Елена Сидорова
Лепка в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
В первой младшей группе дети знакомятся с глиной – узнают, что из нее можно лепить предметы. Основное внимание направлено на то, чтобы вызвать интерес у детей к лепке. Мы знакомим детей с тем, что глина мнется, её можно скатывать; учим формообразующим движениям, изображению предметов из 2-3 частей.
Примерное распределение программного
материала по кварталам
I квартал
Ознакомить детей со свойствами глины: мягкая, можно отрывать куски от большого кома, соединять их в одно целое, лепить.
Публикация «Лепка в первой младшей группе» размещена в разделах
Самостоятельные действия детей с глиной : лепка конфет для кукол (от кома глины отрываем маленькие комочки, скатывание глины (столбики для забора, карандаши для кукол, круглый красивый мячик для мишки, вишни для кукол).
II квартал
Лепка колец (из столбиков) : сворачивать столбики и соединять концы (колесики для пирамидки, бублик для мышки).
Учим детей лепить предметы путем соединения шариков одинаковой и разной величины (красивая пирамидка из шариков, кукла Катя по типу куклы-неваляшки, веселый снеговик из 2 шариков, лесенка).
III квартал
Учим детей сплющивать ком глины (шарик) между ладонями; делать пальцами углубления на поверхности (печенье для кукол, пряники для мишки).начале учебного года занятия проводим по подгруппам
Учим детей лепить предметы путем соединения двух разных форм (грибок на ножке, зонтик для куклы).
В начале учебного года занятия проводим по подгруппам. Это дает нам возможность уделять внимание каждому ребенку, своевременно оказать помощь. Во время занятий воспитатель садиться за стол вместе с детьми и начинаем действовать с глиной. Мы показываем, как от кома глины можно оторвать комочки и раскладывать их на доске; мнем глину пальцем и делаем в ней углубления. Иногда, для развития у малышей интереса к лепке, изображаем какой -нибудь предмет: куклу, зайца и др.
Занятия проводим в игровой форме. Основной прием обучения в нашей группе – обследования предметов и показ способов лепки. Важно отработать у ребенка движения, с помощью которых получаются основные формы. Достигаем это путем показа и одновременного объяснения действий. Так, показывая, как раскатать глину прямыми и круговыми движениями, мы помещаем ком глины на ладонь, покрываем его другой ладонью и, медленно двигая руками вперед и назад, делаем столбики, а круговыми движениями – шарики.
Во втором квартале идет обучение лепке простейших по строению предметов. Можно предложить детям вылепить пирамидку из шариков любого размера, снеговика или неваляшку из большого и маленького шариков. Предварительно организовываем игры, наблюдения. Так, во время прогулки дети наблюдают, как воспитатель из снега лепит снеговика, и помогают ему. За день до лепки неваляшки или перед занятием малыши под руководством взрослого рассматривают игрушку, любуются ей, ощупывают каждую из основных форм и округлости. Мы обращаем внимание детей на то, что на большом шаре (туловище) помещен маленький (голова). Так малышам даем первое представление о строении предмета. В самом начале занятия воспитатель снова рассматривает игрушку вместе с детьми, ее форму, размеры частей.
Если дети уже умеют лепить шар, можно показать им лишь способ присоединения одного шара к другому. Если они еще не в полной мере не овладели приемами лепки шара, то мы показываем как это делается.
В третьем квартале детей учим расплющивать между ладонями шар для получения дискообразной формы. Этим способом они будут лепить угощения для кукол: печенье, пряники и др. и украшать его путем вдавливания глины пальцами.
После того как дети усвоят способы лепки диска, мы переходим к обучению лепке предметов путем соединения 2 форм: диска и столбика (грибок, зонтик для куклы). Эта лепка требует предварительной работы, которая заключается в организованном обследовании предметов до занятия. Можно дать детям для игры деревянные грибочки, рассматриваем с ними картинки с изображением зонтика (грибка); читаем потешку на соответствующую тему. В начале занятия показываем частичный или полный показ способов изображения, сопровождаем объяснением.
Уже в нашей группе проводиться лепка по замыслу. Дети получают возможность проявить свою самостоятельность, используя усвоенные способы лепки, знания о предметах. Ребенок овладевает умением соотносить вылепленные формы со знакомыми ему предметами, что является предпосылкой для развития творческого воображения.
Один раз в квартал мы демонстратируем детям способы лепки самых разнообразных предметов: зайца, кошки, куклы и др. Это необходимо делать для того, чтобы развить у малышей интерес к данному виду изобразительной деятельности, показать его возможности. При этом дети сидят на стульях, расставленных полукругом, а воспитатель находится за столом. Свои действия мы сопровождаем интересным рассказом.
Важный момент в обучении маленьких детей – анализ их деятельности. От него зависит, получит ли ребенок удовлетворение от занятия. Необходимо похвалить детей, а иногда и подбодрить; вызвать на разговор о том, кто что вылепил, чтобы ребенок смог дополнить словом то, что не смог изобразить.