Оксана Васильева
Экспериментирование как средство развития познавательной активности
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментирование как средство развития познавательной активности
Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем её многообразии: природа, человек, рукотворный мир.
Дети дошкольного возраста способны к освоению таких фундаментальных понятий, как пространство и время, движение и покой, изменение и развитие, живое и неживое, строение, назначение, материал предметов, знаний о себе и других людях и т. д. Базовые представления о важнейших явлениях природы развиваются на протяжении всей жизни человека. Познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии её связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта.
Публикация «Экспериментирование как средство развития познавательной активности» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Задача взрослых – научить детей самостоятельно добывать знания, в ходе опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы и умозаключения, использовать поисково-исследовательский метод.
Метод экспериментирования прочно занимает свое место в дошкольном образовании. Практическая его значимость заключается в разработке и внедрении исследовательских методов в образовательный процесс детского сада и это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребёнка и современным задачам его развития. Отдавая предпочтение экспериментальному методу, создаются условия для самореализации дошкольников. И здесь, хочется отметить роль педагога, чем больше он сам будет вовлечен в работу, чем интереснее преподнесет материал, тем активнее будет интерес воспитанников.
В дошкольный период дети овладевают несложными способами исследования состояния и превращения веществ; экспериментируют с водой и воздухом (исследование движения, с бумагой, песком и глиной, с камешками– исследуют свойства минералов и почвы; наблюдают за ростом и развитием растений, жизнью насекомых. В группе дети познают мир окружающих их предметов: пластик, метал, магнит, бумага [1].
У дошкольников появляются исследовательские умения, соответствующие возрасту (дети задают вопросы природоведческого характера,устанавливают причинно-следственные связи, приводят примеры, проводят свои опыты, делают выводы из увиденного и сказанного и могут рассказать об этом, а также изобразить в своих рисунках, используя пиктограммы, схемы).
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта,о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
За использование данного метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и многие другие [2].
В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, появляется необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности, стимулировать развитие речи.
Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез – догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это сказывается на развитии речи (логическая цепочка рассуждений, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Многократное повторение опытов, что свойственно многим детям, вырабатывает у них определённый алгоритм действий, чёткость выполнения, аккуратность в работе (иначе эксперимент может не получиться) [2].
Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и в специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности.
Правильно организованная экспериментальная деятельность способствует освоению детьми окружающего мира, его явлений и особенностей. Дети учатся познавать, исследовать и открывать что-то новое, понимать его значимость в жизни человека.
Список использованных источников и интернет ресурсов
1. Артамонова Т. И. Исследование познавательной активности детей
дошкольного возраста. М. : Просвещение, 2017 63 с.
2. Познавательная активность дошкольников [Электронный ресурс]. URL:http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2012/12