Наталья Путилова
Логопедическая консультация «Полезная гимнастика для дыхания»
▼ Скачать + Заказать документы
На период самоизоляции в МБДОУ детский сад «Колобок» открыты дежурные группы. Свою работу со старшими дошкольниками организую с пользой для их здоровья. В различные виды детской деятельности обязательно включаю упражнения дыхательной гимнастики. Необходима профилактика заболеваний органов дыхания. Развивая несовершенную дыхательную систему ребёнка мы укрепляем защитные силы организма.
Публикация «Логопедическая консультация „Полезная гимнастика для дыхания“» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речевого дыхания. Консультации
- Темочки
Полезны дыхательные упражнения всем детям, но особенно страдающим частыми простудными заболеваниями.
Многие из ребят пользуются комбинированным грудобрюшным типом дыхания, наиболее выгодным для речи и полезным для здоровья (как наиболее лёгким, экономным, плавным и богатым по количеству выдыхаемого воздуха). У некоторых детей наблюдается верхнегрудное или ключичное дыхание (при нём поднимают плечи, а воздух попадает преимущественно в верхушки лёгких). Этот тип дыхания вреден для здоровья. От него надо отучать детей.
Неумение малышей делать плавный длительный выдох ртом вносит дезорганизацию в произношении: пропуски звуков, запинки в речи, «застревания» и т. д.
Слабый выдох и вдох, ведёт к тихой, едва слышимой речи. Это наблюдается у физически ослабленных детей. Проявляется неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого ребёнок иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слове, а то и на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шёпотом. Нередко из-за этого он недоговаривает, «заглатывает» конец слова или фразы. Иногда наблюдаем, что ребёнок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой – вдох – дем гулять) или торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлёбыванием»;
Уроки дыхания. Логопедические упражнения.
Следует серьёзно отнестись к совету врачей, рекомендующих дыхание через нос как наиболее полезное для здоровья и ограждающее голосовые органы от различных заболеваний.
Установлено, что дыхание через нос помогает окрепнуть мышцам носоглотки, а здоровая носоглотка оберегает организм от насморка, который, в свою очередь, плохо действует на голосовой аппарат.
Когда человек дышит ртом, слизистая рта быстро пересыхает, часто появляется жажда.
К тому же инфекции легче забраться в гортань, трахею и бронхи.
Врачи твердят: дышите носом, а не ртом. Но ребёнок дышит не как надо –он дышит как получится.
Ведь для полноценного речевого дыхания необходима гибкость, эластичность, большой объём дыхательного аппарата, что достигается путём тренировки речевого и голосового аппарата (произнесения отдельных звуков, слогов, слов и фраз, сочетающихся с соответствующими движениями.
Во время выполнения упражнений следим за тем, чтобы ребёнок не поднимал плечи, и чтобы не «перебирал дыхание», т. к. это влечёт за собой резкий выдох (голос звучит прерывисто, форсировано).
Учимся выполнять длительный, плавный выдох ртом. При этом следим, чтобы ребёнок не раздувал щёки (выходящая воздушная струя проходила не по бокам во рту, а продвигалась целенаправленно из ротика).
Для успешного овладения дыхательной гимнастикой соблюдаем основные правила:
Дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции имеют значительный оздоровительный эффект.
Необходимо концентрировать внимание на дыхательном упражнении.
Дышать надо медленно, это необходимо для насыщения организма кислородом.
Выполнять каждое упражнение нужно не дольше, чем оно доставляет удовольствие.
Дети нашей группы с удовольствием выполняют забавные дыхательные упражнения и учатся управлять своим дыханием.
Сейчас ознакомимся с комплексом упражнений Дыхательной ГИМНАСТИКИ, которую я провожу со своими воспитанниками.
"Глубокое Дыхание". Можно выполнять даже сидя (спину расслабить, опираясь на спинку стула).На счё т: 1 2 3 4. -сделать Глубокий ВДОХ носом. На обратном счете 4 3 2 1. Выдохнуть через рот. Повторить несколько раз данное упр-е.
«Большой и маленький». Стоя прямо, на вдохе ребёнок поднимается на пальцы ног, тянется руками вверх и показывает, какой он большой. Зафиксировать это положение на несколько секунд. На выдохе ребенок опускает руки вниз, затем приседает, обхватив руками колени и одновременно произнося «у-х», спрятать голову между коленями – показать, какой он маленький.
«Паровоз». Ходите по комнате, имитируя согнутыми руками движения колёс паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения.
«Гуси летят». Медленно и плавно ходите по комнате, взмахивая руками, как гуси. Руки-крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «г-у-у-у» (5-10 раз).
«Аист». Стоя прямо, поднять руки в стороны, одну ногу согнуть в колене, вынести её вперёд. Зафиксировать положение на несколько минут. Держать равновесие. На выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося звук «ш-ш-ш-ш» (5-10 раз).
«Дровосек». Встать прямо, ноги чуть уже плеч. На вдохе сложить руки топориком и поднять вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустить вниз, корпус наклонить, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнести «б-а-х». (5-10 раз).
«Мельница». Стоя, ноги вместе, руки вверх. Медленно вращайте прямыми руками, произнося на выдохе звук «р-р-р» или «ж-р-р». У ребенка не получается рычать, тогда замените другим звукоподражанием.
«Конькобежец». Ноги на ширине плеч, руки в замке за спиной, корпус наклонён вперёд. Подражая движениям конькобежца, сгибать то левую, то правую ногу, произнося звук «р-р-р»или «к-р-р». Если у ребенка не получается рычать, тогда замените другим звукоподражанием.
«Сердитый ёжик». Стоя, ноги на ширине плеч. Представить, как ёжик во время опастности сворачивается в клубок. Наклониться как можно ниже, не отрывая пятки от пола,обхватить руками грудь, голву опустить, произнося на выдохе «п-ф-ф» - звук,издаваемый сердитым ёжиком, затем «ф-р-р» (3-5 раз) – это уже довольный ёжик.
«Лягушонок». Стоя, ноги вместе. Представить, как лягушонок быстро и резко прыгает. Приземляясь произносить «к-в-а-к» и повторить его прыжки: слегка приседая, вдохнув, сделать прыжок вперёд. Приземлившись, «квакнуть».
«В лесу»Представьте, что вы заблудились в глухом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнести звуки «а-у». Меняйте интонацию и громкость. Поворачивайтесь то влево, то вправо.
«Весёлая пчёлка». На выдохе произнести звук «з-з-з». Представить, что пчёлка села на нос (звук «З» и взгляд направить к носу, на руку, на ногу. Таким образом ребенок учится направлять внимание на определённый участок тела.
«Великан и карлик». Сесть на пол, сложив ноги ступня к ступне. Руки положить на внутренние стороны коленей, которые прижаты к полу. Вдох – набрать полную грудь воздуха, плечи расправить, голву поднять вверх. На выдохе опуститься вниз, прижаться головой к ступням.
«Часы». Встать прямо, руки вниз. Размахивайте прямыми руками вперёд-назад в одном темпе и, не меняя интонацию, произносите «тик-так» (5-10 раз).
«Ловля комара». Представьте состояние, которое испытываешь, когда вокруг летает назойливый комар. Направлять звук «з-з-з» в разные стороны, регулируя громкость и темп «комариного писка». Пытаться поймать комара, хлопая ладонями то слева, то справа.
«Косарь». Представьте, что вы на лугу, пахнет свежескошенной травой. Широкими размашистыми движениями начинайте «косить», произнося на выдохе «ж-у-х, ж-у-х». (5-10 раз).
«Трубач». Воображаемую трубу поднести к губам. Имитируя движения трубача, нажимать пальцами на воображаемые клавиши, произнося на выдохе «ту-ту-ту-ту» (15-20секунд).
«Петушок». Стоя, ноги вместе, руки вниз. На вдохе подняться на пальцы ног, голову вытянуть вперёд-вверх, руки развести в стороны и назад и, хлопая себя по бёдрам,произнести «ку-ка-ре-ку» (5-8 раз).
«Насос». Стоя, ноги вместе, руки вниз. Сделав вдох, выполнить резкие пружинистые наклоны (по 2-3 раза) в стороны, скользя руками по ноге, в сторону которой делаете наклон. На выдохе произносить звук «с-с-с» (5-8 раз в каждую сторону).
"Роза и одуванчик"Выполняется в положении стоя. Вначале ребенок делает глубокий вдох носом, как будто он нюхает розу, стараясь втянуть в себя весь ее аромат, затем «дует на одуванчик» - максимально выдыхает ртом.
"Курочка "Ребенок сидит на стуле с опущенными руками, потом делает быстрый вдох и поднимает ручки к подмышкам, ладошками вверх, изображая крылья курочки. На выдохе опускает «крылышки», поворачивая ладошки вниз.
"Хомячок" Предложите малышу изобразить хомячка – надо надуть щеки и пройти так несколько шагов. После чего, повернуться и хлопнуть себя по щечкам, таки образом выпустив воздух. А потом пройти еще несколько шагов, дыша носом, как бы вынюхивая новую еду для нового наполнения щечек.
"Ворона" Ребёнок стоит, слегка расставив ноги и опустив руки. Делает вдох разводит руки широко в стороны, как крылья, на выдохе медленно опускает руки и произносит «каррр», максимально растягивая звук «р».
Используйте эти упражнения в работе с детьми, оздоравливая их организм!