Папки-передвижки

Программа кружка «Готовим руку к письму»

Юлия Трофимова
Программа кружка «Готовим руку к письму»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №84»

ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА г. САРАТОВА

Кружок «Готовим руку к письму»

Подготовительная группа

Воспитатель: Трофимова Ю. В.

Содержание программы

1. Пояснительная записка

2. Информационная карта программы

3. Актуальность кружка

4. Цель кружка

5. Задачи кружка

Публикация «Программа кружка „Готовим руку к письму“» размещена в разделах

6. Методы проведения кружка

7. Календарно - тематический план занятий

8. Прогнозируемый результат

9. Список используемой литературы

«Готовим руку к письму»

Программа рассчитана на один год (старшего дошкольного возраста). Занятие проводится 1 раз в неделю. 4 раза в месяц. 36 занятий в год.

Пояснительная записка.

Разнообразные графические изображения, состоящие из линий, штрихов и точек, постоянно и повсеместно окружают человека в любом возрасте.

И конечно, каждый родитель хотел бы, чтобы его ребенок умел уверенно ориентироваться в современном мире, в море графической информации. Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен уметь свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями. Исследования ученых показали, что если пространственные представления не сформированы у ребенка или неточно, это напрямую влияет на уровень его интеллектуального развития.

Разработанная система занятий способствует не только развитию мелкой моторики руки, но и развитию двигательной (моторной) памяти, умению точно воспроизводить по образцу, выполнять упражнения по словесной инструкции. Тематические занятия включают в себя работу с трафаретами, карточками, шаблонами, упражнения для кистей и пальцев руки, гимнастику для глаз. Разработанные занятия можно использовать не только для дополнительного образования, но и использовать упражнения и игры при проведении других интегрированных занятий.

Информационная карта программы

Содержание педагогической работы построено на основе понимания, как готовить ребенка к письму, на чем нужно заострить внимание, в необходимости представления, что такое процесс подготовки руки ребенка к письму, как формируется навык письма и какими умениями должен для этого владеть ребенок.

Акцентирование внимания не только на содержательной стороне материала, но и на способах овладения им, на организации деятельности детей по усвоению материала, что имеет значение для развития интеллектуальных способностей. Важным условием полноценного овладения навыком письма является готовность руки как непосредственного орудия графической деятельности к выполнению точных и сложных движений.

В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Актуальность

Актуальность программы «Готовим руку к письму» заключается в том, что неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Деятельность кружка направлена на всестороннее развитие ребенка. Занятия в кружке направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности ребенка к школе : познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.

Цель:

Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве, развивать моторику рук, способствовать освоению способов построения графических изображений геометрических фигур.

Задачи:

Обучать подготовке ребенка к письму, способствовать развитию познавательных способностей, творческого воображения и пространственных представлений.

Развивать мелкую моторику пальцев рук путем работы с карандашом, ручкой, выполнения графических заданий, пальчиковых игр, штриховок.

Развивать индивидуальные способности, самостоятельность у детей дошкольного возраста

Развивать зрительно- моторную координацию

Развивать познавательные процессы: зрительное и слуховое восприятие, пространственное восприятие, память, внимание, логику, аналитическое мышление, творческие способности

Развивать пространственную ориентировку.

Воспитывать интерес к занятиям изобразительной и творческой деятельности : организованность, усидчивость и аккуратность в работе, заинтересованность в освоении навыков письма.

Методы и приемы:

Беседа, объяснение, чтение стихов и загадок.

Работа по образцу (штриховка, зрительный диктант.

Показ иллюстраций, картинок, букв.

Самостоятельная работа детей в тетрадях. Пальчиковая гимнастика.

Физминутки.

Форма организации учебного занятия – кружковое занятие.

Календарно- тематический план занятий

Сентябрь.

Тема: «Линии», «Овалы».стр1 задание 1А

Задачи: познакомить детей с тетрадным листом; учить ориентироваться по клеточкам, правильно располагать точки по клеточкам; развивать точность в их расположении; воспитывать аккуратность и прилежание

Тема: «Самолет»стр 1 задание 1Б

Задачи: закреплять умения детей рисовать прямые линии и по диагонали; рисовать геометрические фигуры; воспитывать взаимопомощь.

Октябрь.

Тема: «Кривые линии», «Колечки».стр 2 задание 2А

Задачи: учить вести прямые линии сверху – вниз, слева – направо по разлиновке; развивать глазомер; воспитывать старание и ответственность. Тема: «Листочки».стр 2 задание2 Б

Задачи: продолжать закреплять умения рисовать предметы круглой, овальной форм, прямые линии и закругленные; развивать глазомер, точность; продолжать учить заштриховывать; воспитывать прилежание, старание.

Тема: «Цветы».стр. 3 задание 3

Задачи: продолжать учить детей рисовать предметы разных геометрических форм, штриховать и раскрашивать предметы; развивать чувство вкуса, глазомер, умение сочетать стихотворную форму с письмом; воспитывать чувство ответственности за сделанную работу.

Тема: «Волны», «Капли».стр 4 задание 4 А

Задачи: учить детей рисовать волнистые линии, внутри клеточки полукруг и прямоугольники, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за линии; воспитывать прилежание.

Ноябрь.

Тема: «Мальчик», «Девочка».стр. 4 задание 4 Б

Задачи: продолжать учить детей сочетать речь с рисунком, рисовать предметы геометрических форм; развивать точность, умение плавно переходить от одной работы к другой; воспитывать старание, усидчивость

Тема: «Цветочный узор» стр. 5 задание 5

Задачи: продолжать учить детей рисовать предметы разных геометрических форм, штриховать и раскрашивать предметы; развивать чувство вкуса, глазомер, умение сочетать стихотворную форму с письмом; воспитывать чувство ответственности за сделанную работу.

Тема: «Волны», «Завитушки».стр. 6. задание 6 А

Задачи: учить детей рисовать волнистые линии, внутри клеточки полукруг и прямоугольники, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за линии; воспитывать прилежание.

Тема: «Кит», «Слоник». Прописи для дошкольников7 гномов издательство «Мазайка Синтез» стр 6 задание 6 Б

Задачи: продолжать учить детей рисовать предметы разных геометрических форм, штриховать и раскрашивать предметы; развивать чувство вкуса, глазомер, умение сочетать стихотворную форму с письмом; воспитывать чувство ответственности за сделанную работу.

Тема: «Замок» стр. 7. задание 7

Задачи: продолжать закреплять умения рисовать предметы круглой, овальной форм, прямые линии и закругленные; развивать глазомер, точность; продолжать учить заштриховывать; воспитывать прилежание, старание.

Декабрь.

Тема: «Волны», «Крючки».стр. 8 задание8А

Задачи: учить детей размещать внутри клеточки полукруг и крючки, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за линии; воспитывать прилежание.

Тема: «Зеркальный узор» стр. 8 задание8Б

Задачи: продолжать учить детей сочетать речь с рисунком, рисовать предметы геометрических форм; развивать точность, умение плавно переходить от одной работы к другой; воспитывать старание, усидчивость.

Тема: «Мудрая сова» стр. 9 занятие 9

Задачи: продолжать учить детей рисовать предметы разных геометрических форм, штриховать и раскрашивать предметы; развивать чувство вкуса, глазомер, умение сочетать стихотворную форму с письмом; воспитывать чувство ответственности за сделанную работу.

Тема: «Восьмерки», «Полуовалы».стр 10 задание 10 А

Задачи: учить зарисовывать внутри клеточек контуры простейших предметов; закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (круги, овалы); учить раскрашивать, не выходя за линии.

Январь.

Тема: «Ветряная мельница» стр. 10 задание 10 Б

Задачи: продолжать закреплять умения рисовать предметы круглой, овальной форм, прямые линии и закругленные; развивать глазомер, точность; продолжать учить заштриховывать; воспитывать прилежание, старание.

Тема: «Цыплята», «Петушок».стр 11 занятие 11

Задачи: продолжать учить детей рисовать предметы разных геометрических форм, штриховать и раскрашивать предметы; развивать чувство вкуса, глазомер, умение сочетать стихотворную форму с письмом; воспитывать чувство ответственности за сделанную работу.

Тема: «Морозный узор» стр 12 задание 11 А

Задачи: продолжать учить детей зарисовывать внутри клеточек контуры простейших предметов; учить рисовать дуги и овалы; штриховать и раскрашивать рисунки.

Февраль.

Тема: «Елки», «Олени». стр 12 задание 11 Б

Задачи: продолжать закреплять умения рисовать предметы круглой, овальной форм, прямые линии и закругленные; развивать глазомер, точность; продолжать учить заштриховывать; воспитывать прилежание, старание.

Тема: «Узор мандола» стр 13 задание 13

Задачи: учить детей правильно соединять предметы разных форм; сочетать стихотворную форму с письмом; закреплять умения ориентироваться на листе бумаги.

Тема: «Цветочный узор» стр 14 задание 14 А

Задачи: продолжать учить детей зарисовывать внутри клеточек контуры простейших предметов; учить рисовать дуги и овалы; штриховать и раскрашивать рисунки.

Тема: «Бабочки» стр 14 задание 14 Б

Задачи: продолжать обучать детей рисованию треугольников и полуовалов; закреплять имеющиеся знания; воспитывать культуру письма.

Март.

Тема: «Фламинго» стр 15 задание 15

Задачи: продолжать обучать детей рисованию овалов и полуовалов; закреплять имеющиеся знания; воспитывать культуру письма.

Тема: «Весенние узоры» стр 16 задание 16

Задачи: учить детей правильно соединять предметы разных форм; сочетать стихотворную форму с письмом; закреплять умения ориентироваться на листе бумаги.

Тема: «Шарики и полуовалы»,стр. 1,задание1.«Мои первые прописи» Елена Бортникова.

Задачи: познакомить детей с тетрадным листом; учить ориентироваться по тетрадям в линию, правильно располагать предметы в линиях; развивать точность в их расположении; воспитывать аккуратность и прилежание

Тема: «Грибы». Стр2 задание 2. «Мои первые прописи» Елена Бортникова.

Задачи: закреплять умения детей в рисовании овалов, треугольников, прямых линий; воспитывать понимания, дружелюбие, сдержанность.

Апрель.

Тема: «Зайчик и елочки»». стр3 задание 3. «Мои первые прописи» Елена Бортникова.

Задачи: продолжать обучать детей рисованию треугольников и полуовалов; закреплять имеющиеся знания; воспитывать культуру письма.

Тема: «Кит», «Кораблик». стр 4 задание 4. «Мои первые прописи» Елена Бортникова.

Задачи: закреплять умения детей в рисовании овалов, треугольников, прямых линий; воспитывать понимания, дружелюбие, сдержанность.

Тема: «Флажки» стр 5 задание 5. «Мои первые прописи» Елена Бортникова.

Задачи: продолжать обучать детей рисованию квадратов и треугольников; закреплять имеющиеся знания; воспитывать культуру письма.

Тема: «Солнышко», «Заборчик» стр 6 задание 6. «Мои первые прописи» Елена Бортникова.

Задачи: учить вести прямые линии сверху – вниз, слева – направо по разлиновке,круги овалы; развивать глазомер; воспитывать старание и ответственность.

Май.

Тема: «Колокольчики» стр 7 задание 7. «Мои первые прописи» Елена Бортникова.

Задачи: закреплять приобретенные графические навыки; повторить соответствующий речевой материал.

Тема: «Улитка», «Бабочки» стр 8 задание 8,стр 9 задание 9. «Мои первые прописи» Елена Бортникова.

Задачи: закреплять приобретенные графические навыки; повторить соответствующий речевой материал.

Игры на развитие мелкой моторики

Октябрь.

1. Пальчиковая игра с использованием прищепки «Крапива». Развивающая игра с использованием цветных резинок для волос. Цель: развивать мелкую моторику рук, внимание, память, сообразительность. (О. А. Зажигина «Игры на развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»)

2. Пальчиковая игра «Помощники». Цель: Развивать координацию движений, графические навыки, мелкую моторику рук. (Кузнецова Л. Н., Новикова Е. Н. «Развитие мелкой моторики детей с помощью контурных рисунков.)

3. Пальчиковая игра «Я мячом круги катаю.» Развивать творческие способности, координацию движений, мелкую моторику рук. (О. А. Зажигина «Игры на развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»)

4. Самомассаж пальцев рук. Д/И «Выложи узор». Выкладывание цветными нитями узоров на настольном фланелеграфе. Развитие тонких дифференцированных движений пальцев и мелкой моторики рук. (Османова Г. А. «Новые игры с пальчиками». Кузнецова JI. Н. Новикова Е. Н. «Развитие мелкой моторики детей с помощью контурных рисунков.»

Ноябрь.

1. Пальчиковая игра «Апельсин» Д/И «Кто быстрее?» Рассматривание и обследование прищепок. Прищипывание их к различным основам в духе соревнования. Развитие подвижности суставов указательного пальца ведущей руки. (О. А. Зажигина «Игры на развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»)

2. Пальчиковая игра «Волшебники». Формирование общей умелости руки. Развивать зрительно моторную координацию.

3. Самомассаж пальцев рук. Игровое упражнение «Волшебные картинки» Развивать умение планировать расположение эскиза на трафарете. Развивать чувство

ритма, координацию движений, мелкую моторику рук. Формирование общей умелости руки. Бусины.

4. Пальчиковая игра «Сидит белка на тележке». Игры со счётными палочками (выкладывание изображений по предложенному образцу). Развивать воображение, внимание, зрительно-моторную координацию.

5. Массаж ладоней грецким орехом. Наложение цветных ниточек на контур. Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук.

6.

Декабрь.

1. Самомассаж пальцев рук. Развивающая игра «Продень ленточку». Развивать координацию движений, мелкую моторику рук. Формирование общей умелости руки.

2. Пальчикова игра «Весёлые пальчики». Рисование цветным рисом. Формирование общей умелости руки. Развивать сенсорные эталоны формы, цвета, величины. Воспитывать аккуратность.

3. Пальчиковая игра «Карусель». Развитие пространственного воображения, координации движений, ориентировки на листе бумаги.

4. Самомассаж пальцев рук. Развивающая игра «Новогодние игрушки на ёлку». Развитие пространственного воображения, усидчивости, мелкую моторику пальцев рук.

Январь.

1. Пальчиковая игра «Зоопарк». Развитие тонких дифференцированных движений пальцев и мелкой моторики рук путем видоизменения отрезков проволоки в различные образы и фигуры.

2. Самомассаж пальцев рук. Графический диктант «Дорисуй узор» Развитие пространственного воображения, координации движений, ориентировки на листе бумаги.

3. Пальчиковая игра «Угощение» Поделки из пуговиц. Упражнять детей в пришивании пуговиц с двумя отверстиями Развитие мелкой моторики и умение переключаться с одного вида движения на другой.

Февраль.

1. Массаж кистей рук резиновым шариком. Работа на листе бумаге (штриховка в разных направлениях и конфигурациях) Развитие, координации движений.

2. Пальчиковая игра «Семья». Учить составлять композицию, развитие фантазии, формирование общей умелости руки.

3. Развивающая игра «Собери бусы по образцу». Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук. Закрепить умение детей составлять сериационный ряд из объектов по цветам.

4. Пальчиковая игра «Дни недели».

Развивать творческие способности, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук.

Март.

1. Пальчиковая игра «Солнце». Формирование общей умелости руки.

2. Пальчиковая игра «Цветок». Развивать зрительную память, глазомер.

3. Графический диктант «Рисуем по клеточкам». Развитие пространственного воображения, координации движений, ориентировки на листе бумаги.

4. Плетение из полосок бумаги «Коврик». Развивать умение изготавливать поделку из бумаги.

Апрель.

1. Работа с крупой и семенами «Звёздное небо». Учить составлять композицию, формирование общей умелости руки.

2. Пальчиковая игра «Деревья». Развивать пространственное воображение, усидчивости, мелкую моторику пальцев рук.

3. Игровые упражнения «Дорисуй вторую

половину картинки», «Заполни пустые клеточки» Развитие пространственного воображения, координации движений, ориентировки на листе бумаги.

4. Работа с бисером. Украшать форму по желанию ребенка, использовать при украшении бисер. Формирование общей умелости руки. Развивать зрительное внимание.

Май.

1. Пальчиковая игра «Бабочка». Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук.

2. Массаж при помощи шестигранных карандашей. Игровое упражнение «Все наоборот». Рисование в зеркальном отображении. Формирование общей умелости руки. Развивать зрительно моторную координацию.

Прогнозируемый результат

Благодаря занятиям у ребенка повышается внимательность и способность сосредотачиваться; развитие мелкой моторики ведет за собой улучшение речевых навыков. У детей хорошо развито умение владеть карандашом и ручкой. В процессе чего развиваются такие качества, как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность, пространственная ориентировка детей на листе бумаги. И как следствие, дети легко адаптируются в начальном звене школы, у детей не возникает проблем с техникой письма, у них достаточно развиты: память, зрительное и произвольное внимание, восприятие.

Список литературы:

«Мои первые прописи тетрадь» Елена Бортникова. ООО Литур опт 2013г.

Прописи для дошкольников7 гномов издательство «Мазайка-синтез».

И. А. Подрезова. Графические навыки у детей 5 -7 лет.

Издательство Гном 2013г.

И. А. Подрезова, рабочая тетрадь по развитию графических умений.

Картотека пальчиковых игр.

Публикации по теме:

План-программа фольклорного кружка «Сударушка» План – программа Фольклорного кружка «Сударушка» Сентябрь 1 неделя: «Пришел Тит и Варфоломей, значит осень у дверей» - встреча осени 2.

Практикум для родителей «Красивый почерк, или Как подготовить руку дошкольника к письму»Практикум для родителей «Красивый почерк, или Как подготовить руку дошкольника к письму» Детям старшего дошкольного и начального школьного возраста правописание даётся с большим трудом. Часто родителям бывает сложно понять, с.

Программа дополнительного образования для кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письмуПрограмма дополнительного образования для кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики» программа.

Программа кружка по вышиванию «Волшебная иголочка» .

Программа кружка «Танцевальный калейдоскоп»Программа кружка «Танцевальный калейдоскоп» Программа кружка "Танцевальный калейдоскоп" Основные характеристики программы Пояснительная записка. Детский танцевальный коллектив.

Программа кружка «Волшебная тестопластика»Программа кружка «Волшебная тестопластика» Пояснительная записка Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности Пояснительная записка Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего,.

Рабочая программа кружка «Расту культурным!» Программа кружка «Расту культурным!» Пояснительная записка Культура поведения предполагает различные аспекты поведения человека в обществе:.

Рабочая программа кружка «Юный Эколог» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРУЖКУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3 – 5 ЛЕТСоставитель:Зозина Е. А., воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружка «Готовим руку к письму»
Опубликовано: 10 октября 2021 в 21:30
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД