Наталья Миронова
Круглый стол на тему: «Мальчики и девочки — два разных мира. Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект мероприятия с родителями. Круглый стол на тему: «Мальчики и девочки – два разных мира. Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей»
Цель:
• Повышение компетенции родителей в вопросах гендерного воспитания детей, способствовать благоприятному протеканию процесса социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста;
Публикация «Круглый стол на тему: „Мальчики и девочки — два разных мира, Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей“» размещена в разделах
Задачи:
• повысить интерес родителей к вопросам гендерного воспитания;
• сформировать представление о роли личного примера родителей для своего ребенка;
• повысить активность родителей к проведению совместных воспитательных и педагогических мероприятий;
• создать благоприятную атмосферу между родителями и воспитателями.
Формы организации: круглый стол,
Участники мероприятия: воспитатель и родители.
Оборудование: колонки, карточки красного и зеленого цвета, листы бумаги А4, цветные карандаши, подготовленные рисунке детей (к упражнению «Ладошка», книга «Большая энциклопедия»
Ход мероприятия.
В группе оформлена выставка, посвященная вопросам гендерного воспитания, работы детей на тему: «Кем я хочу стать?», «Моя семья».
Для родителей накрыты столы. Звучит легкая музыка.
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы сегодня собрались в непривычной обстановке, за большим столом, чтобы поговорить о нашей общей проблеме – о воспитании детей с учетом их гендерных особенностей.
Мы рады, что вы откликнулись, пришли на встречу. Ведь только совместные усилия семьи и детского сада мы можем добиться определенных результатов.
О чем же сегодня пойдет речь? Что такое гендерное воспитание?
Под гендерным воспитание понимается развитие у детей определенных понятий, норм поведения ассоциирующихся с мужским или женским полом в рамках определенной культуры. С момента рождения ребенка начинается его воспитание. Ребенка учат, что значит быть девочкой или мальчиком, мужчиной и женщиной: как себя вести, что надевать, какие прически носить, т. е. с момента рождения ребенка начинается гендерная социализация – процесс усвоения норм, правил поведения, установок в соответствии с культурными представлениями о роли мужчины и женщины в обществе.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует нас, педагогов дошкольных организаций на гендерный подход в воспитании детей.
Гендерный подход при организации приёма питания: дети кушают с большим аппетитом, если; девочкам говорить,что нужно есть чтобы: кожа, ногти и волосы были красивыми; чтобы выглядели как принцессы, а мальчикам говорить, что бы были крепкими, сильными.
Гендерный подход при организации сна: мальчикам нужно больше время для засыпания (15-20минут, девочкам требуется больше времени для приведения себя в порядок после сна.
Гендерная маркировка: гендерный подход в организации предметно-развивающей среды.
Научно доказано, что в возрасте 2-3 лет ребенок начинает понимать, к какому полу он относится. В период от 3-7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Дети понимают, что девочки становятся женщинами, а мальчики – мужчинами, и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации. В 6-7 лет ребенок окончательно понимает необходимость половой принадлежности, это совпадает с резким усилением его полового дифференцированного поведения.
Воспитатель: Как вы думаете, что мы воспитываем в девочках?
Родители: (ответы). В девочках воспитываем нежность, мягкость, душевность.
Воспитатель: А в мальчиках?
Родители: (ответы)
Воспитатель: Ребёнок в свою очередь, через подражание взрослым учится быть мальчиком или девочкой. Родители первые образцы женского и мужского поведения, которые ребенок наблюдает, воспринимает и перенимает.
Огромное значение в воспитании, образовании и становлении любого человека имеет семья - это самый древний и важный институт воспитания. Большую роль здесь играют семейные традиции. В полной семье мальчики подражают папе, девочки стремятся быть похожими на маму. Очень важно помнить, что дети - это дети. От них нельзя требовать безукоризненного соблюдения всех полоролевых условностей.
Часто нам удается такую фразу: «Мужчины не плачут!». Пока он только маленький мальчик, и относиться к нему надо соответственно. А поддержать его полоролевую составляющую следует только в состоянии успеха! Помог младшей сестрёнке, скажите ему: «Какой ты молодец - настоящий мужчина растёт!» Так он получит положительное подкрепление. А если поступать наоборот и при каждой неудаче напоминать добродетели других, у ребёнка может возникнуть отвращение к ним.
Тот же принцип относиться и к девочкам.
Представьте себе: вы пришли с работы, а ваша дочка, перемазавшись в помаде, туфлях на огромных каблуках вертится у зеркала. Не пугайтесь. Это нормально, Девочка просто хочет быть похожей на вас! Разделите с дочкой игру (во взрослую). Можно даже чуть-чуть накраситься как тётя, но потом тщательно смыть грим. Вреда от этого не будет, но сколько удовольствия! Это полоролевое воспитание.
Мальчик и девочка - это два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково. Надо постараться понять своих детей, мальчиков, девочек, ведь они - будущие мужчины и женщины и должны соответствовать своей сути.
Упражнение «Ладошка»
Сейчас мы предлагаем сделать упражнение «Ладошки» (методика И. Ю. Питюкова) Оно поможет нам понять, как ощущает себя ребенок в семье, к кому из членов семьи он чувствует себя ближе.
Необходимо обвести на листе бумаги кисть руки с расставленными пальцами. «Расположите» на пальчиках себя и членов своей семьи. Сравните рисунок своего ребенка с собственным. Совпадает? Нет. Есть над чем задуматься.
Воспитатель: В настоящее время наши дети имеют свободный доступ к разнообразным информационным источникам: ТВ, видеофильмы, газеты, журналы, благодаря чему они могут осведомляться о взаимоотношении между полами, любви и дружбе.
Возможно, вы скажете, что мы начинает об этом слишком рано говорить. Скажите, как вы считаете, какой возраст считается оптимальным для таких разговоров? В какой возрастной период вы планировали начать обсуждать вопросы половых взаимоотношений и планируете ли вообще?
Родители: (ответы)
Воспитатель: Хорошо. Спасибо за ваши ответы. Оптимального возрастного периода не существует. Считается, что ребенок сам проявляет свою готовность. Как это проявляется? Ребенок начинает активно интересоваться и задавать вопросы.
Период старшего дошкольного возраста – это период провокационных вопросов, которых чаще всего дети стесняются задавать и пытаются получить ответ «опытным» путем в коллективе сверстников, обсуждая интересующие темы. Поэтому необходимо способствовать удовлетворнию детского любопытства.
Дома должна появляться энциклопедии для мальчиков и для девочек. Ребенок должен узнавать, исследовать, понимать конструкцию своего тела.
Есть ли у вас дома энциклопедии для ваших детей?
Родители: (ответы)
Воспитатель: Допустим, у вас дома появилась или уже есть энциклопедия. Ребенок ей активно интересуется (часто берет в руки, смотрит иллюстрации, что должен делать родитель и должен ли он что-то делать дальше?
Родители: (ответы)
Воспитатель: Когда ребенок находиться в позиции интересующегося родителям нужно удовлетворять его интересы. Необходимо обсуждать прочитанное, читать с ребенком вместе. Подберите книгу, которая бы отвечала не только удовлетворению познавательного интереса, но и была эстетически красиво оформлена. Постарайтесь преодолеть стеснение.
Сейчас мы хотим продемонстрировать энциклопедию нашей группы.
(Воспитатель демонстрирует книгу, акцентируя внимания на самых популярных у детей разделах, отвечает на вопросы родителей)
Давайте с вами поиграем. У вас на столе два вида карточек красного и зеленого цвета. Красный цвет будет символизировать ваше несогласие с высказыванием, а зеленый цвет с согласием. Мы зачитываем вам утверждение, а вы поднимаете карточку, которую сочтете нужным. Далее мы обсудим результат.
1. Девочки послушнее мальчиков? (Неправда. Только в раннем детстве девочки лучше слушаются взрослых. А вот группа мальчиков гораздо более послушна указаниям взрослых)
2. У мальчиков более аналитический склад ума? (Неправда. Аналитический ум поделен поровну между полами)
3. Мальчики более способны в точных науках? (Правда, но только с 12-13 лет, и большую роль в этом играет влияние окружающих. В более раннем возрасте эти способности идентичны).
4. Девочки болезненнее воспринимают чью-либо агрессивность? (неправда. Скорее, мальчики более восприимчивы к внешней агрессивности, даже до рождения).
5. Девочки охотнее деляться своими переживаниями? (Правда, но после 11-12 лет. В более раннем возрасте разница мала)
6. Девочки легче поддаются чужому влиянию? (Неправда. Наоборот, девочки чаще следуют собственному мнению, а мальчики предерживаюся «правил игры», принятых в компании.
7. Мальчики более активны? (Неправда. В раннем детстве разницы практически нет)
8. Девочки более пугливы? (Неправда. Девочки чаще жалуются, что им страшно, но на их поведении это не сказывается, оно такое же, как и у мальчиков)
После каждого вопроса воспитатель интересуется, почему тот или иной родитель так ответил, побуждая родителей к дискуссии.
Воспитатель: Посмотрите, сколько разных мнений мы с вами сегодня услышали и обсудили. Подводя итог, можно сделать вывод, что мальчики и девочки действительно два разных мира. И мы, взрослые, должны об этом помнить. Если у вас возникнут вопросы или затруднения в решении подобного рода задач, обращайтесь к воспитателям детского сада, психологу, мы всегда рады оказать вам помощь.
Уважаемые родители, в напоминание о нашей беседе, мы хотим раздать вам буклеты с подбором литературы, для домашнего чтения с учётом гендерного подхода, а так же памятки с рекомендациями по полоролевому воспитанию дошкольников.
Благодарим Вас за активное участие. Поделитесь впечатлением от встречи. Что было для Вас интересным и полезным? Что нового Вы узнали?