Чимита Лубсановна
Уголок уединения в ДОУ: цели и задачи
▼ Скачать + Заказать документы
Уголок уединения «Гнездышко»
Хобракова Чимита Лубсановна, воспитатель.
МБДОУ Курумканский детский сад «Малышок»
Детский сад — первый социальный институт ребёнка. Здесь он постоянно находится в коллективе, вне зависимости от своих мыслей, настроения и переживаний. Вместе с тем одна из задач современного дошкольного учреждения — обеспечение эмоционального благополучия воспитанников. Содействовать этому должна развивающая среда. В каждой групповой комнате воспитатель обустраивает особое место, где дошкольник может побыть наедине с собой, расслабиться, выплеснуть негативные эмоции. Называется такая зона уголком уединения.
Публикация «Уголок уединения в ДОУ: цели и задачи» размещена в разделах
В уголке уединения ребята играют в спокойные игры, занимаются творческой деятельностью, тихо общаются или просто отдыхают от шума. Предметная среда в уголке носит развивающий характер (а не только красивые и милые вещицы, которые приятно потрогать и рассмотреть, побуждает дошкольников к самосовершенствованию и творчеству.
Основной целью создания уголка уединения в группе является преодоление эмоционального дискомфорта дошкольников.
Задачи :
1. Создание благоприятного микроклимата в группе ДОУ.
2. Обучение детей способам выражения гнева приемлемым способом.
3. Обучение детей приемам регуляции своего настроения.
4. Повышение самооценки тревожных и застенчивых детей.
5. Обучение детей бесконфликтному общению друг с другом.
6. Сплочение детского коллектива.
Уголок уединения полностью безопасен для ребенка, сделана она из полипропиленовых труб. Наш уголок уединения призван решать одну из задач стандарта дошкольного образования - создания благоприятных условий для реализации индивидуальной потребности ребёнка в покое.
Мы постарались создать для детей место, где можно посидеть, полежать, пережить свой стресс, неприятные эмоции, расслабиться, успокоиться, а потом снова включиться в общую суету.
Наше «Гнездышко» соответствует всем требованиям к уголку уединения :
-уголок небольшого размера (ведь ощущение уюта и спокойствия ребёнку даёт именно миниатюрный домик).
-соответствует возрастным особенностям
- цвет ткани спокойный, не кричащий.
- наполнение зоны имеет вариативный характер. Мы, воспитатели, периодически меняем атрибуты для игр, однако некоторые вещи присутствуют постоянно: это даёт ребёнку ощущение стабильности.
-уголок мобильный, а не стационарный. (сдайд №2)
Важнейшая составляющая зоны отдыха — наполняющие её предметы. Здесь можно выделить три основные группы.
1. Наличие материала для обучения агрессивных детей способам выражения гнева в допустимой форме.
Предметы для выражения негативных эмоций
- Коробочка «Злючка-Кричалка». Как известно, вместе с криком у человека выходят наружу отрицательные эмоции. Чтобы не создавать шума и не пугать других детей, ребёнку предлагается покричать в такую коробочку.
- «Рукав примирения». Двое детей просовывают в рукав руку каждый со своей стороны. Поссорившиеся дети разрешают конфликт, мирятся.
- «Коврик злости». Это маленький коврик из грубой пряжи или из шероховатой ткани или дорожка. Дошкольник разувается и вытирает ножки до тех пор, пока не перестанет злиться. (слайд №3)
2. Наличие материала для обучения детей умению владеть собой в различных ситуациях, приёмам саморегуляции.
Предметы, используемые для расслабления дошкольников:
- Игрушечный телефон для воображаемых звонков маме и папе.
-Мягкая игрушка – Перевертыш. (слайд №4)
- Калейдоскопы неизбежно улучшают настроение. Содержание любого «волшебства» отвлекают от тревожных мыслей даже взрослых людей. (Слайд №5)
- Материалы для изо деятельности (для лепки — пластилин. (слайд № 6)
- Фотоальбом с групповыми и семейными фото, фото домашних питомцев, птичек, альбом с изображениями любимых героев сказок и мультфильмов. (слайд №7)
3. Наличие эмоционально развивающих игр, направленных на обучение детей бес комфортного общения.
- Маски, праздничные колпачки… эти предметы помогают снять с ребёнка чувство скованности, зажатости, помочь перевоплотиться из грустного в весёлого. (Слайд №8)
- пальчиковый (кукольный, теневой.) театр.
- «Куб настроения». Дошкольник выбирает ту эмоцию, которую он чувствует в данный момент или хотел бы почувствовать. (Слайд №9)
- Дидактические игры: «Угадай эмоцию», «Хорошие и плохие поступки», «Эмоции в сказках», «Мои чувства»
В детском саду ребёнку должно быть уютно и спокойно, как дома! Спасибо за внимание. (Слайд №10)
Список использованной литературы.
1. Карабанова О. А., Алиева Э. Ф., Радионова О. Р., Рабинович П. Д., Марич Е. М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей 17 дошкольного возраста / О. А. Карабанова, Э. Ф. Алиева, О. Р. Радионова, П. Д. Рабинович, Е. М. Марич. - М. : Федеральный институт развития образования, 2014.
2. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М. : Мозаика-Синтез, 2006. - 128 с. 3. Играем вместе с детьми: развитие игровой деятельности у детей. Программа по обучению, воспитанию и развитию детей дошкольного возраста / под ред. С. А. Лебедевой. - М. : ИЛЕКСА, 2009. - 165 с.