Приложение МААМ

Консультация «Логоритмика — история и значение для дошкольников»

Анна Кулюкина
Консультация «Логоритмика — история и значение для дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Логоритмика

Физические упражнения под музыку были известны еще со времен Древнего Египта. Греками, арабами, римлянами ритмическая гимнастика применялась как методика использования ритма музыки в целях физического оздоровления организма.

На рубеже XIX-XX веков в разных странах Европы практически одновременно появились статьи, публикации и исследования, касающиеся вопросов ритма и ритмического воспитания. Особо известными в этой области стали теоретические и практические положения по данной проблеме педагогов, ученых, музыкантов: Николая Андреевича Римского-Корсакова, Эмиля Жака-Далькроза, Бориса Михайловича Теплова и др. Было установлено, что во всех биологических системах время представляется ритмической активностью, регулирующей энергетический обмен, поддерживающий жизнь (день - ночь, зима - лето).

Публикация «Консультация „Логоритмика — история и значение для дошкольников“» размещена в разделах

Точкой отсчета появления системы ритмического воспитания в России можно назвать 1912 год, когда Жак-Далькроз, профессор Женевской консерватории, приехал в Санкт-Петербург и прочитал 6 лекций о ритме. При помощи музыки и движения Жак-Далькроз решал задачу воспитания ритма сначала у музыкантов, а затем у детей, начиная с дошкольного возраста.

С 30-х годов в лечебных учреждениях стала применяться лечебная ритмика. Было выявлено, что ритмика положительно влияет на моторику и регулирует поведение больного, а также дает возможность проследить за динамикой болезни. Затем Владимир Алексеевич Гиляровский ввел занятия лечебной ритмикой в логопедическую практику, организовав группы для детей дошкольного возраста, страдающих заиканием.

Сегодня, логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода коррекционной работы с дошкольниками и служит цели нормализации двигательных функций и речи, в том числе дыхания, голоса, ритма, темпа и мелодико-интонационной стороны речи.

Цель логоритмики : профилактика и преодоление речевых расстройств путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Использование средств логоритмики в работе по развитию речи позволяет решать широкий круг задач:

1. Оздоровительные задачи:

• укрепление костно-мышечного аппарата;

• развитие физиологического дыхания;

• развитие координации движений и моторных функций;

• воспитание правильной осанки, походки, грации движений;

• развитие ловкости, силы, выносливости.

2. Образовательные задачи:

• формирование двигательных навыков и умений;

• пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других детей и предметов;

• развитие переключаемости;

• совершенствование певческих навыков.

3. Воспитательные задачи:

• воспитание и развитие чувства ритма;

• способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;

• воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности;

• воспитание умения соблюдать заранее установленные правила.

4. Коррекционные задачи:

• развитие речевого дыхания;

• формирование и развитие артикуляционного аппарата;

• развитие общей и мелкой моторики;

• совершенствование лексико-грамматического строя речи, развитие восприятия, воображения, мышления;

• развитие чувства фонематического слуха, фонематического и слухового восприятия;

• развитие умения расслабиться, снять напряжение.

В работе с детьми в логоритмике выделяют два основных направления:

1. Развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса; развития музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активация всех видов внимания и памяти.

2. Развитие речевых процессов у детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Принципы организации занятий по логопедической ритмике

1. Принцип систематичности: Логоритмические занятия проводятся два раза в неделю. Подобная практика даё т устойчивый результат: в организме ребё нка и его психомоторике происходит положительная перестройка различных систем: дыхательной, сердечно-сосудистой, речедвигательной, сенсорной.

2. Принцип наглядности: При разучивании новых движений безукоризненный практический показ движений педагогом создаёт объективную предпосылку для успешного их освоения.

3. Принцип всестороннего воздействия: Обеспечение общего влияния занятий на организм, так как средства логопедической ритмики повышают общую тренированность организма, совершенствуют общие нервно-рефлекторные механизмы регуляции и способствуют комплексности корректирующих воздействий.

4. Принцип учё та симптоматики: Физические возможности детей соотносятся с речевой патологией. Исходя из этого, дозируется соответствующая нагрузка. При этом занятия строятся на эмоциональном подъёме, с быстрой сменой деятельности, чтобы дети не уставали, а также не теряли интереса.

5. Принцип этапности: Определяется логическая последовательность приобретения, закрепления и совершенствования всего комплекса знаний, умений и навыков. В его основу положен подход «От простого к сложному».

Методы и приёмы обучения на занятиях по логопедической ритмике :

1. наглядно-образный приё мы: показ педагогом движения; подражание образам; использование зрительных ориентиров и наглядных пособий.

2. приемы для обеспечения тактильно-мышечной наглядности с применением различного инвентаря: кубиков, массажных мячей и т. д.

3. наглядно-слуховые приё мы для звуковой регуляции движения: инструментальная музыка и песни, бубен, колокольчики и др. ; короткие стихотворения.

Словесные методы применяются для осмысления детьми поставленной задачи и осознанного выполнения двигательных упражнений. Они включают следующие приё мы:

• объяснение новых движений с опорой на жизненный опыт детей;

• пояснение движения;

• указания при самостоятельном воспроизведении детьми показанного педагогом движения;

• разъяснения смысла двигательных действий, уточнение сюжета игры;

• команды для акцентирования внимания и одновременности действий; для этого используются считалки, игровые попевки из народного творчества;

• образный сюжетный рассказ для развития выразительных движений у детей и лучшего перевоплощения в игровой образ;

• словесную инструкцию.

Игровая форма занятия активизирует элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, помогает совершенствовать разнообразные двигательные навыки, развивает самостоятельность движений, быстроту ответной реакции.

Соревновательная форма применяется как средство совершенствования уже отработанных навыков, воспитания чувства коллективизма, воспитания морально-волевых качеств.

Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:

• Ходьба и ориентирование в пространстве.

• Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса.

• Артикуляционные упражнения.

• Дыхательная гимнастика.

• Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат.

• Упражнения на развитие внимания и памяти.

Чистоговорки.

• Речевые игры.

• Ритмические игры.

• Пение песен и вокализов.

• Пальчиковые игры и сказки.

• Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах.

• Театральные этюды.

• Коммуникативные игры.

• Подвижные игры, хороводы, физкультминутки.

Занятия логопедической ритмикой полезны всем детям и особенно, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др. Они создают положительный эмоциональный настрой к речи и мотивацию к выполнению логопедических упражнений. Регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи

ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения. Она формирует у детей чувство ритма, внимание, координацию движений. Логоритмика способствует снижению психоэмоционального напряжения и укреплению здоровья детей.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Логоритмика как средство коррекции речи» Логоритмика как средство коррекции речи Задержка речевого развития (ЗРР) у младшего возраста становится особенно актуальной проблемой.

«Развивающее значение пазлов». Консультация для педагогов«Развивающее значение пазлов». Консультация для педагогов В классификации детских развивающих занятий собирание пазлов стоит на самых верхних ступенях. Дети очень любят собирать пазлы. Какие.

Значение театрализованной деятельности в жизни дошкольниковЗначение театрализованной деятельности в жизни дошкольников Театрализованные игры – интересный, понятный и доступный для детей вид деятельности. Театр является одним из самых ярких, красочных и доступных.

Консультация для педагогов ДОУ «Что такое логоритмика» ЛОГОРИТМИКА В ДЕТСКОМ САДУ Музыка, слово и движение – это три кита, на которых основывается гармоничное психическое, интеллектуальное и.

Консультация для родителей «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников»Консультация для родителей «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников» Движение пальцев рук - имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около тысячи важных, биологически активных.

Консультация «Сенсорная комната в ДОУ и её значение для здоровья и развития дошкольников»Консультация «Сенсорная комната в ДОУ и её значение для здоровья и развития дошкольников» Сенсорная комната - это волшебная сказка, в которой все журчит, звучит, светится, завораживает детское сознание и воображение, помогает.

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речиЗначение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.

Нетрадиционные техники рисования в художественном развитии дошкольников: их роль и значениеНетрадиционные техники рисования в художественном развитии дошкольников: их роль и значение Нетрадиционные техники рисования в художественном развитии дошкольников: их роль и значение. Рисование одно из самых любимых занятий детей.

Значение патриотического уголка в развитии дошкольниковЗначение патриотического уголка в развитии дошкольников Воспитание у дошкольников чувства патриотизма - задача сложная и длительная. Любовь к семье, близким, детскому саду, стране имеет большое.

Значение экологического воспитания в жизни дошкольников 4–5 летЗначение экологического воспитания в жизни дошкольников 4–5 лет Проблема современного экологического воспитания многоаспектна. Сегодня экология стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Логоритмика — история и значение для дошкольников»
Опубликовано: 26 декабря 2021 в 23:15
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Логоритмика — история и значение для дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Кулюкина (УИ 916643) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД