Получи документы

Лэнд-арт-терапия в работе с детьми

Гуртякова Татьяна
Лэнд-арт-терапия в работе с детьми

Лэнд-арт-терапия. Природа – великий художник и лучший лекарь

Воспитатель Гуртякова Т. Н., ГБУСО КО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Надежда» отделение «Особый ребенок»

Проблемы, стоящие перед каждым новым поколением детей, становятся все сложнее, а здоровья для их преодоления все меньше. Новая концепция образования, предусматривая вариативность современной модели образования в качестве одного из приоритетов, выдвигает охрану здоровья воспитанников. Основным критерием здоровья ребенка является гармония его с самим собой и окружающей средой, а также способность понимать чужие чувства и свои. В современном обществе детям хотят дать больше знаний. Но чрезмерное интеллектуальное развитие связано с большой нагрузкой на ребенка и является одной из причин ухудшения состояния физического и психического здоровья детей, особенно детей с ОВЗ. В современной педагогической деятельности большую популярность приобретают уникальные методики гармоничного развития ребенка с ОВЗ, путем формирования эмоционально-волевой и познавательно - творческой сферы. В качестве одного из основных инструментов реализации здоровьесберегающего направления выступает лэнд-арт-терапия, как метод коррекции эмоционального состояния. Термин «лэндарт» (буквально «искусство земли») был введен американским художником Робертом Смитсоном для обозначения нового художественного движения, возникшего в конце 1960-х годов в США. В искусстве лэндарта окружающая среда неразрывно связана с произведением визуально-пластического искусства. Произведение фактически включено в среду и из нее же создается художником, чаще всего на основе использования естественных природных материалов – земли, скал, камней, листьев, веток и т. д.

Публикация «Лэнд-арт-терапия в работе с детьми» размещена в разделах

Лэнд-арт-терапия — это инновационная технология, которая соединяет изучение природы и искусство с задачей совершенствования коррекционно-воспитательного процесса и реабилитации детей с ОВЗ. Природа выступает великой художницей и, несомненно, благотворно влияет на лечебно-профилактический потенциал. Появление данного подхода рассматривается в контексте глобальных тенденций противодействия ухудшению экологической обстановки и более активного использования лечебно-профилактического потенциала природных факторов саногенеза. Лэнд-арт-терапия связана с поиском участниками занятий и последующим применением природных или техногенных (также найденных в окружающей среде) предметов в качестве основного материала и средства художественно-творческой деятельности.

Данная терапия имеет тесную связь с современным искусством, в частности, с такими его формами, как коллаж и ассамбляж, реди-мейд, инсталляция, лэнд-арт. Можно также обнаружить значительное сходство ландшафтной арт-терапии с определенными жанрами искусства фотографии и видеоарта.

Цель программы: стабилизировать эмоционально-волевую сферу, осуществить речевую, психосоциальную реабилитацию, овладеть мастерством предметного воплощения воображаемых художественных образов через непосредственный контакт детей с природой.

Лэнд-арт помогает детям отобразить красоты природного мира уникальным способом. Лэнд-арт-терапия - здоровьесберегающая технология, способствующая пониманию себя и гармоничному сосуществованию с окружающим обществом, познанию действия законов красоты и нравственности в окружающем мире через различные виды искусства и творчества, через природные факторы.

Занятия лэнд-арт–терапии — это простые действия или игровые идеи, которые вы можете сделать, используя природные материалы на своей прогулке в парке или в саду, в лесу, на даче, у моря. Как и любая терапия, лэнд-арт-терапия связана с использованием разнообразных средств и материалов, традиционных для художественного творчества (краски, карандаши, бумага и т. д., однако при этом акцент смещается к таким средствам изобразительной деятельности, как найденные природные объекты (ракушки, веточки, листья и т. д., а также возможность проводить всю или часть времени в природной среде. Занятия лэнд-арт-терапией могут включать различные варианты работы с организацией среды, ее украшением, посадкой растений, создание рисунков с использованием природного материала и создание миниатюрных арт-объектов. Коррекционные занятия с использованием и искусства, и природы в лечебно-профилактических целях позволяют самым наилучшим образом стимулировать формирование ребенка в согласии с его возможностями.

Искусство данной терапии чем-то напоминает скрапбукинг, но вашим холстом является сама земля, и вам ничего не нужно покупать. Это искусство создания картин и скульптур прямо на природе в естественном ландшафте, с использованием только природных материалов: камней, шишек, листьев, цветов, палочек и т. д. чтобы сотворить что-то лэндартовое.

Базой для занятий лэнд-арт-терапия является участок Центра «Надежда» – это мастерская под открытым небом. Создание комфортной среды проживания и формирование социального микроклимата является основой комплексного благоустройства, которое способствует социализации в обществе и укреплению здоровья. На территории Центра «Надежда» созданы самые различные «экологические пространства», которые используются для оздоровления детей.

Занятия лэнд–арт-терапией с детьми на улице очень важны в течение всего года. Это питает любовь к природе и помогает им понять суть каждого сезона. Очень важно гулять с ребенком, чтобы смотреть, что происходит круглый год. Но можно не просто гулять, а заниматься творчеством, и зимой, и летом! Почему бы не оставить после прогулки несколько произведений природного искусства.

Лэнд-арт-терапия доступна даже самым маленьким творческим личностям. А еще это очень веселая игра, которая к тому же учит сочетать цвета, развивает воображение и ассоциативное мышление малыша. Но главное, нет лучше занятия для познания окружающего мира.

Терапевтическое воздействие энергетики земли, растений, особое эмоциональное настроение, связанное с выполнением творческой работы, психически балансирует и успокаивает, улучшает настроение ребенка, способствует раскрытию его эмоций, позволяет проявлять свою заботу о других «существах». Общаясь с миром природы, ребята начинают внимательно вслушиваться, всматриваться в окружающее, учатся замечать своеобразие, уникальность живых объектов, осознавать и выражать свои чувства, раскрывать и совершенствовать свои творческие способности, составляя природные композиции. Дети учатся слушать звуки природы, различать шелест колосьев, легкое трепетание лепестков роз, дрожание листьев на ветру, что способствует созданию душевного благоприятного настроя у детей. Таким образом, общаясь с природой каждый день, дети по-иному относятся к ней, природные факторы действуют на них успокаивающе.

По программе лэнд-арт-терапии проводятся занятия : «Украсим крылья бабочки», «Раз–два–три – создаем шедевр!», «Градиент из листьев», «Ботаническая красота», «Грибная карусель», «Гнездо для птицы», «Мистер осень», «Украсим веселого человечка», «Цветочные композиции на картонном панно», «Цветочный принт для платья принцессы», «Играем с природой!», «Модная осенняя шляпа» и др. В этом направлении работы соединяются : положительное воздействие занятий на свежем воздухе; благотворное влияние красоты природы; возможность практического использования результатов творчества. Кроме того, этот вид деятельности имеет ярко выраженную психотерапевтическую направленность. Дети с огромным удовольствием создают свои маленькие шедевры из такого простого и доступного природного материала. Фантазии малышей нет предела. Состояние свободного творчества дает эмоциональную разрядку, возможность самовыражения, и просто доставляет огромное удовольствие всем участникам процесса.

Таким образом, применяя лэнд-арт-терапию, общаясь с природой каждый день, дети по- иному относятся к ней, природные факты действуют на них успокаивающее. Дети начинают внимательно вслушиваться, всматриваться в окружающее, учатся замечать своеобразие, уникальность живых объектов, осознавать и выражать, осознавать и выражать свои чувства, раскрывать и совершенствовать свои творческие способности. Создавая природные «картины» и скульптуры на природе в стиле лэнд-арт дети замечают прекрасное в самых обыденных вещах, развивают воображение и моторику, им прививается хороший вкус, усваиваются гармоничные цветовые сочетания, при этом дети дышат свежим воздухом, познают природу и жизненные циклы, играют и исследуют способствует укреплению нервной системы.

1. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Методики диагностики и коррекции отношения к природе. – М. : ЦКФЛ РАО, 1995.

2. Копытин А. И. Современная клиническая арт-терапия. Учебное пособие. – М. : Когито-Центр, 2015.

3. Ясвин В. А. Исследование структурных характеристик личностного отношения к природе // Психологический журнал. – 1995а. – Т. 16, № 3. – С. 70–73.

Публикации по теме:

Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ Основоположником песочной терапии является Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) – швейцарский психиатр, создатель аналитической психологии..

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,.

Осенний лэнд-арт на прогулке с детьми с ОВЗОсенний лэнд-арт на прогулке с детьми с ОВЗ Фотоотчет "Осенний лэнд - ард на прогулке" Цель: продолжать учить детей замечать красоту окружающей природы, закрепить умение составлять.

Консультация для родителей «Су-Джок терапия в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Су-Джок терапия в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста» «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинcкий «Представление, что при любом двигательном тренинге. упражняется.

«Консультация для воспитателей «Арт-терапия в коррекционной работе с детьми с РАС»» Имеющиеся нарушения эмоционально-волевой сферы у детей имеющих расстройство аутистического спектра требуют комплексного использования различных.

Консультация для воспитателей «Су–Джок терапия как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Су–Джок терапия как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста» Татьяна Костакова Консультация для воспитателей «Су–Джок терапия, как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»Добрый.

Мастер-класс для воспитателей «Арт-терапия в работе с дошкольниками «Картины солью»Мастер-класс для воспитателей «Арт-терапия в работе с дошкольниками «Картины солью» Цель:Познакомить педагогов с опытом работы по проведению и организации занятий с элементами арт-терапии. Задачи: • - расширять знания.

Мастер-класс «Песочная арт-терапия в работе воспитателя» Мастер-класс "Песочная арт-терапия в работе воспитателя"Активно стала использоваться песочная арт-терапия в детском саду. Обучиться ей несложно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Лэнд-арт-терапия в работе с детьми
Опубликовано: 8 октября 2023 в 13:40
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД