Юлия Пятенко
Кружок по обучению дошкольников грамоте «Абвгдейка» (разновозрастная группа). Часть 1
▼ Скачать + Заказать документы
Программа кружка по обучению дошкольников грамоте «АБВГДейка»(разновозрастная группа (4-6 лет)
График работы: пятница 16.00 – 16. 20
Срок реализации: 2016-2017 учебный год.
Пояснительная записка
Публикация «Кружок по обучению дошкольников грамоте „Абвгдейка“ (разновозрастная группа), Часть 1» размещена в разделах
Одна из основных целей подготовки детей к обучению грамоте в дошкольном образовательном учреждении — ознакомление со звуковым строением слова, его звуковым анализом. Занятия по программе «АБВГДейка» направлены на формирование правильного звукопроизношения, обогащение словарного запаса, подготовки руки к письму. Все задания построены по принципу постепенного усложнения. Выполняя их, дети учатся читать слоги, определять количество слогов в слове.
Занятия проводятся в игровой форме, которая является наиболее приемлемой и эффективной для обучения и развития детей 4-7 лет, позволят подготовить детей к правильному восприятию звуков речи и письму, помогает создать радостную атмосферу в группе. Забавные стишки о буквах и игры на развитие мелкой моторики способствуют лучшей подготовленности к школьному обучению: с помощью забавных героев, мальчика Слыша и девочки Буковки, дети в занимательной игровой форме усваивают такие понятия, как звук и буква, их различия и особенности.
Известно, что одной из важных составляющих обучения грамоте является хорошо развитый фонематический слух. На занятиях кружка «АБВГДейка» предлагаются специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память ребенка к работе со звуками речи. Играя со сказочными персонажами, ребенок знакомится с гласными и согласными звуками, их правильной артикуляцией. В структуру каждого занятия входят также различные игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза. Другой важной составляющей успешного обучения является хорошо развитая мелкая моторика, поэтому в программе представлены упражнения и по подготовке руки к написанию печатных букв.
Гласные и согласные звуки на занятиях соотносятся с образами соответствующих букв, при этом графический образ подкрепляется двустишием о букве, что способствует более быстрому запоминанию материала. Сказочный сюжет и необычные игровые ситуации подкрепляют интерес ребенка к изучению звуков и букв.
Основной целью данной программы является совершенствование навыка чтения, формирование слитного чтения, закрепления умений проводить звуковой анализ слова, членить предложения на слова (определять количество слов, читать предложения и тексты с пониманием).
Основные задачи:
Образовательные: обеспечение овладения минимальным уровнем знания фонематических, звуко - буквенных, графических средств, которые дадут возможность перейти к следующему этапу обучения чтению, обучение правильному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами; закрепление умения проводить звуковой анализ, определение количества слов в предложении и составление предложений.
Развивающие: обогащение словарного запаса, развитие речи детей, развитие фонематического и речевого слуха, развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, развитие навыка чтения целыми словами и небольшими предложениями.
Воспитательные: формирование интереса к чтению, воспитание аккуратности, коммуникабельности, любознательности.
Ожидаемые результаты:
К концу обучения дети могут узнать:
Дети среднего и старшего возраста:
- что все слова состоят из звуков;
- различать гласные и согласные звуки;
- состав алфавита;
- чтение слоговой таблицы.
Дети старшего возраста и одаренные дети среднего возраста:
- правильно употреблять окончания для согласования слов в предложениях;
- как правильно построить предложение.
- читать слоги плавно, не отделяя звуки друг от друга, чтение прямых и обратных слогов, открытых и закрытых. Умение делить слова на слоги, находить ударный слог;
- читать простые слова, состоящие из двух- трех- четырех слогов, а также простых предложений, состоящих из нескольких простых слов.
Методика занятия:
Каждая сказка про звук и букву может быть использована как самостоятельное занятие, так и как часть занятия. При необходимости можно разбить одну сказку на несколько частей. Длительность занятия: 15—20 минут. Занятия проходит согласно плану:
- чтение сказки;
- проработка упражнения для губ или язычка;
- уточнение правильного произношения звука;
- описание звука;
- игра со звуком;
- печатание буквы.
Занятие проводится один раз в неделю, прорабатывая на нем основную часть темы. Каждое занятие начинается со следующих вопросов и заданий: «Какой звук и букву вы прошли на прошлом занятии?»; «Вспомните характеристики пройденного звука, стихотворение про букву» и т. д. В последующие дни, в свободной деятельности, по желанию ребенка, выполняются дополнительные задания, не перегружая его, не требуя выполнения всего сразу. Дополнительными являются следующие задания:
- «Напиши букву»,
- «Чтение»,
- «Рисунок по клеточкам».
Завершается каждое занятие повторением: с каким звуком им познакомились, чья это «песенка», повторите характеристики звука, стихотворение про букву.
Если дети не усвоили материал, рекомендуется задержаться на звуке, поиграть со звуком и буквой еще, используя игры, предложенные в других сказках.
Методическое обеспечение:
1. Компьютер.
2. Дидактические игры.
4. Словесные игры.
Литература
1. Быкова И. А. Обучение детей грамоте в игровой форме. Методическое пособие. – СПб. : «Детство-Пресс», 2005. – 112с. (электронный ресурс, картотека).
2. Глинка Г. А. Буду говорить, читать, писать правильно. М: «Питер», 1997.
3. Голубина Т. Г. Чему научит клеточка. М. : «Мозаика-Синтез», 2001.
4. Заречная С. И. Прописи для самых маленьких.
5. Савичев В. Н. Азбука веселая в картинках и стихах. Ярославль: «Академия развития»,
6. Сказка о веселом язычке. М. : Издательский дом «Карапуз», 2002. (электронный ресурс, картотека).
7. Ткаченко Т. А. Специальные символы в подготовке детей 4-х лет к обучению грамоте. М. : «Гном и Д», 2000.
Список детей
Средняя группа:
Старшая группа:
Итого: 23 чел.
Перспективный план кружковой деятельности по обучению грамоте «АБВГДейка» 2016-2017 г. г.
1 неделя сентября
Проведение первого мониторинга. Выявить знания, умения, навыки детей. Провести обработку данных, заполнив диагностические таблицы, определив уровень овладения. Диагностический инструментарий.
2 неделя сентября. «Встреча Слыша и Буковки»
Продолжать знакомить детей с гласным звуком [а] и буквой А, а. Учить находить этот звук в словах, развивать фонематический слух. Закрепить термин «гласный». При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые анализаторы. Познакомить с различиями и особенностями звука и буквы. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями.
Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв.
Литература: Быкова И. А. «Обучение детей в игровой форме» Стр. 16.
Заречная С. И. Прописи для самых маленьких. Штриховка и обводка: буква А.
3 неделя сентября. «Волчонок»
Продолжать знакомить детей с гласным звуком [у] и буквой У, у. Продолжать учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух. Закрепить термин «гласный». При характеристике звука учить детей опираться на тактильные, слуховые анализаторы. Продолжать знакомить с различиями и особенностями звука и буквы. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями. Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв.
Литература: Быкова И. А. «Обучение детей в игровой форме» Стр. 20.
Заречная С. И. Прописи для самых маленьких. Штриховка и обводка: буква У.
4 неделя сентября. «Друзья заблудились»
Закрепить с детьми знания о звуках [а], [у]; буквах А, а; У, у. Дать понятие «слог», что гласный образует слог. Учить детей составлять и читать слова из разрезной азбуки (АУ, (УА). Закрепить термин «гласный». При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые анализаторы. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями.
Литература: Быкова И. А. «Обучение детей в игровой форме» Стр. 22.
Печатание слога АУ.
1 неделя октября. «Маленький зайчик»
Закрепить с детьми знания о звуках [а], [у]; буквах А, а; У, у. Учить детей составлять и читать слова из разрезной азбуки (АУ, (УА). Закрепить термин «гласный». При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые анализаторы. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Развивать технику письма и элементарные графические умения.
Литература: Быкова И. А. "Обучение детей в игровой форме" Стр. 22.
Печатание слога УА.
2 неделя октября. «Гномик»
Продолжать знакомить детей с гласным звуком [о] и буквой О. Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух. Закрепить термин «гласный». При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые анализаторы. Продолжать знакомить с различиями и особенностями звука и буквы. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями. Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв.
Литература: Быкова И. А. «Обучение детей в игровой форме» Стр. 26.
Заречная С. И. Прописи для самых маленьких. Штриховка и обводка: буква О.
3 неделя октября. «Карусели»
Продолжать знакомить детей с гласным звуком [и] и буквой И. Учить находить место звука в двух позициях – в середине слова и на конце, развивать фонематический слух. Закрепить термин «гласный». При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые анализаторы. Продолжать учить читать слова, делить слова на слоги, учить находить ударный слог. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями. Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв.
Литература: Быкова И. А. «Обучение детей в игровой форме» Стр. 28.
Заречная С. И. Прописи для самых маленьких. Штриховка и обводка: буква И.
4 неделя октября. «Ослик»
Продолжать знакомить детей с гласным звуком [и] и буквой И. Закрепить с детьми знания о звуке [а], букве А, а. Учить детей составлять и читать слова из разрезной азбуки (ИА). Закрепить термин «гласный». При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые анализаторы. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Развивать технику письма и элементарные графические умения.
Литература: Быкова И. А. «Обучение детей в игровой форме» Стр. 20.
Печатание слога УА.
1 неделя ноября. «Медвежонок»
Продолжать знакомить детей с гласным звуком [ы] и буквой Ы. Учить находить место звука в двух позициях – в середине слова и на конце, развивать фонематический слух. Закрепить термин «гласный». При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые анализаторы. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями.
Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв.
Литература: Быкова И. А. «Обучение детей в игровой форме» Стр. 21
Заречная С. И. Прописи для самых маленьких. Штриховка и обводка: буква Ы.
2 неделя ноября. «Дедушка Э»
Продолжать знакомить детей с гласным звуком [ы] и буквой Ы. Учить находить место звука в двух позициях – в середине слова и на конце, развивать фонематический слух. Закрепить термин «гласный». При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые анализаторы. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями.
Литература: Быкова И. А. «Обучение детей в игровой форме» Стр. 21
Заречная С. И. Прописи для самых маленьких. Штриховка и обводка: буква Э.
3 неделя ноября. «Сосед Лопоух»
Познакомить детей с согласными звуками [м], [м'] и буквой М, м. Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух. Познакомить с термином «согласный», может быть твердым и мягким звуком. При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы. Закрепить знания о различии и особенностями звука и буквы. Учить детей составлять и читать слоги и слова из разрезной азбуки. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями. Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв.
Литература: Быкова И. А. «Обучение детей в игровой форме» Стр. 24.
Заречная С. И. Прописи для самых маленьких. Штриховка и обводка: буква М.
4 неделя ноября. «Труба»
Познакомить детей с согласными звуками [б], [б'] и буквой Б, б. Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух. Познакомить с термином «согласный», может быть твердым и мягким звуком. При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы. Закрепить знания о различии и особенностями звука и буквы. Учить детей составлять и читать слоги и слова из разрезной азбуки. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями.
Литература: Быкова И. А. «Обучение детей в игровой форме» Стр. 27.
Заречная С. И. Прописи для самых маленьких. Штриховка и обводка: буква Б.