Получи документы

Литературный вечер, посвященный поэту М. Ю. Лермонтову, для воспитанников подготовительной группы

Зоя Пахомова
Литературный вечер, посвященный поэту М. Ю. Лермонтову, для воспитанников подготовительной группы

Литературный вечер, посвященный поэту М. Ю. Лермонтову, для воспитанников подготовительной группы

МКУ «Управление образования местной администрации

Прохладненского муниципального района КБР»

структурное подразделение дошкольного образования МКОУ «СОШ с. Прималкинского»

«Литературный вечер, посвященный поэту М. Ю. Лермонтову»

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности

Публикация «Литературный вечер, посвященный поэту М, Ю, Лермонтову, для воспитанников подготовительной группы» размещена в разделах

для воспитанников подготовительной группык практико-теоретическому семинару «Интеграция образовательных областей с использованием

регионального компонента» для воспитателей старших и подготовительных

групп Прохладненского муниципального района КБР

Подготовила :

Пахомова З. Н.

воспитатель

Октябрь 2014г.

ТемаЛитературный вечер, посвященный поэту М. Ю. Лермонтову»

Цель: Воспитывать у детей интерес к жизни и творчеству М. Ю. Лермонтова, открыть ребенку мир литературы, заложить практическую и эмоционально- чувственную основу литературного образования дошкольника.

Задачи:

Образовательные задачи:

• способствовать активизации процесса восприятия творчества М. Ю. Лермонтова

• закреплять у детей умение выразительно читать стихотворения.

Развивающие задачи:

• систематизировать знания о своем регионе, этнических группах, населяющих его, и особенностях их культуры

• обогащать и расширять словарный запас детей.

Воспитательные задачи :

• формировать толерантное отношение к народам Кабардино-Балкарии, их быту и культуре, знакомство с природой Кабардино-Балкарии через художественное произведение.

Предварительная работа:рассматривание портретов М. Ю. Лермонтова, выполненных разными художниками,экскурсия в музей, чтение и заучивание стихов поэта с привлечением родителей, рассматривание иллюстраций, прослушивание произведений национальной литературы. Разучивание национального танца и народных игр.

Виды деятельности:восприятие художественной литературы и фольклора, игровая, коммуникативная, музыкальная, конструирование из бумаги.

Интеграция: «Социально- коммуникативное», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие»

Материалы: заготовка для из плотного картона, обмотанная бечёвкой; клей; копейки; природные материалы: засушенные цветы, бобовые, чеснок, острый перец, зерно или колос пшеницы.

Оборудование:оформление актового зала патриотической символикойпианино, ноутбук, экран, магнитофон, проектор, CD-диски с записями.

Методические приё мы:

1. информативно – рецептивный (использование мультимедийного сопровождения демонстрационного материала, показ способов действий, мнемотаблицы).

2. словесный метод (художественное слово; искусствоведческий рассказ,чтение стихотворения с обсуждением по вопросам, индивидуальное чтение стихотворения детьми.

3. игровой метод (игра «Подковка», физминутка, игра «Угадай и расскажи»).

4. репродуктивный метод (повторное чтение стихотворения воспитателем.

5. эвристический метод: имитация действий, выполнение поделки.

Ход НОД.

1. Организационный момент:

Звучит фонограмма песни «Белеет парус одинокий».

Дети заходят в зал, становятся полукругом, здороваются с гостями.

1. Организационный момент:

1ребёнок. Станем рядышком по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» гостям.

2ребёнок. Нам здороваться не лень

Всем «Привет!» и «Добрый день!»,

3ребёнок. Если каждый улыбнётся

Утро доброе начнётся.

ВМЕСТЕ: – ДОБРОЕ УТРО!

Воспитатель : Уважаемые гости! Наш литературный поэтический вечер посвящен памяти поэту, чьё творчество – одна из самых великих вершин русской и мировой литературы. 15 октября 2014 года исполнилось 200 лет со дня рождения М. Ю. Лермонтова.

2. Основная часть:

Выходят 2 ведущих и с помощью презентации слайдов рассказывают краткую биографию поэта.

Ребё нок 1: Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве 15 октября 1814 года в семье капитана в отставке Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны, урождённой Арсеньевой. Когда Мише исполнилось 3 года его мама умерла, ей был всего 21 год. Мальчик воспитывался у бабушки Елизаветы Алексеевны в усадьбе Тарханы Пензенской губернии. С отцом он виделся очень-очень редко. С детских лет Лермонтов наблюдал жизнь вокруг себя, учился народной речи, видел народные праздники, пляски. Ещё он изучил немецкий и французский языки, хорошо рисовал и умел играть на флейте, пианино, скрипке.

Ребё нок 2: Лермонтов рос впечатлительным и болезненным ребёнком. Неоднократно возила его бабушка на лечение на Северный Кавказ, где он слушал горские легенды. Лермонтов поступил в военную школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. Училище, находилось в Петербурге. В 1834 г. Лермонтов окончил школу гвардейских подпрапорщиков и стал офицером Гусарского полка. Лермонтов служил на Кавказе. Жизнь его оказалась необычайно короткой. Поэт погиб на дуэли июля 1814 года, ему было 26 лет.

Воспитатель : Я знаю одно красивое стихотворение поэта. Представим, что мы переночевали в уютной деревушке в долине и с утра пошли дальше по горной дороге. Идём и видим утёс – большую, одинокую, скалистую, обрывистую гору.

Ночевала тучка золотая

На груди утёса-великана,

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине

Старого утёса, одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

Воспитатель : В этом стихотворении есть несколько новых, непонятных слов. Я сейчас их объясню. Утёс – это большая каменная гора, которая стоит отдельно, одиноко от других гор. Подумайте, как по-другому можно назвать «каменная гора»?

Дети: Скала.

Воспитатель : Правильно, значит, утёс можно по-другому назвать «скала». Следующее новое слово лазурь. Лазурь – это один из оттенков голубого цвета, это цвет неба в ясный день. Посмотрите несколько картин художника Игоря Эммануиловича Грабаря. Он очень любил использовать этот цвет в своих картинах. Подумайте и подберите слова-родственники к слову лазурь.

Дети: Лазурь, лазурный.

Воспитатель :Скажите, утёс и тучка – живые?

Дети:Нет.

Воспитатель :А в стихотворении Лермонтов оживил их. Он, утёс, великан, а она, тучка золотая. А разве бывают тучки золотые? Почему её называет поэт «золотой»?

Дети: Солнышко светит, освещает землю через них.

Воспитатель :Верно, золотая она могла быть на закате, когда солнце её освещало золотыми лучами. А утром в путь умчалась. И как? Правильно, весёлая, игривая. А утёс?

Дети: Печальный, грустный.

Воспитатель :Грустный. Почему ему грустно?

Дети: Он один, у него никого нет.

Воспитатель : Верно, он же один остался. Тучка ему, наверное, понравилась, такая весёлая, золотистая, а утро наступило – её нет, вот он и плачет. И ещё : кто из них старше, тучка или утёс?

Дети: Утёс – старый, о нё м так и сказано: «…старого утёса…».

Воспитатель :Про тучку ничего не сказано, но ясно: она молодая, как ребёнок, который любит играть, потому что «…умчалась рано…весело играя…». А утёс? Он огромный, он утёс-великан – могучий, старый, и скалы его – как морщины. Что этоза влажный след в его морщине остался?

Дети: Он плачет и это след от слёз.

Воспитатель : Это след от тучки: тучка вся из дождя состоит, она может оставить капли росы на траве и на скалах, а поэту кажется, что это слёзы утёса, он скучает по своей золотистой подружке…

Я предлагаю вам поработать самостоятельно. Я читаю, а вы подберите опорную схему соответствующую прочитанному.

Ночевала тучка золотая (дети выбирают нужную опорную схему)

(Аналогичная работа проводится со следующими схемами)

В стороне на 1-ой магнитной доске вразнобой висят опорные схемы. Дети выбирают их по порядку и располагают на 2-ой магнитной доске.

Воспитатель :Послушайте это стихотворение ещё раз, предлагаю вам его рассказать наизусть.

Ночевала тучка золотая

На груди утёса-великана,

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине

Старого утёса, одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

Воспитатель : Молодцы, ребята! Вы были внимательны и справились с заданием.

Воспитатель :А вы знаете, чтоМихаил Юрьевич был военным и служил у нас на Северном Кавказе. В своём творчествеон отразил обычаи и традиции, народные праздники, песни казаков, танцы горских народов и необыкновенную красоту природы. Ребята, я предлагаю перенестись в прошлое. Совершим прогулку во времена Лермонтова, становитесь друг за другом.

Физкультминутка. (Дети выстраиваются друг за другом и выполняют действия в соответствии с текстом.)

По тропинке мы шагаем,

Выше ноги поднимаем.

Не боимся мы преград

Встрече с прошлым каждый рад.

Шире шаг, шагай смелей,

Вправо, влево повернись,

Разноцветными цветами

Полюбуйся, наклонись.

Впереди видна гора

Нам туда спешить пора.

Путь был трудным, но вы преодолели все препятствия и мы добрались до места назначения.

Воспитатель с детьми приходит в «избу». Их встречает Хозяюшка.

Хозяюшка:

День добрый, детушки-касатушки!

Проходите. Не стесняйтесь.

Поудобнее располагайтесь.

Всем ли видно, всем ли слышно,

Всем ли места хватило?

Приготовьте ушки, глазки.

Расскажу-ка я вам сказ,

Как поэт глубокой ночью

Сочинил песню красивую, колыбельную.

Воспитатель : Довелось Михаилу Юрьевичу ночевать однажды в семье казака и слышал он как казачка пестовала своего сыночка.

Ребёнок плачет, хозяюшка его успокаивает.

Ой, мой маленький,

Ненаглядненький,

Мой хорошенький,

Мой пригоженький!

Ребёнок продолжает плакать, хозяюшка его успокаивает.

Ой ты, мой сыночек,

Пшеничный колосочек,

Лазоревый цветочек,

Сиреневый кусточек!

Ребёнок всё равно плачет, хозяюшка его успокаивает.

Ой, ладки-ладок,

Скоро Ванечке годок,

Вырастай с дубок,

Достанешь потолок!

Расти и повыше –

Достанешь до крыши!

Вот такой расти,

Чтоб видеть все могли!

Ребёнок всё равно плачет.

Хозяюшка: И сочинил тогда Михаил Юрьевич песню «Казачью колыбельную». Детушки-касатушки, помогите мне спеть её и успокоить моего малыша.

Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки-баю.

Тихо смотрит месяц ясный

В колыбель твою.

Стану сказывать я сказки,

Песенку спою;

Ты ж дремли, закрывши глазки,

Баюшки-баю.

Богатырь ты будешь с виду

И казак душой.

Провожать тебя я выйду —

Ты махнешь рукой…

Звучит музыкастремительная, ритмичная, меняются декорации – картина с изображением горной реки.

Воспитатель : Северный Кавказ – это удивительное место. Уважение к обычаям, почитание старших здесь высоко ценилось во все времена, а женщина пользовалась огромным уважением и почётом. Давайте посмотрим красивую историю, как женщина бросает белый платок между дерущимися горцами и сразу опускаются кинжалы. Мы хотим, чтобы ссоры никогда не решались дракой, а заканчивались рукопожатием и миром. Танец называется «У родника».

Танец «У родника»

Ребята мы с вами знакомы со многими произведениями Лермонтова, предлагаю вам вспомнить стихотворение и рассказать по картине.

Игра «Угадай и расскажи»

(Дети читают отрывки из разных стихотворений, узнавая его по слайду)

Ребёнок 1. Горные вершины спят во тьме ночной,

Тихие долины полны свежей мглой,

Не пылит дорога, не дрожат листы,

Подожди немного, отдохнёшь и ты.

Ребёнок 2. На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет качаясь, и снегом сыпучим

Одета как ризой она.

И снится ей всё, что в пустыне далёкой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утёсе горючем

Прекрасная пальма растёт.

Ребёнок 3. В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

В душе как бремя скатится,

Сомненье далеко –

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

Ребёнок 4. Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?

Играют волны, ветер свищет,

И мачта гнётся и скрипит;

Воспитатель : Поэт занимался переводом стихов с других языков. Однажды Михаил Юрьевич Лермонтов перевёл стихотворение с немецкого языка. Написал его великий немецкий поэт Гёте. Мне, кажется, шёл человек по дороге, шёл и остановился и вдруг сам удивился – как тихо вокруг и как красиво – нет луны, большие-большие звёзды видны на небе и прекрасные горы. Композитор Е. Варламов написал музыку и получился красивый романс.

Романс «Горные вершины спят во тьме ночной…»

Давайте вернёмся опять в детский сад.

Физминутка:

По тропинке мы шагаем,

Выше ноги поднимаем.

Не боимся мы преград.

Возвращаться

Каждый рад.

Шире шаг, шагай смелей,

Вправо, влево повернись.

Разноцветными цветами

Полюбуйся, наклонись.

Впереди видна гора

Нам туда спешить пора.

Путь был трудным, но вы преодолели все препятствия и вернулись домой благополучно.

Воспитатель : Лермонтов был не только поэтом и писателем, но и замечательным художником. Давайте посмотрим несколько его картин. (Показ). Также многие художники писали картины и рисовали иллюстрации по мотивам стихотворений М. Ю. Лермонтова. Давайте посмотрим и их. (Показ).

Воспитатель : Жизнь мужчин Кавказа, и казаков, и горцев тесно связана с лошадьми, осликами. Эти животные сильные и трудолюбивые. На лошадях охотятся, пасут овец, на осликах перевозят поклажу. Чтобы они не сбили копыта о дорогу человек придумал что?

Дети: Подковывать их, чтобы ноги не сбивать.

Я предлагаю вам поиграть в игру «Подковка».

Звонкою подковкой

Подковали ножку.

Выбежал с обновкой

Ослик на дорожку.

Новою подковкой

Звонко ударял

И свою обновку

Где-то потерял…

Дети образуют круг. В середине – ослик с подковкой в руке. После декламации первых четырех строк звучит музыка «Лошадка» Н. Потоловского. Ослик галопом скачет внутри круга. По окончании музыки останавливается. Все произносят 5 – 8-ю строки, а ослик с последним словом кладет подковку между двумя стоящими в кругу детьми. По сигналу ведущего эти двое бегут в разные стороны. Обежав круг, они должны быстро взять подковку. Победитель становится осликом. Игра повторяется.

Воспитатель : А сейчас, я вам предлагаю сделать своими руками сувенир «Подкова». Этот сувенир из подручных и природных материалов станет украшением вашего интерьера. У многих народов есть обычай, чтобы в доме была удача, здоровье и счастье вешать подкову над дверью дома. Принимаемся за работу! У нас есть заготовка из потолочной плитки, обмотанная цветной бумагой. Нам с Вами необходимо оформить её различными украшениями. Работаем аккуратно, не забывайте, намазывать клей на клеёнке и пользоваться салфеткой. А для начала сделаем пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика:

«Здравствуй»

Здравствуй, Солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в родном краю -

Всех мы вас приветствуем!

(Пальцами правой руки по

очереди «здороваться» с

пальцами левой руки,

похлопывая друг друга

кончиками.)

3. Заключительная часть:

Воспитатель : Молодцы, ребята. Вы отлично справились с заданием. Давайте подарим наши подковки присутствующим гостям. Уважаемые гости! Пусть эта подкова как магнит притянет к вам успех, богатство и удачу. Предлагаемая к ней памятка, поможет Вам как грамотно подвесить подковку.

Вот и подошла к концу наша литературная встреча. Мне будет приятно услышать, если кто-то из вас выучит эти стихотворения наизусть и прочтёт нам в свободное время и очень хочется, чтобы наши гости захотели перечитать поэта.

Приходите в гости к нам,

Очень рады мы гостям.

До свидания.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Литературный вечер для детей старшего дошкольного возраста, посвященный творчеству С. Я. Маршака»Фотоотчет «Литературный вечер для детей старшего дошкольного возраста, посвященный творчеству С. Я. Маршака» С детьми нашей группы снова встретилась библиотекарь Хохлова Мария Владимировна. Мы совместно с ней провели с детьми литературный вечер,.

Литературный вечер в старшей группе «Маленькие путешественники в родном городе Калининграде»Литературный вечер в старшей группе «Маленькие путешественники в родном городе Калининграде» Литературный вечер «Маленькие путешественники в родном городе» Старшая группа Цель: Формировать знания детей о родном городе, его уникальности,.

Литературный творческий час, посвященный Дню Матери. ФотоотчетЛитературный творческий час, посвященный Дню Матери. Фотоотчет Сегодня мы все отмечаем День Матери! Мама- начало всех начал, Любви и мудрости причал, Светоч добра и понимания, Символ труда и созидания.

Фотоотчет «Литературный вечер поэзии в детском саду с поэтом-земляком»Фотоотчет «Литературный вечер поэзии в детском саду с поэтом-земляком» Литературный вечер поэзии в детском саду с поэтом - земляком. Сырова Наталья. Здравствуйте, дорогие друзья и коллеги! Вы заглянули на мою.

Литературный вечер «Путешествие в мир сказок А. С. Пушкина»Литературный вечер «Путешествие в мир сказок А. С. Пушкина» Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня хочу с вами поделиться фотографиями к литературному вечеру А. С. Пушкина. Вот уже.

Литературный вечер «Серебряный век»Литературный вечер «Серебряный век» Доброго дня, друзья! Прочитав пост Светланы Большаковой о литературной гостиной, сразу вспомнила, что и у нас в семье тоже есть традиция.

Литературный вечер «Волшебные рассказы Николая Носова». ФотоотчетЛитературный вечер «Волшебные рассказы Николая Носова». Фотоотчет Сказки и рассказы Носова Н. Н. - это удивительный мир детства, в который хочется окунуться вновь и вновь. Простым языком автор говорит с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Литературный вечер, посвященный поэту М. Ю. Лермонтову, для воспитанников подготовительной группы
Опубликовано: 1 января 2024 в 21:10
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД