Лексическая работа по теме «К нам весна шагает»

НАТАЛЬЯ КРАВЕЦ
Лексическая работа по теме «К нам весна шагает»

Цель: учить воспринимать красоту природы родного края, замечать весенние изменения в природе.

закреплять умение воспринимать образ весны в стихах, рисунках, создавать цветок из различных материалов.

обогащать речь детей существительными, прилагательными; развивать зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику, развивать эстетическое восприятие красоты природы, способствовать формированию интереса детей к природе, воспитывать у детей чувства любви и бережного отношения к природе

Словарная работа:

Существительные:

сосулька, ручеёк, птицы, солнце, небо, ствол, весна, оттепель, проталина, март, апрель, май, месяц,

журчание, звон, капель.

Глаголы:

греть, мёрзнуть, висеть, расти, щебетать, чирикать, таять, чернеть, вить, пригревать, отогревать, нагревать, замерзать,

подмерзать, оттаять, наступать, отступать, звенеть, таять, греть, расцветать, распускаться,

набухать, пахнуть, просыпаться, наступать, трещать, ломаться, журчать, пробиваться.

Прилагательные:

весенний, зимний, солнечный, теплый, прохладный, яркий, рыхлый, ранний, поздний, звонкий,

радостный, дождливый, шумный, погожий, светлый, красивый.

Наречия:

тепло, холодно, сыро, грязно, светло, ярко, звонко.

Заклички

Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную выразительность речи, силу голоса.

Ждём, весна, давным-давно,

А ты бродишь где-то!

Без тебя ведь не придёт

Солнечное лето!

Г. Лагздынь

Солнышко ясное, нарядись.

Солнышко красное, покажись.

Платье алое надень,

Подари нам красный день!

А. Прокофьеф

Стихи для чтения и заучивания наизусть

ВЕСНА

Отшумела злая вьюга.

Стала ночь короче дня.

Тёплый ветер дует с юга,

Капли падают, звеня.

Солнце, землю нагревая,

Гонит с нашей горки лёд.

Тает баба снеговая И

ручьями слёзы льёт. Г. Ладонщиков

***

ПОДСНЕЖНИКИ

Плакала Снегурочка,

Зиму провожая.

Шла за ней печальная,

Всем в лесу чужая.

Там, где шла и плакала,

Трогая берёзы,

Выросли подснежники —

Снегурочкины

Слёзы. Т. Белозёров

***

ВЕСНА ПРИШЛА

Весна пришла, сосульками

Карнизы украшая. Ручьи

задорно булькают, Сугробы

подмывая.

Забыв морозы прежние,

Без сил свалилась набок

Заплаканная снежная

Подтаявшая баба.

Зиме совсем недужится —

Пора ей в путь сбираться.

И солнце в каждой лужице

Готово искупаться!

И меж снегами влажными

Пробив себе окошки,

Подснежники отважные

Уже встают на ножки! Е. Стюарт

***

ЛИСТИКИ ПРОСНУЛИСЬ

Выбрались из почек

Первые листочки,

Радуются солнцу, Не

поймут со сна:

— Неужели это.

Неужели лето?

— Нет, ещё не лето,

Но уже — весна! В. Данько

***

К нам весна шагает,

Быстрыми шагами,

И сугробы тают,

Под её ногами.

Черные проталины на полях видны.

Верно очень теплые ноги у весны. (И. Токмакова).

*** Звонко с крыши капли скачут,

Над окном сосульки плачут.

Скачут капли мне в ладошку,

И на бабушкину кошку,

На ступеньки, на перила.

Кошка даже рот открыла.

Звонко скачут капли с крыши.

К нам весна идёт. Мы слышим:

Кап! Кап! Кап! Кап!

***

Долго шла весна тайком.

От ветров и стужи,

А сегодня прямиком,

Шлёпает по лужам

Гонит тёплые снега,

С гомоном и звоном,

Чтобы выстелить луга

Бархатом зелёным.

Скоро! Скоро! Быть теплу.

Эту новость первой,

Барабанит по стеклу

Серой лапкой верба

Сказка «На полянке весной».

Сорока на полянке стрекотала:

«Караул, весна пропала

Стайка зайцев прискакала:

«Что случилось, кто кричал!»

Смотрят заяц на сороку:

«Что случилось, белобока?»

«А весны то нет и нет,

Стреке - ке, стреке - ке,

Нет ее нигде, нигде!»

Успокоили зайцы сороку:

«Пойдем, мы покажем весну, белобока.

Смотри, вот медвежья берлога!

Спал медведь в ней зиму долго.

Его уже разбудил ручеек,

Берлогу покинул - он сильно промок.

Весна ручеек тот медведю послала.

Что любит он спать, об этом узнала.

Ежик тоже покинул норку свою,

Гуляет по лесу, ищет еду.

Лисята с лисой на полянке играют.

Снег и лед на речке все тает и тает,

Вот с грачихой грач летает,

Гнездо строить начинают.

На проталинке раскрылся подснежник -

Весны и солнышка привет.

Ну, что, белобока, весна или нет

Успокоилась сорока:

«Ну, спасибо, вам братцы!

Вижу, кончилась зима!

Стреке – ке, Ура! Ура!»

Текст для пересказа

ВЕСНА КРАСНА

Побежали по дорогам весёлые говорливые ручейки. Лёд на речке почернел. Надулись на деревьях пахучие

почки. Уже прилетели из тёплых краёв грачи. Поставили ребята на деревьях скворечники. Спешат они из школы

посмотреть, нет ли весёлых гостей — скворцов. Широко разлилась наша река. Затопила луга, залила по берегам кусты. И. Соколов-Микитов

Вопросы:

О каком времени года рассказ? О каких приметах весны говорится в рассказе?

МАРТ

Март — говорит наш народ — парник, капельник. Солнце начинает одолевать зиму.

Рыхлеет, ноздрится, становится серым снег — уж не тот, что был зимой, — сдаёт! Знать по цвету,

что дело идёт к лету.

С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода — и капает, капает.

Натекают лужи — и уличные воробьишки весело полощутся в них, смывая с перьев зимнюю копоть.

Весна прилетела к нам на солнечных крыльях. В. Бианки

Вопросы:

Как называют в народе март?

По каким приметам можно узнать приход весны?

На каких крыльях прилетает к нам весна?

Приметы и пословицы

• много воды – много травы;

• зима весну пугает, да сама тает;

• сегодня не тает, а завтра кто знает;

весной сверху печет, а снизу морозит;

• март с водой, апрель с травой, а мая с цветами.

Загадки

Тает снежок

Ожил лужок.

День прибывает,

Когда это бывает? Весной.

Рыхлый снег

На солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит,

К нам пришла… (Весна)

Без его тепла к нам не придет весна? (Солнышко)

Растет она вниз надо мною,

Над нашей висит головою.

Солнышко как припечет,

Заплачет она, утечет. (Сосулька)

Мы зимой его лепили.

А весна пришла, забыли,

Где стоял он, улыбался,

Только нос его остался? (Снеговик)

Зимой он белый лежал, весной потемнел,

Куда он девался, кто его съел? (Снег)

Он бежит, звенит, поёт.

Поиграть с собой зовет.

Ты кораблик ему дай.

И попробуй, догоняй! (Ручеёк)

Цветок, он вырос из сугроба,

Весне покажет он дорогу. (Подснежник)

Прилетел он наш певец.

Птичка певчая. (Скворец)

Игра «Найди ошибки»

Цели: развивать слуховое внимание, обогащать словарный запас по теме.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям найти ошибки в тексте (в скобках указаны правильные ответы).

Сначала читает весь текст целиком. Спрашивает, какие ошибки заметили дети. Затем читает по одному

предложению, даёт ребятам возможность найти остальные ошибки. Просит, исправляя предложение,

повторять его верно целиком.

Вот и наступила весна.

Весело журчат ручьи, с крыш капают сосульки начался листопад (капель). День

становитсявсё короче (длиннее, а ночи длиннее (короче). Возвращаются зимующие (перелётные) птицы. Люди ужепозаботились о грачах (скворцах) сколотили скворечники. Просыпаются от зимнего снанасекомые: мухи, бабушки (бабочки, пчёлы. Вот-вот зацветут первые весенние цветы колокольчики (подснежники). С. Чешева

Игра «Дополни предложения»

Цели: формировать грамматический строй речи, учить употреблению глаголов будущего времени.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям дополнить предложения, подобрав как можно больше слов.

Например:

Скоро наступит весна.

Солнце (что будет делать) будет. (ярче светить, пригревать.

Снег (что будет делать) будет. (чернеть, таять).

На земле проталины (что сделают). (появятся).

Ручьи (что сделают). (побегут, зажурчат).

Игра «Хвастунишка»

Цели: формировать грамматический строй речи, учить образованию сравнительных степеней прилагательных.

Ход игры. Воспитатель знакомит детей с мышкой- хвастунишкой и объясняет на примере: что бы мышонок ни

услышал, он всегда хвастает: «У меня-то лучше!»

Например:

Скажешь мышонку «длинный», а он в ответ — «длиннее» и т. д.

Затем детям предлагается побыть в роли мышонка.

Воспитатель называет прилагательные, а дети изменяют их по образцу,

теплый — теплее

светлый — светлее

яркий —. темный —.

громкий —. рыхлый —.

высокий —. свежий —.

чистый —. прозрачный —.

сильный —. быстрый —.

радостный —.

В конце игры дети придумывают предложения о весне с получившимися словами.

Игра «Назови звук»

Цели: развивать фонематический слух, учить определять последний звук в словах.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать последний звук в словах.

Слова: весна, подснежник, сосулька, ручеёк, скворец, муха, бабочка.

Игра «Почемучка»

Цели: развивать связную речь, учить употреблению сложноподчинённых предложений с союзом «потому что».

Ход игры. Педагог задает детям вопросы, требуя при ответе употребления союза «потому что».

Ребенок ловит мяч и отвечает на вопрос воспитателя (вопросы связаны с изучаемой лексической темой).

Например:

Почему тает снег? — Снег тает, потому что пригревает солнце. И т. д.

Игра «Нарисуй-ка»

Цели: актуализировать словарный запас по теме, развивать связную речь, учить планированию рассказа — описания по картинке.

Ход игры. Детям предлагается нарисовать весеннюю картину. Воспитатель просит кого-либо из детей составить

рассказ по своей картине. Дети вместе с воспитателем обсуждают детали рисунка: о чём надо рассказать сначала, о

чём — потом. Затем составляется рассказ. На индивидуальных занятиях можно составлять рассказы с остальными детьми.

Пальчиковая гимнастика

ВЕСНА

Иди, весна, иди, красна, (Пальчиками «идут» по столу.)

Принеси ржаной колосок, (Загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с мизинца.)

Овсяный снопок,

Яблоки душистые,

Груши золотистые,

Большой урожай в наш край.

Вот уж две недели Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.

Капают капели.

Снег на солнце тает Руки ладонями вниз разведены в стороны.

И ручьём стекает. Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.

***

К нам Весна лишь заглянула - Протягивают руки вперед

В снег ладошку окунула Руки внизу, перпендикулярно корпусу

И расцвел там нежный, Руки соединяют в бутон на уровне глаз

Маленький подснежник Медленно раздвигают пальцы («цветок раскрылся»)

***

Идет матушка Весна, (указательный и средний палец «шагают»)

Отворяем ворота. (разводим руки ладошками вверх)

Первым март пришел – (большой пальчик левой руки поглаживаем правой рукой)

Белый снег сошел. (ладошками гладим поочередно тыльную сторону обеих рук)

А за ним апрель (указательный пальчик левой руки поглаживаем правой рукой)

Отворил окно и дверь. (сомкнутые вместе ладошки «раскрываем» 2 раза)

А уж как пришел май (средний пальчик левой руки поглаживаем правой рукой)

Солнце в терем приглашай. (разводим пальцы в поднятых вверх руках).

Подвижная игра «СОЛНЫШКО»

Цели: развивать общие речевые навыки, координацию речи с движением.

Солнышко, (Стоят в маленьком кругу;

Колоколнышко, шагают назад, максимально расширяя круг, держась за руки.)

Ты пораньше взойди, (Поднимают руки вверх, тя нутся на носочках — вдох, фраза на вдохе.)

Нас пораньше разбуди. (Опускают руки — выдох, фраза на выдохе.)

Нам в поле бежать, (Бегут по кругу, взявшись за руки.)

Нам весну встречать.

Диалог

Цель: развивать общие речевые навыки.

— Ну, весна, как дела? — У меня уборка.

— Для чего тебе метла? — Снег мести с пригорка.

— Для чего тебе ручьи? — Мусор смыть с дорожек!

— Для чего тебе лучи? — Для уборки тоже.

Всё помою, просушу, вас на праздник приглашу!

О. Высотская

Гимнастика для глаз «Солнечный зайчик»

Солнечный мой заинька (вытягивать вперёд ладошки)

Прыгни на ладошку

Солнечный мой заинька (ставить на ладонь указательный палец другой руки)

Маленький как крошка

Прыг на носик, на плечо

Ой, как стало горячо!

Прыг на лобик и опять

На плече давай скакать (следить взглядом за движениями пальца)

Вот закрыли мы глаза (ладонями)

А солнышко играет:

Щёчки тёплыми лучами

Нежно согревает (широко раскрыть глаза).

Рекомендации для родителей

1. Побеседуйте с ребенком о времени года, которое наступило. Произнесите вместе с ребенком слово весна, научите отвечать на вопрос: какое сейчас время года? (Сейчас весна.)

Обратите внимание ребенка на то, что весной тает снег, появляются проталинки, начинается ледоход, прилетают птицы, пригревает солнышко, бегут ручейки. Отработайте с ребенком произношение этих словосочетаний. Помните, что ваша речь должна быть образцом для него. Настаивайте на том, чтобы он старался говорить как можно более четко.

2. Помогите ему составить рассказ из нескольких предложений. Наступила весна. Ярко светит солнышко. Тает снег. Бегут ручейки. Дети пускают кораблики.

– Если малыш затрудняется, сначала помогите ему ответить на вопросы:

– Какое наступило время года? (Наступила весна.)

– Что делает солнышко? (Солнышко ярко светит.)

– Что делает снег? (Снег тает.)

– Что делают ручейки? (Ручейки бегут.)

– Что делают дети? (Дети пускают кораблики.)

3. Прочитайте ребенку четверостишие о весне. Предложите поиграть в игру «Подскажи словечко».

За окном веселых птичек стая,

Расшумелись так, что не до сна.

На поляне снег уже растаял –

Значит, к нам опять пришла. (весна). (В. Нищева)

4. Предложите ребенку сделать пальчиковую гимнастику. Предварительно выучите с ним текст, объясните, как нужно выполнять движения. Делайте упражнение вместе, но старайтесь предоставить ему больше самостоятельности. Это упражнение способствует развитию мелкой моторики, а значит, и развитию речи.

Как,кап,кап–звенит капель. Ритмично ударять подушечками

Приближается апрель. пальцев обеих рук по столу, как бы играя на рояле.

5. Прочитайте стихотворение о ранней весне, выучите наизусть:

Звонко с крыши капли скачут,

Над окном сосульки плачут.

Скачут капли мне в ладошку,

И на бабушкину кошку,

На ступеньки, на перила.

Кошка даже рот открыла.

Звонко скачут капли с крыши.

К нам весна идёт. Мы слышим:

Кап! Кап! Кап! Кап!

Публикации по теме:

Конспект интегрированной образовательной деятельности по аппликации «К нам весна шагает» Конспект интегрированной образовательной деятельности по аппликации «К нам весна шагает». Возрастная группа: средняя Задачи: а) образовательные.

Конспект занятия «К нам весна шагает быстрыми шагами» (средняя группа) Программное содержание: Цель: Закрепить и расширить представление детей о характерных признаках весны. Задачи: - Закрепить названия весенних.

К нам весна шагает… ФотоотчетК нам весна шагает… Фотоотчет Долго шла весна тайком От ветров и стужи, А сегодня прямиком Шлепает по лужам. Гонит талые снега С гомоном и звоном, Чтобы выстелить луга.

Коллективная работа «Весна шагает к нам» (нетрадиционная техника рисования с использованием крупы «манки»)Коллективная работа «Весна шагает к нам» (нетрадиционная техника рисования с использованием крупы «манки») Вот наступила долгожданная пора: «Весна» чудесное время года, когда природа просыпается после длительной спячки. С приходом весны в детских.

Конспект интегрированной образовательной деятельности по аппликации «К нам весна шагает». Конспект интегрированной образовательной деятельности по аппликации «К нам весна шагает». Возрастная группа: средняя Задачи: а) образовательные.

Лексическая работа по теме «Одежда, обувь» Цель: -познакомить детей с разными видами одежды, деталями одежды, обуви и головных уборов; - закрепить знания о назначении одежды; - провести.

Образовательная деятельность Тема: «К нам весна шагает…» Тема: «К нам весна шагает…» Цель: создание социальной ситуации развития в процессе исследовательской деятельности Задачи: - обеспечить условия.

Перспективный план «К нам весна шагает» дни понедельник вторник среда четверг пятница утро Беседа: «Пришла весна в наш город» Минутки любования природой родного края Д игра «Когда.

Сценарий развлечения «К нам весна шагает, быстрыми шагами» Цель: создать у детей радостное настроение с приходом весны, вызвать эмоциональную отзывчивость, способствовать развитию интереса к окружающему.

Экологическое путешествие для старших дошкольников «К нам Весна шагает» Цель: обобщить и систематизировать знания и представления детей о весне и весенних явлениях в живой и неживой природе. Задачи: Образовательные:.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Лексическая работа по теме «К нам весна шагает»
Опубликовано: 12 мая 2017 в 23:22
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 августа. День географа

Русское Географическое общество, основанное 18 августа 1845 года, существует и сейчас. Почётным председателем этой организации является Сергей Шойгу, а главой её Попечительского совета – Владимир Путин....

18 августа. День поделок из семян на МААМ

«Все начинается с семени!» – это высказывание подходит не только для ботаники, но и для педагогики. Детский сад недаром называется садом. У воспитателя, как и у садовника, одна задача – обеспечить...

Фотоотчёт занятия по нетрадиционной аппликации «Осень в лесу» в подготовительной группе
В подготовительной группе я работала со своими ребятами по проекту "Многоликая природа" по нетрадиционной аппликации, где использовали разнообразные...
Как мы оформляли уголок сюжетно-ролевой игры: «Магазин»
Дети повзрослели . Нужно было придумать и заинтересовать детей , чтобы дети стали более уверенные в себе . Умели общаться с окружающим миром. Учить...
Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей»
Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей». последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества...