Герасимова Анна
LEGO-конструирование как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«LEGO» - конструирование как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста.
Дети с самого раннего детства очень любознательны к познанию окружающего мира, они постоянно изобретают что-либо и исследуют что-то новое для себя. Для реализации потребностей изучать и познавать мир маленькому человеку необходимо такое перспективное направление, как лего-конструирование, оно предоставляет детям возможность проявлять свою фантазию и творчество, создавая различные постройки. В процессе игры с конструкторами у детей развивается воображение, память, усидчивость, стремление созидать, логическое и ассоциативное мышление. Занятие конструированием стимулирует у детей художественное и интеллектуальное развитие. У детей, которые часто играют с конструкторами, лучше развита речь, потому что мелкая моторика рук тесно связана с развитием этого навыка. Наборы «LEGO» отлично подходят для реализации детских потребностей в строительстве, они полностью соответствуют способностям малышей. Занимаясь лего-конструированием, ребенок получает всестороннее развитие, ведь дети не только изобретают модели предметов и объектов, но и познают окружающий мир, изучая глубже его удивительные особенности.
Публикация «LEGO-конструирование как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Уникальность конструктора лего в том, что из них можно соорудить все что угодно: замки, фермы, роботов, мифических чудовищ, машинки. Возможность смешивать различные наборы позволяет детям создавать свои уникальные постройки и не ограничивать полет своей фантазии.
С помощью Лего-конструктора дети могут создавать свой уникальный мир, осваивая различные виды деятельности: математическое мышление, познавательное развитие, художественно-эстетическое, речевое развитие, а также и физическое развитие. Занятия по лего-конструированию стимулируют все познавательные процессы ребенка: любознательность, внимание, память, мышление, воображение, речь, а также пробуждают инициативность и самостоятельность.
Лего-конструирование – пример интеграции всех образовательных областей как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Например пересечения образовательных и воспитательных направлений в процессе детского конструирования: Развитие математических способностей – ребёнок отбирает, отсчитывает необходимые по размеру, цвету, конфигурации детали. Развитие речевых и коммуникационных навыков – ребёнок пополняет словарь новыми словами, в процессе конструирования общается со взрослыми, задаёт конкретные вопросы о различных предметах, уточняет их свойства. Коррекционная работа – оказывает благотворное воздействие на развитие ребёнка в целом (развивается мелкая моторика, память, внимание, логическое и пространственное мышление, творческие способности и т. д.). Воспитательная работа – совместная игра с другими детьми и со взрослыми помогает малышу стать более организованным, дисциплинированным, целеустремлённым, эмоционально стабильным и работоспособным, таким образом, играет позитивную роль в процессе подготовки ребёнка к школе.
Перед педагогом стоит важнейшая задача – создать необходимые условия для вовлечения детей в увлекательный вид деятельности, позволяющий раскрыть потенциальные способности своих воспитанников.
Цели обучения Лего-конструированию в детском саду, конкретные задачи и приёмы Лего-конструирование – вид продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании с использованием широкого диапазона универсальных Лего-элементов.
Использование Лего-конструкторов помогает реализовать многие образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФОП ДО.
В процессе игры с конструктором ребенок создает новые модели, раскрывает в себе новые способности и навыки конструирования, учится подбирать детали для своих построек. Игры с лего-конструкторами также способствуют развитию навыков коммуникации. Это происходит при помощи бесед, описаний деталей, ответов на вопросы по поводу своих моделей, а еще дети могут работать в группах, изобретая совместно свои модели, разделяя обязанности в ходе создания новых моделей построек.
Работая с лего-конструктором за методологическую основу Лего-технологии можно использовать:
• исследования об особенностях конструктивного мышления у дошкольников : непрерывное сочетание и взаимодействие мыслительных и практических актов (Т. В. Кудрявцев, Э. А. Фарапонова и др., возможность решать задачу разными путями, связь конструирования с повседневной жизнью, с другими видами деятельности (В. Г. Нечаева, З. В. Лиштван, В. Ф. Изотова);
• разработки педагогов Н. Н. Поддьякова, А. П. Усовой, Е. Л. Панько «Детское конструирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития».
Хотелось бы так же обозначить основные принципы Лего-конструирования:
• все занятия по лего-конструированию начинаются со вступительной беседы или игровой проблемной ситуации.
• важно обучать детей создавать модели от более простых вариантов к сложным «От простого к сложному»;
• учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей в группе;
• ориентироваться на результат. Важно доделывать работу до конца (можно за несколько занятий, если постройка сложная или обьемная);
• предоставлять возможность развитию творческих способностей детей (давать фантазировать, придумывать что-то свое);
• использовать комплексный подход, который предусматривает синтез обучающей, игровой, развивающей деятельности.
Разрабатывая занятия по лего-конструированию, так же важно знать о методах (видах) конструирования, которые можно использовать:
1) конструирование по образцу. Детям предлагается на занятии при конструировании своей модели использовать в качестве наглядного материала уже готовая постройку, схему, чертёж, рисунок или план;
2) конструирование по замыслу. Самый любимый вид lego-конструирования для детей. На таких занятиях дети могут проявить свое воображение. Построить что-то уникальное. Используя данный вид конструирования у детей развивается фантазия. А после того, как дети постоят свою постройку, они ее демонстрируют презентацией.
3) конструирование по условиям. На данном занятии по лего-конструированию педагог предъявляет требования, которым должна удовлетворять будущая конструкция (например, надо построить машину, которая имеет определённые размеры, цвет, назначение.)
Таким образом, используя в работе с детьми такое направление, как лего-конструирование педагог имеет мощный инструмент для развития интеллекта ребенка, его знаний умений и навыков. А ребенок в свою очередь получает возможность не только весело и играя проводить время на занятиях, но и получать всестороннее развитие, что регламентировано современным требованиям ФОП ДО.