Получи документы

Кружок «Лаборатория Всезнайки»

Надежда Сорокина
Кружок «Лаборатория Всезнайки»

Лаборатория Всезнайки

Самое лучшее открытие – то,

которое ребенок делает сам»

Ральф У. Эмерерсон

Рабочая программа дополнительно образования для детей старшего возраста (6-7 лет) разработана в соответствии с документами: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155); «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва); «СанПиН» 2.4.1.3049--13; Примерной общеобразовательной Программой «Детство» под редакцией Т. И Бабаева, А. Г Гогоберидзе, О. В. Солнцева.

Публикация «Кружок „Лаборатория Всезнайки“» размещена в разделах

Возрастные и индивидуальные особенности 6-7

(Познавательное развитие)

Ребенок на пороге школы (6—7 лет) обладает устойчивыми социально-

нравственными чувства и эмоциями, высоким самосознанием и осуществляет себя как

субъект деятельности и поведения.

Мотивационная сфера дошкольников 6—7 лет расширяется за счет развития

таких социальных мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать

добро, самореализации. Поведение ребенка начинает регулироваться также его

представлениями о том, что хорошо и что плохо. С развитием морально-нравственных

представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои

поступки. Ребенок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает

правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо.

Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное

недифференцированное отношение к себе, формирующееся под влиянием

эмоционального отношения со стороны взрослых.

К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в

эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста более богатая

эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой

стороны, они более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях. К концу

дошкольного возраста у них формируются обобщенные эмоциональные представления,

что позволяет им предвосхищать последствия своих действий. Это существенно влияет

на эффективность произвольной регуляции поведения — ребенок может не только

отказаться от нежелательных действий или хорошо себя вести, но и выполнять

неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут

кому-то пользу, радость и т. п. Благодаря таким изменениям в эмоциональной сфере

поведение дошкольника становится менее ситуативным и чаще выстраивается с учетом

интересов и потребностей других людей.

Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребенка со взрослым.

Дошкольник внимательно слушает рассказы родителей о том, что у них произошло на

работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми

людьми часто спрашивает, где они живут, есть ли у них дети, кем они работают и т. п.

Большую значимость для детей 6—7 лет приобретает общение между собой. В возрасте 6—7 лет происходит расширение и углубление представлений детей

о форме, цвете, величине предметов. Ребенок уже целенаправленно, последовательно

обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на

единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.). К концу

дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного

внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и

длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него.

Внимание мальчиков менее устойчиво. В 6—7 лет у детей увеличивается объем памяти,

что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объем информации.

Девочек отличает больший объем и устойчивость памяти.. К возрасту 6–7 лет ребёнок начинает оценивать уровень своих возможностей, способностей и накопленных знаний. Он понимает значимость своей деятельности, но сейчас наблюдается тенденция к завышенной самооценке. Нестандартность решения поставленных задач. Старшие дошкольники часто действуют спонтанно и креативно, выполняют задания в неожиданном ключе. Творческий подход наблюдается в различных видах детской деятельности: в устных рассказах, составлении историй на основе наглядного материала, во время игр, в рисовании, проведении опытов и экспериментов. Самостоятельно проведённое исследование вызывает удовлетворение своими способностями и восторг открытия. Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и

оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным, оно уже не похоже

на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то что увиденное

или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных

продуктах их воображения четче прослеживаются объективные закономерности

действительности. Так, например, даже в самых фантастических рассказах дети

стараются установить причинно-следственные связи, в самых фантастических рисунках

— передать перспективу. При придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй и т.

п. дети 6—7 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать

его до начала деятельности.

В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое

позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных

наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах

различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например,

при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребенок этого возраста, как

правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям

даже в случаях затруднений. Возможность успешно совершать действия сериации и классификации во многом связана с тем, что на седьмом году жизни в процесс

мышления все более активно включается речь. Использование ребенком (вслед за

взрослым) слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений

приводит к появлению первых понятий. Способность ставить вопрос в связи с возникновением неизвестного или малоизученного объекта и находить ответ свидетельствует о высоком уровне умственного и психического развития будущих первоклассников.

Наименование программы

Программа С. Н Николаева «Юный эколог» Программа экологического воспитания в детском саду. Мозаика-синтез. Москва 2010

Цель: Создание условий для формирования у ребенка целостной картины мира, окружающих его предметов и явлений.

Задачи:

1. Развивать самостоятельность, инициативу, творчество в познавательно-

исследовательской деятельности, поддерживать проявления индивидуальности в

исследовательском поведении ребенка, избирательность детских интересов.

2. Совершенствовать познавательные умения: замечать противоречия,

формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки

предположений, использовать вариативные способы сравнения, с опорой на систему

сенсорных эталонов, упорядочивать, классифицировать объекты действительности,

применять результаты познания в разных видах детской деятельности.

3. Развивать умение включаться в коллективное исследование, обсуждать его

ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать и доказывать

свои предположения, представлять совместные результаты познания.

4. Воспитывать гуманно-ценностное отношение к миру на основе осознания

ребенком некоторых связей и зависимостей в мире, места человека в нем. .

Требования к содержанию учебной программы (Учебный план)

Программа рассчитана:

- состоит из 28 тематических занятий, в каждом из которых преследуются свои цель и задачи;

- Занятия проходят во второй половине дня один раз в неделю по 30 минут.

Месяц 1 Неделя 2неделя 3неделя 4неделя

Октябрь «Краснокочанная химия» «Пузырек воздуха» «Песок и глина» «Камни»

Ноябрь «Лава- лампа» .

Как образуются метеоритные кратеры? «Зеркало» «Магниты» Забавные фокусы.

Декабрь «Секретные записки, письмо» " Как увидеть и услышать электричество?» «Выращивание сталактитов» «Соль в солонках»

Январь Твердая вода. Почему не тонут айсберги? «Свойства материалов» «Исчезнувший мелок». «Чем можно измерять длину?»

Февраль «Человек» «Нитка, веревка, канат» «Бумага» Изготовление макетов «Север» и «Юг».

Март «Хитрости инерции» «Источники

звука и его распространение». «Солнце дарит нам тепло и свет». «Путешествие капельки»

Апрель «Упрямые предметы»

«У кого какие клювы?» «Почва»

«Строение семени»

.

Планируемые результаты освоения Программы

Достижения ребенка (Что нас радует)

Ребенок отличается широтой кругозора, интересно и с увлечением делится

впечатлениями.

•Организует и осуществляет познавательно-исследовательскую деятельность в

соответствии с собственными замыслами.

•Проявляет интерес к предметам окружающего мира, символам, знакам,

моделям, пытается устанавливать различные взаимосвязи; владеет системой эталонов,

осуществляет сенсорный анализ, выделяя в сходных предметах отличие, в разных —

сходство.

•Может длительно целенаправленно наблюдать за объектами, выделять их

проявления, изменения во времени.

•Проявляет познавательный интерес к своей семье, социальным явлениям, к

жизни людей в родной стране. Задает вопросы о прошлом и настоящем жизни страны.

•Рассказывает о себе, некоторых чертах характера, интересах, увлечениях,

личных предпочтениях и планах на будущее.

•Проявляет интерес к социальным явлениям, к жизни людей в разных странах и

многообразию народов мира.

•Знает название своего города и страны, ее государственные символы, имя

действующего президента, некоторые достопримечательности города и страны.

•Имеет некоторые представления о жизни людей в прошлом и настоящем, об

истории города, страны.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

•Снижена познавательная активность, познавательный интерес не проявляется.

•Кругозор ограничен, представления бедны и примитивны.

•Свойственна речевая пассивность в процессе обследования и

экспериментирования.

•Ребенок имеет скудный объем представлений о себе, своих близких, с

неохотой отвечает на вопросы о них.

•Социальные представления о социальном мире, жизни людей и о себе

ограничены, поверхностны.

•Ребенок не проявляет интереса к настоящему и прошлому жизни родной

страны, не стремится рассуждать на эти темы.

•Имеет крайне ограниченные социальные представления о мире, других

странах, жизни разных народов.

Предполагаемые результаты по Программе «Юный эколог» :

• умение опытным путем доказывать свойства воды (прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет формы, действовать по алгоритму;

• умение опытным путем доказывать свойства воздуха;

• умение опытным путем доказывать свойства песка;

• умение опытным путем выявлять свойства предметов, массу, размеры;

• расширение знаний об увеличительных приборах;

• умение делать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;

• овладение разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствующими развитию активной, самостоятельной, творческой личности.

Для достижения поставленной цели имеет место взаимодействие с родителями:

• Изготовление, сбор материала, оборудования для уголка экспериментирования.

• Буклеты для родителей.

• Открытый показ кружковой работы.

Консультация "Экспериментальная деятельность в домашних условиях", «Значение экспериментальной деятельности для детей»,

Беседа «Интеллектуальное развитие дошкольников»

Фоторепортажи о кружковой работе.

• Рекомендации родителям о проведении экспериментов в летний период.

• Рекомендации родителям о проведении экспериментов в домашних условиях.

• Выступления на родительских собраниях.

Способы проверки знаний, умений и навыков.

Для того чтобы проверить в какой степени ребёнок овладел тем или иным умением, целесообразно проводить педагогический анализ 2 раза в год. Диагностика проводится методом наблюдения.

Методика мониторинга «Маленький исследователь» (Л. Н. Прохорова)

Методика исследует предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирование, выявляет степень устойчивости интересов ребенка. Детям предлагается схематическое изображение Уголка экспериментирования с различными материалами и предметами. Ребенку предлагается осуществить последовательно 3 выбора: «К тебе пришел в гости маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему позаниматься. Выбери, куда бы он отправился в первую очередь». После этого ребенку предлагаются повторить выбор второй и третий раз.

Все три выбора фиксируют в протоколе цифрами 1, 2, 3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй – 2 балла, за третий – 1 балл. Вывод делается по сумме выборов в целом по группе.

Описание образовательной деятельности.

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновении и развитии неистощимой ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой темы, что образ цели, определяющей эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью и неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проявляется и накладывает особый отпечаток на все действия входящие в поисковую деятельность.

В детском экспериментировании выделяется 2 основных вида:

Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка, он выступает как полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цели, ищет пути и способы их достижения и т. д. В этом случае ребенок деятельность экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы.

Второй вид ориентировочно – исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые заранее были определены взрослым.

Эти два вида активности тесно связанны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей, так или иначе связанна с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные.

Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В системе разнообразных знаний об окружающем мире особое место занимают знания о явлениях неживой природы. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями неживой природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное.

Наиболее общими и важными задачами познавательного развития ребенка являются не просто обогащение его представлений об окружающем, а развитие познавательной инициативы (любознательности) и освоение культурных форм упорядочения опыта (на материале представлений о мире, как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.

В процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности.

В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования, на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок (продуктивная форма экспериментирования). Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний, может рассматриваться как форма организации педагогического процесса и является одним из видов познавательной деятельности детей. В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

.Описание методического обеспечения

Материально-техническое оснащение.

Основное оборудование:

приборы-помощники: увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты;

разнообразные сосуды из различных материалов: пластмасса, стекло, металл разного объема и формы;

природные материалы: камешки, глина, песок, ракушки, перья, шишки, листья, мох, семена;

утилизированный материал: гайка, скрепки, болты, гвозди, шурупы, винтики:

разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;

красители: пищевые, непищевые, гуашь, акварельные краски;

медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши;

прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, масло, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилки для ногтей, сито, свечи;

• завести индивидуальные дневники, где ставится время проведения, название и помечается самостоятельно или совместно с воспитателем проведен эксперимент;

• сделать знаки, разрешающие или запрещающие.

Дополнительное оборудование:

• специальная одежда (халаты, фартуки);

• контейнеры для сыпучих и мелких предметов;

• карточки-схемы для проведения экспериментирования;

• правила работы с материалом.

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

Все мероприятия проходят в соответствии с годовым планом МБДОУ детский сад №10 «Щелкунчик», планом работы кружка и возрастными особенностями детей подготовительной группы.

Организация предметно – развивающей среды для реализации рабочей программы.

• Продолжить оснащение предметно-развивающей среды в группе «Уголок экспериментирования», «Детская научная лаборатория», «Уголок познавай-ка».

• Подбор методической литературы, создание картотек опытов и экспериментов.

• Обучающие познавательные занятия.

• Совместная деятельность педагогов, детей и их родителей.

Взаимосвязь детского экспериментирования с другими видами областей: социально-коммуникативная, познавательная, речевая, художественно-эстетическая.

Список литературы.

1 Н. В Нищева «Организация опытно- экспериментальной работы в ДОУ «выпуск 1, 2. Санкт- Петербург Детство- Пресс 2013

2. О. В Дыбина «Неизведанное рядом» опыты и эксперименты для дошкольников. Москва 2013

3. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова. - М. : Педагогика, 1993.

4. Занимательные эксперименты и опыты. Ф. Ола, Ж. П Дюпре. Москва Айри Пресс 2014.

5. А. И Шапиро «Первая научная лаборатория. Опыты, эксперименты, фокусы и беседы с дошкольниками»-М; Издательство «ТЦ СФЕРА»2016

6. И В Исакова Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. Детство- Пресс. Санкт- Петербург 2015.

7. Тугушева Г. П, Чистякова А е Экспериментальная деятельность. Санкт- Петербург Детство- Пресс 2013.

8. Ф. Ола, Ж. -п Дюпре «Занимательные эксперименты и опыты», «Айрис- Пресс»,2006

9. Е А Мартынова, И. М Сучкова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» Волгоград, Издательство «Учитель», 2012

Публикации по теме:

«Лаборатория неживой природы» Экологический проект «Лаборатория неживой природы» 2 младшая группа О проекте: Название проекта «Лаборатория неживой природы» Участники.

Проект «Лаборатория в Джунглях»Проект «Лаборатория в Джунглях» С приходом весны в нашем саду снова начался конкурс огород на окне,но мы решили как и в прошлом году сделать его на полу,так как на полу.

Фотоотчет о логопедическом КВН «Всезнайки»Фотоотчет о логопедическом КВН «Всезнайки» В мае 2018 года в нашем детском саду состоялся логопедический КВН «Всезнайки». Цель: повышение уровня коррекционно-педагогической компетентности.

Интегрированное занятие «Мы всезнайки» Конспект итогового открытого интегрированного занятия во второй младшей группе «Солнышко» Тема: «Мы хотим все знать и уметь!» Разработан.

Конспект открытого интегрированного игрового занятия в подготовительной группе «Миссия по спасению страны царевны Всезнайки» Тема: Миссия по спасению страны Царевны Всезнайки. Цель: Закрепить с детьми полученные знания, доставить детям удовольствие от игр, развивающей.

Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Мы всезнайки» Воспитатель МБДОУ №124 "Планета детства" Ульяновская область,город Ульяновск Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Мы.

Консультация «Домашняя лаборатория» Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок.

Логопедический досуг в подготовительных группах «Всезнайки» по теме «Школа. Школьные принадлежности» .

Проект «Лаборатория цвета» Текст к презентации Современный мир стремителен и непредсказуем. Чтобы не потеряться в нем, человек должен быть пластичным, гибким, личностью.

Проект по математике «В гостях у Всезнайки» Воспитатель Писарева Ольга Евгеньевна. Проект по математике на тему: " В гостях у Всезнайки" Текст к слайдам Слайд: 3-4 В Московском царстве,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кружок «Лаборатория Всезнайки»
Опубликовано: 29 октября 2018 в 16:52
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД