Веселова Татьяна Викторовна
Логопедический лэпбук «Осеннее путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Осеннее путешествие
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Солнышко»
Логопедический Лепбук «Осеннее путешествие»
Данное пособие направленно на развитие артикуляционной моторики, дыхания,автоматизацию и дифференциацию звуков от этапа изолированных звуков до введения их в связную речь, совершенствование фонематических процессов, развитие грамматической стороны речи, на расширение лексического запаса по темам: «Овощи», «Фрукты», «Осень», «Приметы осени», «Осенняя одежда», «Дикие животные осенью», на развитие связной речи.
Публикация «Логопедический лэпбук „Осеннее путешествие“» размещена в разделах
- Логопедические игры
- Лэпбук на тему «Осень»
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Осень. Материалы для воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Подготовила учитель-логопед :
Веселова Татьяна Викторовна
Пгт. Селижарово
1. Станция «Осенняя»
Цель: назвать признаки осени по опорным картинкам.
Инструкция: предлагаем ребёнку назвать признаки осени, используя картинки-листочки. Обращаем внимание на то, чтобы ребёнок отвечал полными предложениями (Наступила осень, потому что дует холодный ветер). Повторить названия трёх осенних братьев-месяцев.
2. Станция «Артикуляционная»
Цель: подготовка органов артикуляционного аппарата к постановке звуков, выполнение артикуляционной гимнастики.
1) «Листочки с секретом»
Инструкция: предложить ребёнку собрать осенние листочки в ведёрко. Обратить внимание на то, что каждый листочек что-то для нас приготовил. Листочек подсвечивается фонариком, ребёнок видит артикуляционное упражнение и выполняет его.
2) «Помоги герою»
Инструкция: ребёнку предлагается помочь какому-либо герою (Незнайке, Чебурашке, Маше и. т. д.) собрать осенние листочки в кузов машины, в корзинку, спрятать под листочками опасный гриб мухомор, найти зонтик под листочками. Ребёнок «помогает герою» и выполняет упражнения.
3) «Капельки»
Инструкция: предложить ребёнку ловить капельки дождя волшебной удочкой. На каждой капельке картинка с артикуляционным упражнением.
3. Станция «Дыхательная»
Цель: научить ребенка длительному и целенаправленному выдоху.
Дует, дует ветер
Дует, задувает…
Желтые листочки с дерева срывает.
Инструкция:
1) Пока ёжик спал, подул сильный ветер, который сорвал листья с деревьев и засыпал ими ёжика. Помоги ёжику выбраться из-под листьев – сильно подуй на них, чтобы они разлетелись в разные стороны.
2) Попросить ребенка разложить листочки на дорожки, а потом сдуть с них листочки.
3)Разложить листочки на столе, предложить ребенку при помощи коктейльной трубочки перенести листочки на свои места.
4)Пособие «Птицы улетают на юг». Ребёнок дует на бумажных ласточек, педагог следит за правильностью выполнения задания.
5)Пособие «Капельки». Подуть на бумажные капельки, «капающие» с тучки.
4. Станция «Изолированная»
Цель: закрепление изолированного произношения поставленного звука.
1) «Подмети дорожки»
Инструкция: ребёнок метлой (кисточкой) «подметает» дорожки и произносит звук.
2) «Листопад»
Инструкция: ребёнку предлагается вместе с листочком лететь и звук петь.
3) «Злая тучка»
Инструкция: ребёнку предлагается спасти от дождя «Змейку», «Комарика», «Тигра» и. т. д. Капли летят, ударяются об зонтик, под которым прячется символ автоматизируемого звука, а ребёнок произносит правильно данный звук.
5. Станция «Слоговая»
Цель: автоматизация поставленного звука в слогах; развитие мелкой моторики; закрепление цвета и геометрических фигур.
1) «Мухомор-растеряша»
Инструкция: ребёнок выкладывает на шляпку мухомора мягкие бомбошки белого цвета с помощью пинцета и проговаривает слоги за педагогом отражённо.
2) «Капельки-заплатки»
Инструкция: ребёнок выкладывает на лужицу капельки-заплатки разной геометрической формы в соответствии с фигурой в лужице.
3) «Найди тень»
Инструкция: ребёнок находит пару каждому листочку, фломастером рисует дорожки, соединяя их и проговаривает слоги.
4) «Продолжи осенний ряд» .
Цель: развитие внимания, последовательного мышления.
Инструкция:в процессе игры можно автоматизировать звук или слог, если присвоить его определенному предмету. Например : после того, как ребенок продолжил ряд говорим ему «нажимай пальчиком на рябину и говори:«Ра», на каштан – «Ро» и т. д.
6. Станция «Словечкино»
Цель: автоматизация поставленного звука; совершенствование знаний о грибах (классификация, о ягодах.
1) «Помоги собрать грибы (ягоды)
Инструкция: к картинкам с грибами (ягодами) прикрепляется картинка, в названии которой есть отрабатываемый звук. Ребёнок выставляет гриб (ягоду) на фоновую картинку и проговаривает : «Под грибом или под лисичкой (под ягодой или под малиной) сова/лопата/жук.
Закрепляем названия грибов (ягод, просим ребёнка разложить грибы в разные корзинки (съедобные-несъедобные).
7. Станция «Фразовая»
1) «Сад-огород».
Цель: учить определять пространственное расположение предметов; уточнить знания детей об овощах и фруктах и месте их произрастания, пользе для человека; учить различать овощи по внешнему виду, описывать их по характерным признакам; учить использовать обобщающие понятия «Овощи» «Фрукты», обогащать словарный запас за счет обозначений качеств;развивать внимание, память, усидчивость, координацию движений, мелкую моторику рук.
Инструкция: ребёнку даются картинки фруктов и овощей. Он должны распределить, где растут фрукты, где овощи. Выполняя задание, ребёнок закрепляет названия овощей и фруктов.
2)Игра «Варенье для Карлсона» «Пироги для Карлсона»
Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных, в согласовании прилагательных с существительным в роде и падеже, закреплять в речи поставленные звуки, расширять словарный запас, развивать внимание, зрительное восприятие, мелкую моторику рук ребенка.
Инструкция: взрослый просит ребенка посмотреть на картинку и рассказать, каким вареньем/каким пирогом он будет угощать Карлсона (можно выбрать любого героя)
а) «Какой пирог испекли для Карлсона?». Ребенок выбирает карточку и говорит: «Карлсон испёк ЯБЛОЧНЫЙ пирог».
б) «Какого пирога нет?». Ребенок выбирает карточку и говорит: «У Карлсона нет ЯБЛОЧНОГО пирога».
в) «Какому пирогу рад Карлсон». Ребенок выбирает карточку и говорит: «Карлсон рад ЯБЛОЧНОМУ пирогу».
г) «Угости Карлсона». Ребенок выбирает карточку и «угощает» Карлсона пирогом – «Я угощаю Карлсона ЯБЛОЧНЫМ пирогом».
д) «О каком пироге мечтает Карлсон?» Ребенок выбирает карточку и говорит: «Карлсон мечтает о ЯБЛОЧНОМ пироге».
3) «Собери урожай»
Цель: автоматизировать и дифференцировать звуки, совершенствовать навык элементарного звукового анализа, дифференцировать понятия «овощи», «фрукты», «ягоды», развить мелкую моторику рук ребенка, упражнять в согласовании прилагательных «круглый», «треугольный», «овальный» с существительными, расширять словарный запас.
Инструкция: помоги Карлсону собрать урожай. Варианты заданий:
а) разделить урожай и разложить овощи в ящик, фрукты,ягоды в корзинку;
б) назови, что может быть «круглым», «треугольным», «овальным»;
5) «Варим суп и компот»
Цель: познакомить с понятиями «суп» и «компот», повторить с детьми названия овощей и фруктов, закрепить умение делить их на группы, развивать у детей мелкую моторику и координацию движений пальцев рук, воспитывать познавательный интерес и усидчивость. Развивать словарный запас, навык образования относительных прилагательных.
Инструкция:
а)педагог выкладывает перед ребёнком макеты кастрюли и кувшина «Суп» и «Компот», и размещает на них фрукты и овощи. Ребёнок должен назвать расположенные на кастрюле с названием «Суп» — овощи, на кувшине с названием «Компот» — фрукты и ягоды.
б) «Классификация «овощи, «фрукты» и «ягоды».
Педагог выкладывает перед ребёнком макеты кастрюли и кувшина «Суп» и «Компот», рядом на столе произвольно лежат овощи, фрукты и ягоды. Просим ребёнка выбрать картинку плода, лежащую на столе, посмотреть, что на ней изображено, дать название плоду. Определить обобщающим понятием: «овощ», «фрукт» или «ягода». Положить плод в соответствующую посуду. Что можно сварить из него? Компот или суп? (соответственно в компот идут фрукты и ягоды, а в суп — овощи). Компот из апельсина какой? –Апельсиновый. Суп из моркови какой?-Морковный.
в) «Что здесь лишнее?»
Педагог намеренно выкладывает на кастрюльку «Суп» с овощами один фрукт (два фрукта). Ребёнок должен найти лишний и доказать почему? Аналогично проводится игра с кувшином «Компот».
6)«Большой –маленький»
Цель: активизировать и расширить словарь по теме «Овощи»;закреплять умение образовывать и употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Инструкция: предложить ребёнку подобрать картинки с овощами и называть их, сравнить по величине большой и маленький (огурец-огурчик, помидор-помидорчик и. т. д.).
7) «С какого дерева листок?»
Цель: учить образовывать относительные прилагательные, закреплять в речи поставленные звуки, расширять словарный запас.
Инструкция: расскажи, какому дереву принадлежит каждый листик.
8)«Запасливый ежик» .
Цель: автоматизация звуков, согласование существительных с числительными.
Инструкция: Ежик по лесу гулял и припасы собирал. Встретил друга он, ежа. И теперь их сколько? Два. Поиграйте с ребенком, раскладывать на иголки ежей разное количество шишек и яблок. Посчитать их.
8. Станция «Предлоги»
Цель: закрепление предложно-падежных конструкций, согласование числительных с существительными, закрепление в речи поставленных звуков, развитие связной речи, расширять словарный запас.
Инструкция:
а)предложить ребёнку положить шишку/жёлудь/каштан/и. т. д. под (за,на, над, перед) грибом/яблоком.
б) разложить картинки и попросить ребёнка сказать где, что лежит.
в)«Куда упал листок?»
Инструкция: ребёнок ведё т пальчиком по дорожке от листочка до картинки и составляет предложение: «Рябиновый листок упал на дом»
9. Станция «Рассказкино»
Цель: развивать умение составлять описательный рассказ по схемам, развивать связную речь, расширять словарный запас.
Инструкция: составь рассказ по схеме/картинке на тему «Осень», «Овощи», «Фрукты».
10. Станция «Фонематическая»
Цель: автоматизировать и дифференцировать звуки, закреплять умение определять позицию звука в слове, навык определения количества слогов в слове, совершенствовать навык элементарного звукового анализа, развить фонематический слух, зрительное восприятие, мышление, навык самоконтроля, развить мелкую моторику рук ребенка.
Инструкция:
а) Белка и бельчонок делают на зиму запасы. Белка собирает желуди с картинками на звук [Л], а бельчонок на звук [ЛЬ]. Помоги им подготовиться к зиме. А теперь все желуди нужно сложить в разные дупла деревьев в зависимости от нахождения звука [Л] в словах (можно использовать других героев и отрабатывать другие звуки).
б) «Разложи по корзинкам» : предложить ребёнку помочь герою разложить шишки/яблоки/листочки/ по козинкам, отхлопывая слово, и определяя количество слогов.
11. Станция «Животные и птицы»
Цель: развитие связной речи, расширять словарный запас по лексической теме.
Инструкция: Рассмотреть с ребенком картинку осеннего леса. Спросить, кого не хватает на картинке? (Животных) Расположить животных, лесных обитателей, на картинке. Использовать в речи предлоги. Рассказать о том, кто как готовится к зиме.
12. Станция «Одежда. Обувь. Головные уборы»
1)«Разложи правильно»
Цель: закрепление знаний детей о разнообразии одежды, названиях, назначении, формировать у детей умение сравнивать и находить отличия в одежде мальчика и девочки, привитие навыков выбора одежды в соответствии с сезоном, расширять и активизировать словарь по данной теме.
Инструкция: дети раскладывают картинки с одеждой по сезонам, по родовым признакам (мужская, женская, детская).
б)«Считай и называй»
Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными.
Инструкция: взрослый показывает картинки с изображением предметов одежды,раскладывает цифры напротив и предлагает ребёнку помочь Маше сосчитать вещи.
Например, одна шапка, две шапки, три шапки, четыре шапки.
Одна куртка, две, три, четыре…. Одна кофта, две, три, четыре….
Одна шуба, две, три, четыре…. Один костюм, два, три, четыре….
Одна рубашка, две, три, четыре…. Одно платье, два, три, четыре….
Одна юбка, две, три, четыре….
в) «Четвертый лишний»
Цель : закреплять умение находить четвертый лишний и объяснять, почему он лишний.
Инструкция: взрослый называет все предметы на картинке. Ребенку предлагают закрыть ладошкой (фишкой) предмет, который нельзя назвать «одеждой».
Ребенку предлагают назвать предмет, который нельзя назвать «одеждой».
Ребенку предлагают рассмотреть и назвать все предметы на картинке, найти лишний предмет и обосновать свой выбор, используют в ответе обобщающие слова и союзы: а, потому что.
Г) «Скажи наоборот»
Цель: учить детей использовать в речи слова, противоположные по смыслу, активизировать мыслительную активность детей, развивать речевой слух, воспитывать культуру общения.
Инструкция:взрослый начинает игру. Он произносит начало фразы. Дети должны продолжить, подбирая слова, противоположные по смыслу (можно использовать мяч).