ТАМАРА ДОРИНОВА
Логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи «В гостях у зимующих птиц»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:развитие лексико-грамматических средств языка у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.
Задачи:
-активизация имеющихся знаний о зимующих птицах, обобщающего слова "зимующие"
-обогащение словарного запаса по теме "Зимующие птицы" (стая,оперенье, щегол,поползень, птичий язык)
Публикация «Логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи „В гостях у зимующих птиц“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
-формирование навыка словообразования (прилагательные из двух слов, относительные прилагательные от существительного) и словоизменения (множественное число существительных).
-закрепление навыкa составления предложений по графической схеме из 4 слов по опорной картинке.
-формирование грамматического строя языка (согласование числительное плюс существительное множественного числа)
-воспитывать умение работать парами
-развитие правильного дыхания, зрительного внимания, мелкой моторики рук
-развитие психических процессов: логического мышления, слуховой памяти.
Оборудование: открытка-приглашение, елка, магнитофон, колокольчик, указка, предметные картинки зимующих птиц, сюжетные картинки зимний лес, раздаточный материал -разрезные картинки с изображением птиц, картинки с
изображением нескольких птиц,демонстрационный материал: графическая
схема предложения из 4 слов и опорные картинки для составления предложений, конверт с загадками, мольберт, наборное полотно.
Подготовительная работа: задания на деление слов на слоги, придумывание предложений в соответствии с графической схемой по опорной картинке, рассматривание сюжетных картинок о зимующих птицах, отгадывание загадок, упражнения на развитие ритма, речевые игры по теме "Зимующие птицы".
Ход занятия.
1.Дети стоят на коврике, логопед: "Ребята, в наш детский сад принесли открытку-приглашение в зимний лес. Послушайте: приглашаем детей подготовительной группы в гости, хотим с вами поиграть. Подписи нет - любопытно, кто же нас пригласил, вы согласны пойти в гости? (дети-да) тогда отправляемся!"
Речевая разминка «Мы идем».
Дети стоят в кругу -движения плюс проговаривание слов
Так- так - мы идем
Так - так -мы бежим
Так -так- мы скользим и вот мы пришли! (рассматривают картинки о лесе)
Дыхательное упражнение:«Подышим свежим воздухом»
Ах, какой свежий воздух в зимнем лесу, давайте глубоко, спокойно вдохнем его: вдох носом- животики убрали, длительный выдох носом- животики вернулись обратно (З-4 раза).
2. Логопед: "Но кто же нас пригласил в гости? (звучит музыка и голос)"
Здравствуйте, ребята (дети-здравствуйте) мы очень рады,что вы пришли к нам в
зимний лес, а чтобы узнать, кто мы отгадайте загадку.
Отгадывание загадки.
Кто отправился в полет, в клюве веточку несет,
длинный хвост и два крыла, мы летим - у нас дела.
А кого комар боится? Угадайте, кто мы? (дети-птицы)
отгадывание загадки- (хоровой ответ)
Голос (аудиозапись). Правильно, ребята, мы- птицы и хотим с вами поиграть в интересные игры со словами, вы согласны? (дети-да)
дети садятся на стульчики (на ковре)
Упражнение: «Правильно скажи слово»
Логопед: "Посмотрите, а вот и птицы, какие это птицы одним словом? Проговорите слово четко и правильно по слогам - скажите, сколько слогов в этом слове?
Упражнение: «Раздели слово на слоги»
Почему они так называются? (индивидуальные ответы детей)
Упражнение: «Перечисли зимующих птиц»
Дети перечисляют зимующих птиц.
3.Логопед: "А сейчас, мы тихонечко пройдем и сядем за столы- поиграем в игры, которые предлагают нам зимующие птицы".
Речевая игра: «Назови птицv ласково»
Дети отвечают по цепочке, четко договаривая слово до конца
Игра: «Один - много»
Логопед называет одну зимующую птицу, ребенок, если их много (И. п. мн. ч.) "Ребята, если мы видим много птиц, летящих или сидящих на веточках, то говорим - это стая птиц (хоровое проговаривание слова.) Повтори (индивидуальные ответы). Так что же такое стая? Запомните новое слово".
Игра: «Какая птица лишняя и почему?»
Ответы детей полными предложениями с перечислением зимующих птиц.
Игра: «Какие птицы к вам прилетели и сколько их?»
работа парами, картинка на двоих, полные ответы детей.
Звучит музыка. К нам летит еще одна птичка - она хочет с вами поиграть.
Гимнастика для глаз: «Посмотри на меня»
раз- два- три на меня посмотри.
А вот еще одна птичка прилетела: се -се -се -очнулись все.
Логопед:"Ребята, давайте познакомимся с этими птицами и запомним их название:
поползень- его так назвали,потому что он ловко ползает по стволу дерева,
щегол- его так назвали, потому что он щеголяет нарядным опереньем.
(хоровое и индивидуальное проговаривание слов)
Это тоже зимующие птицы и живут в наших лесах".
4. Стоя, у столов.
Пальчиковая гимнастика: «Птицы»
Покажите своих птичек- распрямите крылышки, пальчики прямые, длинные. А теперь полетели птички -вверх, вниз, вправо, влево. В каких же птичек
превращались наши пальчики? Проговариваем слова четко, ритмично.
Речевая гимнастика: «Кто мы?» ри -ри -ри летели снегири
ей - йе - йе- вот и воробей
ва -ва -ва -ворона и сова
5.Логопед: "Спокойно сели на свои места и приготовились отгадывать интересные загадки, которые нам загадают зимующие птицы. "
Игра: «Образуй словечко и назови птицу»
Если у птицы длинный хвост, то она какая? (длиннохвостая) так кто это? (сорока). Посмотрите на картинку, проверим, правильно ли вы угадали.
Игра: «Составь предложение по схеме»
Я буду показывать вам картинки (сюжетные картинки с изображением зимующих птиц, а вы составлять предложения, соответствующие графической схеме, которая на доске. Один ребенок называет предложение, второй проверяет по словам.
Игра: «Собери картинку»
работа парами, разрезная картинка из 4-8 частей. ~
Какая птица получилась? (полные индивидуальные ответы -существительное в И. п. ед. ч.) Звон колокольчика. Нам пора возвращаться в детский сад, давайте попрощаемся с зимующими птицами на птичьем языке. На каком языке мы будем прощаться? (на птичьем языке)
Игра: «Чей голосок?»
кар- кар - чей это голосок? Вороний (индивидуальное и хоровое проговаривание слова -запоминаем как правильно образовать слово).Все - кар-кар-кар. Проговариваем слова четко, до конца, громко, чтобы все слышали.
Чик -чирик -воробьиный голосок
Гу-у -гу-у -голубиный голосок
Тр -тр -тр -сорочий голосок
Цвинь-цвинь-цвинь-синичий голосок
Ух- ух -ух - совиный голосок
6. Логопед: "Дети, возвращаемся в детский сад:раз- два- три в детский сад пришли. Какие новые слова вы запомнили? Что вам понравилось?
В какие игры играть? (ответы детей)". Обсуждение мероприятия.