Папки-передвижки

Круглый стол с родителями «С чего начинается здоровье»

Елена Некрасова
Круглый стол с родителями «С чего начинается здоровье»

Подготовила и провела

педагог-психолог МБДОУ № 348

Некрасова Елена Ивановна

Проблема воспитания и развития здорового ребенка в, современных условиях является как никогда актуальной. Это объясняется тем, что достигнуть необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития в процессе подготовки к школе может только здоровый дошкольник.

Публикация «Круглый стол с родителями „С чего начинается здоровье“» размещена в разделах

Укрепление здоровья детей — непременное условие их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Существуют раз-личные взгляды ученых на определение понятий «здоровье» и «здоровый ребенок», (В. Т. Спиркин, Н. М. Амосов, Г. П. Юрко, Ю. Ф. Змановский, Т. Л. Богина, Ю. В. Вельтищев и др.).

Хорошее здоровье — один из главных источников счастья и радости человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро и легко растерять.

Здоровье — важнейшее условие и в то же время результат полноценного физического и психического развития ребенка, особенно — его эмоциональной сферы.

Здоровый ребенок — как правило, жизнерадостный, активный, любознательный, выносливый, с достаточно высоким уровнем физического и умственного развития.

Здоровье ребенка — это состояние жизнедеятельности, соответствующее его биологическому возрасту, гармоничное единство физических и интеллектуальных характеристик, своевременное формирование адаптивных и компенсаторных реакций в процессе роста.

С физиологической точки зрения здоровье характеризуется правильной и согласованной работой всех жизненно важных органов и физиологических систем организма, их своевременным развитием.

Хорошее здоровье — основополагающее условие достижения успешных результатов в образовательном процессе и становлении основ личности.

Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, духовное и социальное благополучие человека.

Результаты специальных исследований (2006—2007 гг.) свидетельствуют, что к старшему дошкольному возрасту катастрофически уменьшается число здоровых детей. Чуть более 10% их входят в первую группу здоровья. Физиологическая незрелость наблюдается у 60%, функциональные отклонения — у 70%, хронические заболевания — у 50%.

Были выявлены (2004г.) принципиальные изменения в структуре заболеваемости детей. Если ранее на первом месте стояли острые респираторные заболевания, то сейчас преимущественное распространение получили различные нервно-психические нарушения. Среди основных причин заболеваемости особое место занимает проблема повышенной тревожности, низкой стрессоустойчивости современных дошкольников.

Сложные социально-экономические события в нашей стране, явная невротизация взрослого населения привели к тому, что возросло число детей с невротическими расстройствами. По данным Захарова А. И., каждый третий мальчик и каждая четвертая девочка могут быть отнесены к категории «нервные дети».

Известно, что высокая пластичность и ранимость психики дошкольника требуют бережного к нему отношения, так как именно в дошкольный период закладываются основы психического здоровья и физического развития человека. Дети наиболее чув-ствительны ко всем влияниям окружающей среды, что сказывается на их функциональном состоянии и организме в целом.

Внешние источники угрозы психологической безопасности и здоровью ребенка :

Манипулирование детьми.

Индивидуально-личностные особенности персонала.

Межличностные отношения детей в группе.

Враждебность окружающей среды.

Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений, отсутствие режима проветривания.

Интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки.

Нерациональное и скудное питание, его однообразие и плохая организация.

Неправильная организация общения.

Недооценка значения закаливания, сокращение длительности пребывания ребенка на свежем воздухе.

Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском коллективе.

Неблагоприятные погодные условия.

Невнимание к ребенку со стороны родителей, асоциальная семейная микросреда.

Внутренние источники угрозы психологической безопасности ребенка

Привычки негативного поведения в результате неправильного воспитания в семье.

Осознание ребенком своей неуспешности на фоне других детей.

Отсутствие автономности.

Индивидуально-личностные особенности ребенка.

Патология физического развития.

Общим источником угроз психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т. е. вводит в заблуждение, в мир иллюзий.

Проще говоря, когда взрослые обманывают ребенка. И это может привести к психологическому срыву. Например, убеждают, что мама скоро придет, и малыш находится в состоянии напряженного ожидания.

Следует помнить, что дошкольное детство — это период наиболее интенсивного эмоционального развития. Проявления чувств дошкольника самые непосредственные: если радость, то огромная; если обида, то сильная; если страх, то большой. Эти факторы могут способствовать возникновению и развитию у детей дистрессовых невротических состояний. Поэтому для ребенка так важно отношение взрослых, прежде всего мамы, которая для большинства детей является высшим и непререкаемым авторитетом. Если взрослые, тем более мамы, не учитывают особенностей эмоционального развития дошкольников, то могут возникнуть условия для отклонений, нервно-психических нарушений, вплоть до выраженных неврозов.

Психическое здоровье – это состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности.

Основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех возрастах онтогенеза.

Основным условием нормального психосоциального развития ребенка (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря полноценному присутствию родителей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину и т. п. Следует помнить, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.

Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, основу которого составляют полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства.

В основе психологического здоровья являются душевных комфорт и духовное развитие человека.

Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру ребенка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам. Способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым и окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни, как таковой. Задача взрослого – помочь ребенку в соответствии с его возрастом овладеть средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития.

Основные средства профилактики и коррекции

психоэмоционального напряжения у детей

Лучшим средством для профилактики и снятия нервного напряжения является физическая нагрузка - любая физическая деятельность дарит мышечную радость, создавая устойчивое настроение.

Важные компоненты здорового образа жизни : сон, питание, закаливание.

Во время сна восстанавливается физиологическое равновесие в организме. Причем такое восстановление не может быть достигнуто другими средствами и способами.

В профилактике психоэмоционального напряжения детей важно и питание. Важен не только должный набор продуктов, обеспечивающий нормальные рост и развитие ребенка, но и сама организация питания. Прием пищи разумно проводить как большую релаксационную паузу.

Эффективно воздействуют на психическое состояние детей, снимая напряжение и стресс, водные закаливающие процедуры.

Большое значение в профилактике стресса придается обучению человека психосаморегуляции состояния. Исследования подтверждают, что дети гораздо быст-рее и с большим эффектом научаются приемам аутогенной тренировки, нежели взрослые. Это обусловлено прежде всего тем, что у детей живое воображение, которое помогает им быстро и легко войти в нужный образ.

Изобразительная деятельность играет решающую роль в восстановлении эмоционального равновесия психики ребенка благодаря индивидуальному выражению себя в рисунке, устранению постоянного оценивания со стороны взрослых.

Исходя из возрастных особенностей детей дошкольного возраста, рисунок используется как психокоррекционный метод в контексте игры. Показаниями для проведения рисуночной терапии являются:

• трудности эмоционального развития, психоэмоциональное напряжение, актуальный стресс, снижение эмоционального тонуса;

• эмоциональная депривация детей;

• наличие конфликтных межличностных отношений в семье, в детском коллективе;

• повышенная тревожность, фобические реакции;

• низкая степень самопринятия, негативная Я-концепция.

Изобразительное искусство позволяет ребенку через рисунок решить задачу самовыражения и самопознания, познания мира природы и социального, решить личностные проблемы, проблемы его эмоционального неблагополучия.

Игры имеют важное оздоровительное значение, особенно для психического развития и здоровья детей. Оздоровительная роль игры прежде всего проявляется в формировании эмоционального мира ребенка. Положительные эмоции, возникающие в игровых действиях, рассматриваются как надежный антистрессовый фактор. Игры познавательного и развлекательного характера могут предупредить развитие нару-шений в состоянии нервной, сердечно-сосудистой и других систем организма ребенка. К тому же игра на свежем воздухе оказывает оздоровительный эффект. Характер взаимоотношений ребенка с детьми и взрослыми в сюжетно-ролевой деятельности формирует личные качества, оказывает существенное влияние на психическое здоровье, развитие эмоций.

Для полноценного развития и укрепления здоровья ребенка необходимо научить его трудиться уже в дошкольном возрасте, дать почувствовать ему ту эмоциональную окраску, которая есть у любого творческого труда. Важно не только с нравственных, но и с оздоровительных позиций трудиться рядом с ребенком. Положительные эмоциональные переживания во время такой совместной деятельности оказывают благоприятное влияние на функциональное состояние мозга, повышают тонус, что улучшает деятельность всех органов и систем. В результате возрастает работоспособность, улучшается настроение и медленнее наступает утомление.

Публикации по теме:

Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста. Цель Создание условий для естественного.

Проектирование процесса овладения детьми старшего дошкольного возраста элементарными нормами и правилами ЗОЖ Воспитание здорового ребёнка - приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики, особенно в современных условиях. Проблема воспитания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Круглый стол с родителями «С чего начинается здоровье»
Опубликовано: 14 января 2015 в 06:54
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД