МААМ-картинки

Логопедическая коррекция при нарушениях возвратного нерва

Каменская Екатерина Викторовна
Логопедическая коррекция при нарушениях возвратного нерва
▼ Скачать + Заказать документы

Нарушения голоса

• Голос – это совокупность разнообразных звуков, продуцированных голосовым аппаратом человека.

Нарушения голоса определяются как отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.

Афония – полная утрата голоса.

Дисфония – частичное нарушение голоса, изменение тембра, силы, резонанса.

Фонастения – повышенная утомляемость голоса и связанные с нею снижение силы голоса, хрипота.

Ринофония (ринолалия)нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Публикация «Логопедическая коррекция при нарушениях возвратного нерва» размещена в разделах

Эти термины свидетельствуют о степени проявления дефекта, но не отражают диагностического содержания, так как при одном и том же медицинском диагнозе у одного человека может быть афония, а у другого – дисфония.

Классификация изменений голоса при органических заболеваниях голосового аппарата (медицинская классификация по Василенко Ю. С.)

• Парезы и параличи гортани,

• Рубцовые стенозы гортани,

Нарушения подвижности гортани (миастения, нейрогенные парезы, миопатические парезы, артрит перстнечерпаловидного сустава,

• монохордит,

• Аллергический ринит,

• Профессиональные трахеиты,

• Кровоизлияние в голосовую складку,

• Хронический профессиональный ларингит,

• Доброкачественные образования гортани (папилломы, кисты, ангиомы, фибромы, «узелки певцов»,

• Острый профессиональный ларингит.

Голосовой аппарат.

Все органы, участвующие в голосообразовании, в совокупности образуют так называемый голосовой аппарат. В его состав входят: ротовая и носовая полости с придаточными полостями, глотка, гортань с голосовыми связками, трахея, бронхи, легкие, грудная клетка с дыхательными мышцами и диафрагмой, мышцы брюшной полости. В голосообразовании принимает участие и нервная система, соответствующие нервные центры головного мозга с двигательными и чувствительными нервами, соединяющими эти центры со всеми указанными органами.

Краткие сведения о голосовом аппарате.

• Носовая полость

• Ротовая полость

• Носоглотка

• Гортань

• Трахея

• Бронхи

• Диафрагма

Голосообразование

Источником голоса является гортань с колеблющимися голосовыми складками расстояния между голосовыми складками принято называть «голосовой щелью» при вдохе голосовая щель полностью раскрыта и приобретает форму треугольника с острым углом щитовидного хряща.

Парезы и параличи гортани

Периферические парезы и параличи гортани наступают вследствие нарушений ее иннервации при поражениях нижнего гортанного (возвратного) нерва. В силу своего расположения возвратный нерв имеет тесный контакт с органами грудной клетки – аортой, пищеводом, трахеей, крупными бронхами, железами, средостением. Заболевания каждого из этих органов могут вызвать сдавливание нерва отеком, опухолью, рубцовой тканью и т. п. нередко во время операций сердца, легких, пищевода, щитовидной железы происходит непосредственная травматизация возвратного нерва, сопровождающаяся парезом или параличом чаще одной, а иногда и обеих половин гортани.

Функция гортани при парезах и параличах гортани

• Наиболее часто парезы гортани диагностируются после струмэктомии. (Струма – узловатое или диффузное увеличение щитовидной железы) Несмотря на прогресс хирургической техники при проведении операции по удалению щитовидной железы – струмэктомии, предотвратить во всех случаях повреждения возвратного нерва не удается.

• Функция гортани характеризуется полной или значительной неподвижностью пораженной половины гортани, несмыканием голосовых складок, асинхронностью их колебательных движений, укороченной длительностью фонации. Голос нарушается по разному : от легкой осиплости до афонии. Всегда отмечаются сильное утомление, поперхивание, ощущение инородного тела в горле, рефлекторный кашель.

До начала систематических занятий необходимо выяснить:

1) Выбрать методику коррекционной работы;

2) Возможности больного в овладении навыками коррекционной работы (аудитивная оценка голоса);

3) Психолого педагогические условия успешного формирования голосообразования;

4) Уровень голосового нарушения и его характерные особенности (ознакомление с больничной картой, беседа с фониатром);

Курс восстановления голоса предполагает:

• Психотерапевтическую беседу;

Коррекцию фонационного дыхания;

Функциональные тренировки голосового аппарата с использованием специальных упражнений:

• а) Речевые упражнения, направленные на укрепление вспомогательных мышц шеи гортани с помощью заднегортанных звуков и их сочетаний с гласными;

• б) переход к йотированным звуками произнесении изолированно гласных звуков с введением их в слоги, слова;

• в) проговаривание звуков, слогов, слов с резанаторным «м», «н».

• Работа над сочетанием всех компонентов голосообразующего аппарата.

Тренировка навыков правильного физиологического дыхания

Тренировки навыков правильного физиологического дыхания постоянно сочетаются с нормализацией фонационного дыхания и активизацией двигательной функции гортани, поскольку они физиологически связаны и взаимно обусловлены.

• Занятия начинаются с упражнения «дутьё в губную гармошку» которое преследует двоякую цель: удлинение выдоха, необходимого для правильного голосоведения, и массаж гортани выдыхаемой через гармошку воздушной струей. Этот прием содействует увеличению подвижности здоровой половины гортани.

Дуть в гармошку следует медленно, протяжно, вдувая и выдувая воздух в одном и том же месте. Объем тренировки может быть вначале 30сек. За прием при постепенном увеличении нагрузки до 1 мин.

1 этап фоноупражнений:

• 1. Произносить коротко, отрывисто заднегортанный звук «К» в сочетании с гласными звуками при фиксации поврежденной стороны гортани (придавливание щитовидного хряща к средней линии гортани) :

«КЕ - КЕ», «КА -КА», «КУ -КУ», «КО - КО»,

• 2. Проговаривание словосочетаний с грассированием звука «Р» :

«КРА» «КРО» «КРУ» «КРЕ» КРЫ» «КРИ».

2 этап фоноупражнений:

1. Коротко отрывисто на задержанном дыхании произносят слоги: «ТА», «ТО», «ТУ», «ТИ», «ТЕ». Упражнение выполняется в замедленном темпе.

2. Произнесение двойного слога с ударением на втором слоге, коротко: «ТА-АК», «ТО-ОК», «ТУ-УК», «ТЕ-ЕК», «ТИ-ИК».

3. Затем переходим к работе с гласными.

«А А», «О О», «У У», «Э Э», «И И».

4. После усвоения произнесения гласных звуков применяют упражнения с йотированными звуками

а) «АЙ», «ОЙ», «ЁЙ», «ЮЙ»;

5. Включение сочетаний звуков: «АЭ», «АО»,«АОЭ»,«АУО» т. д.

3 этап фоноупражнений:

1. Толчки этого звука в «М» в «маску», коротко отрывисто.

2. Со звуком «М» произнести слоги «МА», «МО», «МУ».

3. Слогосочетания : «МО-МО», «МА-МА», «МУ-МУ», «МЭ-МЭ».

4. Слоговые упражнения «НА-НА»,«НО-НО»,«НУ-НУ»,«НЭ-НЭ»

5. Слова,фразы,предложения с выделением резонаторного «М».

6. Чтение хорошо знакомых стихотворений.

Прогноз специального восстановительного обучения при патологии голоса различной этиологии определяется рядом факторов

• 1) тяжестью нарушения,

• 2) длительностью голосового расстройства,

• 3) типом нервной системы пациента,

• 4) его отношением к дефекту,

• 5) состоянием слуха,

• 6)компенсаторными возможностями организма.

Публикации по теме:

Индивидуальный подход к детям при выборе сценариев и ролей при постановке представлений Индивидуальный подход к детям при выборе сценариев и ролей при постановке представлений. Огромным стимулом для развития и совершенствования.

Фольклорное развлечение «При солнышке — тепло, при матери — добро»Фольклорное развлечение «При солнышке — тепло, при матери — добро» Разновозрастноая группа 5-7 лет. Здравствуйте гости дорогие!Давно вас поджидаем, праздник без вас не начинаем. Приглашаем вас на забавушкуна.

Использование дидактических игр при нарушениях слоговой структуры слова у детей с ТНР в подготовительной группе Слоговая структура слова является необходимым элементом для формирования всех компонентов речи. У детей наблюдаются элизии (сокращение и.

Комплекс физических упражнений при нарушениях осанки в сагитальной плоскости: сутулой и круглой спине 1. Ноги на ширине плеч, в руках гимнастическая палка. На счет 1-2 палку занести за лопатки, подтянуть живот; 3-4 - вернуться в и. п. 8-10.

Конспект НОД в средней группе компенсирующей направленности. Тема: «При солнышке — тепло, при матери — добро» .

Логопедическая квест-игра в коррекционной работе учителя-логопеда при автоматизации звуков [р]-[р’] у детей с ТНРЛогопедическая квест-игра в коррекционной работе учителя-логопеда при автоматизации звуков [р]-[р’] у детей с ТНР Логопедическая квест - игра в коррекционной работе учителя – логопеда при автоматизации звуков (р (рь) у детей с ТНР» В связи с внедрением.

Пластилинография «При солнышке тепло, при матери добро»Пластилинография «При солнышке тепло, при матери добро» Пластилинография "При солнышке тепло, при матери добро" Мои девочки Ситникова Лиза и Комарова Катя приняли участие в городском конкурсе.

Проект «При солнышке тепло, при матушке добро» Тип проекта: краткосрочный, 1 неделя. Актуальность темы: День Матери - один из самых лучезарных праздников в детском саду и в школе. Несмотря.

Развитие коммуникативных навыков при работе с картиной при помощи ТРИЗ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема (проект. событие): Развитие коммуникативных.

Стенгазета «При солнышке тепло, при мамочке добро!» (средняя группа)Стенгазета «При солнышке тепло, при мамочке добро!» (средняя группа) День матери – это самый нежный праздник, созданный, чтобы вспомнить о самом важном человеке, о маме, которая заслуживает внимания каждый.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Логопедическая коррекция при нарушениях возвратного нерва
Опубликовано: 20 марта 2019 в 16:55
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логопедическая коррекция при нарушениях возвратного нерва» (включая файлы) размещена пользователем Каменская Екатерина Викторовна (УИ 1842394) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД