МААМ-картинки

Кружковая работа «Чистюля» группы общеразвивающей направленности для детей от 2 до 3 лет по формированию КГН

Римма Сахарова
Кружковая работа «Чистюля» группы общеразвивающей направленности для детей от 2 до 3 лет по формированию КГН

«Чистюля»

Содержание

1. Пояснительная записка ….

- Цели и задачи ….

- Условия реализации программы ….

- Формы и методы проведения занятий обеспечивающие

успешное решение поставленных задач ….

2. Учебно – тематический план ….

3. Взаимодействие с родителями ….

4. Планируемые результаты…

5. Методические рекомендации ….

6. Предполагаемые результаты ….

7. Способы и формы оценки результата …

1. Пояснительная записка

Публикация «Кружковая работа „Чистюля“ группы общеразвивающей направленности для детей от 2 до 3 лет по формированию КГН» размещена в разделах

Сохранение и укрепление здоровья невозможно без соблюдения правил гигиены. Большую роль в развитии гигиены детей сыграли ученые … и другие. Их труды содержат сведения не только по диагностике и лечению детских заболеваний, но и по уходу, питанию, закаливанию и воспитанию здоровых детей. На основании исследований этих ученых, работники дошкольных учреждений, взяли за основу воспитание культурно – гигиенических навыков. В каждой возрастной группе эта задача осуществляется в соответствии с программами воспитания в детском саду. Усвоение того или иного навыка детьми требует времени, поэтому задача его формирования может относиться не к одному, а к нескольким годам жизни ребёнка.

Программа воспитания и обучения в детском саду сориентированы на создание в детском саду обстановки, которая способствует формированию культурно – гигиенических навыков.

Дошкольный возраст – это важный период, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического здоровья.

Теоретические основы формирование культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Умения – это сформированная у ребенка способность совершать определение действия на основе полученных знаний.

Навык – это автоматизированное действие, формируемое в результате многократных повторений и упражнений.

Навыки закрепляются в результате многократного выполнения действия, в результате упражнений в правильном его выполнении.

Культурно – гигиенические навыки (КГН) – это автоматизированные компоненты сознательных действий, вырабатываемых в результате повторения одного и того же действия в одних и тех же условиях.

Культурно – гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста, при формировании культурно – гигиенических навыков идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша.

Значение культурно – гигиенических навыков в развитии детей.

Культурно – гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Для того, чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать все в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые условия.

Культурно – гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, она продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.

Кроме того, воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Данная программа рассчитана на работу с детьми младшей группы (1.5 – 3 лет) и взаимодействие с родителями по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков у детей. Её содержание соответствует современным тенденциям обновления российского дошкольного образования и федеральным государственным образовательным стандартам.

Цель: Формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста в повседневной жизни в детском саду и в семье.

Задачи: Образовательные задачи:

• способствовать осмыслению детьми и родителями необходимости соблюдения правил личной гигиены;

• познакомить с алгоритмом выполнения культурно-гигиенических навыков;

• приучать детей следить за своим внешним видом, продолжать формировать умение

• правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком;

Развивающие задачи:

• развитие эмоциональных качеств;

• развитие внимательности и наблюдательности;

Воспитательные задачи:

• воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, опрятными;

формировать простейшие навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, салфеткой; не крошить хлеб, не разговаривать с полным ртом;

• создавать условия для развития умений у детей самостоятельно использовать полученные навыки в повседневной жизни в детском саду и дома;

формировать потребность у детей в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни в детском саду и дома;

• приобщить ребенка к здоровому образу жизни и гармонии тела.

Участники:

Педагоги – воспитатель, дети, родители.

Планируемые результаты

Дети:

• ребёнок способен самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры и в детском саду и дома;

• самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания;

• имеет элементарные представления о необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни в детском саду и дома;

• умеет замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых;

• ребёнок с желанием и интересом принимает участие в играх, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков.

Родители:

• родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ по вопросам воспитания культурно-гигиенических навыков;

• принимают активное, живое участие в жизни группы;

• проявляют личную заинтересованность в согласовании требований к воспитательному процессу; высказывают рекомендации, идеи по обеспечению эффективности воспитательного процесса;

• проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении культурно-гигиенических навыков;

• осознают особенности организации образовательного процесса и их влияние на развитие компетенций ребёнка, его личностных качеств.

Условия реализации образовательной программы.

Программа рассчитана на детей младшего дошкольного возраста (2 -3 лет). Срок реализации программы – 1 год обучения.

Формы и методы проведения занятий, обеспечивающие успешное решение поставленных задач:

1. Словестные методы обучения:

- устное изложение;

- беседа;

- анализ текста.

2. Наглядные методы обучения:

- показ иллюстраций;

- показ, исполнение педагогам;

- наблюдение;

- работа по образцу.

3. практические методы обучения:

- упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр;

- систематическое напоминание детям о необходимости соблюдения правил гигиены.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей.

1. Объяснительно – иллюстративные методы обучения.

2. Репродуктивные методы обучения.

3. Частично – поисковые методы обучения.

4. Исследовательские методы обучения.

Формы организации деятельности детей :

- индивидуальные;

- групповые;

- индивидуально – групповые.

Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словестный и наглядный способ, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений. Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно – ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене прививаются детям в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т. е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.

Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения. Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т. д.).

Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образцу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быль, созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.

Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, младшем воспитателем, и конечно в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребёнка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребёнку пример, сами всегда их соблюдали.

Содержание программы представлено циклом игровых тематических занятий (34 занятия на учебный год) – 4 занятие в месяц, занятия включены в серию познавательных, проводятся во второй половине дня. Работа, проводимая на специально организованных занятиях, продолжается в совместной деятельности взрослых и детей, и самостоятельной деятельности детей, где педагог создаёт и предлагает игровые предметные ситуации, совместно с детьми проживает события и в тоже время, решает свои педагогические задачи. В календарно – тематическом планировании представлена система работы с детьми и родителями по вопросам воспитания к. г. н. у детей первой младшей группы. В продолжении представлены примеры дидактических игр на формирование гигиенических навыков, вопросы для анкетирования родителей, подборка потешек, используемых в режимных моментах.

2. Учебно – тематический план.

Сентябрь

неделя Тема непосредственной образовательной деятельности Программное содержание

1 «Наша группа» (знакомство). - познакомить детей с групповой комнатой (приемная, групповая, туалет, их предназначением, учить детей ориентироваться в пространстве, развивать чувство любви и гордости за свою группу.

2 Путешествие с Петрушкой. «Знакомство с раздевалкой» - познакомить детей с раздевалкой, с оборудованием раздевалки (шкафчики для одежды, скамеечки, полочки для обуви, назначением и способами его использования детьми, активизировать словарь детей.

3 Дидактическое упражнение «Найди свой шкафчик». - знакомить с назначением и способами использования шкафчика для одежды;формировать умение ориентироваться в предметном пространстве; обогащать и активизировать словарь детей за счет слов : шкафчик, дверца, полочка, открыть, закрыть, положить, сложить, повесить.

4 Игровая ситуация «Мы едим». - учить спокойно сидеть за столом, соблюдая правильную позу, правильно держать ложку, набирать в ложку немного еды, есть с широкого края, бесшумно, воспитывать умение самостоятельно и опрятно есть.

Октябрь

1 Игровая ситуация «Доброе утро, расческа!» - формировать навыки пользования расческой, учить ухаживать за ней (учить чистиь щеткой расческу и промывать ее.

2 Дидактическая игра «Кукла Катя простудилась». Чтение потешки «Носовой платок в кармашке, будем нос им вытирать, чтобы носик, наш курносик, снова чистым был опять». - приучать детей при чихании и кашле прикрывать рот носовым платком, если кто рядом находится, отвернуться. воспитывать у детей навыки пользования носовым платком или одноразовыми платочками.

3 Игровая ситуация «Как мы встречаем гостей». - формировать умение сервировать стол с помощью взрослого, воспитывать культуру поведения за столом.

4 Игровая ситуация «Водичка, водичка.». Чтение потешки «Водичка, водичка…». - учить брать мыло из мыльницы, с помощью взрослых намыливать руки, класть мыло на место, тереть ладошки друг о друга, смывать мыло, знать местонахождение своего полотенца. С помощью взрослого вытирать руки.

Ноябрь

1 Игровая ситуация «Приглашаем кукол на чай!» - учить детей сервировать стол, формировать навыки поведения за столом.

2 Дидактическая игра «Разденем куклу после прогулки».

- учить детей раздеваться в определенной последовательности после прогулки, побуждать детей к использованию в речи названий предметов одежды и действий, связанных с ним.

3 Игровая ситуация «Кукла купается».

- развивать навыки детей в умывании, в знании предметов туалета и их назначении, воспитывать культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть чистым, аккуратным, опрятным уважительно относиться к своему телу.

4 Игровая ситуация «Поможем кукле Маше собраться в гости к зайчатам».

- учить расстегивать застежки липучки, упражнять в использовании, учить надевать одежду, обувь, с помощью взрослого застегивать куртку; продолжать приучать правильно вести себя в раздевалке.

Декабрь

1 Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку».

- учить детей одеваться на прогулку в определенной последовательности, побуждать детей к использованию в речи названий предметов одежды и действий, связанных с ним.

2 Рассматривание картины «Дети моют руки». Чтение потешки «Водичка, водичка…».

- рассматривание картины и беседа по ней, воспитывать потребность мыть руки с мылом, соблюдать последовательность действий процесса умывания, воспитывать интерес к действиям.

3 Дидактическая игра «Подберем куклам одежду».

- учить называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, последовательно одевать куклу.

4 Игровая ситуация «Каждая ножка – в свой домик».

- учить ребенка самостоятельно надевать колготки, видеть части одежды и правильно действовать в соответствии с целью, отыскивать отверстия для каждой ноги; просовывать поочередно ноги в отверстия; надевать колготки с носка, предварительно собрав их в «гармошку», чтобы пятка оказалась на месте; подтягивать колготки так, чтобы резинка оказалась на поясе, вызвать у малыша положительные эмоции, связанные с достижением успеха в деятельности по самообслуживанию.

Январь

1 Игра-занятие «Оденем куклу на прогулку».

- формировать навык последовательных действий одевания на прогулку; продолжать учить детей запоминать и называть предметы зимней (демисезонной) одежды, знать ее назначение; воспитывать аккуратность, бережное отношение к одежде; желание заботиться о кукле.

2 Дидактическая игра «Научим куклу Катю раздеваться».

- помочь детям запомнить последовательность раздевания, учить аккуратно вешать и складывать одежду, продолжать воспитывать бережное отношение к кукле.

3 Игра-занятие «Уложим куклу спать».

- познакомить детей с новой игровой цепочкой действий: положить матрац на кровать, застелить простынкой, положить подушку, уложить куклу головой на подушку, накрыть одеялом; учить ласково обращаться с куклой.

4 Игровая ситуация «Что забыла надеть кукла Маша?»

- застёгивать «молнию» на кофточке куклы, закрепить алгоритм одевания, развивать память и воображение, совершенствует мыслительные процессы - анализ и синтез

Февраль

1 Дидактическая игра «Пристегни лисе хвостик».

- совершенствование умения застегивать липучку; закреплять знание частей тела лисы; продолжать развивать ориентировку в пространстве (сзади).

2 Дидактическая игра «Завяжи шнурки на ботинках». - учить детей завязывать узел.

3 Игровая ситуация «Мишка пригласил в гости зайку и ежика».

- учить правильно держать ложку, съедать первое блюдо до конца, так же второе блюдо с гарниром и заправкой, закреплять умение есть аккуратно, совершенствовать навыки культуры еды.

4 Чтение стихотворения К. И. Чуковского «Мойдодыр». Инсценировка «Как Мойдодыр подарил Ване мыло» - закрепить уже имеющиеся у детей культурно-гигиенические навыки, учить во время умывания не мочить одежду.

Март

1 Игровая ситуация «Покажем как нужно складывать одежду перед сном».

- закреплять умение правильно одеваться и раздеваться с небольшой помощью взрослых, складывать и развешивать одежду на стуле перед сном.

2 Игровая ситуация «Научим куклу правильно умываться».

- учить засучивать рукава перед умыванием, формировать потребность в соблюдении личной гигиены.

3 Дидактические игры «Чистим зубы», «Фонтанчики».

- учить ребенка полоскать рот, учить ребенка чистить зубы.

4 Игровая ситуация «Как Машенька утром просыпается».

- формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить правильно осуществлять ежедневные гигиенические процедцры (умываться, чистить зубы, причесываться, понимать их назначение и важность.

Апрель

1 Дидактические игры «Сделаем лодочки», «Мыльные перчатки».

- учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого; учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.

2 Чтение потешки «Пошел котик на торжок…»

- учить аккуратно кушать хлеб, формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить правильно вести себя, показать способы обращения с хлебом, порционный кусочек хлеба откусывать маленькими кусочками, воспитывать бережное отношение к хлебу.

3 Игра-занятие «Уложим куклу Катю спать».

- познакомить детей с новой игровой цепочкой действий: положить матрац на кровать, застелить простынкой, положить подушку, уложить куклу головой на подушку, накрыть одеялом; учить ласково обращаться с куклой.

4 Театрализованная игра по стихотворению А. Барто «Девочка чумазая». - учить детей выполнять действия по передаче сюжета произведения, работать над повышением выразительности речи, мимики, жестов, воспитывать желание быть опрятными, чистыми.

Май

1 Игровая ситуация «Доброе утро, Петушок!» - формировать у детей культурно-гигиенические навыки, закрепить ежедневные: умыться, чистить зубы, причесываться.

2 «У куклы Кати день рождения».

- обобщить знания детей о сервировке стола, закрепить навыки культуры еды, воспитывать умение быть гостеприимными при встрече гостей, радоваться их, воспитывать положительные эмоции, развивать самостоятельную инициативную разговорную речь детей.

3 Музыкальное развлечение «Про то, как мишку спать укладывали». - закрепление полученных культурно - гигиенических навыков; активизация у детей инициативы и творчества.

4 Игровая ситуация «Мы теперь умеем сами на прогулку собираться».

- закрепление последовательности и способов рационального выполнения действий одевания; обучение элементарному самоконтролю последовательности одевания на прогулку; формирование гуманных способов поведения в совместной со сверстниками деятельности (умение предложить помощь, поблагодарить).

Взаимодействие с родителями:

Первый квартал Консультация: «Возрастные особенности детей раннего возраста».

Анкетирование родителей.

Папка-передвижка «Одежда по сезону».

Родительское собрание на тему: «Какие навыки самообслуживания можно привить детям раннего возраста».

Консультация: «Как правильно одевать ребёнка на прогулку»;

Индивидуальные беседы с родителями.

Второй квартал Консультация: «Как научить ребенка мыть руки?» ; Консультация: «Как ухаживать за молочными зубами»;

Обмен опытом между родителями «Как я укладываю своего ребенка спать?»;

Мастер-класс для родителей «Баю-баю-баиньки…» (знакомимся с русской народной убаюкивающей потешкой, песенкой, приговорами);

Папка-передвижка: «Ваши помощники на кухне»;

Индивидуальные беседы с родителями «Как привить самостоятельность».

Третий квартал

Консультация: «Как научить ребенка одеваться самостоятельно?»;

Оформление фотовыставки «Любим, любим, умываться по утрам и вечерам»;

Индивидуальная работа с родителями (приучаем детей дома одеваться на улицу в правильном порядке);

Папка-передвижка: «Значение культурно-гигиенических навыков в жизни ребенка»;

Совместный праздник с родителями «В гостях у Мойдодыра».

Фотовыставка: «Как я помогаю маме»;

Оформление уголка «Советы родителям». Тема: «Советы для маленьких упрямцев!».

Четвертый квартал

Консультация: «Авторитет родителей – необходимое условие правильного воспитания детей»;

Консультация: «Как увлечь ребенка ежедневной гигиеной зубов?»

Индивидуальные беседы с родителями (приучаем детей правильному поведению за столом);

Консультация: «Что должен уметь ребёнок?»;

Оформление фотовыставки «Мы – чистюли.

Планируемые результаты

Дети

При освоении образовательной области «Здоровье» в разделе «Воспитание культурно-гигиенических навыков», у ребёнка 1,5 - 3 лет должны быть сформированы культурно-гигиенические навыки согласно его возрасту:

– ребёнок способен самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры и в детском саду и дома;

– самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания;

– имеет элементарные представления о необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни в детском саду и дома;

– умеет замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых;

– ребёнок с желанием и интересом принимает участие в играх, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков.

Родители

– родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ по вопросам воспитания культурно-гигиенических навыков;

– принимают активное, живое участие в жизни группы;

– проявляют личную заинтересованность в согласовании требований к воспитательному процессу; высказывают рекомендации, идеи по обеспечению эффективности воспитательного процесса;

– проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении культурно-гигиенических навыков;

– осознают особенности организации образовательного процесса и их влияние на развитие компетенций ребёнка, его личностных качеств.

Публикации по теме:

«Осенняя ярмарка». Сценарий тематического развлечения для детей группы общеразвивающей направленности 5–7 лет МБДОУ детский сад «Малыш» «Осенняя ярмарка» Сценарий тематического развлечения для детей группы общеразвивающей направленности.

Аналитический отчет воспитателей группы общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 6 до 7 лет МБДОУ «Детский сад № 57 «Катюша» Аналитический отчет воспитателей группы общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 6 до.

Разработка для групп общеразвивающей направленности, детей 5–7 лет «Гимнастика пробуждения» .

Конспект НОД в группе общеразвивающей направленности для детей от 4 до 5 лет «Домашние животные» Конспект непосредственно – образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности для детей от 4 до 5 лет «Домашние животные».

Конспект ООД по музыке для детей группы общеразвивающей направленности 6–7 лет .

Спортивное развлечение группы общеразвивающей направленности для детей от 2 до 3 лет «Сильные и ловкие Карлсона помощники» КОНСПЕКТ спортивного развлечения группы общеразвивающей направленности для детей от 2 до 3 лет № 5 «Малыш» «Сильные и ловкие Карлсона помощники».

Конспект занятия «Экскурсия в институт здоровья человека» в группе общеразвивающей направленности для детей 6–7 лет Тема: «Экскурсия в Институт Здоровья Человека» Тип занятия: интегрированное (развивающая экскурсия). Место проведения: музыкальный зал.

Неделя психологии в детском саду (группа общеразвивающей направленности для детей 6–7 лет) Неделя психологии в детском саду (группа общеразвивающей направленности для детей 6- 7 лет). Цель: повышение психологической культуры всех.

Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей 5–6 лет .

Творческий проект с детьми группы общеразвивающей направленности 4–5 лет Тема: «Разноцветная неделя» Цель: закрепление всех цветов и развитие умения находить предметы заданного цвета вокруг себя. Задачи: -для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кружковая работа «Чистюля» группы общеразвивающей направленности для детей от 2 до 3 лет по формированию КГН
Опубликовано: 16 января 2019 в 21:01
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД