Инна Щукина
Курс «Русское народное творчество «Посиделки в избе» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Курс «Русское народное творчество «Посиделки в избе»
Красоту, чистоту мы у старших берём,
Саги, сказки из прошлого тащим,
Потому, что добро остаётся добром
В прошлом, будущем и настоящем.
В. Высоцкий
Пояснительная записка.
Публикация «Курс „Русское народное творчество „Посиделки в избе“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Посиделки
- Русская изба
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Народное творчество (фольклор, декоративно-прикладное искусство, предметы быта) является значительной частью культурного опыта человека. Ценность использования народного творчества в социально-реабилитационном процессе заключается в уникальном объединении особых ощущений и эмоциональных переживаний, импровизации и творчества.
Фольклор - уникальная самобытная культура наших предков, благодаря которой осуществляется преемственность поколений, их приобщение к национальным жизненным истокам.
В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
Курс Русское народное творчество «Посиделки в избе» направлен на формирование игровой и познавательной активности детей, развитие их сенсорных способностей, творческих и коммуникативных возможностей, обогащение чувственных впечатлений посредством русского народного творчества. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться.
Цель курса : содействие раскрытию природных задатков и творческого потенциала ребёнка, способствование привитию навыков продуктивного общения через организацию занятий по русскому народному творчеству.
Задачи:
• Формирование игровой и познавательной активности детей, способствующих социализации ребёнка, посредством русского народного фольклора;
• Формирование сенсорных способностей, обогащение чувственных впечатлений детей в процессе восприятия предметов русского народного быта и декоративно-прикладного искусства;
• Развитие воображения и творческих возможностей через освоение элементов декоративно-прикладного искусства;
• Развитие навыков контактности, доброжелательного отношения друг к другу через организацию совместной игровой деятельности;
• Знакомство детей с русским фольклором, декоративно-прикладным искусством, предметами русского народного быта, их названиями, предназначением, способами действия с ними.
Формы организации работы. Основной формой организации русского народного творчества в программе «Лучик» являются занятия для детей по подгруппам. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.
Основные принципы построения курса :
1. Широкое использование фольклора.
В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность.
Так называемые малые жанры фольклора - потешки, прибаутки, считалки, дразнилки, пословицы и поговорки сопровождают жизнь ребёнка на каждом шагу. Произведения музыкального и устного творчества, применяемые в работе с детьми просты, ярки, образны. Дети легко запоминают краткое образное содержание потешек, прибауток, считалок, с удовольствием играют в народные игры, водят хороводы. Русское народное творчество органично входит в повседневную жизнь детей, становясь неотъемлемой частью самой жизни.
Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Произведения народного поэтического творчества способствуют развитию ориентировки в окружающем, иными словами, познавательно развивает ребенка. Приобщение детей к фольклору является прекрасным средством развития их эмоциональной сферы, образного мышления, эмоционально - ценностного отношения к миру.
Сказка также является неотъемлемой частью развития и воспитания каждого ребенка. Народные сказки – это определенный багаж норм и морали, который собирался по каплям годами и передавался из поколения в поколение. Сказки приучают детей к добру. Дети учатся имитировать звуки сказочных персонажей и пытаются воспроизвести их действия.
Потешки, прибаутки, пестушки, дразнилки, считалки, заклички используются специалистами в работе с детьми и на других занятиях, а также в организации режимных моментов (пробуждение, умывание, одевание и др.). В этих незамысловатых стишках сочетаются нежность, такт, рациональность, они удовлетворяют рано возникающую у ребёнка потребность в художественном слове, в ритмичных движениях.
2. Создание атмосферы национального быта.
Знакомство детей с устным народным творчеством - это важная часть духовной культуры. С этой целью в одном из помещений Центра создано специальное адаптивное пространство «Изба». Чтобы помочь детям «освоить» необычные для теперешнего быта предметы (зыбку, прялку, ухват и т. д., воссоздана обстановка русской избы, в которой собраны предметы старинного русского быта. Специалистами Центра разработаны подходы к организации специальной терапевтической среды, попадая в которую ребёнок может почувствовать себя в русской народной сказке, поиграть с предметами народного быта.
Ресурсное обеспечение:
В одном из помещений Центра смонтировали под рост шестилетнего ребёнка деревянную русскую избу, в которой находятся:
• печка (бутафория, горшки в печи (папье-маше, ухват, кочерга, деревянная лопата для хлеба,
• глиняная и деревянная посуда (гжель, городецкая, дымковская, хохломская роспись, расписной самовар;
• деревянная мебель ручной работы;
• коврики самотканые, салфетки с вышивкой, изделия из бересты;
• предметы старинного быта, переданные в дар Центру - прялка механическая, керосиновая лампа, стиральная доска, зыбка;
• русские народные инструменты (свистульки, гусли, дудки и др.);
• икона;
• мини-макет русской избы – для визуального представления детей об устройстве русского жилища;
• кукла в русском костюме, игрушки-свистульки, соломенные и деревянные игрушки;
• дидактические игры «Ремёсла на Руси», «Русская посуда», «Русский самовар», настольный театр «Русские народные сказки».
Первые занятия в «Избе» посвящаются знакомству с предметами быта, их названиями, предназначением, со способами действий с ними.
Главная способность детей дошкольного возраста эмперическое, т. е. чувственное познание мира. Дети получают представления о выразительных и сенсорных признаках предметов «Избы». Им даётся возможность самим определить материал, из которого изготовлены старинные предметы и продемонстрировать их функциональное использование, а также подчёркивается их историческая преемственность с современными аналогами. Например: лучина – керосиновая лампа – электрическая лампа. Кроме того, детей знакомят с зависимостью использования предметов от образа жизни людей (крестьяне пользовались лучиной, а более богатые люди – свечами и т. д.). Организация таких занятий предполагает включение у детей фантазии, творческого воображения, развитие способности определять, для чего был нужен тот или иной предмет, как он использовался.
3. Знакомство с народным искусством.
Система занятий в «Избе» включает в себя активное знакомство детей не только с устным народным, но и с декоративно-прикладным творчеством. Дети знакомятся с разнообразием народно-прикладного искусства, познают свойства изобразительных материалов, т. к. сами лепят посуду из глины, работают с солёным тестом, делают игрушки из ткани и соломы.
В процессе декоративно-прикладного творчества у детей происходит накопление сенсорного и эмоционального опыта, обогащение их чувственных впечатлений, развитие моторных способностей.
4. Знакомство с русскими народными играми.
Русские народные игры привлекают наше внимание не только как жанр народного творчества. В них заключается огромный потенциал для физического развития ребёнка, необходимого в дошкольном детстве. Использование в игре прибауток, считалок, скороговорок делает процесс игры более интересным и содержательным.
Организация занятий предполагает активное участие всех детей, а использование различных фольклорных форм позволяет привлекать к участию обычно пассивных, застенчивых. Таким образом, помимо познавательного, речевого, художественно-эстетического, нравственного и эмоционального развития, такого рода комплексные занятия способствуют и социальному развитию детей.