Ольга Феофилактова
Викторина «Путешествие в Лукоморье» в старшей группе. Итоговое мероприятие проекта «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина»
▼ Скачать + Заказать документы
ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА
«Путешествие в Лукоморье»
Старшая группа
(
Цель: развитие связной речи, познавательного интереса, через использование литературных средств и содержания сказок АС. Пушкина.
Задачи:
-совершенствовать умение давать развёрнутые ответы, интонационно выразительно рассказывать отрывки из сказок.
Публикация «Викторина „Путешествие в Лукоморье“ в старшей группе, Итоговое мероприятие проекта „Путешествие по сказкам А, С, Пушкина“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Литературные викторины и конкурсы
- Лук, лучок. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Пушкин А.С. Викторины, интеллектуальные игры
- Пушкин А.С. Проекты
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказки. Викторины, интеллектуальные игры по сказкам
- Старшая группа
- Сценарии по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» июнь 2013
-развивать познавательную активность, коммуникативные навыки (работа в команде) в процессе выполнения заданий викторины.
- продолжать воспитывать любовь и уважение к великому русскому поэту, устойчивую потребность в общении со сказкой.
Предварительная работа:
подбор мультфильмов, фонотеки, книг по сказкам А. С. Пушкина, чтение сказок, беседы по содержанию прочитанного, заучивание отрывков сказок, создание выставки художественных работ «По сказкам А. С. Пушкина» совместно с родителями, создание макета «У Лукоморья», «Хрустальный дом», подбор игр.
Оборудование:
проектор, доска, жетоны, сундук с предметами из сказок Пушкина (зеркало, яблоко, сеть-невод, рыбка, петушок, кнут, белочка, чёртик, орешки в мешке, месяц, бочка, корыто, прялка, веретено, лук со стрелой, перо лебедя, цепь, деревянная ложка Балды и т. д., разрезные карточки для игры «Собери корабль», “Собери картинку”, картинки к игре «Сказочные последовательности» для двух команд; доска, оформленная рисунками по сказкам писателя, макет дуба, сверток, лист с изображением скрипичного ключа, шоколадные медали и похвальные листы (для каждого ребёнка).
Музыкальное оформление: музыка из телепередачи “Приходите в гости к нам…”, К. Сен-Санс “Аквариум”, П. Чайковский “Сладкая грёза” (“Детский альбом)
Участники: дети старшей группы, жюри – родители.
Зал оформлен декорациями литературной гостиной (стол, на котором стоят подсвечник, листы бумаги, чернильница и перо). В зале оформлена выставка рисунков по произведениям А. С. Пушкина. В центре портрет поэта.
Ход литературной викторины:
Звучит музыка из телепередачи “Приходите в гости к нам…”, в зал заходят дети, гости.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычный день. Он посвящен сказкам Александра Сергеевича Пушкина - великого, русского поэта. Мы с вами находимся в литературной гостиной. И сейчас мы проведем с вами литературную викторину и узнаем, кто из вас лучше знает сказки русского писателя. За свои знания вы будете получать жетоны, а родители нам помогут подсчитать и определить команду – победителя. Предлагаю разделиться на 2 команды и придумать название команде. Итак, начинаем.
А. С. Пушкин создал удивительный мир сказки, который находится далеко-далеко, на острове Буяне. (Cлайд острова) Лежит этот остров посреди моря-океана, не то на юге, не то на востоке. Там всегда тепло, всегда лето. Потому что на этом острове живет Солнце. Остров этот волшебный. На нем рождаются все чудеса, все волшебные истории, все сказки.
1.- Какие сказки Пушкина знаете вы (ответы детей)
«Сказка о Царе Салтане, о сыне его могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди»,
«Сказка о попе и его работнике Балде»,
«Руслан и Людмила»,
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»,
«Сказка о рыбаке и рыбке»,
«Сказка о золотом петушке».
2.- Ай, потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная :
Есть в ней дива дивные, чуда чудные…
- Что за чудо и из какой сказки? Слушайте!
- Она там живет ручная,
Да кудесница какая!
Она песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд… (Белка, сказка о Салтане)
- «В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне она его взяла
И вопрос свой задала:
«Свет мой! Скажи
Да всю правду доложи…
- Что за чудо она взяла? Узнали, из какой сказки эта злая царица? ?
(зеркало, «Сказка о мертвой царевне.»)
- Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой.
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя ….( 33 богатыря, «Сказка о Салтане….»)
- По- нашему она говорила,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только пожелаю.
Не посмел я взять с нее вукуп;
Так пустил ее в синее море.
- Какое чудо? И кто рассказывает? (золотая рыбка, «Сказка о рыбаке.»)
- За морем она есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет Божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит. (царевна Лебедь, «Сказка о Салтане….»)
- Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием.
3. Ребята, а не отправиться ли нам в сказочное путешествие, на остров Буян? Но чтобы попасть на этот остров, нам нужен корабль. Ведь не можем мы вплавь перебраться через море. (2 картинки корабля. Корабли разбиты на части : палуба, корма, мачта, парус). А вот и корабли, каждая команда должна себе собрать корабль.
- Корабли готовы – поплыли!
4. -А чтобы быстрее приплыть, я буду читать начало строки из сказки Александра Сергеевича Пушкина, а вы будете заканчивать:
Игра «Доскажи словечко» - педагог подсказывает ответы стихотворными строчками так, чтобы дети сами заканчивали строку рифмованным словом.
- Царь с царицею простился,
В путь дорогу снарядился,
И царица у окна
Села…. (ждать его одна).
- Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого (петушка).
-“Уж диковинка, ну право, -
Подмигнув другим лукаво,
Повариха говорит, -
Город у моря стоит!
Знайте, вот что не безделка:
Ель в лесу, под елью (белка).
- а балда приговаривал с укоризной:
“не гонялся бы ты, ….(поп, за дешевизной!”)
- ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело (Говорить оно умело)
- Молодцы, очень быстро вы справились!
5. - Ну, вот мы и на острове Буяне. Посмотрите, какое большое дерево! Кто знает, как оно называется? (дуб, ставится макет дуба.)
- Верно, дуб. Но дуб не обычный! (чтение стихотворения детьми)
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том
И днем и ночью кот ученый,
Все ходит по цепи кругом.
Идет направо - песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса, там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит.
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей,
Избушка - там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей.
6. - Смотрите: на нем есть цепь, на ветвях сидит кот, у подножия стоит сундук с золотом. Что бы это могло значить? Может быть это очередная загадка? Давайте посмотрим.
Игра "Угадай, из какой сказки"
Условия игры: В сундуке предметы из сказок Пушкина : зеркало, яблоко, сеть-невод, рыбка, петушок, кнут, белочка, чертик, орешки в мешке, месяц, бочка, корыто, прялка, веретено, лук со стрелой, перо лебедя, цепь, деревянная ложка Балды, лук и стрела царя Гвидона и т. д. Родители достают и показывают из сундука предметы. Дети по предметам должны угадать сказки.
- Молодцы, ребята! Знаете сказки А. С. Пушкина.
7. - Смотрите-ка, какой необычный лист висит на нашем дубе! (дуб, на нём лист со скрипичным ключом) И знак на нем какой-то интересный!
- Что-то я никак в толк не возьму: что этот знак обозначает? Может, ребята знают (скрипичный ключ)
- Какой такой ключ? Какую это он дверь открывает (музыкальный знак, и открывает он дверь в мир музыки)
- Верно, этот знак нам напоминает, что мы должны танцевать под музыку.
Музыкальная пауза. Кто не любит скучно жить – просим в круг выходить! Дети под музыку К. Сен-Санса “Аквариум” исполняют небольшой пластический этюд. Игра “Сделай фигуру”
8. - Ребята, пока вы танцевали, я увидела под дубом сверток.
Разворачиваю и читаю задания:
- Какая царица, вся сияя, как заря, тихо встретила царя? И из какой сказки?
(Шамаханская, «Сказка о золотом петушке»)
- Кто говорил и из какой сказки : «Что ты, баба, белены объелась? Ни ступать, ни молвить не умеешь, насмешишь ты целое царство»?
(Рыбак, «Сказка о рыбаке…»)
- Кто ходил по базару посмотреть кой-какого товару? (поп, «Сказка о попе.»)
- Кто завидовал и вредил молодой царице в сказке «Сказка о царе Салтане…»? (ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха) .
- В какой сказке и кто говорил : «Не печалься, иди себе с богом….»?
- В какой сказке остров на море лежит,
Град на острове стоит,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами? («Сказка о Салтане…»)
- Умницы, для вас нет трудных заданий!
9. - Ой, ребята смотрите, ветер разбросал листочки. Что это, как вы думаете?
Игра “Собери картинку”
Условия игры: каждая команда должна собрать разрезную картинку с иллюстрацией из сказки А. С. Пушкина и назвать название сказки.
- Все выполнили правильно! Какие же вы умные да смекалистые! Но тут еще лежат картинки.
10. Игра “Сказочные последовательности”
Условия игры: Предлагается одинаковое число картинок для двух команд. Какая из команд соберет быстрее и правильно последовательность.
1. Картинки насекомых из “Сказки о царе Салтане”. Дети должны разложить их в “сказочной” последовательности : князь Гвидон сначала превратился в муху, потом в комара и, наконец, в шмеля.
2. Картинки месяца, солнца и ветра. Дети должны расставить их в той последовательности, в которой царевич Елисей из сказки “О мертвой царевне” обращался к ним с вопросом о своей невесте.
3. Картинки: заяц, коза, слон, лиса, лошадь. Дети должны выбрать тех животных, которые помогли Балде из сказки “О попе и работнике его Балде” обхитрить чертят.
-Молодцы, отлично справились!
11. Вот пора нам и назад вернуться. Наше путешествие заканчивается и нам пора прощаться с островом Буяном! Всем на свой корабль! Чтобы быстрей назад вернуться, давайте еще поиграем в
Игру «Доскажи словечко» - педагог подсказывает ответы стихотворными строчками так, чтобы дети сами заканчивали строку рифмованным словом.
- жил старик со своею старухой
У самого синего моря.
Они жили в ветхой землянке
Ровно (тридцать лет и три года)
- Делать нечего. Она,
Черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную
И, связав ее, живую
Под сосной оставить там
На съедение (волкам).
- ветер по морю гуляет и….(кораблик подгоняет.)
- белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все….(скорлупки золотые)
- Неужели мы приплыли назад, получилось очень быстро. И опять мы с вами в литературной гостиной.
12. - В русском языке часто используют пословицы. Скажите, действия героев какой сказки Пушкина подходят к пословице:
-Оказаться у разбитого корыта (Потерять все, что имел, приобрел)- «Сказка о рыбаке и рыбке».
- Уговор дороже денег. (Напоминание о необходимости соблюдать устные договоренности)-«Сказка о золотом петушке»
- Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. (Впечатление от увиденного гораздо сильнее, чем от услышанного)-«Сказка о царе Салтане.»
(дается жетон команде, которая быстро и правильно ответила на задание)
- Александр Сергеевич Пушкин первым из русских поэтов заговорил простым народным языком. Он всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще и все же не переставал изучать его всю жизнь. Стихи Пушкина можно читать и слушать много раз, каждый раз наслаждаясь изяществом их языка.
В его сказках добро одерживает победу над злом. Я надеюсь, что вам еще и еще раз захочется слушать, а потом и перечитывать сказки Пушкина, брать пример с положительных героев. А когда вы будете взрослыми, с наслаждением будете перечитывать эти сказки своим детям.
Много сказок сочинил,
В Лукоморье путь открыл
В страну, где с чудесами,
Встречаемся мы с вами.
Сказка учит нас добру
Учит быть нас всех мудрее
Там добро накажет зло
Кто добрее, тот сильнее.
13. Подведение итогов викторины. Молодцы, дети, вы знаете и любите сказки Пушкина, все команды хорошо отвечали. Победила дружба! Понравилось вам наше сказочное путешествие? А чтобы вы его запомнили надолго, Ученый Кот прислал вам в подарок вот эти медали (шоколадные) и похвальные листы за активное участие в нашем проекте “ Путешествие по сказкам А. С. Пушкина”. Приглашенные родители награждают детей. Благодарность родителям за участие в жизни группы.
Звучит музыка. Дети выходят из зала.