Приложение МААМ

Логопедические игры для дошкольников

Татьяна Жукова
Логопедические игры для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Логопедические игры для дошкольников

Подготовила учитель-логопед МАДОУ «Детский сад №7»

Жукова Т. В

Игры на развитие речевого и фонематического слуха

Игра «Отгадай, на чем играют»

Цель игры : развить фонематический слух, обратить внимание

детей на то, что разные музыкальные инструменты имеют свои

«голоса», научить отличать их друг от друга.

Оборудование: детские музыкальные инструменты, например

металлофон, гармошка, барабан и т. д.

Публикация «Логопедические игры для дошкольников» размещена в разделах

Ход игры. В игру можно играть вдвоем с взрослым или с

группой детей. Перед началом игры взрослый демонстрирует детям

инструменты, дает их внимательно рассмотреть и прослушать, какие

звуки они издают. После этого взрослый ставит между собой и детьми

ширму, за которой и производит звуки различными инструментами. Дети внимательно слушают и отгадывают, какой музыкальный инструмент звучит в данный момент.

Игра «Слушай внимательно»

Цель игры : развить фонематический слух, остроту слуха,

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Игра проводится с группой детей из 4—5 человек, которые садятся по кругу.

Взрослый обычным голосом просит выполнить какое-либо задание или действие, а затем

шепотом называет имя того, кто будет его выполнять. Если ребенок не услышал свое имя,

ведущий называет имя другого ребенка.

Игра «Помоги закончить слово»

Цель игры : развить фонематический слух, научить ребенка добавлять недостающий

звук в слове, закрепить правильное произношение звуков.

Оборудование: предметные картинки.

Ход игры. Взрослый по одной выкладывает перед ребенком картинки, а затем начинает

произносить слова, не договаривая при этом последний звук. Ребенок должен посмотреть

внимательно на картинку, догадаться, что это за слово, и назвать его полностью. Как только

ребенок усвоит эту игру, ее правила можно усложнить и попросить малыша заканчивать слова

без картинок, давая при этом ребенку задание добавлять в конце слова какой-то определенный

звук и называть слово полностью. Например, закончи слова звуком [н] — бараба (н, бара (н,

нага (н) и т. д. или же слогом ка — бан (ка, лож (ка, соба (ка) и т. д.

Игра «Разложи картинки»

Цель игры : научить ребенка выделать в словах первый звук, обогатить словарный запас,

развить память, внимание, мышление.

Оборудование. Предметные картинки со словами, начинающимися на разные звуки, по несколько картинок на каждый из них.

Ход игры. Взрослый выкладывает перед ребенком картинки, называет то, что на них

изображено, а затем просит его сложить изображения в несколько кучек, объединяя их по

первому звуку. Например:

[П] — палка, палатка, подушка, попугай и т. д. ;

[С] — собака, слон, силач, стол, стул и т. д. ;

[Л] — лампа, лошадь, ложка, ларец и т. д. ;

[У] — улитка, удочка, утюг, утка и т. д. ;

[М] — малина, молоко, машина, мак, муха и т. д. ;

[И] — игла, ива, игрушка, индюк и т. д. ;

[Р] — роза, ромашка, ракета и т. д.

Игра «Что каким бывает?»

Цель игры : расширить словарный запас ребенка, развить память, внимание, воображение, ловкость.

Оборудование: мяч, фишки.

Ход игры. В игру можно играть как с одним ребенком, так и с

группой детей. Взрослый перебрасывает детям, которые сидят на

стульчиках или стоят в кругу, мяч и задает вопрос, на который ребенок, поймавший мяч, должен ответить и вернуть мяч взрослому. Взрослый в свою очередь, перекидывает мяч другому ребенку и ждет ответа от него.

Например:

Что может быть высоким? (дом, человек, гора, дерево, шкаф и т. д.);

Что может быть глубоким? (озеро, лужа, море, сон и т. д.);

Что может быть круглым? (колесо, мяч, шар, яблоко, солнце и т. д.);

Что может быть холодным? (погода, вода, лед, мороженое, камень, ночь и т д.);

Что может быть мягким? (подушка, шарф, диван, одеяло и т. д.);

Что может быть сладким? (булочка, торт, пирожное, вафля, ананас и т. д.);

Что может быть деревянным? (стол, стул, дом, пол и т. д.);

Что может быть острым? (нож, стекло, клинок, ножницы и т. д.).

Игра «Мяч лови, цвет говори»

Цель игры : закрепить у ребенка умение подбирать к прилагательным, которые

обозначают цвета, существительные, закрепить знания об основных цветах, развить память,

воображение, мышление. Оборудование: мяч.

Ход игры. Взрослый кидает ребенку мяч, называя при этом прилагательное, которое обозначает цвет, ребенок же в свою очередь, возвращая мяч обратно должен назвать существительное, которое подходит к этому слову.

Например:

Мелкая и общая моторика – это основа для правильного развития речи, поэтому её совершенствованию следует также

уделять внимание.

Желтый (-ая) — цыпленок, одуванчик, солнце, фломастер и т. д.

Красный(-ая) — цветок, галстук, огонь, помидор и т. д.

Синий (-ая) — море, небо, василек и т. д.

Игра «Случилось сейчас или было раньше?»

Цель игры : научить ребенка изменять глаголы единственного и

множественного числа в зависимости от времени, расширить словарный запас, развить память, внимание.

Оборудование: предметные картинки с изображением животных и

птиц, игрушки.

Ход игры. Взрослый показывает ребенку картинку с изображением

птицы или животного, называет ее, а затем вместе с ним придумывает

действия, подходящие изображаемому предмету. Взрослый направляет ответы ребенка, задавая наводящие вопросы о времени выполнения действия. Например, «Кошка сейчас ест, а раньше — ела», «Собака сейчас гуляет, а раньше — гуляла», «Волки сейчас бегут, а раньше — бежали» и т. д.

Игра «Слушай не зевай, действия выполняй»

Цель игры : научить ребенка понимать и употреблять в речи глаголы-антонимы в повелительном наклонении расширить словарный запас, развить память, внимание, мышление.

Оборудование: игрушки, различные небольшие предметы.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку выполнить противоположные действия с игрушками или любыми другими предметами, а ребенок слушает внимательно и выполняет их.

Например: «Подойди к столу»«Возьми чашку»«Отойди от стола»«Положи чашку на стул» и т. Д.

Игра «Попробуй, сосчитай»

Цель игры : тренировать ребенка в количественном счете предметов и правильном употреблении окончаний в словах, расширить словарный запас, развить память, внимание,

мышление.

Оборудование: предметные картинки, на которых изображены один — пять предметов.

Ход игры. Взрослый называет ребенку число от 1 до 5 и показывает картинку, на которой изображено соответствующее количество предметов, а ребенок должен назвать изображенный предмет с этим числом.

Например, одна груша — две груши — три груши — четыре груши — пять груш; одно

яблоко — два яблока — три яблока — четыре яблока — пять яблок и т. д.

Игра «Угадай, кто тебя позвал»

Цель игры : научить ребенка узнавать другого человека по голосу.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. В игре должны принимать участие не менее 3 детей. Один из них становится в центре и закрывает глаза. Воспитатель (взрослый) указывает на кого-то из остальных и просит,

не называя своего имени, позвать стоящего в центре. Ребенку нужно угадать, кто его позвал.

Если он угадывает, то встает в круг, а тот, кого угадали, — в центр.

Игра «Хлопай на счет «пять»

Цель игры : научить ребенка считать до 5 и выполнять действия по просьбе взрослого.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. В игру можно играть как вдвоем, так и группой. Ребенок садится напротив взрослого, который говорит, что сейчас он начнет считать до 5 и как только произнесет «пять», малышу нужно один раз хлопнуть в ладоши. Он должен вместе со взрослым считать от 1 до 5, приближая ладони друг к другу, но не хлопая.

Игры на развитие голоса

Игра «Протяни звук»

Цель игры : помочь ребенку развить речевое дыхание.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. В игру нужно играть, разбившись на пары. Дети становятся лицом друг к другу и по сигналу взрослого глубоко вдыхают и начинают тянуть определенный гласный звук

(а, о, у, и, э). Выигрывает тот, кто дольше протянул звук, не делая дополнительного вдоха.

Игра «Повтори за мной»

Цель игры : научить ребенка подражать, выразительности речи и мимике.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. В эту игру можно играть как вдвоем, так и разбившись на пары. Взрослый изображает поочередно сначала веселого, потом грустного, сердитого и удивленного человека, при этом произнося с определенной интонацией «ах-ах-ах», «ай-ай-ай», «о-го-го», «ох-ох-ох»,«ой-ой-ой» и выражая эмоции мимикой. Задача ребенка — догадаться какое настроение передает взрослый, а потом попробовать повторить слова с той же интонацией.

Игра «Эхо»

Цель игры : развить силу голоса ребенка.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. В игру можно играть вдвоем или с большим числом игроков, главное, чтобы участников было с четное количество. Игроки разбиваются на пары и становятся лицом друг к другу. Одна шеренга громко произносит сочетания гласных звуков, например, ау, оу, ио, аи и пр., а вторая тихо их повторяет.

Игры на расширение словарного запаса, совершенствование

грамматического строя

Игра «Выбери правильно»

Цель игры : пополнить словарный запас ребенка словами, которые обозначают предметы

мужского и женского гардероба.

Оборудование: карточки с изображениями предметов мужской и женской одежды, обуви, головных уборов.

