Светлана Шафоростова
Экологическое путешествие для старших дошкольников «К нам Весна шагает»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщить и систематизировать знания и представления детей о весне и весенних явлениях в живой и неживой природе.
Задачи:
Образовательные:
• учить устанавливать простейшие причинно - следственные связи;
• учить воспринимать красоту природы, замечать выразительность образа, настроения;
• обогащать словарный запас;
• закреплять умение воспринимать образ весны в музыке, стихах, картинках.
Развивающие:
• развивать зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику рук путем различных движений, упражнений, пальчикового театра;
Публикация «Экологическое путешествие для старших дошкольников „К нам Весна шагает“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
• развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе;
• развивать связную речь детей, умение строить развёрнутое суждение и умозаключение.
• развивать умение выразительно читать стихи, ритмично выполнять движения сообразно тексту, умение расслабляться и выполнять плавные движения под музыку.
Воспитательные:
• воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе;
• воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы;
• воспитывать любознательность, доброжелательное отношение к другим детям, желание и умение выполнять совместную работу, направленную на достижение коллективного результата.
Оформление помещения: в виде весенней поляны (цветы из бумаги; плоскостные деревья – берёзы).
Материалы и оборудование: презентация «К нам Весна шагает»; белые и голубые ленточки для игры-пантомимы «Сугроб» (по 2 для каждого ребёнка); модель солнца без лучиков; прищепки жёлтого цвета; шапочки с изображением подснежников; скворечник; фигурки для пальчикового театра; музыкальное сопровождение: Э. Григ «Утро», А. Вивальди «Весна». 1часть концерта «Времена года», запись из альбома «Времена года» П. И. Чайковского - «Подснежник», запись пения птиц.
Форма проведения мероприятия: путешествие.
ХОД
1. Организационный момент.
Дети стоят полукругом.
Воспитатель. Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся –
Добрый день у всех начнётся.
– Добрый день! (Дети обращаются к гостям.)
Дети садятся на стульчики.
2. Основная часть.
Воспитатель. Ребята, я рада приветствовать вас! Сегодня мы с вами оправимся в необыкновенное путешествие, в страну, где происходят чудеса. А что это за страна вы узнаете, отгадав загадку.
Светает рано по утрам.
Проталины и тут, и там.
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечнику летят,
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко теплом ласкает.
Когда это бывает? (Весной).
Воспитатель. Это страна называется. (Весна).
Воспитатель. Посмотрите, как здесь красиво. Вы попали в волшебное царство природы и музыки, которая расскажет нам о весне.
1-й ребёнок.
Из далёких краёв,
Где морская волна
Кружевной рассыпается пеной
К нам на крыльях ветров
Прилетает весна
И приносит с собой перемены.
Воспитатель. Давайте расскажем, по каким приметам мы узнаём весну?
2-й ребёнок.
Я в полдень слушаю капель.
Она журчит, как птичья трель,
Звенит хрустальным бубенцом,
Сбегая с крыши над крыльцом.
3-й ребёнок.
Капель журчит, звенит, поёт,
Она ломает снег и лёд.
Большой сугроб ей нипочём.
Она бежит живым ручьём.
Я ручейку расчищу путь,
Чтобы на мир он смог взглянуть!
Под музыку «Утро» Э. Грига с детьми проводится игра-пантомима «Сугроб».
Воспитатель. А началось всё с большого-пребольшого сугроба.
(Дети берут ленты и встают в круг, поднимают руки вверх).
Но вот припекло солнышко. Сугроб постепенно стал оседать под лучами тёплого солнца.
(Дети постепенно опускают руки вниз.)
И медленно потекли из сугроба маленькие ручейки. Они ещё сонные и слабенькие.
(По очереди дети выбегают из круга.)
Но вот солнце припекло ещё сильнее, и ручейки проснулись и быстро-быстро побежали, огибая камушки, кустики и деревья.
(Дети бегают врассыпную.)
Вскоре они объединяются, и вот уже шумит бурная река.
(Дети объединяются, и бегут «змейкой».)
Бежит река, увлекая за собой прошлогодние листья и ветки.
Вскоре река влилась в озеро и исчезла.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель. Ребята, после какого времени года к нам приходит весна?
Дети. После зимы.
Воспитатель. Верно, на смену зиме спешит весна. Недаром говорят, что весна-утро года. Природа просыпается после долгого зимнего сна. Появляется светлая нежная зелень, первые цветы, прилетают птицы. Но разве весна сразу тёплая и ласковая? (Ответы детей.)
Воспитатель обращает внимание детей на веточки деревьев.
Воспитатель. Ребята, посмотрите внимательно на эти веточки и найдите отличия.
Дети. На одних веточках нет ничего, а на других – листочки уже совсем большие, а на третьих почки вот-вот лопнут.
Воспитатель. Правильно, ребята. А какие три месяца весны вы знаете?
Дети. Март, апрель, май.
Весна. И вот каждый из них принёс свои веточки. Попробуйте отгадать, где, чей букет?
Дети отгадывают, вспоминая, что в марте ещё холодно, в апреле уже травка видна и появляются первые цветы, набухают почки, а в мае всё будет в зелени.
Демонстрация слайдов – март, апрель, май.
Воспитатель. Март. Посмотрите, как бурно бегут ручьи, послушайте, как весело звенят капели, как радуются проталинам первые весенние птицы. (Слайд № 3.)
Воспитатель. Апрель. Оживает лес, молодые зелёные ростки так и тянутся вверх. А подснежники? Они первыми спешат выглянуть из-под снега, встряхнуться и зазвенеть на весь мир: «Смотрите, мы живы, мы веселы, мы рады солнышку, весне, жизни! (Слайд № 4.)
Воспитатель. Май. День в разгаре. Солнце светит ярко, весело стрекочут кузнечики, громко жужжат пчёлы, повсюду раздаётся пение птиц. Лёгкий ветерок колышет зелёные листочки.
Физкульминутка под музыку А. Вивальди «Весна». 1часть концерта «Времена года».
Улыбаются все люди - весна, весна, весна.
(Дети понимают руки над головой, ритмично хлопают.)
Она везде повсюду - красна, красна, красна.
(Делают ритмичные повороты туловища.)
По лесу, по поляне - идёт, идёт, идёт.
(Ритмично шагают на месте.)
На солнышке погреться - зовёт, зовёт, зовёт.
И в ручейке задорном звенит, звенит, звенит.
(Ритмично щёлкают пальцами рук.)
По камушкам в реке широкой – журчит, журчит, журчит.
(Потирают ладони.)
Разносит запахи повсюду - цветов, цветов, цветов.
(Делают из пальцев бутон.)
И всё живое сразу слышит
Весенний этот зов.
(Ритмично сжимают и разжимают пальцы.)
Воспитатель. Вот так чудо, на всех картинах мы видим улыбку весны. А что дарит весне улыбку?
Дети. Солнышко.
Воспитатель. Какое солнышко весной?
Дети. Яркое, тёплое, ласковое, лучистое.
Воспитатель. Что делает солнышко?
Дети. Светит, припекает, греет.
Воспитатель. А давайте, что бы солнце грело еще больше, мы с вами добавим лучики к солнцу.
Дети добавляют лучики к модели солнца, используя прищепки.
Воспитатель. Солнце с каждым днём пригревает всё сильнее, появились первые проталины.
Воспитатель. Что такое проталины?
Дети. Снег тает, но он ещё не весь растаял. Кое-где видна земля и молодая травка.
Воспитатель. В лесу на проталинах из–под снега стали появляться цветы-первоцветы. Посмотрите на полянку. Сколько здесь выросло много весенних цветов. Назовите их.
Дети. Подснежники, мать-и-мачеха, ландыши, одуванчики…
Воспитатель. Ребята, а как называются самые первые весенние цветы?
Дети. Подснежники.
Воспитатель. Что же это за цветок – подснежник? Посмотрите – его синие цветочки, словно звёздочки, разбросаны по снегу. Первый, второй, а вот и целая семейка. Они нежные, душистые, первые разведчики весны. Самые первые, самые смелые. Кажется, что именно их, крохотных, не боящихся холода, пугается зима и постепенно уходит. Существует красивая легенда о подснежниках. Легенда уверяет, что подснежники – это Снегурочкины слёзы. Переживала Снегурочка, что зима прошла. Шла она по лесу и плакала. Снегурочкины слезы падали на землю, и вырастали на этом месте подснежники.
4-й ребёнок.
Это что за перезвон –
Дин-дон, дин-дон?
Это маленький подснежник
Улыбается сквозь сон!
Он под ёлочкой пророс, ему не страшен злой мороз!
Воспитатель. Ребята, а вы бы хотели стать весенними цветами – подснежниками.
Дети. Да.
Воспитатель. Тогда надевайте шапочки-цветочки на голову. Сейчас свершится чудесное превращение. Влево вправо повернись и в подснежник превратись.
Звучит запись из альбома «Времена года» П. И. Чайковского - «Подснежник».
Игра – превращение «Подснежник» (медитация).
Воспитатель. Представьте, что мы находимся под землёй. Мы – корни растения. Землю пригрело солнышко, появляются нежные росточки подснежника. Ночью холодно, а днём тепло. Подснежники подросли, появились листочки и бутоны цветков. Пока они закрыты. Но вот раскрываются бутоны. Какой смелый подснежник! Самый первый появился после зимы! Становится пасмурно, солнышко скрылось, подул лёгкий ветерок. Стебелёк подснежника колышется. Приклоняется к земле. Ветер стих. Подснежник снова ожил, радует окружающих. Наступил вечер, бутоны закрываются и готовятся к ночному отдыху (руки соединяются, изображая бутон).
Воспитатель. Молодцы, вы были настоящими цветочками-подснежниками. Теперь нам надо обратно превратиться в детей. Влево – вправо повернитесь, и в ребяток превратитесь. (Дети возвращают цветы – шапочки.)
Воспитатель. Не забудьте, дети, что подснежники рвать нельзя, можно только любоваться ими. Почему?
Дети. Подснежников в природе осталось мало. Когда сорвёшь цветок, он семян уже не даст, новые цветы уже не вырастут. На земле полянок с подснежниками чуть-чуть осталось.
Воспитатель. Некоторые люди не знают, что цветов этих мало, и рвут их, везут в больших коробках и продают. В каждой коробке умещается целая маленькая полянка подснежников. Может наступить день, когда мы увидим лишь голую землю без цветов. Подумайте, как можно спасти подснежники. Ведь многие любят дарить их на праздник 8 Марта.
Дети. Можно рассказать своим друзьям, брату, сестре, маме, папе, бабушке, дедушке про то, что случится с весенними цветами, если люди будут рвать их дальше. Можно нарисовать подснежники и подарить рисунок маме вместо живых цветов на 8 Марта?
Звучит запись пения птиц.
Воспитатель. Прислушайтесь, а чьё это пение раздаётся в вышине?
Дети. Это пение птиц.
Воспитатель. С юга возвращаются птицы. Какие птицы улетали на юг?
Дети. Журавли, скворцы, ласточки, стрижи, дикие утки, грачи, кукушки.
Воспитатель. Верно! А весной эти птицы возвращаются с юга. Мы сейчас с вами поиграем.
Пластический этюд «Птицы».
Воспитатель. Мы будем птицами, которые возвращаются с тёплых стран на родину. Встали клином. Вот летят журавли и курлычут: «Курлы-курлы-курлы», а теперь дикие утки: «Кря-кря-кря». А за ними дикие гуси: «Га-га-га». А теперь превратимся в лебедей. Лебеди плавно взмахивают крыльями, красиво выгибают шею. Белоснежные, красивые птицы.
Воспитатель. Ребята, а почему птицы возвращаются на родину?
Дети. Корма стало достаточно, появились насекомые, на проталинах можно найти прошлогодние семена и плоды.
Воспитатель. Давайте подумаем, о чём эта загадка?
- Без рук, без топорёнка
Построена избёнка.
Дети. Гнездо.
Воспитатель. Зачем птицы строят гнёзда?
Дети. Чтобы отложить яйца, вывести птенцов, выкормить их.
Воспитатель. Из чего строят гнезда птицы?
Дети. Из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, лоскутков, мха, березовой коры и др.
Воспитатель. Где птицы строят свои гнезда?
Дети. На деревьях, на земле, под крышей, в дупле в кустах.
Воспитатель. Ребята, а мы с вами можем как-то помочь птицам весной?
Дети. Смастерить вместе с родителями и развесить скворечники.
Воспитатель обращает внимание детей на заранее изготовленный скворечник.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, у нас тоже есть скворечник. Покажите, где у скворечника крыша, где окошечко, через которое птички попадают в домик? Обратите внимание на жёрдочку. Она называется «насест», потому что скворцы вначале на неё садятся, а уж потом забираются в домик.
Дети рассматривают скворечник.
Воспитатель. Во время прогулки мы закрепим скворечник на дереве и будем ежедневно наблюдать за его жильцами. Я надеюсь, что птички не станут ссориться из-за нового домика, как это случилось в нашей сценке.
Инсценировка «Случай» с использованием пальчикового театра.
Этот случай был в апреле,
С юга птицы прилетели.
Тает снег, а воробья
Выгоняют из жилья.
– Убирайся вон, задира, –
Просвистел ему скворец.
– Ни за что, моя квартира,
Я не временный жилец!
Я тут вьюги и мороз.
Терпеливо перенес.
А сейчас, под этой кровлей
Для семьи гнездо готовлю, -
Прочирикал воробей.
-Не упрямься! Мне в наследство
Этот дом достался с детства.
Вылетай. Мой клюв остёр
А не то…
Но тут во двор …
Со скворечней Миша вышел,
Быстро с нею влез на крышу,
Тут же крепко привязал
И приветливо сказал:
- Я, друзья, сердечно рад,
Охраняйте вместе сад.
Только Миша слез долой,
Воробейка удалой
В новый дом переселился
И с соседом помирился.
Воспитатель. Ой, кто это выглядывает из-за пенёчка?
Дети. Зайчик.
Воспитатель. Что с ним произошло весной?
Дети. Поменял шубку.
Воспитатель. Весной все животные меняют свою зимнюю шубу на летнюю. Почему это происходит?
Дети. Весной животным жарко в зимних шубах, слишком мех густой. Вот и начали звери линять. Теперь не так жарко будет лесным жителям на весеннем солнышке.
Воспитатель. Некоторые звери не только линяют, но даже меняют цвет своей шубки. Назовите этих зверей.
Дети. Заяц, белка.
Воспитатель. У зайца зимой мех был белым, а весной стал серым. Почему?
Дети. Так ему в лесу от хищников прятаться легче. И зимой на снегу в белой шубке не видно зайчишку, и весной серый мех помогает под кустами от врагов прятаться.
Воспитатель. Белка тоже наряд меняет – зимой была в густой серой шубе, а весной полиняла и стала рыженькой. В кронах сосен ее теперь не сразу заметишь.
Воспитатель. Какие животные просыпаются весной от спячки?
Дети. Медведи, ежи.
Воспитатель. Это медведица с медвежонком. Медвежонок у медведицы родится в конце зимы. У других лесных зверей детёныши появляются весной.
Игра «У кого кто?»
Воспитатель. Посмотрите на экран и назовите, у кого кто появился.
Дети. У лисы лисята, у белки бельчата, у зайца зайчата, у волка волчата…
Воспитатель. Весной пробуждается не только природа. Теплеют и светлеют взгляды людей, улыбки расцветают на их лицах. Улыбнитесь друг другу. Чувствуете, как изменилось ваше настроение? Дарите всем окружающим доброту и радость, как это делает Весна. Ну а мы подарим Весне наше солнышко. Пусть от него станет ещё теплее, светлее и веселее людям, растениям, птицам, животным.
3. Заключение.
Воспитатель. Ребята, наше путешествие в чудесную страну под названием Весна подходит к концу. Вам понравилось путешествовать?
Дети. Понравилось.
Воспитатель. Что вам больше всего запомнилось?
Дети делятся своими впечатлениями.
Воспитатель. В знак благодарности за ваш визит Весна приготовила для вас, ребята, угощение. (Сладости в корзинке).
Воспитатель раздаёт угощенье. Дети исполняют песенку о весне. (М. Войнова «Весна»)