Нина Иванова
Лэпбук по развитию речи «Развиваем речь»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Иванова Нина Михайловна.
Цель: развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи с помощью дидактических игр и упражнений.
Публикация «Лэпбук по развитию речи „Развиваем речь“» размещена в разделах
- Лэпбук по развитию речи. Говорим правильно
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший лэпбук» март 2020
Образовательная область «Развитие речи»
Актуальность: Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном увеличении количества детей, имеющих различные нарушения речи. Работая с такими детьми, специалисты нередко отмечают отсутствие мотивации у детей, снижение познавательной активности и это заставляет нас, педагогов, использовать в своей работе не только традиционные, но и современные, более актуальные способы обучения наших воспитанников.
Данное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) В пособии представлены игры и упражнения, направленные на развитие фонематического слуха, словаря, связной речи и зрительного восприятия. Лэпбук может быть использован как в процессе образовательной деятельности «Развитие речи» и «Подготовка к обучению грамоте», так и в совместной и самостоятельной деятельности детей, в индивидуальной работе с ребенком и подгруппой детей.
Цель: активизация и развитие речи детей; закрепление и систематизация знаний и умений детей.
Задачи:
Образовательные:
• Формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями.
• Формировать умение составлять связный рассказ по опорным схемам.
• Расширять, уточнять и обогащать словарь детей, используя знаково-символическую систему.
Развивающие :
• Развивать связную речь, умение подбирать действия и признаки, словесно-логическое мышление, зрительное внимание, наблюдательность, самостоятельность, творческое воображение, мышление.
• Развивать артикуляционную моторику
Воспитательные:
• Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, желание общаться и играть со взрослым и сверстниками.
Преимущества лэпбука перед другими пособиями:
- Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.
- Это отличный способ для повторения пройденного.
- Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.
Описание лэпбука
Макет лэпбук представляет собой картонную папку, состоящую из трех страниц. Максимально использовано все пространство. Лэпбук представляет собой папку-раскладушку, состоящую из 3 страниц. Включает: дидактические игры, игровые упражнения, картотеки,- которые размещаются в отдельных кармашках. (смотри приложение) Всё содержание можно условно разделить на 4 раздела:
1)Картотеки «в помощь педагогу» (подуй дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика,, послушай (потешки,отрывки,стихотворения) и ответь на вопросы
2)Развивающие задания на развитие связной речи («Мнемотаблицы» прописи, «Придумай сказку», «Расскажи о профессиях», «Составь предложение», зимующие птицы, перелетные птицы картинки для составления описательных рассказов чистоговорки)
3)Дидактические игры на развитие внимания, мышления Прдолжи слово, собери алгоритм одевания зимой и осенью Времена года Противоположности, мнемотаблицы и загадки,
Ожидаемый результат.
С помощью данного дидактического пособия «Лэпбук «Развиваем речь»» будет совершенствоваться связанная речь, грамматический стой речи у детей, обогащаться и активизироваться словарный запас ребенка. Развиваться зрительное внимание и восприятие, память и мышление. Расширяться представления детей об окружающем мире. Формироваться навык сотрудничества, взаимопонимания и доброжелательности. В результате использования лэпбука у детей формируется :
-умение планировать предстоящую деятельность;
-договариваться со сверстниками;
-самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
- искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;
- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения
- используя устную речь, выражать свои мысли и желания.
Подробнее остановимся на каждом из них:
I. Картотеки «в помощь педагогу» :
- «Дыхательная гимнастика»(элементы)
Цель: укрепление дыхательной системы детей, тренировать силу, ритм вдох-выдоха.
Материалы: карточки с описанием выполнения упражнений.
-«Артикуляционная гимнастика»
Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Материалы: карточки с описанием выполнения упражнений для педагога и картинками для детей.. «Весёлая гимнастика» Самостоятельно выбирая понравившиеся карточки-картинки, ребёнок учится выполнять артикуляционные упражнения в игровой форме, а зеркало позволяет осуществлять зрительный контроль за правильной работой органов артикуляции. Мимическую гимнастику ребёнок также выполняет вместе с весёлым человечком.
II Дидактические игры на закрепления знаний детей по разделу программы «Подготовка к обучению грамоте»
-«Придумай сказку», «Мнемотаблицы», «Составь предложение»,
Цель: Обучение связному последовательному рассказу с наглядной основой в виде графических схем, отражающих последовательность событий.
Материалы: Мнемотаблицы для составления рассказов, сказок, предложений
Ход: дети составляют предложение, рассказ или сказку опираясь на карточку-схему.
- «Расскажи о профессиях», «Картинки для составления описательных рассказов»
Цель: Уточнить и расширить знания детей профессиях, совершенствовать умение составлять описательные рассказы
Материалы: Картинки с изображением людей разных профессии или изображением занятий детей в разное время года.
Ход: дети с опорой на изображённый сюжет на картинках составляют описательный рассказ
III Развивающие задания на развитие связной речи
IV Дидактические игры на развитие внимания, мышления
Дидактическая игра «Противоположности»
Цель игры: научить детей выбирать предметы с противоположными свойствами (слова-антонимы).
Задачи:
• Обогащать и активизировать словарный запас ребенка.
• Развивать внимание, память. Учить детей находить подсказки (чем отличаются карточки, чем похожи).
• Расширять представления детей об окружающем мире.
Ход игры: Найди карточки с противоположными свойствами и назови их.
Пример: горячий - холодный, тяжелый - легкий.
Дидактическая игра «Составь рассказ по картинке» - цель: знакомить с сюжетами, развивать активную речь, память, внимание, воображение, учить составлять рассказ по картинкам.
«Загадки в картинках» - цель: развивать сообразительность, логическое мышление, память, активизировать речевую деятельность, обогащать словарный запас.
Дидактическая игра «Составь рассказ по схеме» - цель: способствовать развитию связной, грамматически правильной речи.
«Собери картинку» и «Придумай рассказ» Ребёнок самостоятельно может сложить разрезную картинку и попробовать придумать историю по сюжетной картинке
-«Назови одним словом»,»Найди лишнюю картинку» и «Раздели картинки на группы»
Цель: формирование умения классифицировать предметы, пополнять словарный запас детей обобщающими словами.
Материалы: карточки с изображением групп предметов, связанных общим признаком.
Ход: дети берут карточку с заданием и выполняет задание в зависимости от названия игры.
-«Найди домики»
Цель: совершенствовать грамматический строй речи; определить существительные мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа.
Материалы: 4 домика разных цветов с буквенным и символическим названием его «жильцов», 24 картинки с изображением предметов, обозначающих существительных разного рода и числа.
-«Найди пять отличий»
Цель: Продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различие (чем эти предметы похожи и чем отличаются и т. д.)
Материалы: карточки на которых изображены попарно картинки с одним сюжетом, но имеющих по 5 различий.
Ход: дети берут по одной карточке и рассматривая изображенные пары картинок находят отличия.
-«Словесные игры»
Цель: развитие самостоятельности мышления, формирование мыслительной деятельности
Материалы: карточки с описание названия игр, целями методикой проведения
-«Игры по развитию звуковойкультуры речи»
Цель: развивать фонематический слух, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков и слов.
Материалы: карточки с названием и описанием игр. - «Сосчитай слоги»
Цель: Развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.
Материалы: 3 листа формата А 4 с окошками для картинок, изображающих слова имеющие один, два и три слога соответственно; сами картинки - 18 шт.
Ход: дети подбирают картинки к окошечкам по количеству слогов. Например: Картинка «зонт» соответствует окошечкам с одним квадратиком, т. к в слове 1 слог и т. д
-«Составь звуковые схемы для слов»
Цель: совершенствование навыка звукового анализа слов
Материалы: карточки с изображением предметов и схемой под изображением (количество звуков равно количеству окошек, фишки синие, зелёные и красные.
Ход: дети произносят слово обозначенное картинкой и производят его звуковой анализ «вставляя в окошки фишку соответствующего цвета.
-«Найди слова с заданным звуком»(«Найди звук в слове» и «Найди слова на заданный звук»)
Цель: упражнять детей в нахождении заданного звука (букв) в словах; развивать мыслительные операции, речь, фонематический слух.
Материалы: карточки с изображением разных предметов и заданием на нахождение слов на определённый звук.
Ход: дети берут по одной карточке и выполняя задания называют слова, в которых встречается заданный звук (буква)
-«Назови слова по первым звукам»
Цель: совершенствовать умение анализа и синтеза слов
Материалы: карточки и изображением группы предметов (по 4 группы на каждой карточке)
Ход:ребёнок берёт карточку и называет первые звуки слов, обозначающих предметы на предложенных картинках, из которых составляет «новое» слово.
эпбук по развитию речи «Развиваем речь»
Автор: Боброва Елена Владимировна, Иванова Нина Михайловна.
Цель: развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи с помощью дидактических игр и упражнений.
Образовательная область «Развитие речи»
Актуальность: Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном увеличении количества детей, имеющих различные нарушения речи. Работая с такими детьми, специалисты нередко отмечают отсутствие мотивации у детей, снижение познавательной активности и это заставляет нас, педагогов, использовать в своей работе не только традиционные, но и современные, более актуальные способы обучения наших воспитанников.
Данное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) В пособии представлены игры и упражнения, направленные на развитие фонематического слуха, словаря, связной речи и зрительного восприятия. Лэпбук может быть использован как в процессе образовательной деятельности «Развитие речи» и «Подготовка к обучению грамоте», так и в совместной и самостоятельной деятельности детей, в индивидуальной работе с ребенком и подгруппой детей.
Цель: активизация и развитие речи детей; закрепление и систематизация знаний и умений детей.
Задачи:
Образовательные:
• Формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями.
• Формировать умение составлять связный рассказ по опорным схемам.
• Расширять, уточнять и обогащать словарь детей, используя знаково-символическую систему.
Развивающие :
• Развивать связную речь, умение подбирать действия и признаки, словесно-логическое мышление, зрительное внимание, наблюдательность, самостоятельность, творческое воображение, мышление.
• Развивать артикуляционную моторику
Воспитательные:
• Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, желание общаться и играть со взрослым и сверстниками.
Преимущества лэпбука перед другими пособиями:
- Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.
- Это отличный способ для повторения пройденного.
- Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.
Описание лэпбука
Макет лэпбук представляет собой картонную папку, состоящую из трех страниц. Максимально использовано все пространство. Лэпбук представляет собой папку-раскладушку, состоящую из 3 страниц. Включает: дидактические игры, игровые упражнения, картотеки,- которые размещаются в отдельных кармашках. (смотри приложение) Всё содержание можно условно разделить на 4 раздела:
1)Картотеки «в помощь педагогу» (подуй дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика,, послушай (потешки,отрывки,стихотворения) и ответь на вопросы
2)Развивающие задания на развитие связной речи («Мнемотаблицы» прописи, «Придумай сказку», «Расскажи о профессиях», «Составь предложение», зимующие птицы, перелетные птицы картинки для составления описательных рассказов чистоговорки)
3)Дидактические игры на развитие внимания, мышления Прдолжи слово, собери алгоритм одевания зимой и осенью Времена года Противоположности, мнемотаблицы и загадки,
Ожидаемый результат.
С помощью данного дидактического пособия «Лэпбук «Развиваем речь»» будет совершенствоваться связанная речь, грамматический стой речи у детей, обогащаться и активизироваться словарный запас ребенка. Развиваться зрительное внимание и восприятие, память и мышление. Расширяться представления детей об окружающем мире. Формироваться навык сотрудничества, взаимопонимания и доброжелательности. В результате использования лэпбука у детей формируется :
-умение планировать предстоящую деятельность;
-договариваться со сверстниками;
-самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
- искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;
- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения
- используя устную речь, выражать свои мысли и желания.
Подробнее остановимся на каждом из них:
I. Картотеки «в помощь педагогу» :
- «Дыхательная гимнастика»(элементы)
Цель: укрепление дыхательной системы детей, тренировать силу, ритм вдох-выдоха.
Материалы: карточки с описанием выполнения упражнений.
-«Артикуляционная гимнастика»
Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Материалы: карточки с описанием выполнения упражнений для педагога и картинками для детей.. «Весёлая гимнастика» Самостоятельно выбирая понравившиеся карточки-картинки, ребёнок учится выполнять артикуляционные упражнения в игровой форме, а зеркало позволяет осуществлять зрительный контроль за правильной работой органов артикуляции. Мимическую гимнастику ребёнок также выполняет вместе с весёлым человечком.
II Дидактические игры на закрепления знаний детей по разделу программы «Подготовка к обучению грамоте»
-«Придумай сказку», «Мнемотаблицы», «Составь предложение»,
Цель: Обучение связному последовательному рассказу с наглядной основой в виде графических схем, отражающих последовательность событий.
Материалы: Мнемотаблицы для составления рассказов, сказок, предложений
Ход: дети составляют предложение, рассказ или сказку опираясь на карточку-схему.
- «Расскажи о профессиях», «Картинки для составления описательных рассказов»
Цель: Уточнить и расширить знания детей профессиях, совершенствовать умение составлять описательные рассказы
Материалы: Картинки с изображением людей разных профессии или изображением занятий детей в разное время года.
Ход: дети с опорой на изображённый сюжет на картинках составляют описательный рассказ
III Развивающие задания на развитие связной речи
IV Дидактические игры на развитие внимания, мышления
Дидактическая игра «Противоположности»
Цель игры: научить детей выбирать предметы с противоположными свойствами (слова-антонимы).
Задачи:
• Обогащать и активизировать словарный запас ребенка.
• Развивать внимание, память. Учить детей находить подсказки (чем отличаются карточки, чем похожи).
• Расширять представления детей об окружающем мире.
Ход игры: Найди карточки с противоположными свойствами и назови их.
Пример: горячий - холодный, тяжелый - легкий.
Дидактическая игра «Составь рассказ по картинке» - цель: знакомить с сюжетами, развивать активную речь, память, внимание, воображение, учить составлять рассказ по картинкам.
«Загадки в картинках» - цель: развивать сообразительность, логическое мышление, память, активизировать речевую деятельность, обогащать словарный запас.
Дидактическая игра «Составь рассказ по схеме» - цель: способствовать развитию связной, грамматически правильной речи.
«Собери картинку» и «Придумай рассказ» Ребёнок самостоятельно может сложить разрезную картинку и попробовать придумать историю по сюжетной картинке
-«Назови одним словом»,»Найди лишнюю картинку» и «Раздели картинки на группы»
Цель: формирование умения классифицировать предметы, пополнять словарный запас детей обобщающими словами.
Материалы: карточки с изображением групп предметов, связанных общим признаком.
Ход: дети берут карточку с заданием и выполняет задание в зависимости от названия игры.
-«Найди домики»
Цель: совершенствовать грамматический строй речи; определить существительные мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа.
Материалы: 4 домика разных цветов с буквенным и символическим названием его «жильцов», 24 картинки с изображением предметов, обозначающих существительных разного рода и числа.
-«Найди пять отличий»
Цель: Продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различие (чем эти предметы похожи и чем отличаются и т. д.)
Материалы: карточки на которых изображены попарно картинки с одним сюжетом, но имеющих по 5 различий.
Ход: дети берут по одной карточке и рассматривая изображенные пары картинок находят отличия.
-«Словесные игры»
Цель: развитие самостоятельности мышления, формирование мыслительной деятельности
Материалы: карточки с описание названия игр, целями методикой проведения
-«Игры по развитию звуковойкультуры речи»
Цель: развивать фонематический слух, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков и слов.
Материалы: карточки с названием и описанием игр. - «Сосчитай слоги»
Цель: Развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.
Материалы: 3 листа формата А 4 с окошками для картинок, изображающих слова имеющие один, два и три слога соответственно; сами картинки - 18 шт.
Ход: дети подбирают картинки к окошечкам по количеству слогов. Например: Картинка «зонт» соответствует окошечкам с одним квадратиком, т. к в слове 1 слог и т. д
-«Составь звуковые схемы для слов»
Цель: совершенствование навыка звукового анализа слов
Материалы: карточки с изображением предметов и схемой под изображением (количество звуков равно количеству окошек, фишки синие, зелёные и красные.
Ход: дети произносят слово обозначенное картинкой и производят его звуковой анализ «вставляя в окошки фишку соответствующего цвета.
-«Найди слова с заданным звуком»(«Найди звук в слове» и «Найди слова на заданный звук»)
Цель: упражнять детей в нахождении заданного звука (букв) в словах; развивать мыслительные операции, речь, фонематический слух.
Материалы: карточки с изображением разных предметов и заданием на нахождение слов на определённый звук.
Ход: дети берут по одной карточке и выполняя задания называют слова, в которых встречается заданный звук (буква)
-«Назови слова по первым звукам»
Цель: совершенствовать умение анализа и синтеза слов
Материалы: карточки и изображением группы предметов (по 4 группы на каждой карточке)
Ход:ребёнок берёт карточку и называет первые звуки слов, обозначающих предметы на предложенных картинках, из которых составляет «новое» слово.