Лучший педагог года

Кружок по обучению дошкольников грамоте «Абвгдейка» (разновозрастная группа). Часть 1

Юлия Пятенко
Кружок по обучению дошкольников грамоте «Абвгдейка» (разновозрастная группа). Часть 1

Программа кружка по обучению дошкольников грамоте «АБВГДейка»(разновозрастная группа (4-6 лет)

График работы: пятница 16.00 – 16. 20

Срок реализации: 2016-2017 учебный год.

Пояснительная записка

Публикация «Кружок по обучению дошкольников грамоте „Абвгдейка“ (разновозрастная группа), Часть 1» размещена в разделах

Одна из основных целей подготовки детей к обучению грамоте в дошкольном образовательном учреждении — ознакомление со звуковым строением слова, его звуковым анализом. Занятия по программе «АБВГДейка» направлены на формирование правильного звукопроизношения, обогащение словарного запаса, подготовки руки к письму. Все задания построены по принципу постепенного усложнения. Выполняя их, дети учатся читать слоги, определять количество слогов в слове.

Занятия проводятся в игровой форме, которая является наиболее приемлемой и эффективной для обучения и развития детей 4-7 лет, позволят подготовить детей к правильному восприятию звуков речи и письму, помогает создать радостную атмосферу в группе. Забавные стишки о буквах и игры на развитие мелкой моторики способствуют лучшей подготовленности к школьному обучению: с помощью забавных героев, мальчика Слыша и девочки Буковки, дети в занимательной игровой форме усваивают такие понятия, как звук и буква, их различия и особенности.

Известно, что одной из важных составляющих обучения грамоте является хорошо развитый фонематический слух. На занятиях кружка «АБВГДейка» предлагаются специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память ребенка к работе со звуками речи. Играя со сказочными персонажами, ребенок знакомится с гласными и согласными звуками, их правильной артикуляцией. В структуру каждого занятия входят также различные игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза. Другой важной составляющей успешного обучения является хорошо развитая мелкая моторика, поэтому в программе представлены упражнения и по подготовке руки к написанию печатных букв.

Гласные и согласные звуки на занятиях соотносятся с образами соответствующих букв, при этом графический образ подкрепляется двустишием о букве, что способствует более быстрому запоминанию материала. Сказочный сюжет и необычные игровые ситуации подкрепляют интерес ребенка к изучению звуков и букв.

Основной целью данной программы является совершенствование навыка чтения, формирование слитного чтения, закрепления умений проводить звуковой анализ слова, членить предложения на слова (определять количество слов, читать предложения и тексты с пониманием).

Основные задачи:

Образовательные: обеспечение овладения минимальным уровнем знания фонематических, звуко - буквенных, графических средств, которые дадут возможность перейти к следующему этапу обучения чтению, обучение правильному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами; закрепление умения проводить звуковой анализ, определение количества слов в предложении и составление предложений.

Развивающие: обогащение словарного запаса, развитие речи детей, развитие фонематического и речевого слуха, развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, развитие навыка чтения целыми словами и небольшими предложениями.

Воспитательные: формирование интереса к чтению, воспитание аккуратности, коммуникабельности, любознательности.

Ожидаемые результаты:

К концу обучения дети могут узнать:

Дети среднего и старшего возраста:

- что все слова состоят из звуков;

- различать гласные и согласные звуки;

- состав алфавита;

- чтение слоговой таблицы.

Дети старшего возраста и одаренные дети среднего возраста:

- правильно употреблять окончания для согласования слов в предложениях;

- как правильно построить предложение.

- читать слоги плавно, не отделяя звуки друг от друга, чтение прямых и обратных слогов, открытых и закрытых. Умение делить слова на слоги, находить ударный слог;

- читать простые слова, состоящие из двух- трех- четырех слогов, а также простых предложений, состоящих из нескольких простых слов.

Методика занятия:

Каждая сказка про звук и букву может быть использована как самостоятельное занятие, так и как часть занятия. При необходимости можно разбить одну сказку на несколько частей. Длительность занятия: 15—20 минут. Занятия проходит согласно плану:

- чтение сказки;

- проработка упражнения для губ или язычка;

- уточнение правильного произношения звука;

- описание звука;

- игра со звуком;

- печатание буквы.

Занятие проводится один раз в неделю, прорабатывая на нем основную часть темы. Каждое занятие начинается со следующих вопросов и заданий: «Какой звук и букву вы прошли на прошлом занятии?»; «Вспомните характеристики пройденного звука, стихотворение про букву» и т. д. В последующие дни, в свободной деятельности, по желанию ребенка, выполняются дополнительные задания, не перегружая его, не требуя выполнения всего сразу. Дополнительными являются следующие задания:

- «Напиши букву»,

- «Чтение»,

- «Рисунок по клеточкам».

Завершается каждое занятие повторением: с каким звуком им познакомились, чья это «песенка», повторите характеристики звука, стихотворение про букву.

Если дети не усвоили материал, рекомендуется задержаться на звуке, поиграть со звуком и буквой еще, используя игры, предложенные в других сказках.

Методическое обеспечение:

1. Компьютер.

2. Дидактические игры.

4. Словесные игры.

Литература

1. Быкова И. А. Обучение детей грамоте в игровой форме. Методическое пособие. – СПб. : «Детство-Пресс», 2005. – 112с. (электронный ресурс, картотека).

2. Глинка Г. А. Буду говорить, читать, писать правильно. М: «Питер», 1997.

3. Голубина Т. Г. Чему научит клеточка. М. : «Мозаика-Синтез», 2001.

4. Заречная С. И. Прописи для самых маленьких.

5. Савичев В. Н. Азбука веселая в картинках и стихах. Ярославль: «Академия развития»,

6. Сказка о веселом язычке. М. : Издательский дом «Карапуз», 2002. (электронный ресурс, картотека).

7. Ткаченко Т. А. Специальные символы в подготовке детей 4-х лет к обучению грамоте. М. : «Гном и Д», 2000.

Список детей

Средняя группа:

Старшая группа:

Итого: 23 чел.

Перспективный план кружковой деятельности по обучению грамоте «АБВГДейка» 2016-2017 г. г.

1 неделя сентября

Проведение первого мониторинга. Выявить знания, умения, навыки детей. Провести обработку данных, заполнив диагностические таблицы, определив уровень овладения. Диагностический инструментарий.

2 неделя сентября. «Встреча Слыша и Буковки»

Продолжать знакомить детей с гласным звуком [а] и буквой А, а. Учить находить этот звук в словах, развивать фонематический слух. Закрепить термин «гласный». При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые анализаторы. Познакомить с различиями и особенностями звука и буквы. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями.

Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв.

Литература: Быкова И. А. «Обучение детей в игровой форме» Стр. 16.

Заречная С. И. Прописи для самых маленьких. Штриховка и обводка: буква А.

3 неделя сентября. «Волчонок»

Продолжать знакомить детей с гласным звуком [у] и буквой У, у. Продолжать учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух. Закрепить термин «гласный». При характеристике звука учить детей опираться на тактильные, слуховые анализаторы. Продолжать знакомить с различиями и особенностями звука и буквы. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями. Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв.

Литература: Быкова И. А. «Обучение детей в игровой форме» Стр. 20.

Заречная С. И. Прописи для самых маленьких. Штриховка и обводка: буква У.

4 неделя сентября. «Друзья заблудились»

Закрепить с детьми знания о звуках [а], [у]; буквах А, а; У, у. Дать понятие «слог», что гласный образует слог. Учить детей составлять и читать слова из разрезной азбуки (АУ, (УА). Закрепить термин «гласный». При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые анализаторы. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями.

Литература: Быкова И. А. «Обучение детей в игровой форме» Стр. 22.

Печатание слога АУ.

1 неделя октября. «Маленький зайчик»

Закрепить с детьми знания о звуках [а], [у]; буквах А, а; У, у. Учить детей составлять и читать слова из разрезной азбуки (АУ, (УА). Закрепить термин «гласный». При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые анализаторы. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Развивать технику письма и элементарные графические умения.

Литература: Быкова И. А. "Обучение детей в игровой форме" Стр. 22.

Печатание слога УА.

2 неделя октября. «Гномик»

Продолжать знакомить детей с гласным звуком [о] и буквой О. Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух. Закрепить термин «гласный». При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые анализаторы. Продолжать знакомить с различиями и особенностями звука и буквы. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями. Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв.

Литература: Быкова И. А. «Обучение детей в игровой форме» Стр. 26.

Заречная С. И. Прописи для самых маленьких. Штриховка и обводка: буква О.

3 неделя октября. «Карусели»

Продолжать знакомить детей с гласным звуком [и] и буквой И. Учить находить место звука в двух позициях – в середине слова и на конце, развивать фонематический слух. Закрепить термин «гласный». При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые анализаторы. Продолжать учить читать слова, делить слова на слоги, учить находить ударный слог. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями. Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв.

Литература: Быкова И. А. «Обучение детей в игровой форме» Стр. 28.

Заречная С. И. Прописи для самых маленьких. Штриховка и обводка: буква И.

4 неделя октября. «Ослик»

Продолжать знакомить детей с гласным звуком [и] и буквой И. Закрепить с детьми знания о звуке [а], букве А, а. Учить детей составлять и читать слова из разрезной азбуки (ИА). Закрепить термин «гласный». При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые анализаторы. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Развивать технику письма и элементарные графические умения.

Литература: Быкова И. А. «Обучение детей в игровой форме» Стр. 20.

Печатание слога УА.

1 неделя ноября. «Медвежонок»

Продолжать знакомить детей с гласным звуком [ы] и буквой Ы. Учить находить место звука в двух позициях – в середине слова и на конце, развивать фонематический слух. Закрепить термин «гласный». При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые анализаторы. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями.

Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв.

Литература: Быкова И. А. «Обучение детей в игровой форме» Стр. 21

Заречная С. И. Прописи для самых маленьких. Штриховка и обводка: буква Ы.

2 неделя ноября. «Дедушка Э»

Продолжать знакомить детей с гласным звуком [ы] и буквой Ы. Учить находить место звука в двух позициях – в середине слова и на конце, развивать фонематический слух. Закрепить термин «гласный». При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые анализаторы. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями.

Литература: Быкова И. А. «Обучение детей в игровой форме» Стр. 21

Заречная С. И. Прописи для самых маленьких. Штриховка и обводка: буква Э.

3 неделя ноября. «Сосед Лопоух»

Познакомить детей с согласными звуками [м], [м'] и буквой М, м. Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух. Познакомить с термином «согласный», может быть твердым и мягким звуком. При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы. Закрепить знания о различии и особенностями звука и буквы. Учить детей составлять и читать слоги и слова из разрезной азбуки. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями. Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв.

Литература: Быкова И. А. «Обучение детей в игровой форме» Стр. 24.

Заречная С. И. Прописи для самых маленьких. Штриховка и обводка: буква М.

4 неделя ноября. «Труба»

Познакомить детей с согласными звуками [б], [б'] и буквой Б, б. Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух. Познакомить с термином «согласный», может быть твердым и мягким звуком. При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы. Закрепить знания о различии и особенностями звука и буквы. Учить детей составлять и читать слоги и слова из разрезной азбуки. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями.

Литература: Быкова И. А. «Обучение детей в игровой форме» Стр. 27.

Заречная С. И. Прописи для самых маленьких. Штриховка и обводка: буква Б.

Публикации по теме:

Дидактические игры по обучению грамоте для дошкольниковДидактические игры по обучению грамоте для дошкольников НОВОГОДНЯЯ КРАСАВИЦА ЦЕЛЬ: закрепить умение детей находить предметы, в названии которых есть заданный звук, развивать мелкую моторику.

Картотека заданий для воспитателей по обучению грамоте (подготовительная группа) 1 неделя Тема: «Звук. Буква. Слово. Предложение» 1). Дифференциация понятий «звук»-«буква» (Звук-это то, что мы слышим. Звуки бывают неречевые.

Конспект музыкального занятия по обучению дошкольников нотной грамоте через социо-игровые подходы. Средняя группа Конспект музыкального занятия по обучению дошкольников нотной грамоте. Средняя группа. Тема «Волшебная мелодия». «Музыка – самое эмоциональное.

Конспект музыкального занятия по обучению дошкольников нотной грамоте через социо-игровые подходы. Средняя группа. Занятие 2 Конспект музыкального занятия по обучению дошкольников нотной грамоте через социо-игровые подходы. Средняя группа. Тема «Волшебная мелодия».

Конспект НОД по обучению грамоте «Ловушка Буквоеда» (подготовительная группа) Цель: Упражнять в определении гласных и согласных звуков Образовательные задачи: Учить выделять звук в слове и определять его место в нём;.

Конспект занятия по первоначальному обучению грамоте «Солнечные зайчики» (старшая разновозрастная группа для детей с ОВЗ) Конспект занятия по первоначальному обучению грамоте и развитию речи «Солнечные зайчики» (старшая разновозрастная группа для детей с ОВЗ).

Методическая разработка по обучению грамоте старших дошкольников Многие взрослые- педагоги, родители, учителя задумываются над вопросом: нужно ли учить ребенка читать и писать перед его поступлением в.

Конспект ОД по обучению грамоте дошкольников в подготовительной группе «Мой букварь» Обучение грамоте дошкольников в подготовительной группе: «МОЙ БУКВАРЬ». Образовательные задачи: Совершенствование умения находить пройденные.

Рабочая программа дополнительного образования. Кружок «Абвгдейка» в подготовительной к школе группе РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ» (РАЗДЕЛЫ: «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ», «РАЗВИТИЕ.

«Такая важная маленькая буква». Подготовка дошкольников к обучению грамоте в школе Время вносит значительные коррективы в развитие дошкольного образования. Одной из важных задач является подготовка воспитанников ДОУ к обучению.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кружок по обучению дошкольников грамоте «Абвгдейка» (разновозрастная группа). Часть 1
Опубликовано: 1 февраля 2018 в 22:17
+54Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД