процесса по устранению речевых.

Семейный мастер класс как одна из форм взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников. Из опыта работыСемейный мастер класс как одна из форм взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников. Из опыта работы «Ничто так не сближает, как совместное творчество, совместный поиск, совместные неудачи и находки, когда два совершенно разных и чужих человека.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Креативные решения в поиске современных форм взаимодействия с родителями детей с ОВЗ
Опубликовано: 17 августа 2023 в 13:42
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД