МААМ-картинки

Курсовая работа «Игра как средство преодоления застенчивости у детей старшего дошкольного возраста»

Екатерина Хузина
Курсовая работа «Игра как средство преодоления застенчивости у детей старшего дошкольного возраста»

ИГРА КАК СРЕДСТВО ПРЕОДАЛЕНИЯ ЗАСТЕНЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Курсовая работа

Хузина Екатерина Юрьевна

группа 2-15

Новокузнецк 2020

Оглавление

Введение…. 3

1. Сущность понятия «застенчивость», особенности проявления и причины появления у детей старшего дошкольного возраста….4

2. Психолого-педагогические условия использования игры как средства преодолениязастенчивости у детей старшего дошкольного возраста….8

Публикация «Курсовая работа „Игра как средство преодоления застенчивости у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Заключение…. …16

Список литературы…. 17

Приложения…. 18

Введение

Чем бы ни занимался человек, все это вызывает у него определенное отношение, выражающееся в переживаниях. Отношение человека к окружающему миру, к тому, что с ним происходит, выражается в эмоциях.

Условия, предметы, явления, которые способствуют удовлетворению потребностей, достижению целей, вызывают положительные эмоции: удовлетворение, радость, интерес. Ситуации, которые воспринимаются человеком как препятствующие удовлетворению потребностей, вызывают отрицательные эмоции: гнев, печаль, смущение, застенчивость.

Эмоции регулируют деятельность «изнутри», а также являются регулятором эффективности адаптации человека в сложившихся условиях. Они пронизывают всю психическую жизнь человека, выступают как регуляторы общения, организуют познавательную деятельность человека.

Запрещенных эмоций не существует. Человек имеет право испытывать любые чувства. Он только должен понимать, какое именно чувство он испытывает. Поняв это, он сможет выбрать, каким образом поступать дальше.

Противоречиемежду необходимостью преодоления застенчивости у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной эффективностью использования игры в решении данной проблемы.

Проблема исследования: каковы возможности игры в преодолении застенчивости у детей старшего дошкольного возраста.

Цельисследования:выявить возможности игры в преодолении застенчивости у детей старшего дошкольного возраста, а также разработать комплекс игр и проверить эффективности его на практике.

Объект исследования: преодоление застенчивости у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет: возможности игры в преодолении застенчивости у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза:игра будет эффективным средством преодоления застенчивости у детей старшего дошкольного возраста, если:

- будет подобран комплекс игр по преодолению застенчивости,

- побуждать ребенка к играм, но не заставлять его,

- не торопить ребенка, дать ему время привыкнуть к новому,

- учить спокойно относиться к ошибкам,

- проводить игры в парах и подгруппами.

Задачи:

1. Проанализировать теоретическое состояние проблемы преодоления застенчивости в старшем дошкольном возрасте;

2. Выявить детей с признакам застенчивости;

3. Составить эффективность комплекса игр по преодолению застенчивости у детей в старшем дошкольном возрасте

1. Сущность понятия «застенчивость», особенности проявления и причины появления у детей старшего дошкольного возраста.

В русской психологии застенчивость и стыд принципиально не отделялись друг от друга. Так, например, И. А. Сикорский, рассматривая высшие душевные состояния, выделял стыд следующим образом: “Главнейшие движения и жесты, вытекающие из стыда, состоят в следующем:

1. в желании спрятать лицо, закрыв его руками или опустив его книзу или в сторону;

2. в желании спрятаться целиком – провалиться сквозь землю;

3. глаза у стыдливого человека устремляются в сторону, или подвергаются беспокойному движению, чтобы избегнуть людского взгляда;

4. умолкание, доходящее до невозможности открыть уста, а также невольная сдержанность, движения совершаются тихо, бесшумно, украдкой”.

К. Изард в своей монографии, посвященной эмоциям человека, среди девяти фундаментальных эмоций выделяет и подробно рассматривает стыд и застенчивость. Однако он не различает эти понятия между собой, и это создает большие сложности в правильном понимании приводимых им статистических данных и теоретических. Рассуждений. К. Изард подчеркивает, что для разных людей ситуации, вызывающие стыд, различны. Общей чертой ситуаций, вызывающих стыд, является присутствие в них возбуждения и удовольствия. При этом стыд на теоретическом уровне рассматривается как эмоция, а застенчивость — как личностная черта. Подчеркивается, что страх, вина, стыд и застенчивость играют большую роль в человеческих отношениях, в процессах социализации и развития личности.

По определению В. Н. Куницыной, застенчивость - это свойство личности, которое возникает у человека, постоянно испытывающего трудности в определенных ситуациях межличностного неформального общения; проявляется в состоянии нервно-психического напряжения и отличается разнообразными нарушениями вегетатики, психомоторики, речевой деятельности, эмоциональных, волевых, мыслительных процессов и рядом специфических изменений самосознания. Застенчивость наиболее тесно связана со стыдом - эмоцией, возникающей в ситуациях, которые продуцируют социальную тревожность, и имеющей многообразные характерные проявления. На психологическом уровне стыд может вызываться ситуацией, которая фокусирует внимание на “я” или на некотором аспекте “я”, который оказывается “несоответствующим”. Любое переживание, которое создает у человека чувство неуместного самораскрытия, может вызвать стыд. Кроме обостренного самосознания и специфических черт восприятия себя, стыд сопровождается временной неспособностью мыслить логично и эффективно, а нередко и ощущением неудачи, поражения, затрагивает сферу мыслительных процессов. Стыд обычно возникает в присутствии других людей, но может возникать и в уединении.

Застенчивость как отдельное, самостоятельное свойство личности в отечественной психологии практически не изучалась, за исключением нескольких работ. И. С. Кон определяет застенчивость как “акцентуированное самосознание, повышенную озабоченность индивида своей самостью и тем как ее воспринимают другие”. В частности, И. С. Кон уделяет большое внимание проблемам юношеского возраста. Этот период характеризуется интенсивным формированием самосознания, образа “Я” на фоне серьезных изменений психосоматических функций: возрастает интерес к своему изменяющемуся внешнему облику, внутреннему миру, повышаются тревожность и эмоциональная возбудимость. Именно в юношеском возрасте наиболее вероятно формирование застенчивости как свойства личности; основой для закрепления соответствующих поведенческих реакций могут стать характерные для этого периода некоторая неустойчивость образа “Я”, неуверенность в себе. Повышенная эмоциональная неустойчивость усиливает потребность в интимном, доверительном общении, но блокируется застенчивостью (человек не решается говорить о своих переживаниях из чувства ложного стыда или опасения, что его не так поймут). Трудности коммуникативного характера проявляются в юности особенно резко и накладывают отпечаток на последующее развитие личности.

Причины замкнутости могут быть вызваны внешними факторами. Например, дети дошкольного возраста могут замкнуться в себе из-за ссор родителей. На самом деле, практически все психологи утверждают, что одной из самых распространенных причин замкнутости детей является недоброжелательная атмосфера в семье. Когда маленький ребенок наблюдает за скандалами внутри семьи, в его кругозоре происходят значительные изменения. Проблема заключается в том, что детям свойственно рассказывать обо всем своим друзьям, а вот такой информацией они делиться не хотят, таят ее в себе, что и служит причиной для замкнутости. Также из-за ссор в семье ребенок может посчитать себя лишним, никому ненужным и со временем постарается стать незаметным.

Последствия застенчивости могут быть очень печальными. Назовем лишь некоторые из них:

1) застенчивость мешает человеку в общении, ему трудно заводить новые знакомства, участвовать в многолюдных мероприятиях, и при этом получать удовольствие от общения; круг общения ограничивается, как правило, семейными рамками;

2) застенчивый человек часто не способен открыто выражать и тем более отстаивать собственное мнение;

3) окружающим трудно оценить достоинства застенчивого человека, так как он стесняется их демонстрировать;

4) с застенчивостью часто соседствуют одиночество, депрессивное настроение, преобладание негативных переживаний; мир окрашен в мрачные тона;

5) застенчивая личность чрезмерно сосредоточена на себе, ей свойственен эгоцентризм в поведении;

6) порой застенчивость становится всепоглощающим качеством и мешает продуктивно мыслить и действовать.

Отрицательное влияние застенчивости определяется и возможностью негативного воздействия на мыслительные процессы, процессы памяти и восприятия, особенно искажается восприятие самого себя. Человек не видит своих положительных качеств. Он представляется маленьким, жалким, ни на что не годным и т. п. В состоянии крайней застенчивости человек забывает очевидные вещи, не может связно построить фразы, временно становится не способен логично мыслить, адекватно воспринимать поступающую информацию. Застенчивость даже мешает воспринимать красоту. Так, в эксперименте студентов-мужчин попросили запомнить сообщение, которое им должна была произнести очаровательная женщина. По окончанию исследования выяснилось, что все незастенчивые указали на незаурядные внешние данные собеседниц, тогда как застенчивым они не показались даже привлекательными.

Таким образом, наличие у человека такого личностного качества, как застенчивость, отрицательно действует на его психическое здоровье и мешает социальной адаптации.

Психологи выделяют следующие источники застенчивости :

- страх перед людьми (главный источник застенчивости);

- представления застенчивого ребенка о самом себе;

- очередность рождения (старшинство);

- чувствительность к застенчивости родителей и детей друг к другу;

- наследование застенчивости.

Но, как известно фундамент застенчивости, конечно же, закладывается в детстве. Появление ее во многом зависит от воспитания родителей, учебных заведений и социальной среды. Проявление застенчивости очень разнообразно : от физиологических проявлений до внутренних конфликтов и нарушений мыслительных процессов.

Застенчивый ребенок - это ребенок, который, с одной стороны, доброжелательно относится к другим людям, стремится к общению с ними, а с другой – не решается проявлять свои коммуникативные потребности, что приводит к нарушению согласованности во взаимодействии. Причина таких нарушений кроется в особом амбивалентном характере отношения застенчивого ребенка к самому себе. Он имеет высокую общую самооценку, считает себя самым лучшим и в то же самое время сомневается в положительном отношении к себе других людей, особенно незнакомых. Поэтому в общении с ними застенчивость проявляется ярче всего.

Отношение к себе у застенчивых детей дошкольного возраста характеризуется высокой степенью рефлексивности, фиксированности на своей личности в любых видах взаимодействия. Застенчивый ребенок остро переживает свое Я. Особенность его личности такова, что все, что он делает, пропускается через ядро образа, в котором «живет» другой, подвергающий сомнению высокую ценность его личности. Тревога о своем Я часто заслоняет содержание и совместной деятельности, и общения. У таких детейскудная игровая деятельность, так как для них неразрешима даже самая простая житейская задача – подойти к другому, попросить игрушку, договориться о совместной игре.

У застенчивого ребенка особое строение потребностно-мотивационной сферы: личностные мотивы всегда выступают для него в качестве главных, заслоняя и познавательные, и деловые, что препятствует развертыванию поведения, адекватного разным формам общения. В общении с близкими людьми, где характер отношения взрослых ясен и привычен для ребенка, личностный фактор уходит в тень, а в общении с посторонними он четко выступает на первый план, провоцируя защитные формы поведения, которые могут проявляться в «уходе в себя», а иногда в принятии «маски равнодушия».

Иногда застенчивого ребёнка могут называть замкнутым, считая эти понятия одинаковыми, но между ними есть разница. Замкнутый ребёнок не имеет мотива к общению, у него нет желания (мотива) общаться с людьми, нет навыков общения.

2. Психолого-педагогические условия использования игры как средства преодоления застенчивости у детей старшего дошкольного возраста.

Застенчивость не привязана жестко к периоду детства.

На помощь в преодолении застенчивости может прийти самый любимый детьми вид деятельности – игра.

Проблема застенчивости в том, что внешнее несогласие ребёнка с чем-либо может вызвать внутренний конфликт между «я» ребенка и происходящим. Тогда-то мы и получаем серьёзные проблемы, как психического характера, так и физического.

Именно поэтому, застенчивому ребенку жизненно необходимо помогать повышать физическую активность – это позволит ему снять психологическое напряжение и раскрепоститься.

Так как коррекция направлена на детей старшего дошкольного возраста, то основным методическим средством коррекции застенчивости, по нашему мнению, должны быть подвижные игры.

Застенчивым детям обычно не хватает живости и подвижности, участие в таких играх помогают детям активно включиться в детский коллектив, в общую атмосферу жизнерадостности. Как правило, подвижные игры сопровождаются шумными выкриками, смехом, бурным весельем. Все это способствует выплеску детских эмоций, в том числе негативных, раскрепощению и умению выражать свои чувства и переживания.

По мнению Д. Б. Эльконина, игра есть деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально, осваивает всю систему человеческих отношений [с. 17].

Многие высказывания о подвижных играх педагогов и ученых прошлых лет имеют не только историческое, познавательное значение, но и сохраняют свою актуальность в настоящее время [ с. 6].

Выдающийся педагог Ян Амос Коменский (1592–1670) высоко оценивал роль игр, «состоящих в движении», для разрешения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Подчеркивая большое значение правильного руководства играми со стороны старших, Я. А. Коменский говорил, что при соблюдении необходимых условий игра должна становиться «серьезным делом, т. е. и развитием здоровья, или отдыхом для ума, или преддверием (подготовкой) для жизненной деятельности, или всем этим одновременно» [5, с. 63].

Высоко оценивал подвижные игры, вызывающие у детей положительные эмоции, игры, в которых дети чувствуют себя непринужденно, и в полной мере выявляют свое внутреннее «я», швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746–1827). При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка.

Изучением подвижных игр для дошкольников, так же занимались: Л. И. Чулицкая, Е. А. Аркин, М. М. Конторович, Н. А. Метлов, Л. И. Михайлова, а позднее В. М. Богусловская, А. И. Быкова, А. И. Сорокина, Е. Г. Батурина, Н. Г. Кожевникова, Н. Н. Кильпио и другие.

Очень любимы детьми подвижные игры. Застенчивым детям обычно не хватает живости и подвижности, участие в таких играх помогают детям активно включиться в детский коллектив, в общую атмосферу жизнерадостности. Как правило, подвижные игры сопровождаются шумными выкриками, смехом, бурным весельем. Все это способствует выплеску детских эмоций, в том числе негативных, раскрепощению и умению выражать свои чувства и переживания. Приведем некоторые из подвижных игр – «Море волнуется раз.», «Гуси и серый волк», «Где твой домик?», «Сосны, елочки, пенечки», «Веселые старты», «День и ночь», «Веселые кузнечики», «Живые бусы», «Кто вперед», «Салочки». Игра «Тихо и громко» позволяет детям включиться в общую деятельность, учит выполнять действия согласованно с другими детьми, помогает снять эмоциональное напряжение. Подвижные игры можно проводить с детьми самого младшего возраста, начиная уже с 2 лет.

Игры «Сломанный телефон», «Сломанный телевизор», «Кто спрятался?», «Чей предмет?», «Что изменилось?» способствуют развитию умения детей проявлять внимательность к другим людям, концентрироваться на других людях, что является важным умением для застенчивых детей.

Застенчивые дети часто теряются, если к ним неожиданно обращаются с вопросом. Для развития находчивости и сообразительности можно поиграть в такие игры, как «Отвечай – не зевай», «Кто сказал мяу?» и «Поймай мяч». Успешное участие в игре позволяет малышам снять эмоциональное напряжение, возникающее у застенчивых детей при необходимости быстро ответить на вопрос, почувствовать свое равенство (или даже превосходство) с другими детьми, способствует повышению самооценки, и, конечно, настроения.

Игра «Зайчики в трамвайчике» поможет застенчивым детям в развитии быстроты мышления, сообразительности и умения отстаивать свое мнение. Игра проводится с детьми старше 4 лет.

Игры могут проводиться с детьми старше 4 лет.

Очень помогают в преодолении застенчивости различные ролевые игры и игры-фантазии. Родитель или педагог может предложить ребенку рассказ о вымышленном герое – это может быть сказочный персонаж или просто придуманный ребенок. Герой вашей истории должен обладать такими же чертами характера, что и ваш ребенок. Придумайте ему имя, созвучное имени вашего ребенка, но не такое же, например, вашего ребенка зовут Миша, пусть героем игры станет мальчик по имени Саша. Заранее продумайте сюжет игры-рассказа, в которой будет рассказываться о вашем вымышленном герое. Для этого стоит подумать, что заботит и беспокоит вашего ребенка, какая история поможет вам понять его чувства и желания. Начните историю с описания главного героя, подробно расскажите о его жизни. Пусть ваш ребенок узнает в этом герое свои черты. Пусть герой игры-повествования так же, как и ваш ребенок, имеет дома какое-нибудь животное, пусть у него будет младшая сестренка или брат, если в вашей семье тоже есть младший ребенок. Затем поместите героя в ситуацию, похожую на ту, в которой оказался ваш ребенок. Например, ваш малыш не может найти общего языка с новыми одноклассниками – пусть герой Саша, придя в новую школу, не сможет подружиться с одноклассниками из-за того, что стесняется и боится показаться глупым и неуклюжим. Он так волнуется, общаясь с другими детьми, что постоянно все роняет, толкает других детей и не может сказать ни слова. Из-за этого дети смеются над ним и не хотят с ним играть. По ходу рассказа дайте понять вашему малышу, что на самом деле Саша очень хороший, умный и добрый мальчик, просто иногда не знает, как правильно начать разговор с детьми и попроситься в игру. Побуждайте вашего ребенка к активному участию в игре, советуйтесь с ним, просите помощи и подсказки. Иногда дети стесняются рассказывать о своих проблемах и переживаниях. В игровой форме детям проще выразить свои чувства и отношение к происходящему вокруг них. Внимательный родитель во время игры может узнать многое о мироощущении своего ребенка и понять затруднения, возникающие при общении со сверстниками. Поняв, в чем заключается причина его проблем, введите в рассказ новый персонаж, который пользуется авторитетом у вашего ребенка – это может быть школьный учитель, старший брат, приятель, сказочная фея и т. д. Этот человек поможет вашему персонажу – обрисует проблему, предложит варианты ее решения, посоветует, как вести себя в данной ситуации и т. д. Постарайтесь сделать ваш рассказ интересным и запоминающимся. Если ребенок пожелает, можете сделать этот рассказ «многосерийным», с продолжением. Для маленьких детей можно сделать главного героя осязаемым – в виде игрушки. Для детей старше 6 лет герой может быть просто вымышленным. Такие игры можно проводить в любое удобное для вас и вашего ребенка время. Во время проведения игры вы можете погулять с ребенком по парку или просто посидеть рядом на диване. Главное, чтобы игра проводилась в спокойной обстановке, без спешки и суеты. Затем вы можете обсудить с ребенком придуманную историю, проанализировать поведение и поступки главных героев, продумать варианты: а что было бы, если. Подобный вид деятельности учит детей умению анализировать и размышлять, умению искоренять не последствия проблемы, а ее истоки. Понаблюдайте, какие выводы сделал ваш ребенок из игры и находит ли им применение в жизни.

Все приведенные игры рассчитаны на групповые занятия с детьми, их можно проводить в детском саду, в группе продленного дня в школе, в различных развивающих и оздоровительных учреждениях, просто во дворе. Игры могут проводиться под руководством опытного педагога, психолога, или просто любящего родителя.

Необходимо научить ребенка свободно говорить о своих эмоциях и чувствах, это очень пригодится ему в дальнейшей жизни. Часто неумение выражать свои эмоции делает людей несчастливыми в личной жизни. Для этого существуют различные игры. Часто взрослые воспринимают детские игры как развлечение, на самом деле игра – один из доступных ребенку способов обучения общению, самовыражению, познания окружающего. В печатных изданиях и Интернете можно найти много специальных сборников на эту тематику. Например, игры-пантомимы благоприятно воздействуют на развитие эмоциональной сферы, способствуют раскрепощению и преодолению психологических барьеров. Подвижные игры способствуют сближению участников, повышению их активности, в этих играх допустимо шумное поведение, что позволяет выплеснуть эмоции. Игры, в которых нужно назвать качества других игроков, повышают самооценку детей и учат их видеть в людях положительные стороны. Самое важное в проведении таких игр – позитивный настрой участников. Если ребенок не хочет играть, ненужно заставлять его, возможно, в следующий раз у него будет другое настроение и он захочет поиграть. Ни в коем случае нельзя укорять ребенка за неудачи в игре, эффект от игры в таком случае будет прямо противоположным желаемому.

Игры, которые также способствуют выплеску негативных эмоций, – городки, кегли, дартс. Необходимо создать условия для шумных игр, например на улице, за городом, на даче. Постоянный контроль над шумовым поведением может спровоцировать стеснительность. Таким способом ребенок подсознательно выплескивает мучающее его напряжение. Нужно дать ему понять, что в некоторых условиях нельзя громко кричать и шуметь – в гостях у бабушки, в квартире, в классе, а, например, на улице можно.

Так же не будет лишним объяснить малышу, что нельзя копить в себе злость. Не ругать и не наказывать его за то, что он сердится. Иногда снять излишнее напряжение и обрести душевное спокойствие поможет такое простое действие: разорвать листочек бумаги на мелкие кусочки.

Заключение

Общение является для человека ежедневной необходимостью, ограничение общения накладывает свой отпечаток на личность человека и тормозит его развитие. Застенчивость препятствует нормальному человеческому общению, тем самым создавая сложности на пути адаптации личности в человеческом сообществе. Одиночество сейчас – распространенное явление во всех слоях общества.

Застенчивость не дается человеку с рождения, она приобретается в процессе развития и становления личности, также застенчивость не является пожизненным приговором и поддается коррекции. На примере курсовой работы можно понять, как справится с застенчивостью малыша с помощью различных игр.

Список литературы

1. 1. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. – СПб. : Речь, 2007. – 224 с.

2.. Гайворонская Т. А., Деркунская В. А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности. Методическое пособие – М., 2007. – 144с.

3. .Богачкина Н., Сиренко Р. Застенчивый малыш. - М. : Академия развития,2007.

4. .Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка //Вопросы психологии. – М. : Просвещение, 1966. - с. 17 – 25.

5. .Галигузова Л. Н., Смирнова Е. Ступеньки общения от года до семи. – М., 1992

6. Леонтьев, А. Н. Психологические основы дошкольной игры [Текст] / А. Н. Леонтьев. – М. : Просвещение, 1983.

7.. Мухина В. С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.

8.. Широкова Г. А. Практикум для детского психолога / Г. А. Широкова, Е. Г. Жадько. – Изд. 5-е. – Ростов н/ Д: Феникс, 2007. – 314 с. 2007. – 314 с.

9.. Эльконин Д. Б. Психология игры. – 2-е изд. – М. : Владос, 1999. – 360 с.

10. .Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/ Д: Издательский центр «МарТ», 2005.

Публикации по теме:

«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста Интеллектуальная карта -это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого активизируется память.

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: повышение уровня профессионального мастерства педагогов, в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Известно, что.

Проект «Подвижная игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста» Введение Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об.

Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста»Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста» лементы спортивных игр имеют огромную ценность для педагогического процесса в ДОУ. Спортивные игры являются настоящими помощниками в развитии.

Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте "Посткроссинг" еще и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Курсовая работа «Игра как средство преодоления застенчивости у детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 2 ноября 2020 в 15:59
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД