Лучший педагог года

Логопедическая работа по формированию глагольного словаря у дошкольников с ОНР средствами опытно практической деятельности

Наталья Левшина
Логопедическая работа по формированию глагольного словаря у дошкольников с ОНР средствами опытно практической деятельности

ВВЕДЕНИЕ

Проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о состоянии глагольного словаря при различных речевых нарушениях и о методике его развития является одним из актуальных.

Несмотря на то, что в последние годы проводились исследования словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи, особенности его формирования изучены недостаточно полно.

Публикация «Логопедическая работа по формированию глагольного словаря у дошкольников с ОНР средствами опытно практической деятельности» размещена в разделах

Авторы подробно описывают нарушения речи у детей с ОНР, отмечая ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, вербальные парафазии, несформированность семантических полей, трудности актуализации словаря.

Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии наряду с другими видами работ рекомендуется использовать опытно-практическую деятельность детей. Наиболее полно и отчетливо воспринимается и запоминается ребенком то, что было ему интересно, что было исследовано им самостоятельно. На логопедических занятиях дети могут не просто учиться чему-либо, а самостоятельно пробовать, экспериментировать, добывая знания.

Несмотря на большое количество имеющегося опыта по формированию глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи, на сегодняшний день проблема предикативной лексики у данной категории детей себя не исчерпала, что подтверждает актуальность выбранной темы «Логопедическая работа по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами опытно-практической деятельности».

Проблема исследования – совершенствование логопедической работы по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами опытно-практической деятельности.

Цель исследования – разработать методические рекомендации по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами опытно-практической деятельности.

Объект исследования – формирование глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования – методические рекомендации по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами опытно-практической деятельности.

В ходе работы были поставлены задачи исследования:

1. Изучить литературу по теме исследования, обосновать проблему.

2. Отобрать диагностический материал для исследования глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

3. Провести исследовательскую работу по изучению уровня сформированности глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

4. Разработать методические рекомендации по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами опытно-практической деятельности.

Методы исследования: анализ литературы по исследуемой проблеме; педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ полученных результатов.

Теоретико-методологической основой явились работы по изучению особенностей лексики детей с общим недоразвитием речи и созданию методик коррекционной работы О. Н. Громовой, Л. П. Ефименковой, Н. С. Жуковой, Р. И. Лалаевой, Р. Е. Левиной, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной.

База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 2 «Родничок» п. Прохоровка.

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проанализировав литературу по проблеме исследования, мы рассмотрели следующие вопросы: понятие глагола. формирование глагольного словаря в онтогенезе; особенности глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи; возможности использования опытно-практической деятельности в логопедической работе для формирования глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Таким образом, многие авторы говорят о ведущем положении предикативной лексики в системе языка. Об усвоении глагола в онтогенезе можно сказать, что эта часть речи формируется и усваивается ребенком не сразу, а постепенно. Это связано с постепенным формированием речи ребенка и прохождением каждого из этапов усвоения языка.

Дошкольники с общим недоразвитием речи значительно отстают от своих сверстников по всем параметрам развития речи. Глагольный словарный запас страдает у детей с ОНР на всех уровнях речевого развития. Характерными трудностями для старших дошкольников с общим недоразвитием речи в формировании глагольного словаря являются : выделение существенных дифференциальных семантических признаков; недоразвитие мыслительных операций сравнения и обобщения; недостаточная активность процесса поиска слова; несформированность семантических полей внутри лексической системы языка; неустойчивость парадигматических связей внутри лексической системы языка; ограниченность объема словаря.

Опытно-практическая деятельность в логопедической работе способствует речевому развитию, в частности, формированию глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи, а также, кроме этого опытно-практическая деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ФОРМИРОВАНИЯ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Целью констатирующего этапа было выявление особенностей глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Базой исследования было Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 2 «Родничок» п. Прохоровка.

В исследовании приняли участие две группы по 12 старших дошкольников одинакового возраста:

экспериментальная группа – дошкольники с общим недоразвитием речи;

контрольная группа – дошкольники без речевой патологии.

Для исследования уровня сформированности глагольного словаря у старших дошкольников мы апробировали методику О. Б. Иншаковой

Содержательную основу эксперимента составили следующие задания:

«Кто больше назовёт действий?»;

«Придумай свои варианты слов»;

«Кто как голос подает?»;

«Кто что делает?»;

«Скажи наоборот»;

«Скажи слова приятели».

Таким образом, результаты исследования уровня сформированности глагольной лексики в экспериментальной группе следующие: высокий уровень – 0%, средний уровень – 25%, низкий уровень – 75%.

Результаты исследования уровня сформированности глагольной лексики у дошкольников без нарушений речи следующие: высокий уровень – 25%, средний уровень – 66,7%, низкий уровень – 8,3%.

Сравнительный анализ показал, что для детей экспериментальной группы характерен низкий уровень сформированности глагольного словаря (75,%, а для детей контрольной группы – средний (66,7%, при этом также отмечается у некоторых детей и высокий уровень (25%). Говоря о качественных характеристиках глагольной лексики у детей обеих групп, необходимо отметить, что для дошкольников с ОНР и дошкольников без нарушений речи особенно трудным оказался подбор синонимов и антонимов к предложенным словам, чаще всего вместо антонимов называли слова с частицей НЕ, при подборе синонимов – называли лишь знакомые им слова, что говорит о ограниченном активном словарном запасе. При выполнении предложенных заданий дошкольники контрольной группы более успешно справлялись с ними, по сравнению с детьми экспериментальной группы.

Анализ результатов исследования позволил сделать вывод о том, что у всех детей с ОНР вызвали трудности задания на подбор синонимов и антонимов к глаголам. При выполнении заданий дети допускали многочисленные неточности и ошибки. У многих встречались отказы от ответа, повторы слов-стимулов, что свидетельствует о недостаточном умении выделять существенные признаки глагола и на их основе выбирать глагол противоположного и сходного значения. Среди неверных ответов значительное место принадлежало реакциям, семантически близким стимулу, случайным ответам, воспроизведению однокоренных слов – данные явления указывают на ограниченный словарный запас глаголов, неточное понимание значений слов-стимулов, существенное нарушение формирования лексической семантики. В целом результаты исследования показали, что контингент дошкольников с ОНР (с третьим уровнем развития речи) неравномерен по степени сформированности глагольной лексики. Одни дети демонстрируют состояние лексики, которое условно можно охарактеризовать как «вхождение в третий уровень развития речи». Другие дети находятся ближе к границе перехода от третьего уровня к четвертому уровню ОНР.

На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, результатов констатирующего эксперимента были разработаны методические рекомендации по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами опытно-практической деятельности.

В логопедической работе по формированию глагольного словаря у детей с ОНР необходимо опираться на общедидактические (систематичности и последовательности, доступности, индивидуального подхода) и специфические принципы (принцип развития, онтогенетический принцип, принцип деятельностного подхода).

Логопедическую работу необходимо осуществлять поэтапно:

1 этап – подготовительный.

Цель: создание базы для развития глагольного словаря, то есть обогащение опыта детьми в процессе расширения представлений ребенка об окружающей действительности; накопление импрессивного словаря, уточнение значений слов.

2 этап – основной.

Цель: актуализация глагольного словаря; совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь. На данном этапе дошкольники выполняют задания логопеда средствами опытно-практической деятельности.

3 этап – заключительный.

Цель: использование разнообразных глаголов в связной речи. На данном этапе используется опытно-практическая деятельность детей, в которой целью является применение глаголов в самостоятельной речи.

В табл. 2.1 представлена логопедическая работы по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами опытно-практической деятельности.

Таблица 2.1

Логопедическая работа по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами

опытно-практической деятельности

Этапы Направления работы Содержание работы

1 этап - Подготовительный 1. Обогащение опыта детьми в процессе расширения представлений ребенка об окружающей действительности; 2. Накопление импрессивного словаря;

3. Уточнение значений слов. «Объясни разницу»

«Кто как голос подает»

«Кто что делает»

«Скажи наоборот»

«Подумай и ответь»

«Кто больше назовёт слов»

Что делают эти животные?

Кто чем занимается?

2 этап – Основной 1. Актуализация глагольного словаря; 2. Совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь. Лексическая тема

Фрукты

Овощи «Мы скажем и покажем»

«Поделись»

«Готовим»

Профессии «Собери конструктор»

«Кто больше»

Семья «Что умеет человек? «

«Моя семья»

«Кто что делает?»

Животные «Покажи пропущенные слова»

«Кто как передвигается»

«Какие действия»

Времена года «Нарисуй слово»

«Назови действие»

3 этап - Заключительный 1. Применение глаголов в самостоятельной речи. «Делай и говори»

«Как ты делал»

«Приготовь»

«Что ты можешь делать»

«Составляй и рассказывай»

Важным аспектом в логопедической работе является взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей группы. Логопедическая работа будет эффективнее, если воспитатели будут активно участвовать в ней, так, задачами воспитателей являются следующие:

расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.);

уточнение значений слов;

формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов (денотативного, понятийного, коннотативного, контекстуального);

активизация словаря, совершенствование, процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.

Воспитатели могут использовать задания и игры для формирования глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в режимных моментах и при проведении своих занятий, тем более использование опытно-практической деятельности происходит постоянно в работе с детьми.

Ни одна коррекционно-развивающая программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в коррекционно-образовательном процессе. Мы составили план работы логопеда и семьи. Формы работы с семьей следующие : индивидуальная (индивидуальные тематические консультации, индивидуальные занятия-практикумы «родитель + ребенок», индивидуальные встречи с родителями, групповая (родительские собрания, семинары – практикумы, педагогические гостиные, совместные праздники и развлечения, практические занятия для родителей, занятия – тренинги, посещение логопедических занятий родителями, наглядно-информационная (тетрадь для домашних заданий, стенды для родителей, памятки).

Таким образом, логопедическая работа по формированию словаря дошкольников с общим недоразвитием речи носит комплексный характер. Для эффективности коррекционно-образовательной деятельности с детьми данной категории необходимо тесное взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями и семьей. Для детей предложена система работы, включающая определенные этапы, и задания к каждому этапу, определены задачи для воспитателей и план работы с семьей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ психолого-педагогической литературы и сложившейся практики работы логопедов в детских садах показывает, что у детей старшего дошкольного возраста все чаще имеются нарушения речи связанные c формированием глагольного словаря. Глагол формируется и усваивается ребенком постепенно, это связано с постепенным формированием речи ребенка и прохождением каждого из этапов усвоения языка. Также выяснили, что трудности в накоплении глагольного словарного запаса ярко проявляются у детей с общим недоразвитием речи. Возможности использования опытно-практической деятельности в логопедической работе достаточно многогранны, в частности, применяя ее можно способствовать формированию глагольной лексики, оперируя с предметами, изучая их, дошкольники с общим недоразвитием речи приобретают новые слова-действия в активном словаре, а также происходит развитие наблюдательности, интереса, других сторон речи.

Для исследования уровня сформированности глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи мы апробировали методику О. Б. Иншаковой. Исследование особенностей глагольного словаря у дошкольников с ОНР показал, что для детей данной категории характерен низкий уровень, который составил 75%, средний уровень составил 25%; у детей без нарушений речи характерным является средний уровень, который составил 66,7%, также отмечен у одного ребенка низкий – 8,3% и у троих отмечен высокий уровень – 25%.

Методические рекомендации включают описание этапов логопедической работы по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами опытно-практической деятельности, задачи воспитателей, план работы учителя-логопеда с родителями. Логопедическая работа включает три этапа : подготовительный, основной и заключительный, для каждого этапа предложены конкретные задания.

Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бабайцева, В. В. Русский язык [Текст]. – М. : Просвещение, 2008. – 231 с.

2. Бельтюков, В. И., Салахова, А. Д. Об усвоении ребенком звуковой (фонемной) системы языка [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/257035/

3. Бушкова, Л. Н. Логопедическое занятие с использованием экспериментальной [Электронный ресурс]. Режим доступа: деятельности https://festival.1september.ru/articles/660109/

4. Волкова, Л. С. Логопедия : Учеб. для студ. Дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений [Текст] / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская. – М. : ВЛАДОС, 2002. – 680 с.

5. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст]. – М, 2005. -352 с.

6. Гагарина, Н. В. Становление грамматических категорий русского глагола в детской речи [Текст]. – СПб. : Наука, 2008. – 275 с.

7. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. – СПб. : Питер, 2009. – 458 с.

8. Жаренкова, Г. И. Понимание грамматических отношений детьми с ОНР [Текст] // Хрестоматия по логопедии : В 2 т. Т. II /Под. ред. Л. С. Волковой. – М. ,1997. – 53с

9. Жинкин, Н. И. Механизмы речи [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/310286/

10. Жукова, Н. С. Отклонения в развитии детской речи [Текст]. – Екатеринбург, 2006. – 316 с.

11. Жукова, Н. С., Мастюкова, Е. М., Филичева, Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/291097/

12. Зуева, Т. В. Игры-эксперименты в логопедической работе с двуязычными детьми дошкольников [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2013/04/14/igry-eksperimenty-v-logopedicheskoy-rabote-s

13. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда 2-е изд. испр. и дополн [Текст]. – М. : ВЛАДОС, 2008. – 279 с.

14. Ковшиков, В. А., Глухов, В. П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности [Текст]. – М. : Астрель, 2007. – 224 с.

15. Кроткова, А. В., Дроздова, Е. Н. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] // Логопед. – 2004. – № 1. – С. 26-34

16. Лалаева, Р. И., Серебрякова, Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]. – Спб. : Изд-во «СОЮЗ», 2001. – 236 с.

17. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики [Текст]. – М. : Смысл, 2003. – 287 с.

18. Лурия, А. Р. Язык и сознание [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.libros.am/book/read/id/369427/slug/

19. Милютина, Л. В. Особенности глагольной лексики и навыка образования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи / Л. В. Милютина, О. Д. Михайлова [Текст] // Логопед в детском саду. – 2009. – № 8 (43). – С. 22-27.

20. Основы теории и практики логопедии : учебное пособие [Текст] / ред. Р. Е. Левина. – М. : АльянС, 2013. – 367 с.

21. Панько, Е. А. Психическое развитие детей в норме и патологии [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.studfiles. ru/preview/399175/

22. Пимкина, И. Н. Игры-эксперименты на логопедических занятиях // Логопедический портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://logoportal.ru/statya-14932/.html

23. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-методическое пособие [Текст] / Под общ. ред. Т. В. Волосовец. – М. : Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002. – 256 с

24. Розенгарт-Пупко, Г. Л. Формирование речи у детей раннего возраста [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lib.mgppu.ru /opacunicode/index.php?url=/auteurs/view/3702/source :default

25. Розенталь, Д. Э. Русский язык [Текст] : пособие по русскому языку для поступающих в вузы. – М. : ОникС 21 век, 2000. – 416 с.

26. Соботович, Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции : (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией) [Текст]. – М. : Классикс стиль, 2003. – 160 с.

27. Спирова, Л. Ф. Особенности развития связной речи у детей с общим ее недоразвитием [Текст]. – М., 2004. – 164 с.

28. Трауготт, Н. Н. К вопросу об организации и методике речевой работы с моторными алаликами // Расстройства речи в детском возрасте [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.bibliofond. ru/view.aspx?id=500827

29. Усова, А. П. Обучение в детском саду [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://elib.gnpbu.ru/text/usova_obuchenie-v-detskom-sadu_1981

30. Филичева, Т. Б. Основы логопедии [Текст]. – М., 2011. – 225 с.

31. Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста [Текст]. – М., 1999. – 232 с.

32. Филичева, Т. Б., Туманова, Т. В. Дети с общим недоразвитием речи [Текст]. – М. : Гном-Пресс, 1999. – 324 с.

33. Филичева, Т. Б., Чиркина, Г. В. «Изучение детей с общим недоразвитием речи в специальном детском саду» - «Дефектология» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=19

34. Фоминых, Е. Н. Организация экспериментальной деятельности детей на логопедических занятиях в ДОУ [Текст]// ЛОГОПЕД. – 2007. –№ 3. – С. 12-15.

35. Харламов, И. Ф. Педагогика [Текст]. – М. : Гардарики, 2007. – 520 с.

36. Цветкова, Л. С. Исследование нарушения предикативной функции речи при динамической афазии// Психологические исследования [Электронный ресурс].

Режим доступа: https://velib.com/read_book /sbornik/nejjropsikholog_v_reabilitacii_i_obrazovanii/afaziologija/kognitivno_lichnostnye_izmenenija_pri_afazii/o_narushenii_ponimanija_slova_pri_raznykh_formakh_afazii_ls_cvetkova_aa_cyganok/

37. Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи [Текст]. – М. : ВЛАДОС, 2000. –240 с.

38. Чистякова, И. А. Формирование грамотной фразы у дошкольников [Текст]. – СПб. : КАРО, 2005. – 101 с.

39. Швачкин, Н. Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие [Текст] / Составление К. Ф. Седова. – М. : Лабиринт, 2004.–330 с.

40. Шведова, Н. Ю. Грамматика современного русского литературного языка [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.twirpx.com /file/1897858/

41. Шипитько, О. Использование игр с песком в коррекционной работе учителя-логопеда // Планета детства [Электронный ресурс].

Режим доступа: https://planetadetstva.net/vospitatelam/pedsovet/ispolzovanie-igr-s-peskom-v-korrekcionnoj-rabote-uchitelya-logopeda.html

42. Эльконин, Д. Б. Детская психология Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений [Текст]. – М. : Академия, 2007. – 384 с.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей ДОУ «Развитие глагольного словаря у дошкольников с ОНР в соответствии с ФГОС» слайд 1 В дошкольном возрасте наиболее интенсивно развивается устная речь, так как в этот период создаются благоприятные условия для ее.

Методические рекомендации по развитию глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи. Проведенные исследования свидетельствуют о том, что дошкольники с ОНР не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный.

Отчет о выполнении годовой задачи по формированию речи дошкольников средствами театрализованной деятельности Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т. к.

Проект «Сенсорное развитие дошкольников в познавательно-практической деятельности» Сенсорное развитие ребенка -это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Работа воспитателя, с техническими средствами, компьютером, интерактивной доской, как средствами обучения.Работа воспитателя, с техническими средствами, компьютером, интерактивной доской, как средствами обучения. О чем мечтают дети, На всей, на всей планете? Мечтают путешествовать, И новый мир познать, Простых вещей основу, И таинства узнать! еакту.

Развитие мелкой моторики рук старших дошкольников с ОНР средствами ручного труда Давно известно о связи речевой функции с мелкой моторикой. Поскольку центры, отвечающие за речевую функцию и функцию мелкой моторики в головном.

Развитие познавательных процессов дошкольника средствами опытно-эксперим-ой деятельности с использованием технологии «ТРИЗ» «Развитие познавательных процессов старшего дошкольника средствами опытно-экспериментальной деятельности с использованием технологии ТРИЗ»[/h4].

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителямиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи по формированию звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ОНР Одним из важных условий для всестороннего и полноценного развития ребенка является его взаимодействие и общение со взрослыми посредством.

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР «Водица — сестрица» Цель: Совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды. Задачи: Коррекционно – образовательные: - Способствовать накоплению.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическая работа по формированию глагольного словаря у дошкольников с ОНР средствами опытно практической деятельности
Опубликовано: 10 апреля 2017 в 21:04
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД