Анна Быкова
Культурологический подход в социально-коммуникативном развитии дошкольников посредствам сюжетно-ролевой игры.
▼ Скачать + Заказать документы
Сюжетно-ролевая игра «Встреча гостей»(вторая младшая группа)
Цель: Формирование начальных представлений о культуре нашей Родины : культура и правила поведения в обществе, традиции и обычаи русского народа.
Задачи:
1. Познакомить детей с традициями и обычаями русского гостеприимства.
2. Прививать интерес и эмоционально-положительное отношение к русской традиции – принимать гостей.
3. Воспитывать у детей интерес к истории родной страны, русского народа.
4. Воспитывать такие качества как: доброта, отзывчивость, доброжелательность, вежливость, уважение.
Публикация «Культурологический подход в социально-коммуникативном развитии дошкольников посредствам сюжетно-ролевой игры,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
5. Обогатить словарный запас: «гостеприимство», «традиции», «хозяин», «радость», «праздник», «чаепитие», «угощение», «доброта», «забота», «самовар».
6. Через сюжетно-ролевую игру закрепить обобщающее понятие «посуда».
7. Закрепить название родного города «Екатеринбург», достопримечательностей (цирк, зоопарк, дендрарий, аквапарк, Плотинка, Торговый центр).
8. Развивать умение выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий (накрывать на стол, встречать гостей, кормить, убирать посуду, мыть её).
9. Формировать у детей умение взаимодействовать и ладить друг с другом в совместной игре.
В основе отбора содержания сюжетно-ролевых игр лежат основные принципы:
1. Культурологический – единство ценностей, которые составляют психологическое ядро ощущения собственной принадлежности к какому-то народу, государству. Лев Семенович Выготский подчеркивал, что «в процессе своего развития ребенок усваивает не только содержание культурного опыта, но приемы и формы культурного поведения, культурные способы мышления».
2. Принцип личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку реализуется в руководстве продуктивной деятельностью, в которой дети через творчество выражают полученные на занятиях, беседах впечатления. Воспитатель предлагает выбор конкретных материалов, составление композиции, последующий рассказ о ней – предмет индивидуального творчества каждого ребенка. Этот подход реализован также в работе по подготовке к постановке сказок и сюжетно-ролевых игр.
3. Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
4. Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников.
5. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
Предварительная работа: чтение русских народный сказок («Колобок», «Машенька и медведь», «Теремок», «Три медведя», «Лисичка со скалочкой», «Гуси-лебеди», сказок К. Чуковского «Муха-цокатуха», «Федорино горе»; чтение потешек, загадок, пословиц и поговорок; беседа-рассказ о русском гостеприимстве (как было раньше, беседа о русских праздниках («Рождество», «Масленица», «Пасха», дид. игры («Напоим куклу чаем»); хороводы, рассматривание иллюстраций к сказкам и по теме «Посуда», пересказ сказок с опорой на картинки, театрализованная деятельность сказка «Колобок», «Теремок».
Атрибуты: Кукольная посуда, Самовар, угощения ( муляжи: фрукты, печенье, конфеты, хлебные изделия, стол, стулья, скатерть, бумажные салфетки, различные наряды: фартук, платок, косынка и т. п.
Ход игры:
Восп. : К нам в гости приедет бабушка вместе с гостями.
Я - буду мамой
Никита - папой
Таня будет бабушкой, а Ксюша, Слава и Глеб будут гости,
Все остальные мальчики – моими сыночками,
А девочки – дочками.
Ребята займите свои места.
Сыночки, вы играйте в игры пока. Вот вам машинки, кубики.
- Папа, а что ты у нас будешь делать? Никита, что у тебя папа дома делает? (Читает книгу).
- А мы с девочками - дочками будем стол накрывать. Что мы для начала возьмём? Правильно, скатерть, затем расстелим ее на стол, расставим посуду. Какую же посуду
нам надо для чаепития? Правильно Вика, чайную. Иди, принеси. Что ты принесла? Молодец, ты моя умница, помощница. Давай девочки несите ещё сахарницу, конфетницу, молочник, заварник, чашки, блюдца, ложки.
- Сыночек Артем, сходи, принеси фрукты и конфеты на стол.
-Доченьки Света и Катя, помогите мне принести блины и пироги. А еще мы сегодня гостей будет встречать с самоваром вместо чайника. Чаепитие с самоваром - это старинная русская традиция. Она существует много лет.
А где у нас салфетки? Поставьте их на стол. Ну, вот, мои дорогие дети, у нас всё готово для встречи гостей.
Стук в дверь.
-Ой, вот уже и бабушка с гостями пришли.
Входят бабушка и гости.
-Здравствуйте, гости дорогие! (обнимаемся, целуемся)
- Доченька, приглашай гостей в комнату и покажи, где можно помыть руки.
- Проходите сюда, пожалуйста, здесь вы можете помыть руки и вытереть их вот этим полотенцем (подводит к рукомойнику на кухне, там же висит полотенце)
- А теперь приглашайте дети гостей к столу.
- Проходите, гости дорогие, за стол.
-Угощайтесь, гости дорогие, берите фрукты, конфеты, блины, пироги.
- Викуля, Соня, Настя - дочки, я так устала, налейте чай гостям, пожалуйста, поухаживайте за гостями. (Наливают из заварочного чайника чай и разводят из самовара водой).
-Расскажите нам, гости дорогие, как вы доехали, не устали ли в дороге? Как дедушка поживает? Почему он не приехал?
-А вы гости как живёте? Как Ксюша живешь? Как дела дома? (Спросить у Славы)
-Сыночек Андрюша, расскажи бабушке, нравится ли тебе ходить в детский сад?
-Дочка Вика, расскажи бабушке, как ты учишься в школе развития?
- Дети, расскажите гостям, как вы обычно проводите свободное время, чем занимаетесь, во что любите играть?
- Что вам понравилось из угощений, гости дорогие? А тебе бабушка?
- Завтра, если захотите, наш Папа Никита покатает вас по нашему замечательному городу Екатеринбургу. Посмотрите, какой наш город большой и красивый. Никита покажет вам, где у нас находится цирк, зоопарк, дендрарий, площадь, Плотинка, торговые центры, погуляете.
- Вы уже были где-то в нашем городе или нет, гости дорогие?
- Викуля и Даша, помойте, пожалуйста, посуду, а ты сыночек Илюша, помоги сестрёнкам. Вот тебе полотенце, будешь посуду вытирать.
- А вы гости проходите в другую комнату, отдохните с дороги.
- Папа, ты у нас устал, ложись, отдохни, возьми книгу или газету. Все дети играют.
- Ребята мы сегодня с вами поиграли в игру «Семья: встреча гостей».
Посмотрели с вами, что делают бабушка, мама, папа, их дети.
Мне очень понравилось, как Вика и Даша играли дочек, а Артем, Илюша и Андрей - сыночков. Папа был у нас очень гостеприимный. Гости были все вежливые. Так же мне понравилось, как Таня играла бабушку. Молодцы ребята. На этом игра наша закончена.