Валентина Чернева
Конспект ОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе «Лексические игры и упражнения»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе
Тема: ««Лексические игры и упражнения»
Цель: обогащение словарного запаса и активизация речи детей на тему «Весна», совершенствовать слуховое восприятие речи, внимание и память.
Публикация «Конспект ОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе „Лексические игры и упражнения“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Образовательные: Уточнение представлений о весне и её приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна». Совершенствование грамматического строя речи, навыков слогового анализа и синтеза слов. Учить самостоятельно формулировать задания с опорой на ранее полученные знания;
Развивающие : Развитие познавательной активности, слухового восприятия, грамматически правильной речи, пополнение словарного запаса, используя методы здоровьесберегающих технологий. Развитие диалогической речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной и общей моторики. развивать двигательную и познавательную активность;
Воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе. Создание положительного эмоционального фона.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие; социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие; физическое развитие.
Предварительная работа: знакомство со звуками, игры на нахождение звука в словах, придумывание слов с определенным звуком; рассматривание иллюстрированных азбук; работа с раскрасками.
Психологический настрой:
Знаю я, когда мы вместе настроенья нет чудесней!
Что ж пора нам заниматься, будем очень мы стараться.
Воспитатель: Чтобы пасмурное настроение на улице не поселилось у нас в группе, предлагаю вам взяться за руки и поздороваться еще раз со всеми, называя друг друга ласковыми словами и пожимая руки (выполняют). Какое у вас теперь настроение? (хорошее, приподнятое). Что вы почувствовали. (радость, умиление, заботу, хорошее настроение). И в группе стало светло, радостно, уютно и тепло от ваших улыбок
Мотивационный момент: Представьте себе красавицу, волшебницу, в ее волосы вплетены листья, подснежники. Взмахнет она волшебной палочкой и тает снег, распускаются листья. Интересно, кто же эта красавица, волшебница? (Весна) Актуализация знаний. - Какое сейчас время года? (Весна). Вы, конечно, догадались, что речь сегодня пойдет о весне. А как называются весенние месяцы? (Март, апрель, май).
Какие изменения происходят в природе весной? (речевой диалог)
Посмотрите, какая красота наступает вокруг с приходом весны. (Картина)
Какая же весна? Опишите мне ее. (Молодая, теплая, зеленая, солнечная, душистая).
Давайте мы сегодня отправимся в гости к весне.
Дидактическая игра «Времена года». Ребята, посмотрите, кого вы видите на этих картинках. Как вы думаете, кто они? (Зима, весна, лето, осень)
Ребята, на тарелочках разложены картины с изображением приметы каждого времени года. Я хочу вам предложить рассказать и разложить приметы весны, лета, осени и зимы по местам. Теперь возьмите их, посмотрите внимательно, что на них нарисовано и положите в нужный кармашек.
Ну а так как мы находимся в гостях у весны, то предлагаю говорить только о весне
Игра с мячом «Приметы весны»
Воспитатель приглашает детей пройти на ковер и берет в руки мяч.
Воспитатель: Мы сейчас с вами будем бросать мяч друг другу по кругу и вспоминать
приметы весны, которые наблюдали на прогулке. Солнце светит ярко и пригревает. Бросает мяч стоящему рядом ребенку.
На солнце снег начал таять. Бросает мяч следующему ребенку.
Появились первые проталинки вокруг деревьев. Бросает мяч следующему ребенку.
На проталинках зазеленела травках. Бросает мяч следующему ребенку.
Побежали веселые ручейки. Бросает мяч следующему ребенку.
Ночи стали короче, а дни длиннее.
Игра «Подбери словечко».
Давайте все вместе вспомним признаки весны.
Закончилась долгая, холодная… (зима).
Наступила тёплая, долгожданная… (весна).
Всё ярче светит весеннее… (солнышко).
Появляются первые… (проталины).
Бегут звонкие (ручьи).
С крыш домов капают… (сосульки).
На деревьях набухают… (почки).
С тёплых краёв прилетают… (птицы).
Ребята строят для скворцов… (скворечники).
Мы очень любим первые весенние… (цветы).
- Молодцы, вы правильно подобрали слова, и составили предложения, у нас получилась весенняя картина.
Массаж лица. (Выполняем стоя)
На землю вернулась красавица весна. Давайте ощутим её прикосновение.
Светит яркое весеннее солнышко - поглаживание
и ласкает нам лицо.
Дождик ещё холодный. - постукивание подушечками пальцев
По утрам ещё иногда пощипывает морозец. - пощипывание
А всё-таки солнышко светит сильнее. - снова поглаживание.
Дидактическая игра «Сколько слогов в слове»
Воспитатель. Ребята, посмотрите, у меня есть картинки. Давайте мы с ними поиграем. вы Возьмите вееры с обозначением цифр. Сейчас я буду показывать картинки. Ваша задача назвать слово и определить, сколько слогов в данном слове. Если 1 слог, вы поднимаете табличку с цифрой 1, если 2 слога – табличку с цифрой 2, а если 3 слога – с цифрой 3, 4 слога – с цифрой 4. Задание понятно?
Воспитатель показывает картинки, и дети определяют количество слогов и поднимают карточки. Говорят, какой слог ударный. (Под-снеж-ник, про-та-ли-на, скво-рец, ми-мо-за, солн-це, ле-до-ход, лист).
Воспитатель. Молодцы. Все верно.
Игра «Хлопни в ладоши».
Ребята, а теперь будьте внимательны. Я назову слова, а вы хлопните, если услышите слово, относящееся к весне.
Слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тёплое, ярче, холодно, набухают, снежинки, половодье, прилетают, проталины, мороз, капель, ледоход, метель, снегопад, солнышко.
( объяснить детям слова: проталины, половодье, капель, ледоход).
Упражнение «Подбери слова-действия».
Весной природа оживает и происходит много разных явлений. А вот каких, вспомним вместе. Подберите слова - действия и закончите предложения.
Весной солнце … (греет, припекает, ласкает)
Весной сосульки под солнцем… (тают, капают)
Весной сугробы от солнечного тепла… (оседают, тают)
Весной на деревьях почки… (набухают, лопаются)
Весной ручьи… (бегут, журчат, звенят)
Весной птицы… (возвращаются, прилетают)
Весной птицы гнёзда… (вьют, строят, делают)
Весной лёд на реке… (тает, трещит, ломается, плывёт)
Весной на проталинах первые цветы… (появляются, расцветают)
Весной травка… (пробивается, растёт, зеленеет)
Гимнастика для глаз
Вот стоит большая елка
Вот такой высоты (посмотреть снизу вверх)
У нее большие ветки.
Вот такой ширины. (посмотреть слева направо)
Есть на елке даже шишки, (посмотреть вверх)
А внизу берлога мишки (посмотреть вниз)
Зиму спит там косолапый
И сосет в берлоге лапу. (зажмурить глаза, потом поморгать 5 раз)
Игра «Найди то, что назову» (с карточками)
– Дикие животные. (Медведь, волк, лось)
– Природные явление. (Дождь, гроза, радуга).
– Наземный транспорт. (Машина, трактор, поезд).
– Водный транспорт. (Корабль, парусник, лодка).
Игра: «Кто как передвигается?»
Задание: посмотреть на картинку и сказать и оказать, кто и как передвигается.
Наше тело тоже устало, надо встать и размяться немного.
Физкультминутка.
Из-за столов мы быстро встали
И все дружно зашагали,
Улыбнулись,
Выше - выше потянулись,
Сели - встали, сели - встали.
За минутку сил набрались.
Плечи ваши распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук ладонями коснитесь.
А теперь друг другу улыбнитесь,
За руки беритесь, в круг становитесь
Я хочу прочитать вам отрывок из стихотворения Н. Матвеевой «Путаница» :
Раз, два, три, четыре пять,
Начинаю повторять:
В печке выпечен Бутон,
А в петлицу вдет Батон,
По траве ползет Бидон,
Молоко течет в Бетон,
А на стройке есть Питон…
Сейчас я буду повторно читать стихотворение, а вы договаривать слова бутон, батон, бидон, бетон, питон.
Дыхательное упражнение «Цветочек».
- Весна подарила нам первоцветы. Это первые весенние цветы. Соберём лепестки в бутоны (дети соединяют пальцы, имитируя бутон, понюхаем их. Сделайте глубокий вдох носом, на выдохе произнесите «Ах!» с восклицательной интонацией, и раскройте бутон. (Дети размыкают пальцы. Упражнение повторяется 3-4 раза, педагог следит за правильностью вдоха и выдоха).
Упражнение «Последовательность».
Детям предлагают серию картин о весне, необходимо расставить цифры, определяя последовательность действий.
Поиграем в словесную игру «Сравни и назови»
Солнце жёлтое, как (одуванчик, лимон, и т. д)
Солнце круглое, как (мячик, шарик, клубок)
Солнце ласковое, как (мама, бабушка).
Солнце румяное, как (яблоко, блинчик и т. д)
Воспитатель:
Игра малой подвижности «Веснянка».
А уж ясно солнышко идут по кругу, взявшись за руки.
Припекло, припекло. медленно поднимают руки.
И повсюду золото идут по кругу, взявшись за руки.
Разлило, разлило. медленно опускают руки
Ручейки по улице бегут на носочках в противоположную сторону
Все журчат, журчат руки на поясе
журавли курлыкают меняют направление движения
И летят, и летят. Идут высоко поднимая колени и взмахивая руками.
Рефлексия. Итог.
А теперь давайте вместе расскажем о красавице-весне все, что мы узнали о ней.
Ответ начинайте со слова «весной». (Ответы детей).
А что вам больше всего понравилось? (индивидуальные ответы).