Мирца Химоян
Развитие коммуникативных навыков при работе с картиной при помощи ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми
Тема (проект. событие) : Развитие коммуникативных навыков при работе с картиной при помощи ТРИЗ
Форма НОД: интегрированное занятие
Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная) групповая
Учебно-методический комплект: ___
___
___
Средства:
наглядные___ мультимедийные: картина
литературные ___
Публикация «Развитие коммуникативных навыков при работе с картиной при помощи ТРИЗ» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
музыкальные ___
ЗАДАЧИ
образовательной программы Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы
1. Воспитательная :
- воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности;
2. Развивающая :
- развивать умение детей строить предложения на основе установленных взаимосвязей.
3. Образовательная:
Учить детей описывать воспринимаемое через различные органы чувств. Учить рассказывать об объектах на картине, представляя их прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты. Упражнять в умении подбирать название картины, отражающее ее смысл. Продолжать совершенствование грамматического и синтаксического строя речи. Артем С., Илья П.
Развитие индивидуальных способностей ребенка, познавательного интереса, речевых, коммуникативных навыков и творческого воображения, восприятия через разные органы чувств, мелкую и общую моторику, координацию движений; Маша П., Ксюша С
Развитие коммуникативной компетентности дошкольников на основе организации совместной деятельности (умения работать над картиной в команде, эффективно распределять обязанности, развитие навыков межличностного общения и коллективного творчества).
Воспитывать умение следовать социальным нормам поведения и правилам, способность, оказывать помощь, учитывать чувства других людей. Вика Т., Сергей Т.
Планируемый результат (продукт деятельности, компетентности, качества) Приобретен новый познавательный опыт, который дети могут применять самостоятельно, владеют навыками взаимодействия со сверстниками и взрослыми в разных видах деятельности.
- Возрастная группа: старшая группа.
- Условия проведения:
Форма НОД: интегрированное занятие.
Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная).
Интеграция областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие» «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Этапы
(последовательность) деятельности Содержание деятельности Действия, деятельность педагога Действия, деятельность детей
Планируемый результат
1. Этап
ознакомления с методом
Предварительный мотивация на совместную деятельность - "Доброе утро, дети!
- Я принесла с собой волшебную коробочку
- Все что сегодня с нами произойдет- будет волшебным. Итак, волшебство начинается…
Педагог приглашает детей в стать в круг и подарить улыбку соседу.
Собрались ребята в круг.
Ты мой друг и я твой друг.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
- Я вам желаю, чтобы такое настроение было на протяжении всей нашей встречи. Обеспечивает доступность, привлекательность Дети заходят в группу, здороваются, занимают удобные для них места. Эмоциональный настрой.
Готовность детей к общению со взрослым и совместной деятельности
2. Этап
организации
системы игр и творческих заданий по освоению
метода
Организационный
Игровая ситуация, побуждающая интерес
детей к новому знанию
Содержательно-операционный Педагог:- Ребята, как вы думаете, почему перед нами на экране картина?
А вы хотите составить по ней рассказ при помощи волшебства?
Я так и знала, поэтому утром заглянула в волшебную книгу заклинаний и прочла как вызвать сюда волшебника.
Нам необходимо сесть в круг на ковре:
- Абра-кадабра бумс. (дети хлопают кулачками около себя)
-Абра-кадабра-бумс (дети хлопают по коленкам)
-Абра-кадабра-бумс (встают и хлопают кулак о кулак)
- Абра-кадабра-бумс (хлопают в ладоши)
Топ, топ, хлоп, хлоп вокруг себя повернись
Лицом к лицу с волшебником столкнись!
Из-за занавеса театра появляется голова волшебника.
Волшебник: Здравствуйте, ребята! Зачем вызывали?
Воспитатель: Уважаемый волшебник! Мы хотим, чтобы ты помог нам составить рассказ по картине.
Волшебник: Ах, вот оно что! Тогда садитесь на стульчики и слушайте.
Меня зовут Волшебник Дели. Я умею делить картину на части. Сейчас я выберу себе помощников. Для этого у меня имеется волшебная палочка. (прикасается к некоторым детям). Они встают.
Для того, чтобы поточнее рассмотреть картину мы возьмём подзорную трубу. (руки, либо из бумаги). Нужно навести на один предмет и назвать его.
Говорим так: я вижу девочку…и т. д.
Воспитатель: Спасибо тебе, Волшебник! Ты наверное утомился, отдохни. (волшебник усаживается около ребят).
Ребята, давайте представим, что мы оказались около этой комнаты на картине, приоткрыли дверь и услышали звуки вместе с этими ребятами. Что это могут быть за звуки.
Дети отвечают, Волшебник включает: шум ветра, щебетание снегирей, скрип снега, шум самолёта или вертолёта.
Вот здорово, мы озвучили картину.
Ребята, оказывается, Волшебник Дели знает ещё один приём работы с картиной.
Волшебник: Да, да. Для этого мне надо подготовиться. Поможете мне?
Физкультминутка
Вот на ветках, посмотри,
(4 хлопка руками по бокам)
В красных майках снегири.
(4 наклона головы.)
Распушили перышки, Греются на солнышке.
(Частые потряхивания руками, опущенными вниз)
Головой вертят,
Улететь хотят. —
(2 поворота головы на каждую строку.)
Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью, за метелью!
(Разбегаются по комнате, взмахивая)
-Стимулирует любознательность детей, интерес
-
Формирует умения устанавливать причинно-следственные связи.
Организует физическую разминку, двигательную активность в непринуждённой обстановке
Закрепляет знания, полученные в ходе этапов составления рассказа
Создаёт проблемную ситуацию, показывает и свою заинтересованность.
Побуждает детей к описанию возможных ощущений и предлагает мысленно прислушаться, вдохнуть запахи, попробовать на вкус, притронуться рукой т. д. Развитие восприятия через разные органы чувств.
Создаёт проблемную ситуацию, показывает и свою заинтересованность.
Проводит физкультминут-
ку.
Актуализация знаний детей
Включение детей в целеполагание
Побуждение к деятельности, эмоциональный
настрой
Слушают, рассуждают.
Дети проговаривают слова, выполняют движения согласно тексту.
Изображают «подзорную трубу»;
называют предметы которые видят на картине и помещают предметную картинку на магнитную доску.
Выражают собственные мысли. Сосредотачивают внимание.
Осуществляют контроль и взаимоконтроль.
Проявление инициативности в общении со взрослым и сверстниками.
Представляют возможные звуки и запахи, исходящие от объектов как изображенных на картине так и предполагаемых за ее пределами.
Демонстрируют двигательную активность.
Введение в тему эмоциональное погружение.
.
Умение использовать речь взрослого как источник информации при выполнении заданий.
Проявление инициативности в общении со взрослым и сверстниками.
Снятие статической нагрузки.
3. Этап
продуктивной деятельности
Ценностно-волевой Дети встают в круг с воспитателем, волшебник сидит в центре и меняет значок на цилиндре. Дети произносят заклинание, как в начале занятия.
Волшебник встаёт, на цилиндре значок со стрелками. Дети садятся.
Волшебник: Сейчас, я зовусь «Объединяй». Сначала мы разобрали картину на части, а теперь объединим части в целое. Соединим два предмета с картины и объясним почему они связаны. Составим предложение.
Воспитатель: Можно говорить так. Я считаю, что можно объединить окно и девочку, так как девочка внимательно смотрит в окно.
Воспитатель: Ну, а сейчас последнее задание, которое называется «Ожившая картина». Но без твоего волшебства нам не обойтись.
Волшебник: В руки палочку возьму
Ею тихонечко взмахну
1,2,3 открываем глазки мы.
Воспитатель: Заклинание В. Поможет нам оживить картину. Я предлагаю вам превратиться в конкретные предметы или людей на картине и составить рассказ от их имени.
Воспитатель: Ребята, какие интересные истории у нас получились. При помощи нашего замечательного волшебника работа с картиной получилась очень увлекательной и интересной! Мы рассмотрели её в подзорную трубу, озвучили и даже оживили.
Волшебник: Спасибо вам, ребята, я рад, что моё волшебство помогло вам составить рассказ по картине. Ну а теперь мне пора на помощь к другим ребятам. До новых встреч. Уходит!
3. Игра «Вхождение в картину». Представьте себе, что вы попали в эту комнату, закройте глаза, прислушайтесь. Появился волшебник «Я слышу».
-Что вы слышите в комнате? слышу как шелестят книги, как разговаривает девочка, тишину, звук отодвигающегося стула).
- «Когда я трогаю руками…» («Я трогаю руками).
Книга – твердая, мягкая, бумага шершавая, гладкая; лампа – горячая; шкаф, стол – деревянный, тяжелый; пол – гладкий, твердый, шероховатый.
Мы вместе с волшебниками слушали, смотрели, ощущали. А хотите поиграть с ними.
Начните рассказ словами «Однажды…».
- составление рассказа детьми
Закрепляет знания, полученные в ходе этапов составления рассказа Дети встают в круг, произносят заклинание, как в начале занятия.
На магнитной доске объединяют предметы маркером и строят предложения.
Дети при помощи волшебника и воспитателя составляют рассказы.
4. Этап
Рефлексии
Рефлексирующий
Выводы о проделанной работе
Скажите, что больше всего вам понравилось, О чем еще хотелось бы узнать? (Выход на новую проблему)
- Где пригодятся вам эти знания?
Воспитатель: Понравилась вам работа с картиной? Если у вас всё получилось и было интересно, то поднимите большой пальчик. Если что-то не получилось, было скучно, то опустите палец вниз.
5. Этап
оценки
уровня
творческих
работ Составить свою волшебную книгу с иллюстрациями и прочитать или показать другим детям.