Лучший педагог года

Круглый стол по теме «Обучение рассказыванию как средство формирования связной монологической речи дошкольников»

Ольга Дементьева
Круглый стол по теме «Обучение рассказыванию как средство формирования связной монологической речи дошкольников»

Владение родным языком - это не только умение правильно построить предложение. Ребенок должен научиться рассказывать : не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом.

Публикация «Круглый стол по теме „Обучение рассказыванию как средство формирования связной монологической речи дошкольников“» размещена в разделах

Одним из важных показателей готовности детей к школьному обучению является уровень сформированности связной речи, и, как её компонента - монологической речи. Также умение рассказывать играет большую роль в процессе общения. Для ребенка это умение является средством познания, средством проверки своих знаний, представлений, оценок. Монологическая речь сложнее диалогической, она отличается большей развернутостью, потому что необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа. Монолог требует лучшей памяти, концентрации внимания на содержании и форме речи. Монологическая речь опирается на мышление, логически более последовательное, чем в процессе диалога, разговора.

Но последнее время все чаще мы слышим от учителей начальных классов слова о том, что дети седьмого года жизни, обладая большими объемами знаний во многих областях, не могут связно выразить свои мысли, пересказать простой рассказ, сюжет сказки или мультфильма. Как следствие, школьник не может написать изложение и испытывает трудности при написании сочинений. Этим и обусловлена актуальность проблемы коррекции недостатков развития навыков связной монологической речи у детей.

Чтобы исправить эту ситуацию, работу по обучению рассказыванию необходимо начинать еще в младшем дошкольном возрасте.

Формы работы по обучению рассказыванию.

В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи :

- пересказом

- рассказом (в элементарной форме).

Пересказ – связное выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения. Ребенок излагает готовое содержание и пользуется готовой речевой формой автора и чтеца-воспитателя. В пересказе ребенка присутствуют элементы творчества – это не передача текста наизусть, не механическое заучивание. Важно, чтобы ребенок осмыслил текст, передал его свободно, но с сохранением основной лексики автора, сопереживая героям.

Рассказ – самостоятельно составленное развернутое изложение какого-либо факта, события. Составление рассказа – более сложная деятельность, чем пересказ. Ребенок должен сам в соответствии с данной темой определить содержание и выбрать речевую форму повествования. Серьезной задачей является систематизация материала, изложение его в нужной последовательности, по плану.

Важно, чтобы дети чувствовали радость и удовлетворение от своих рассказов, видели их пользу.

По форме рассказы могут быть описательными и сюжетными.

Описание – это изложение характерных признаков отдельного предмета или явления. Обычно описание носит деловой характер, в нем много точных определений, обстоятельств, но желательно, чтобы присутствовали элементы образности, которая там привлекает детей. Кроме того, описание должно быть лаконичным. В начале описательного рассказа называется предмет, затем в соответствии с порядком обследования указываются характерные признаки, назначение и взаимосвязь частей и в заключении говорится о назначении предмета или о действиях с ним.

Сюжетный – это передача событий, происходящих в определенной временной последовательности с каким-нибудь героем. Детям дается представление о типичной структуре таких рассказов – вначале (экспозиция) называется герой (или герои, иногда дается описание его внешнего вида, затем излагается первое событие (завязка, по возможности объясняется, когда, где оно происходило. Далее действие развивается, устанавливается временная или причинная связь между двумя-тремя эпизодами, после чего следует окончание (развязка).

В 3-4 года ребенка учат воспроизводить последовательность событий в рассказе, сказке, опираясь на вопросы взрослого человека, иллюстрации. Малыш активно вовлекается в рассказывание взрослого : договаривает слова в незаконченном предложении, следит за последовательностью изложения.

На пятом году жизни появляется способность к монологической речи.

В подготовительный период к школе закрепляются все навыки монологической речи, сформированные ранее, совершенствуются выразительная сторона пересказов и творческих рассказов, их точность.

Рассказывая, дети должны обращаться не к одному педагогу, а ко всем товарищам. При этом им надо прививать соответствующие культурные навыки: как встать, выйти, повернуться лицом к товарищам, следить за своей позой. Подготовка к публичным выступлениям взрослого человека должна начинаться с раннего возраста.

Обучение пересказу, как первый и наиболее лёгкий этап обучения рассказыванию.

Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ, поскольку детям дается уже готовый текст. При пересказе совершенствуется структура речи, её выразительные качества, произношение, усваивается построение отдельных предложений и текста в целом. Овладение пересказом в дальнейшем способствует формированию навыков самостоятельного (творческого) рассказывания, так как этот процесс предполагает преднамеренность и плановость речи.

Обучение пересказу обогащает словарный запас, благоприятствует развитию восприятия, памяти, внимания. При этом дети усваивают посредством имитации нормативные основы устной речи, упражняются в правильном употреблении языковых средств по аналогии, с содержащимися в произведениях для пересказа. Использование высокохудожественных текстов детской литературы позволяет эффективно проводить работу по развитию «чувства языка» - внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи, что особенно важно в коррекционной работе с детьми с ОНР.

Обследование дошкольников с ОНР выявило у них следующие проблемы:

- частичное или полное нераскрытие темы

-отсутствие самостоятельности в составлении пересказа;

- отсутствие плавности речи, (нарушение логической последовательности изложения,

- затруднения в лексико грамматическом структурировании высказываний,

-смысловые пропуски;

- незавершенность фрагментов, микротем;

- длительные паузы на границах фраз, частей.

Таким образом при работе с детьми ОНР необходимы вспомогательные средства, облегчающие процесс становления у ребенка развернутого смыслового высказывания.

Мнемотехника (с греч. -искусство запоминания)-совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объем памяти путем образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов, фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов для запоминания с уже имеющимися в областях различных типов памяти.

Виды рассказывания.

Рассказывание по игрушкам и предметам. Начиная со второй младшей группу при обучении связной речи широко применяются игрушки и предметы. Занятия по рассматриванию и описанию игрушек — одни из самых любимых и интересных занятий по родному языку для детей трех-четырех лет. Обычно они проходят в эмоциональной игровой форме, очень оживленно. Дети рассказывают об игрушке и о действиях с ней. В средней группе детей учат описывать игрушки, предметы, используя распространенные предложения или высказывания, состоящие из двух-трех предложений. На пятом году жизни ребенок уже начинает употреблять в своей речи сложные синтаксические конструкции, состоящие из двух простых предложений, связанных между собой сочинительной или подчинительной связью. Высказывания его приобретают характер рассказа. У детей пяти-шести лет интерес к составлению описательных рассказов становится все устойчивее. В старшей группе дети учатся описывать игрушки, предметы, проявляя все большую самостоятельность и активность. В подготовительной к школе группе продолжается обучение рассказыванию на основе восприятия — дети учатся наблюдать и отражать наблюдаемое в рассказах- описаниях. На занятиях по описанию игрушек и предметов выбор объектов для показа и составления рассказов несколько усложняется, следовательно, усложняется и языковой материал, которым оперируют дети.

Рассказывание по картине. Во второй младшей группе осуществляется лишь подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста еще не могут самостоятельно составить связное описание, поэтому педагог учит их с помощью вопросов называть то, что нарисовано на картине. Можно сказать, что полнота и последовательность передачи ребенком содержания картины целиком определяется предложенными ему вопросами. В средней группе на занятиях по развитию речи широко используются картины, изданные в качестве учебных наглядных пособий для детских садов. Цель обучения - учить детей описывать изображенное на картине. В средней группе у детей формируют навыки самостоятельного описания картины, которые будут развиваться и совершенствоваться в старшей группе. В среднем возрасте на занятиях по рассматриванию картин дошкольники упражняются в построении высказываний, состоящих из нескольких предложений, объединенных единым содержанием. Они также учатся сосредоточенно выслушивать рассказы педагога по картинам, так что их опыт восприятия описательных рассказов постепенно обогащается. Все это - подготавливает детей к самостоятельному составлению рассказов на предстоящих этапах обучения — в старшей и подготовительной группах. В старшем дошкольном возрасте, когда активность ребенка возрастает, а речь совершенствуется, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинам. Дети, воспринимая речевой образец, учатся обобщенно подражать ему. Описание педагога раскрывает в основном наиболее трудную или менее заметную часть картины. Об остальном дети высказываются сами. В подготовительной к школе группе при обучении рассказыванию продолжают широко использовать картины. На протяжении всего учебного года идет работа по совершенствованию и закреплению речевых умений и навыков. При постановке заданий учитывается ранее приобретенный детьми опыт и уровень их речевого развития. В подготовительной к школе группе повышаются требования к детским рассказам с точки зрения содержания, логической последовательности изложения, точности описания, выразительности речи и т. д. Дети учатся описывать события, указывая место и время действия; самостоятельно придумывают события, предшествовавшие изображенным на картине и последующие.

Рассказывание из личного опыта. Начиная со старшей группы, в детском речевом творчестве значительное место занимают рассказы детей о себе, о дружбе со сверстниками, об интересных прогулках и играх, о трудовых делах. Рассказам на темы из детского игрового опыта должно быть уделено большое внимание, так как при этом создаются условия для возникновения живой непосредственной связи между занятиями и игровым творчеством детей. Часто рассказы из опыта связаны с наблюдениями природы. Ко времени перехода в подготовительную группу дети накапливают первоначальный опыт рассказывания на темы, отражающие их игры, наблюдения, прогулки, трудовые дела, взаимоотношения в коллективе. В подготовительной к школе группе воспитатель продолжает упражнять детей в рассказывании на темы из личного опыта. Учитывая приобретенные навыки, педагог повышает требования к рассказам, добивается проявления детьми большей активности и самостоятельности. Рассказы детей седьмого года жизни несколько сложнее по структуре и по грамматическому строю, в них передается значительно больше фактического материала. Ребенок все чаще сам, без дополнительных вопросов и указаний взрослого, поясняет события, о которых рассказывает. Таким образом, в подготовительной к школе группе продуктивно осуществляется обучение рассказыванию на материале накопленного детьми опыта, которое входит в общую систему занятий по развитию связной речи.

Творческое рассказывание. Под творческим принято понимать рассказывание по предложенным сюжетам. В творческих рассказах детям предлагается описывать вымышленные ситуации, которых на самом деле не было. Дети самостоятельно придумывают сказки или рассказы, выбирая нужные образы и ситуации в рамках заданной педагогом темы.

Творческое рассказывание, как наиболее сложный этап работы по обучению рассказыванию;

Возможность развития творческой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творчестве (Л. С. Выготский).

Словесное творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин «творческие рассказы» - условное название рассказов. Которые дети придумывают сами. Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица, опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача – точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ.

В основе словесного творчества, лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и художественной формы. Словесное творчество она рассматривает как деятельность, возникающую под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающуюся в создании устных сочинений – рассказов, сказок, стихов. Отмечена взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством, которые взаимодействуют на основе развития поэтического слуха.

Словесное творчество детей выражается в различных формах : в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок небылиц; в словотворчестве (создании новых слов – новообразований).

Влияние творческих рассказов на развитие речи и воображение.

Одним из условий успеха детей в творческой деятельности является постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни. Эта работа может иметь разный характер в зависимости от конкретного задания: экскурсии. Наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг. Так, перед описанием природы используются систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе и чтении литературы с описанием природных явлений.

Чтение книг, особенно познавательного характера, обогащает новыми знаниями и представлениями о труде людей, о поведении и поступках детей и взрослых, углубляет нравственные чувства, дает прекрасные образцы литературного языка. Произведения устного народного творчества содержат много художественных приемов (аллегория, диалог, повторы, олицетворения, привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем и языком. Все это оказывает влияние на словесное творчество детей.

Другим важным условием успешного обучения творческому рассказыванию принято считать обогащение и активизацию словаря. Дети нуждаются в пополнении и активизации словаря за счет слов – определений; слов, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц. Поэтому процесс обогащения опыта детьми тесным образом связан с формированием новых понятий, нового словаря и умением пользоваться имеющимся запасом слов. Так, наблюдая зимний пейзаж, дети с помощью воспитателя дают разнообразные определения качеств и состояний снега: белый, как вата; чуть голубоватый под деревом; искрится, переливается, сверкает, блестит; пушистый, падает хлопьями. Затем эти слова используются в рассказах детей.

Творческий рассказ – продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Поэтому одно из условий – умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.

Этим умениям дети обучаются на предыдущих возрастных этапах, воспроизводя литературные тексты, составляя описания игрушек и картин, придумывая по ним рассказы. Особенно близки к словесному творчеству рассказы об одной игрушке, придумывание конца и начала к изображенному на картине эпизоду.

Еще одно условие – правильное понимание детьми задания «придумать», т. е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал» (хотя в опыте других подобный факт мог быть).

Тематика творческих рассказов должна быть связана с общими задачами воспитания у детей правильного отношения к окружающей жизни, воспитания уважения к старшим, любви к младшим, дружбы и товарищества. Тема должна быть близка опыту детей (чтобы на основе воображения возник зримый образ, доступна их пониманию и интереса. Тогда у них появится желание придумать рассказ или сказку.

Темы для рассказывания могут быть с конкретным содержанием: «Как мальчик нашел щенка», «Как Таня ухаживала за сестренкой», «Подарок маме» и т. д. Когда дети научатся придумывать рассказ с конкретным содержанием, можно усложнить задачу – предложить рассказывание на отвлеченную тему : придумать рассказ «Про веселый случай», «Про страшный случай», «Про интересный случай».

Приемы обучения рассказыванию.

Совместное рассказывание. Этот прием представляет собой совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Он применяется в младших группах, преимущественно в индивидуальной работе, а в средней со всеми детьми. Воспитатель выполняет самую сложную функцию – планирует высказывание, задает его схему, называя начало предложения, подсказывает последовательность, способы связи («Жила-была девочка. Однажды она. А навстречу ей»). Совместное рассказывание сочетается с драматизацией разных сюжетов. Постепенно дети подводятся к несложным импровизациям.

Образец рассказа – это краткое живое описание предмета или изложение какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования.

Образец рассказа наиболее широко применяется на первоначальных этапах обучения и предназначен для подражания и заимствования детьми. Образец подсказывает ребенку примерное содержание, последовательность и структуру монолога, его объем, облегчает подбор словаря, грамматических форм, способов внутри текстовой связи. Образец показывает примерный результат, которого должны достичь дети. В связи с этим он должен быть кратким, доступным и интересным по содержанию и форме, живым и выразительным. Образец следует произносить четко, в умеренном темпе, достаточно громко. Содержание образца должно иметь воспитательную ценность.

Образец относится к прямым приемам обучения и используется в начале занятия и по его ходу для коррекции детских рассказов. Воспитатель при этом поощряет элементы самостоятельности детей, однако допускает на первых порах, особенно в младшей и средней группах, буквальное подражание образцу. Для развития самостоятельности и творчества детей рассказ-образец не должен быть исчерпывающим, охватывать, например, все содержание картины или какой-либо темы. Такой образец служит опорой для рассказывания о других эпизодах. В противном случае он будет сковывать детскую мысль, провоцировать детей на дублирование услышанного от воспитателя.

Некоторые методисты не рекомендуют предлагать образец рассказа в конце занятия, поскольку дети не смогут уже ему подражать. Однако, например в старших группах, в этом случае он может быть предложен для сравнения с детскими монологами и их оценки.

Как разновидность образца рассказа используется частичный образец – начало или конец рассказа. Этот прием также облегчает задачу самостоятельного создания детьми текста и применяется при закреплении умения рассказывать или для демонстрации детям вариантов творческого выполнения задания.

Анализ образца рассказа привлекает внимание детей к последовательности и структуре рассказа. Сначала воспитатель сам поясняет, с чего начинается рассказ, о чем говорится потом и какова концовка. Постепенно к разбору содержания и структуры образца привлекаются дети. Этот прием направлен на ознакомление детей с построением разных типов монологов, он подсказывает им план будущих рассказов.

План рассказа – это 2 – 3 вопроса, определяющие его содержание и последовательность. Сначала он применяется вместе с образцом, а затем становится ведущим приемом обучения. План рассказа используется во всех видах рассказывания. При описании игрушек, предметов он помогает последовательному вычленению и характеристике их деталей, признаков и качеств, а в повествовании – отбору фактов, описанию героев, места и времени действия, развитию сюжета. В рассказывании из опыта вопросы в виде плана помогают вспомнить и воспроизвести события в определенном порядке.

В творческом рассказывании план облегчает решение творческой задачи, активизирует воображение и направляет мысль ребенка. Так, в творческом рассказывании на тему «Как мальчик нашел щенка» Л. А. Пеньевская предложила следующий план: где мальчик нашел щенка? (направлен на выявление обстоятельства места и времени действия); какой был щенок? (предполагает описание внешнего вида щенка); что мальчик стал с ним делать? (помогает развитию сюжетной линии). Пункты плана можно давать и в повествовательной форме.

В старшей группе дети могут допускать отклонения от плана, воспитатель постепенно приучает их к определенной последовательности в рассказе, обращает внимание на нарушение логики, неполноту рассказа. В подготовительной к школе группе дети могут воспроизводить план (термин «план» не употребляется) и контролировать следование ему рассказчиками. Здесь используется также совместное составление плана педагогом и детьми, а также самостоятельное продумывание детьми плана своих рассказов.

План рассказа может сопровождаться его коллективным обсуждением. Данный прием особенно необходим в творческом рассказывании, он помогает разнообразить и обогащать содержание монологов, закреплять представления о их структуре, выбирать наиболее подходящие языковые средства.

Коллективное составление рассказа преимущественно используется на первых этапах обучения рассказыванию. Дети продолжают предложения, начатые воспитателем или другими детьми. В процессе последовательного обсуждения плана они вместе с воспитателем отбирают наиболее интересные высказывания и объединяют их в целостный рассказ. Воспитатель может повторить весь рассказ целиком, вставляя и свои фразы. Затем рассказ повторяют дети. Ценность этого приема состоит в том, что он позволяет наглядно представить весь механизм составления связного текста, активизировать всех детей.

Другой разновидностью этого приема является составление рассказа подгруппами – «командами».Например, в рассказывании по серии сюжетных картинок дети сами определяют внутри группы, кто будет рассказывать по каждой из картинок; в рассказывании на свободную тему дети обсуждают содержание и форму рассказа, вместе составляют его текст и предлагают вниманию всей группы.

Составление рассказа по частям – по существу также разновидность коллективного рассказывания, при котором каждый из рассказчиков создает часть текста, как в приведенном выше примере рассказывания по серии сюжетных картинок. Этот прием используется при описании много-эпизодных картинок, в рассказывании из коллективного опыта, когда легко выделить отдельные объекты, подтемы.

К каждой из них составляются план, а затем 2 – 3 высказывания, которые в конце объединяются воспитателем или хорошо рассказывающим ребенком.

Публикации по теме:

Многофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детейМногофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детей Выполнила: учитель-логопед первой квалификационной категории: Зимина Надежда Павловна. Конспект игровой методики ТРИЗ «Круги Луллия с детьми.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Обучение рассказыванию по картине «Дети лепят снеговиков»Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Обучение рассказыванию по картине «Дети лепят снеговиков» Конспект НОД по развитию речи в средней группе. "Обучение рассказыванию по картине «Дети лепят снеговиков». Цель: учить детей составлять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Круглый стол по теме «Обучение рассказыванию как средство формирования связной монологической речи дошкольников»
Опубликовано: 13 марта 2024 в 20:18
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД