Папки-передвижки

Логопедическая работа как направление психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста

Бадритдинова
Логопедическая работа как направление психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Анотация: В статье представлено направление психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: логопедическая работа, дети младшего школьного возраста

Демократизация и гуманизация общества, реалии его жизни требуют изменения отношения людей к окружающей действительности. Это сложный процесс, поскольку предполагает разрушение устойчивых стереотипов в сфере социальных и профессиональных отношений.

Публикация «Логопедическая работа как направление психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста» размещена в разделах

Особенно актуальна эта проблема для педагогической деятельности. Увеличение количества детей с особыми образовательными проблемами нуждается в перестройке обучения и воспитания. Концепция перестройки предусматривает принципиальное изменение взгляда на ребенка, избавляясь существующих стереотипов и установок, на которых преимущественно строятся действия педагога.

С одной стороны, сложившиеся стереотипы помогают учителю делать выводы об индивидуальности ученика в соответствии с его внешнем видом и поведением; быстро ориентироваться в педагогической ситуации и выбирать стратегию поведения в отношении конкретного ученика; классифицировать и разделять учеников на типы по определенным характеристикам. С другой - если поведение педагога преимущественно строится на негативных стереотипных действиях и установки охватывают все сферы педагогической деятельности - это усложняет и резко снижает эффективность его

работы.

Организация и внедрение эффективного обучения детей является одним из основных запросов современности. Проблема создания образовательной среды, которая отвечала бы потребностям и возможностям каждого ребенка, находит решения в многочисленных фундаментальных и прикладных разработках отечественных педагогов, психологов и методистов, среди которых стоит выделить работы таких исследователей как

Э. М. Александровская и др, А. П. Овчарова, М. И. Рожков,

А. Л. Сиротюк, Л. Г. Субботина и др.

Немаловажно, что психолого-педагогическое сопровождение до сих пор не имеет завершенного целостного научного описания, в нем наблюдаются признаки, относящиеся к различным отраслям научного знания: педагогики, социальной педагогики, психологии, социологии. Оно отождествляется с методами и формами воспитания, такой позицией педагогов как «свободное общение», «дружеские отношения взрослого и ребенка», «внутренний настрой». Поэтому цель данного раздела - раскрыть особенности системы психолого-педагогического сопровождения как организационно-методической формы, которая реализуется в двух направлениях : создание условий для соответствующего беспрепятственного обучения ребенка и его непосредственной подготовки к введению в общеобразовательную

среду.

Изучив литературу, ознакомившись с опытом ученых-практиков, предлагаем обратить внимание на то, что особенностью психолого-педагогического сопровождения является необходимость решения задач личностного развития и воспитания младшего школьника в сложных условиях модернизации системы образования.

В. М. Астапов отмечает, что психолого-педагогическое сопровождение различных групп младших школьников осуществляется по-разному. Стратегическая линия психолого-педагогическое сопровождения связана с психолого-физиологическими особенностями и моральными задачами данного возраста. Обычно психолого-педагогическое сопровождение рассматривают как одно из звеньев воспитательной работы, именно из-за отсутствия мотивации, а также из-за недостаточного понимания важности этого вида работы, в связи с чем активное участие во внедрении психолого-педагогического сопровождения отказывается принимать значительное количество субъектов учебно-воспитательного процесса. Стоит подчеркнуть, что ложным является утверждение многих педагогов, что психолого-педагогическим сопровождением должен заниматься исключительно психолог заведения, ведь большинство своих проблем в обучении младших школьников основываются именно на недоразумениях в общении именно с преподавателем, а потому создавать комфортные условия обучения и воспитания, обеспечивать здоровую психоэмоциональную атмосферу должны психологически осведомленные участники учебно-воспитательного процесса.

Итак, как видим, высокий уровень психологической культуры преподавателей будет способствовать эффективному внедрению психолого-педагогического сопровождения в учебно-воспитательный процесс заведения.

Стоит отметить, что Е. Н. Сороколетова под практической реализацией комплексной адаптации ребенка в общеобразовательную среду подразумевает создание инновационных, постоянно действующих организационно-методических форм в виде системы психолого-педагогического сопровождения обучения и развития детей по всей образовательной вертикали (от раннего вмешательства до получения ими профессии). Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение как пролонгированный процесс, в первую очередь направлено на предупреждение возникновения или устранения уже имеющихся у детей дестабилизирующих факторов, формирование их адаптивных функций, обеспечения оптимального развития и получение ими качественного образования в условиях общеобразовательного учреждения.

Психолого-педагогический аспект сопровождения обнаруживает определенные особенности деятельности участников педагогического процесса: учителей в их взаимодействии с учениками, родителями, учеными, руководителями образования. С одной стороны, стоит учитывать эти психологические особенности для создания благоприятных условий образования и творческой деятельности, а с другой стороны, необходимо рассматривать личностное развитие участников образовательной деятельности как отдельный самоценный результат. Таким образом, должен быть обеспечен психологический комфорт и условия для развития и реализации способностей всех участников образовательного процесса: учащихся, учителей, руководителей, родителей.

В свою очередь, Р. Э Кодермятов и др. отмечают, что на сегодняшний день, в виду трансформационных процессов в образовательной сфере, одним из приоритетов в школьной среде провозглашен компетентностный подход, который преимущественно базируется на организации проектной деятельности и ее составляющих, что видно из содержания ключевых компетенций, которые должны быть сформированы в процессе развития личности ученика.

Так, учитывая общепринятые «ключевые» компетенций - изучать, искать, думать, сотрудничать, браться за дело, адаптироваться – стоит помнить, что в образовательном процессе также немаловажной является творческая направленность, ориентированная на достижение конкретного результата деятельности. Практически все перечисленные умения так или иначе являются необходимыми составляющими психолого-педагогического процесса, который содержит такие составляющие как мотив, цель,

операции.

Мотив предполагает поиск ответа на вопрос: для чего осуществляется деятельность? Для повышения уровня самообразования, реализации творческого потенциала, расширение познавательных возможностей, упорядочения знаний - все это умение, входящих в ключевой компетенции - «изучать».

Цель психолого-педагогического сопровождения часто предполагает не только овладение определенным знанием, умением или навыком, но и развитие определенных личностных качеств учеников. В частности, это, как правило, развитие умений, касающихся практически всех ключевых компетенций:

• компетенции «искать» : получать информацию из разных источников;

• компетенции «изучать» : уметь извлекать пользу из своего опыта, уметь решать проблемы;

• компетенции «думать» : видеть взаимосвязи между явлениями, событиями и процессами, развивать умение критического отношения к информации, иметь собственную позицию и тому подобное;

• компетенции «сотрудничать» : научиться работать в коллективе, договариваться, принимать решения;

• компетенции «адаптироваться» : научиться использовать новые знания для решения проблем, гибкость, умение находить новые решения.

Операции - способы и приемы, используемые для осуществления учебной деятельности, от постановки цели до достижения конкретного результата, требующие от личности применения всех ключевых

компетенций.

Действительно, реализация компетенции «изучать» в рамках психолого-педагогического сопровождения предусматривает в частности умение решать проблемы, организовывать взаимосвязь своих знаний и свои собственные приемы изучения, в связи с чем, можно заключить, что психолого-педагогическое сопровождение становится все более интегрированным, поскольку требует привлечения информации, методов и технологий из разных областей знаний.

Список использованной литературы:

1. Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования :

методическое пособие [Текст] / О. Е. Грибова – М. : АРКТИ, 2017. – 80 с.

2. Лалаева, Р. И., Венедиктова, Л. В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и

письма у младших школьников : учебно - методическое пособие [Текст] / Р. И. Лалаева, Л. В.

Венедиктова. – СПб. : Изд - во «СОЮЗ», 2001. – 224 с.

3. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей : учебно - методическое пособие

[Текст] / А. Н. Корнев – СПб. ; ИДУМиМ, 1997. – 286 с.

4. Логопедия : учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений [Текст] /

под ред. Л. С. Волковой. – 5 - е изд., перераб. и доп. – М. : гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,

2004. – 704 с.

5. Логопедия. Теория и практика [Текст] / под ред. Филичивой Т. Б. – М. : Эксмо, 2017.

– 608 с.

6. Парамонова, Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей [Текст] / Л. Г.

Парамонова. – СПб. : Лениздат; Издательство «Союз», 2001. – 240 с.

7. Тамбовцева, А. Г. О дифференцированном подходе к детскому словотворчеству и

словообразованию [Текст] / А. Г. Тамбовцева // Проблемы индивидуального подхода к

детям дошкольного возраста. – Пермь, 1978. – 199 с.

8. Туманова, Т. В. К проблеме развития процессов словообразования у младших

школьников с общим недоразвитием речи [Текст] / Т. В. Туманова // Дефектология. – 2004.

– N5. – С. 34 - 41.

9. Цейтлин, С. Н. Язык и ребё нок : Лингвистика детской речи : учеб. пособие для студ.

высш. учеб. заведений [Текст] / С. Н. Цейтлин – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. –

240 с.

© З. Т. Бадритдинова, Е. В. Резникова, 2019

Публикации по теме:

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Динамическая открытка «Акула» для детей младшего школьного возрастаДинамическая открытка «Акула» для детей младшего школьного возраста Фрагмент занятия. Здравствуйте, ребята! Рассаживаемся по местам. Я всех вас очень рада видеть. Сегодня для работы нам понадобится цветной.

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ Ф. И. О. ребёнка:___ Возраст:___ Группа:___ Диагноз:___ Направление: коррекция.

Конспект занятия «Робот» для детей младшего школьного возрастаКонспект занятия «Робот» для детей младшего школьного возраста Цель занятия: сконструировать робота из картона. Задачи: Образовательные: учить детей конструировать робота из картона, соблюдая симметрию.

Лэпбук «Транспорт» для детей младшего школьного возраста.Лэпбук «Транспорт» для детей младшего школьного возраста. Дидактическое пособие лэпбук «Транспорт» представляет собой картонную папку формата А4 и предназначен для взаимодействия педагога с детьми.

Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть III) часть 1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Задачи этапа -анализ и оценка успешности прохождения адаптации детьми (в целом и индивидуально); -анализ причин.

Подвижные игры для детей младшего школьного возрастаПодвижные игры для детей младшего школьного возраста Добрый день, коллеги! Приглашаю Вас вспомнить своё детство и поиграть вместе с нами в подвижные игры! Ещё десять лет назад такие игры,.

Проект «Дружная семья» с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект "Дружная семья" с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект разработан:.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации тревожных детей Пояснительная записка Актуальность Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическая работа как направление психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста
Опубликовано: 31 марта 2020 в 12:25
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логопедическая работа как направление психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Бадритдинова (УИ 2277417) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД