Галина Анатольевна Макарова
Консультация учителя-логопеда «Как средство коррекции речи»
▼ Скачать + Заказать документы
ЛОГОСКАЗКА КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ.
Учитель-логопед Г. А. Макарова
«Если хотите, чтобы ваши дети были умными, читайте им сказки» (Альберт Эйнштейн)
В дошкольном возрасте овладение речью и родным языком является для ребенка важным приобретением. Хорошая и правильная речь является важнейшим условием полноценного развития ребенка. К сожалению, в последнее время наблюдается увеличение количества детей с нарушениями речи. Чтобы помочь им справиться с возникающими сложными задачами, нужно позаботиться о современном и полноценном формировании у них речи.
Публикация «Консультация учителя-логопеда „Как средство коррекции речи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, одним из эффективных развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи является сказка. Значение сказки в воспитании ребёнка и детского коллектива неоценимо. Оно ярко, выразительно раскрывает всё богатство родного языка, способствует развитию детского воображения, фантазии, приобщает ребёнка к творчеству. Сказка формирует представление о добре и зле, с детства закладывает в душу человека заряд оптимизма, ведь в ней всегда побеждает добро, а зло наказывается. Большие развивающие возможности сказки – в формировании комфортного психологического климата в детском коллективе.
Сказка является тем видом творчества, который наиболее близок сердцу ребёнка. К. И. Чуковский отмечал, что взрослые мыслят словами, словесными формулами, а маленькие дети – вещами, предметами.
Е. Н. Винарская отмечает, что отрицательно сказывается на развитии всех сторон речи эмоциональный дискомфорт. «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение», отмечал Д. Родари. Поэтому логопеду и воспитателю в совместной деятельности необходимо обеспечивать положительный настрой и поддерживать интерес к выполняемым упражнениям, закреплять и совершенствовать в новой ситуации. Сказка является хорошим помощником в этой работе. Логопедические сказки– это такие сказки, которые оказывают существенную помощь в работе с детьми, испытывающими трудности в речевом развитии. Логосказки в игровой, сказочной, форме является наиболее универсальным, комплексным, и результативным методом воздействия в коррекционной логопедической работе. Основная цель логосказки – всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования сказкотерапии.
Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения). Цель логосказки – это всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов через использование элементов сказкотерапии. Сказки могут представлять собой как целое занятие, и быть составляющей его частью, а также проводиться в форме дидактической игры, театрализованного представления. Логопедическая сказка требует активного участия детей.
Логопедические сказки по содержанию просты, небольшие по объему, чтобы ребенок мог понять их содержание и пересказать.
Формы организации логосказки. Коррекция речи и формирование положительного отношения к логосказкам у детей может проводиться как на занятиях, которые целиком построены на сюжете сказки или ее фрагменте, так использовать часть занятия, а также в свободное время в виде дидактических игр или в форме досуга.
Вся работа с использованием логосказок опирается на общие дидактические принципы:
- систематичность и последовательность,
- учет возрастных особенностей,
- учет индивидуальных особенностей,
- учет структуры дефекта,
- поэтапность коррекции речи.
В работе с логосказкой нужно придерживаться принципов:
- от простого к сложному (начинать работу с простейшего);
- от индивидуальных занятий до групповых;
- рассказывание сказки от 1-го и 3-го лица, до рассказывания и придумывания сказки «по кругу». Необходимо учитывать заинтересованность, радость, воображение, импровизацию, эмоциональное внимание и память ребенка.
Используя логосказки, можно решать коррекционные задачи :
– создавать благоприятную среду для речевой активности и творчества;
- развивать все стороны речевой функциональной системы в занимательной для ребенка форме;
– развивать психологическую базу речи, взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
– осуществлять сотрудничество учителя-логопеда с детьми и друг с другом на основе личностно – ориентированной модели взаимодействия.
Можно выделить следующие виды логосказок:
1. Артикуляционные (развивают речевое дыхание, артикуляционную моторику).
2. Пальчиковые (развивают мелкую моторику, графические навыки).
3. Фонетические (уточняют артикуляцию заданного звука, автоматизируют и дифференцируют звуки)
4. Лексико-грамматические (обогащают словарный запас, закрепляют знания грамматических категорий).
5. Сказки, способствующие формированию связной речи.
6. Сказки по обучению грамоте (знакомят со звуками и буквами).
В логосказки легко и органично включаются задания на формирование психологической сферы детей:
• Психогимнастика (покажи, как рассердился волк, как испугался зайчик, как обрадовалась Машенька)
• Релаксация (села птичка на веточку, расправила крылышки и стала греться на солнышке);
• Дыхательные и голосовые упражнения, а также упражнения на координацию речи с движением.
Таким образом использование логосказок позволяет решить основные коррекционные задачи, стоящие перед логопедом в работе с детьми с ОНР.