сурина лариса
Квест-игра как форма развития познавательной активности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательная активность – это стремление к наиболее полному познанию всего того что нас окружает; сложное индивидуальное образование, которое образуется под влиянием самых разных факторов. Очень большими возможностями обладает организация и использование в педагогическую практику инновационной деятельности для повышения качества образования. Инновации в педагогической практике несут за собой поиск новых методов, средств, технологий, ориентированных на развитие способностей ребенка и его личности.
Публикация «Квест-игра как форма развития познавательной активности дошкольников» размещена в разделах
На сегодняшнем, этапе развития образования и общества, очень мало, просто чему-то научить ребёнка. Коммуникабельность, активность, самостоятельность, инициативность являются одними из главных качеств в определении, развития личности в современных условиях. Реализация самостоятельной практической и творческой деятельности детей в этой области нацелена, прежде всего, на всестороннее развитие личности ребёнка. Доминирующим принципом дошкольного образования, стало учет особенностей каждого ребёнка, в котором он становится активным в выборе содержания своего образования.»
В поиске новых, современных форм работы, наше дошкольное учреждение, стало использовать, проектную деятельность. Мы, уже несколько лет, работаем по программе «Вдохновение». Новизна, заключается в разработке и реализации проектов различного направления, которые создают условия, для развития познавательных способностей детей младшего возраста. Проблема познавательного развития личности, стоит перед образованием вообще и дошкольным образованием в частности.
Говоря конкретно о применении проекта к детскому саду, проект – это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый дошкольниками комплекс действий, направленных на поиск решений проблемной ситуации и завершающихся созданием итогового творческого продукта. Особенностью проектной деятельности в системе дошкольного образования является то, что ребёнок ещё не может сам найти противоречия в окружающем его мире, сформулировать проблему и определить цель. Дети младшего возраста по своему психофизиологическому развитию ещё не могут самостоятельно от начала и до конца создать свой собственный проект, значит, обучение необходимым умениям и навыкам становится, главной задачей воспитателей. А задача дошкольного учреждения – «…создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастом и индивидуальными потребностями, особенностями развития способностей и творческого потенциала каждого дошкольника.»
В реализацию проекта, активно вовлекаются родители детей. Родители, один раз в квартал, выбирают тему проекта для своих детей. Часто темы предложенные родителями очень интересны, носят поучительный характер, например зимой они предложили поговорить о безопасности в зимний период, а летом о правилах поведения у водоемов. На этом этапе задачей дошкольного учреждения является поддерживание взаимодействия с родителями по вопросам образования ребёнка, вовлечение их в образовательную деятельность, на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семей.
Так почему же так важна для детей познавательная и исследовательская деятельность, что она меняет в их личности? Прежде всего, это – радость от знакомства и погружения в окружающий мир, одновременно знакомый и незнакомый, дошкольник становится наблюдательным, уверенным, эмоционально-отзывчивым.
Образовательный процесс в дошкольном учреждении реализуется через взаимодействие различных видов детской деятельности с использованием разнообразных форм и методов работы. Одной из современных и как, показал опыт работы, эффективных форм развития детей дошкольного возраста, является квест-игра, содержащая много различных заданий и условий для познавательной активности, развития самостоятельности и инициативности детей дошкольного возраста. В своей деятельности я стараюсь приобретать новые навыки и идти в ногу со временем, поэтому при выборе форм взаимодействия с детьми, отталкиваюсь в первую очередь от интересов, и предпочтений моих воспитанников.
У меня часто возникал вопрос: «Как сделать так, чтобы ребенок развивался в игре?» Изучая методическую литературу, информацию в сети интернет, методические разработки нашла для себя интересную идею – организация образовательной деятельности в виде игры – квеста.
Квест в образовательном процессе дошкольных учреждений, как понятие, появился относительно недавно. Важную роль в этом сыграли не только детские психологи, но и компьютерные игры жанра квест, которые так любят дети. Квест (от англ. поиск приключений») – это вид сюжета, в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда проблем, трудностей. это игровая форма, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, а мотивация и азарт у ребенка сохраняется на протяжении всей игры. Использование квестов позволяет уйти от традиционного обучения детей. Квест - технология направлена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.
Квест как форма обучения детей в детском учреждении способствует развитию самостоятельной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. В структуру «квест-игры» входит общая цель, которая известна детям с самого начала. При формировании развивающей предметно-пространственной среды учитываем, чтобы пространство мотивировало, помогало детям в развитии творческого воображения, познавательной активности, любознательности, пытливости и т. д. Создание такой среды, подбор необходимых для этого атрибутов является значимым шагом к достижению поставленных целей в квест-игре.
Один из последних квестов мы проводили по проекту «Вода». Хочу с вами поделиться. Задача детей состояла в поиске букв из которых в итоге составили загаданное слово.
Букву «В»,разгадали сложив пазл «снежинку.
Следующую букву О «добыли» опытным путем, узнавая свойства воды: жидкая, прозрачная имеет ли форму и т. д
Решив мною заранее подготовленные задачки и решив их-узнали третью букву. (Д)
В последнем эксперементе узнали какие состояния воды могут быть и последнюю букву.
Ребята остались очень давольны проделанной ими работой, а что может быть большей наградой для педагога, чем радостное и веселое настроение воспитанников. С применением новой технологии у меня появилась еще одна возможность дать каждому ребенку почувствовать себя успешным, раскрыть его способности, таланты и в то же время это помогло сплочению детского коллектива.
Ребята в моей группе стали чаще замечать достижения других воспитанников, при выборе игры могут бесконфликтно распределить роли, например, используя считалку. Главное преимущество квест-технологии в том, что такая форма организации образовательной деятельности помогает педагогам строить свою работу в соответствии с принципами и задачами ФГОС ДО.
Технология способствует созданию комфортных условий развития ребенка для позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.