Зинаида Цветкова
Круглый стол для педагогов ДОУ «Организация совместной деятельности по ФЭМП»
▼ Скачать + Заказать документы
Участники делятся на три подгруппы, на столах карточки с вопросами.
Вступительное слово ведущего.
Всем известно, что именно математика оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание. Проблема формирования и математического развития детей является одной из актуальных в системе дошкольного воспитания. В соответствии с ФГОС в ООП не существует раздела «Математическое развитие». В Образовательной области «Познавательное развитие» выделен раздел «Формирование математических представлений». Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления. Мозг человека требует постоянной тренировки, упражнений. В результате упражнений ум человека становится острее, а он сам – находчивее, сообразительнее. С учётом ФГОС к структуре общеобразовательной программы, она подразумевает развитие у детей в процессе различных видов деятельности: внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, а также способностей к умственной деятельности, умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи.
Публикация «Круглый стол для педагогов ДОУ „Организация совместной деятельности по ФЭМП“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Круглый стол для педагогов
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Основные цели математического развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО:
• Развитие логико - математических представлений и представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях).
• Развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение; освоение детьми экспериментально - исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация).
• Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация).
• Овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления.
• Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки,
сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач.
• Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка.
• Развитие активности и инициативности детей.
• Воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.
Переходим к основной части нашей деловой игры.
Приглашаю поиграть
И проблемы порешать.
Что-то вспомнить, повторить,
Что не знаем, подучить.
- Обсуждение основных вопросов. Педагоги зачитывают вопрос из конверта.
I. Назовите разделы, которые входят в содержание ФЭМП каждой возрастной группы:
- количество и счёт;
- величина;
- форма;
- ориентировка в пространстве;
- ориентировка во времени.
II. Какие обще дидактические принципы лежат в основе методики обучения ФЭМП?
- Систематичность (знания даются детям в строго определённой системе и при этом новый материал должен быть доступен детям.)
- Последовательность.
- Постепенность (при переходе от одной программной задачи к другой очень важно постоянно возвращаться к пройденному материалу - этим обеспечивается правильное усвоение материала).
- Индивидуальный подход (необходимо учитывать способности каждого ребенка и, исходя из этого, подбирать нужные задания).
- Научность (детям даются точные знания, чёткие формулировки).
- Принцип интеграции образовательных областей – это основополагающий принцип, предложенный ФГОС. (В соответствии с принципом интеграции образовательных областей программа предполагает взаимосвязь математического содержания с другими разделами Программы).
В соответствии с принципом интеграции образовательных областей Программа предполагает взаимосвязь математического содержания с другими разделами Программы.
- Особенно тесно математическое развитие в раннем и дошкольном возрасте связано с социально - коммуникативным и речевым развитием.
Развитие математического мышления происходит и совершенствуется через речевую коммуникацию с другими детьми и взрослыми, включенную в контексте взаимодействия в конкретных ситуациях. Воспитатели систематически используют ситуации повседневной жизни для математического развития, например, классифицируют предметы, явления, выявляют последовательности в процессе действий «сначала это, потом то…» (ход времени, развитие сюжета в сказках и историях, порядок выполнения деятельности и др., способствуют формированию пространственного восприятия (спереди, сзади, рядом, справа, слева и др.) и т. п., осуществляя при этом речевое сопровождение.
- Элементы математики содержатся и могут отрабатываться на занятиях музыкой и танцами, движением и спортом. На музыкальных занятиях при освоении ритма танца, при выполнении физических упражнений дети могут осваивать счет, развивать пространственную координацию. Для этого воспитателем совместно с детьми осуществляется вербализация математических знаний, например фразами «две ноги и две руки», «встать парами», «рассчитаться на первый и второй», «в команде играем вчетвером»; «выполняем движения под музыку в такт: раз, два, три, раз, два, три»; «встаем в круг» и др.
- Математические элементы могут возникать в рисунках детей (фигуры, узоры, при лепке, конструировании и др. видах детской творческой активности. Воспитатели обращают внимание детей на эти элементы, проговаривая их содержание и употребляя соответствующие слова- понятия (круглый, больше, меньше, спираль – о домике улитки, квадратный, треугольный – о рисунке дома с окнами и т. п.).
III. Какие группы задач решаются во время НОД по ФЭМП?
- Образовательные – чему будем учить ребёнка, с чем знакомить, какие представления расширять, подводить к пониманию, в чём упражнять.
- Развивающие – что развивать, закреплять. Развивать внимание, логику, познавательный интерес, умение слушать, анализировать, видеть самое главное, существенное; работа над активным и пассивным словарём именно в математическом плане.
- Воспитательные – что воспитывать у детей (математическую смекалку, сообразительность, умение слушать товарища, аккуратность, самостоятельность, трудолюбие, чувство успеха, потребность добиваться наилучших результатов.
Мозговой штурм. Каждая команда даёт быстрые ответы на пять вопросов.
I. - Графическое изображение числа (цифра)
- Математическое действие (сложение, вычитание)
- Единица длины (сантиметр)
- К какой О. О. относится раздел ФЭМП? («Познавательное развитие»)
- Соседи числа «65» (предыдущее число «64», последующее «66»)
II. - Геометрическая фигура с четырьмя углами (квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция)
- То, что нас окружает (пространство)
- Какое число больше «45» и меньше «47»?
- Результат сложения (сумма)
- Два вида наглядного материала, используемые во время проведения НОД (демонстрационный и раздаточный).
III. - Соседи числа «98» («97» и «99»)
- Половина яблока? (1/2)
- Математический знак (равенство, плюс, минус)
- Объёмная, геометрическая фигура без углов. (Шар)
- Вопрос, который задаём детям при порядковом счёте предметов? (Который по счёту)
I. К какой возрастной группе относятся задачи?
1. Учить различать и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны. (Средняя группа)
2. Различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного»; находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке. Понимать вопрос «сколько?», при ответе пользоваться словами «много», «один», «ни одного». (2 младшая группа)
3. Учить называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет, последующее и предыдущее число к названному, или обозначенному цифрой, определять пропущенное число. (Подготовительная к школе группа)
4. Учить считать до 10; последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах от 5 до 10 на наглядной основе. (Старшая группа)
5. Дать представления о весе предметов и способах его измерения. Сравнивать вес предметов (тяжелее — легче) путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами. (Подготовительная к школе группа)
6. Формировать представления о порядковом счете, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?». (Средняя группа)
7. Учить детей ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу). (Старшая группа)
8. Учить ориентироваться в контрастных частях суток: день — ночь, утро — вечер. (2 младшая группа)
9. Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+, минус (–) и знаком отношения равно (=). (Подготовительная к школе группа)
I. Формы работы по ФЭМП:
• Организованная образовательная деятельность.
• Демонстрационные опыты.
• Математические досуги, викторины.
• Театрализация с математическим содержанием.
• Обучение в повседневных бытовых ситуациях.
• Беседы.
• Самостоятельная деятельность в развивающей среде.
II. Методы, используемые во время НОД по ФЭМП.
• Словесные (вопросы к детям).
• Наглядные.
• Игровые.
• Практические (упражнения, игровые задачи, дидактические игры и упражнения).
III. Целевые ориентиры по ФЭМП:
• Ориентируется в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности.
• Считает, вычисляет, измеряет, моделирует.
• Владеет математической терминологией.
• Развиты познавательные интересы и способности, логическое мышление.
• Владеет простейшими графическим навыками и умениями.
• Владеет общими приемами умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т. д.)
Предлагаю подумать всем и выделить основные ошибки, встречающиеся во время образовательной деятельности по ФЭМП:
• Многословие, неточность в постановке вопросов.
• Однообразие наглядного материала, заданий.
• Неверное расположение материала.
• Использование неэстетичного наглядного материала, не отвечающего педагогическим требованиям.
Что необходимо для того, чтобы образовательная деятельность давала хорошие результаты (к НОД необходимо тщательно готовиться):
• Продумать программное содержание и соотнести с уровнем развития детей, с уровнем их знаний.
• Подобрать разнообразный материал.
• Продумать формы организации деятельности детей.
Математическое развитие ребенка в дошкольном учреждении не имело бы смысла без сотрудничества с родителями.
- Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия
указывать, контролировать, оценивать.
- Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения.
Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства для развития ребенка.
Цели взаимодействия с семьей.
1. Установить партнерские отношения с семьей ребенка, объединить усилия для развития и воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.
2. Научить родителей жить и быть счастливыми вместе с детьми в современных условиях социума.
3. Способствовать улучшению детско-родительских отношений.
4. Изучить и обобщить лучший опыт семейного воспитания.
Задачи взаимодействия ДОО с семьями воспитанников:
1. Сделать ДОО и семью союзниками в развитии математических представлений.
2. Обеспечить полное взаимопонимание и согласованное взаимодействие ДОО и семьи в осуществлении комплексного подхода в развитии познавательного интереса ребенка.
3. Способствовать активному включению родителей в психолого-педагогическую работу детского сада и развитию познавательного интереса детей.
4. Повышать уровень педагогической и психологической культуры родителей.
5. Привлекать внимание родителей к интересам и потребностям ребенка.
6. Формировать у родителей практические умения в воспитании, обучении и развитии детей в домашних условиях.
ВЫВОДЫ:
1. Окружающая действительность, которую ребенок познает в процессе разнообразных видов деятельности, в общении со взрослыми является основным источником развития элементарных математических представлений.
2. Ненавязчивое влияние взрослых, самыми авторитетными из которых являются родители оказывает положительное отношение детей к развитию познавательного интереса у ребенка.
3. Формирование математических представлений в повседневной жизни не должно носить эпизодический характер. Очень важно обеспечить систематизацию приобретенных знаний, чтобы все представления и понятия детей о множестве числе, представления о величине, форме, о времени и пространстве давались в определенной системе и последовательности.
«…математика – это цепь понятий: выпадает одно
зернышко и непонятно будет дальнейшее» (Н. К. Крупская)
4. Разнообразные формы взаимодействия помогают родителям из «зрителей» и «наблюдателей» становиться активными участниками развития у ребенка математических представлений.