Ход игры. Игру можно проводить как соревнование. В таком случае, выбираются двое детей: мальчик и девочка. Девочке нужно выбирать картинки с мужской одеждой, а мальчику — с женской

Игра «Назови предмет»

Цель игры : научить ребенка находить подходящие по смыслу предметы и развивать фразовую речь.

Оборудование: любые предметы, знакомые ребенку.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку найти и назвать предмет, из которого едят, пьют, которым открывают дверь, режут и т. п. Если ребенок правильно называет и показывает предметы, то можно переходить к составлению предложений, например: «Из чашки пьют чай», «Ключом открывают дверь» и т. д.

Игра «Что я делаю?»

Цель игры : пополнить словарный запас ребенка новыми глаголами.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый дает ребенку задание, которое тот должен изобразить жестами и мимикой. Например, ты спишь, ты ешь, ты рисуешь и т. д. Действия, которые необходимо изобразить ребенку должны быть самыми простыми.

Игра «Кто что делает»

Цель игры : научить ребенка правильно использовать в речи глаголы III лица единственного числа настоящего времени.

В игру «Что я делаю?» можно играть вдвоем и по очереди быть

водящим или с небольшой группой детей, состоящей из 3-4 человек

Оборудование: мяч.

Ход игры. В игру можно играть как вдвоем, так и с группой детей. Игроки становятся в круг, взрослый, находящийся в его центре, бросает мяч любому ребенку и называет животное или имя. Ребенок, который поймал мяч, называет действие, которое соответствует животному или имени. Например: кошка — мяукает; собака — гавкает; Петя — играет; Света — рисует и т. п.

Игра «Подбери слово»

Цель игры : научить ребенка правильно использовать в речи местоимении.

Оборудование: мяч.

Ход игры. Взрослый бросает ребенку мяч и называет одно

полное нераспространенное предложение и начало следующего: я стою — ты., мы идем — они., ты сидишь — я. и пр. Задача ребенка — поймать мяч и назвать нужное действие.

Игра «Слова»

Цель игры : пополнить словарный запас ребенка.

Оборудование: мяч.

Ход игры. Взрослый бросает мяч ребенку и называет действие или признак действия. Задача малыша поймать мяч и назвать слово, противоположное по значению. Например, взрослый говорит «быстро», ребенок должен сказать «медленно». Если ребенку трудно сразу ответить, можно ему помочь.

Желаю удачи!

Публикации по теме:

Игра «Логопедические кубики»Игра «Логопедические кубики» Оборудование: пять кубиков с шестью разными сторонами Цель игры: закрепить умение составлять звуковые и слоговые схемы слов Ход игры. Первый.

Консультация для родителей «Логопедические игры на кухне»Консультация для родителей «Логопедические игры на кухне» Консультация для родителей «Логопедические игры на кухне» Под логопедическими играми в этой статье имеются ввиду самые разнообразные задания.

Логопедические дидактические игры по автоматизации звуков с кругами ЛуллияЛогопедические дидактические игры по автоматизации звуков с кругами Луллия Решение коррекционной задачи по автоматизации звуков в речи нередко затрудняется из-за необходимости большого количества повторов одного.

Логопедические игры и упражнения с «Волшебной лампой»Логопедические игры и упражнения с «Волшебной лампой» Коррекционная работа по формированию лексико-грамматических представлений у детей с нарушением речи процесс долгий, кропотливый и утомительный.

Логопедические игры для автоматизации звуков у дошкольниковЛогопедические игры для автоматизации звуков у дошкольников .

Логопедические игры на кухнеЛогопедические игры на кухне Все мы знаем, что большую часть своего времени мамы, после работы проводят на кухне, и совсем мало времени остаётся на то что бы провести.

Логопедические игрыЛогопедические игры ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ Игра «Весёлая рыбалка». Цель: учить детей дифференцировать звуки по звонкости-глухости, по мягкости-твёрдости, по.

Логопедические игры по формированию звукопроизношения к многофункциональному пособию «Морские обитатели»Логопедические игры по формированию звукопроизношения к многофункциональному пособию «Морские обитатели» Ольга Кущенко В эти игры можно играть с детьми на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях. Игра «Киты» Цель: дифференциация.

Логопедические игры «Подбери схему к слову. Подбери слово к схеме»Логопедические игры «Подбери схему к слову. Подбери слово к схеме» Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию игру, главной целью которой является развитие навыков позиционного звукового анализа. Игра.

Настольная игра «Логопедические кубики»Настольная игра «Логопедические кубики» Увлекательная настольная игра "Логопедические кубики". Хочу предложить вам интересную игру с кубиками, которая поможет закрепить у ребёнка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедические игры для дошкольников
Опубликовано: 21 октября 2021 в 06:52
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логопедические игры для дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Жукова (УИ 171639) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД