Маша Самонкина
Куклы-перевертыши в период адаптации детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1. Введение.
Актуальность.
С поступлением малыша в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие в течение нескольких часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящая в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию.
Публикация «Куклы-перевертыши в период адаптации детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Адаптация детей в детском саду всегда была и остается наиболее сложным периодом для ребенка, родителей и педагога.
Я всегда задавала себе вопрос, как помочь в этот период ребенку?
Я изучала много литературы и вот в одном из журналов увидела чудесных кукол, кукол-перевертышей. Я поняла – это и будет мои первые помощники в период адаптации. Ведь куклы помогают ребенку находить выход из трудных ситуаций, при этом, делают это мягко и не навязчиво. Маленькая кукла-перевертыш, внезапно появляющаяся из кармана воспитателя, вызывающая у малыша улыбку, отвлекающая от невеселых мыслей, дарящая волшебство. Она не требует особых затрат, безопасна в использовании, развивает фантазию и приносит радость. Поэтому я остановила свой выбор на тряпичной кукле-перевертыше.
Кукла-перевертыш-это особая игровая народная кукла. Она отличается тем, что в 1 кукле сразу 2 персонажа. Сверху один, перевертыш – будет другой. Вот, например, кукла Бабушка превращается в куколку Внучку. В течении года нарабатывался теоретический и практический материал по заявленной теме.
2. В первую очередь я сформулировала гипотезу своего исследования.
Гипотеза – использование кукол – перевертышей обеспечит положительное эмоциональное состояние ребенка в период адаптации к ДОУ.
Объектом моего исследования являются дети младшего дошкольного возраста.
Предметом исследования – адаптация детей младшего возраста к ДОУ.
Цель: в значительной степени смягчить течение адаптационного периода, обеспечит внутреннее эмоциональное благополучия малыша.
Задачи:
1. Наладить с помощью кукол – перевертышей доверие детей к воспитателю, снять у ребенка эмоциональное напряжение.
2. Организовать эмоциональное общение в системе воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок.
3. Стабилизировать аппетит, сон, настроение ребенка, активность в игре, речевую активность в более короткие сроки.
Для осуществления моих замыслов мне было необходимо изготовить куклы – перевертыши. Я с удовольствием взялась за эту увлекательную работу, Эта замечательная кукла – перевертыш, изготовлена из экологически чистых материалов. Такую народную куклу не купить в магазине. Такие куклы сохраняют энергетику человека, который ее изготовил.
Я использую кукол – перевертышей в разны режимные моменты.
1. Во время утреннего приема детей в группу я использую куклу – перевертыш
«Хохотушка - Плакса». Грустная девочка приходит к деткам.
Воспитатель предлагает развеселить ее, спеть песенку, сыграть в игру, научиться смеяться. Кукла в руках воспитателя быстро переворачивается и превращается из грустной в веселую, Так же кукла переворачивается при исполнении детьми заданий, при мирном разрешении конфликта, при встрече с малышом в период адаптации : «Маша грустила, а увидела Сашу и обрадовалась, заулыбалась!»
Кукла может быть любой «Кошка - мышка», «Щенок - котенок», «Волк и лиса». Главное то, что дети каждый раз радуются этому простому трюку и верят в чудесное превращение.
2. Умывание. Умываемся с куклой «Таня -Ваня».
3. Во время приема пищи используется забава «Хитрая бабушка», которая проводится с куклой «Бабушка - внучка».
Сварила кашку бабушка
Для внученьки своей
И наварила бабушка
Горячих вкусных щей
Зовет с прогулки внученьку:
-Обед остыл, пора!
Но Машеньку _ проказницу
Дождаться не могла.
Ну, а бабушка хитра,
Громко говорит она:
«Положу-ка на обед (Я себе сейчас конфет)»!
Тут же внучка у окна:
«Вот я, бабушка, пришла!»
(Бабушка превращается во внучку)
4. В период адаптации дети плохо засыпают, и опять на помощь придет кукла – перевертыш «Спит – не спит», она споет колыбельную песенку и сама заснет.
Образовательной деятельности, как сюрпризный момент, при проведении физминуток. Кукла – перевертыш «Маша и медведь».
Дидактическую куклу-перевертыш «Девочка - лягушка» я использую в играх и на различных занятиях.
Забавная игрушка поможет вам обыграть любое фольклорное произведение.
Например, частушку, колыбельную или стихотворение.
Эффективность включения в систему работы по адаптации кукол – перевертышей я оценивала с помощью сравнительного анализа сводных адаптационных листов вновь прибывших детей 2 младшей группы 2012-2013 учебного года
В результате мною были получены следующие результаты:
В 2010 – 2011 учебном году у 33,3% вновь поступивших детей во 2 младшую группу наблюдалась средняя степень адаптации, легкая степень адаптации – у 66,7% детей.
В 2012-2013 учебном году уже 100% детей легко преодолели адаптационный процесс.
Использование кукол – перевертышей позволило:
1. Ежедневно поддерживать положительный эмоциональный фон в течение всего адаптационного периода.
2. Сократить сроки стабилизации аппетита, сна, поведения в условиях детского сада.
3. Таким образом, введение кукол – перевертыша в процесс адаптации к детскому саду помогло детям преодолеть различные негативные переживания, свойственные в данный период (страх, одиночество, разлуку с родителями, изменения обстановки и режима дня).
Ежедневно присутствие игрушки – сюрприза смягчило прохождение процесса адаптации малыша к ДОУ и дало ребенку чувство защищенности и безопасности.
Свою работу продолжаю с детьми 1младшей группы.