Приложение МААМ

Курс «Русское народное творчество «Посиделки в избе» (старший дошкольный возраст)

Инна Щукина
Курс «Русское народное творчество «Посиделки в избе» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы

Курс «Русское народное творчество «Посиделки в избе»

Красоту, чистоту мы у старших берём,

Саги, сказки из прошлого тащим,

Потому, что добро остаётся добром

В прошлом, будущем и настоящем.

В. Высоцкий

Пояснительная записка.

Публикация «Курс „Русское народное творчество „Посиделки в избе“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах

Народное творчество (фольклор, декоративно-прикладное искусство, предметы быта) является значительной частью культурного опыта человека. Ценность использования народного творчества в социально-реабилитационном процессе заключается в уникальном объединении особых ощущений и эмоциональных переживаний, импровизации и творчества.

Фольклор - уникальная самобытная культура наших предков, благодаря которой осуществляется преемственность поколений, их приобщение к национальным жизненным истокам.

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

Курс Русское народное творчество «Посиделки в избе» направлен на формирование игровой и познавательной активности детей, развитие их сенсорных способностей, творческих и коммуникативных возможностей, обогащение чувственных впечатлений посредством русского народного творчества. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться.

Цель курса : содействие раскрытию природных задатков и творческого потенциала ребёнка, способствование привитию навыков продуктивного общения через организацию занятий по русскому народному творчеству.

Задачи:

• Формирование игровой и познавательной активности детей, способствующих социализации ребёнка, посредством русского народного фольклора;

• Формирование сенсорных способностей, обогащение чувственных впечатлений детей в процессе восприятия предметов русского народного быта и декоративно-прикладного искусства;

• Развитие воображения и творческих возможностей через освоение элементов декоративно-прикладного искусства;

• Развитие навыков контактности, доброжелательного отношения друг к другу через организацию совместной игровой деятельности;

• Знакомство детей с русским фольклором, декоративно-прикладным искусством, предметами русского народного быта, их названиями, предназначением, способами действия с ними.

Формы организации работы. Основной формой организации русского народного творчества в программе «Лучик» являются занятия для детей по подгруппам. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.

Основные принципы построения курса :

1. Широкое использование фольклора.

В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность.

Так называемые малые жанры фольклора - потешки, прибаутки, считалки, дразнилки, пословицы и поговорки сопровождают жизнь ребёнка на каждом шагу. Произведения музыкального и устного творчества, применяемые в работе с детьми просты, ярки, образны. Дети легко запоминают краткое образное содержание потешек, прибауток, считалок, с удовольствием играют в народные игры, водят хороводы. Русское народное творчество органично входит в повседневную жизнь детей, становясь неотъемлемой частью самой жизни.

Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Произведения народного поэтического творчества способствуют развитию ориентировки в окружающем, иными словами, познавательно развивает ребенка. Приобщение детей к фольклору является прекрасным средством развития их эмоциональной сферы, образного мышления, эмоционально - ценностного отношения к миру.

Сказка также является неотъемлемой частью развития и воспитания каждого ребенка. Народные сказки – это определенный багаж норм и морали, который собирался по каплям годами и передавался из поколения в поколение. Сказки приучают детей к добру. Дети учатся имитировать звуки сказочных персонажей и пытаются воспроизвести их действия.

Потешки, прибаутки, пестушки, дразнилки, считалки, заклички используются специалистами в работе с детьми и на других занятиях, а также в организации режимных моментов (пробуждение, умывание, одевание и др.). В этих незамысловатых стишках сочетаются нежность, такт, рациональность, они удовлетворяют рано возникающую у ребёнка потребность в художественном слове, в ритмичных движениях.

2. Создание атмосферы национального быта.

Знакомство детей с устным народным творчеством - это важная часть духовной культуры. С этой целью в одном из помещений Центра создано специальное адаптивное пространство «Изба». Чтобы помочь детям «освоить» необычные для теперешнего быта предметы (зыбку, прялку, ухват и т. д., воссоздана обстановка русской избы, в которой собраны предметы старинного русского быта. Специалистами Центра разработаны подходы к организации специальной терапевтической среды, попадая в которую ребёнок может почувствовать себя в русской народной сказке, поиграть с предметами народного быта.

Ресурсное обеспечение:

В одном из помещений Центра смонтировали под рост шестилетнего ребёнка деревянную русскую избу, в которой находятся:

• печка (бутафория, горшки в печи (папье-маше, ухват, кочерга, деревянная лопата для хлеба,

• глиняная и деревянная посуда (гжель, городецкая, дымковская, хохломская роспись, расписной самовар;

• деревянная мебель ручной работы;

• коврики самотканые, салфетки с вышивкой, изделия из бересты;

• предметы старинного быта, переданные в дар Центру - прялка механическая, керосиновая лампа, стиральная доска, зыбка;

русские народные инструменты (свистульки, гусли, дудки и др.);

• икона;

• мини-макет русской избы – для визуального представления детей об устройстве русского жилища;

• кукла в русском костюме, игрушки-свистульки, соломенные и деревянные игрушки;

• дидактические игры «Ремёсла на Руси», «Русская посуда», «Русский самовар», настольный театр «Русские народные сказки».

Первые занятия в «Избе» посвящаются знакомству с предметами быта, их названиями, предназначением, со способами действий с ними.

Главная способность детей дошкольного возраста эмперическое, т. е. чувственное познание мира. Дети получают представления о выразительных и сенсорных признаках предметов «Избы». Им даётся возможность самим определить материал, из которого изготовлены старинные предметы и продемонстрировать их функциональное использование, а также подчёркивается их историческая преемственность с современными аналогами. Например: лучина – керосиновая лампа – электрическая лампа. Кроме того, детей знакомят с зависимостью использования предметов от образа жизни людей (крестьяне пользовались лучиной, а более богатые люди – свечами и т. д.). Организация таких занятий предполагает включение у детей фантазии, творческого воображения, развитие способности определять, для чего был нужен тот или иной предмет, как он использовался.

3. Знакомство с народным искусством.

Система занятий в «Избе» включает в себя активное знакомство детей не только с устным народным, но и с декоративно-прикладным творчеством. Дети знакомятся с разнообразием народно-прикладного искусства, познают свойства изобразительных материалов, т. к. сами лепят посуду из глины, работают с солёным тестом, делают игрушки из ткани и соломы.

В процессе декоративно-прикладного творчества у детей происходит накопление сенсорного и эмоционального опыта, обогащение их чувственных впечатлений, развитие моторных способностей.

4. Знакомство с русскими народными играми.

Русские народные игры привлекают наше внимание не только как жанр народного творчества. В них заключается огромный потенциал для физического развития ребёнка, необходимого в дошкольном детстве. Использование в игре прибауток, считалок, скороговорок делает процесс игры более интересным и содержательным.

Организация занятий предполагает активное участие всех детей, а использование различных фольклорных форм позволяет привлекать к участию обычно пассивных, застенчивых. Таким образом, помимо познавательного, речевого, художественно-эстетического, нравственного и эмоционального развития, такого рода комплексные занятия способствуют и социальному развитию детей.

Публикации по теме:

«Волшебная паутинка». НОД в проектной деятельности «Русское народное творчество» Ребята, мы с вами уже знаем, что в жизни русских людей все было подчинено работам в поле. Чтобы прокормиться и собрать хороший урожай, надо.

Отчёт по теме месяца «Русское народное творчество» Чему дети научились в феврале месяце Тема месяца «Русское народное творчество» «Игрушки в гостях у детей» Познавательное развитие: -познакомились.

Фотоотчёт «Пластилиновая картина» (старший дошкольный возраст)Фотоотчёт «Пластилиновая картина» (старший дошкольный возраст) Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс «Пластилиновая картина». Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением.

Фотоотчёт «Рисуем стихи» (старший дошкольный возраст)Фотоотчёт «Рисуем стихи» (старший дошкольный возраст) Мы с детьми много сочиняем: загадки, небылицы, стихи. И однажды я им предложила: Давайте нарисуем ваши стихи необычным, волшебным способом:.

Перспективное планирование по тематической неделе «Русское народное творчество» в старшей группе Среда Беседа «Русский самовар», «Масленица» Подвижная игра «Лапти», «Золотые ворота» Дидактическая игра «Кружевные блинчики» Словестная.

Проект «Рождественские Святки» (старший дошкольный возраст)Проект «Рождественские Святки» (старший дошкольный возраст) Проект «Рождественские СВЯТКИ» Авторы проекта: Ярославцева О. В. Лучникова Л. О. По доминирующей деятельности: познавательный, творческий.

Проект «Русское народное творчество как средство формирования патриотических и общечеловеческих ценностей дошкольников» Паспорт проекта Обоснование для разработки В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных.

Проект «Русское народное творчество — основа формирования патриотических чувств дошкольников» Матрица проекта. Направленность работы по проекту: Для решении поставленной в проекте цели запланированы разные виды деятельности: слушание.

Русское народное творчество и подготовка руки к письмуРусское народное творчество и подготовка руки к письму Ну вот, мы уже средняя группа. Вторая неделя сентября прошла под темой "Народные игрушки". Для того чтобы лучше познакомить детей с русским.

Сценарий музыкального фольклорного развлечения «Русское народное творчество» для детей 3–4 лет Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Задачи: 1. Расширить представления детей о признаках весны посредством потешек,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Курс «Русское народное творчество «Посиделки в избе» (старший дошкольный возраст)
Опубликовано: 22 сентября 2016 в 11:02
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Курс «Русское народное творчество «Посиделки в избе» (старший дошкольный возраст)» (включая файлы) размещена пользователем Инна Щукина (УИ 433566) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД