МААМ-картинки

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста

наталья шагалкина
Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста

Содержание

Введение…. …. 3

Глава 1. Теоретический анализ проблем развития внимания у детей старшего дошкольного возраста….7

1.1. Понятие внимания…7

1.2. Особенности внимания детей старшего дошкольного возраста…. 11

1.3. Развитие внимания в дошкольном возрасте…14

Вывод по первой главе…. 19

Публикация «Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Глава 2. Эмпирическое исследование внимания дошкольников старшего возраста…. 21

2.1. Описание констатирующего эксперимента….21

2.2. Интерпретация результатов…. 25

2.3. Рекомендации воспитателям и родителям по развитию внимания дошкольников….30

Вывод по второй главе…. 33

Заключение….35

Список литературы…39

Приложение…42

Введение

Особенно актуальна на сегодняшний день, проблема развития внимания у детей старшего дошкольного возраста. У детей старшего дошкольного возраста внимание характеризуется неустойчивостью, периодически наблюдается его колебания, а также наблюдается снижение работоспособности. Характерной для старшего дошкольного возраста является недостаточная целенаправленность деятельности, что в последующем соответственно может отразиться на учебе детей в школе и вообще в последующей жизни. Поэтому данная проблема на сегодняшний день стоит очень остро и ею необходимо заниматься, начиная с детьми уже дошкольного возраста.

Проблемой развития внимания в дошкольном возрасте занимались такие научные исследователи, В. А. Калягин, Е. В. Овчинникова, Н. В. Разживина и др. А в настоящее время занимаются Е. М. Мастюкова, Н. С. Жукова, Т. Б. Филечева [4].

Дошкольные образовательные учреждения призваны создавать условия для физического и интеллектуального развития ребенка, а также осуществлять его подготовку к школе. Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие преднамеренного, произвольного внимания в старшем дошкольном возрасте. Школа предъявляет требования к производительности детского внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат. Дети, которые начинают обучение в школе, чаще всего страдают от неразвитости или рассеянности своего внимания.

Совершенствовать и развивать свое внимание так же важно, как и научить ребенка счету, письму и чтению.

Мыслительные процессы протекают правильнее и быстрее при наличии внимания, движения выполняются более аккуратно и четко.

По мнению психологов: «Внимание всегда есть сосредоточенность на чем- либо. В выделении одного объекта из массы других проявляется так называемая избирательность внимания : интерес к одному есть одновременное невнимание к другому. Внимание само по себе не является особым познавательным процессом. Оно присуще любому познавательному процессу (восприятию, мышлению, памяти) и выступает как способность к организации этого процесса» [22,C.25-35].

П. Я. Гальперина утверждает: «внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс, оно открывается как направленность настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности на своем объекте, лишь как сторона или свойство этой деятельности»[7,C.15-20]

По мнению Л. А. Венгера: «Внимание не имеет своего отдельного и специфического продукта. Его результат является улучшение всякой деятельности, которой оно сопутствует»[8,C.55-60].

Определимся, что означает понятие «избирательность внимания»?

«Избирательность внимания понимают, прежде всего избирательный (селективный) характер протекания познавательной деятельности, произвольный (преднамеренный) или непроизвольный (непреднамеренный) выбор ее объемов.

При этом избирательность проявляется не только в выборе данной деятельности, отборе данных воздействий, но и в более или менее длительном их сохранении (длительном удержании определенных образов в сознании)» [15,C.21-23].

Еще одна характерная особенность внимания – «сосредоточение (концентрация) психической деятельности сосредоточение субъекта на объекте, чем больше внимание отвлекающих раздражителей, тем более интенсивным (напряженным) будет внимание» [8,C.13-15].

По мнению Мухиной В. С. «Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом.

На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость»[18,C.203-205].

Цель работы – исследовать особенности развития внимания детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования – дошкольный возраст.

Предмет исследования – развитие внимания в дошкольном возрасте.

Гипотеза исследования – уровень развития внимания детей можно определить по четырем критериям:

Коэффициент концентрации внимания;

Коэффициент устойчивости внимания;

Коэффициент переключаемости внимания;

Уровень интеллектуальной лабильности.

В соответствии с целью работы, предметом исследования, объектом исследования и гипотезой были поставлены следующие задачи, которые необходимо решить:

Дать основные определения внимания;

Рассмотреть особенности внимания детей старшего дошкольного возраста;

Рассмотреть, как происходит процесс развития внимания детей в старшем дошкольном возрасте;

Описать и провести констатирующий эксперимент;

Провести интерпретацию полученных результатов;

Дать рекомендации воспитателям и родителям по развитию внимания дошкольников;

Сделать выводы по исследованию теоретического материала работы;

Сделать вывод по проведенному эмпирическому исследованию;

Сделать общий вывод по всей работе.

В исследовании будут использоваться следующие методы:

Теоретический анализ литературных источников по вопросу развития внимания детей старшего дошкольного возраста;

Психодиагностические методики (Корректурная проба (Тест Бурдона, Методика «Интеллектуальная лабильность»);

Констатирующий эксперимент и обработка полученных данных.

Публикации по теме:

«Нетрадиционные формы работы педагога с родителями» Нетрадиционные формы работы педагога с семьей. Выполнила: воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 417 г. Нижнего Новгорода.

Система работы по этическому воспитанию дошкольников Цель работы – выработка у детей правил хорошего тона, культуры поведения и общения. Исходя из цели, ставятся следующие задачи: --формировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 4 декабря 2014 в 18:32
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД