Наталья Шулятина
Лэпбук как средство формирования экологических знаний
▼ Скачать + Заказать документы
Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Опыт показывает, что уже в дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребёнка к природным явлениям.
Публикация «Лэпбук как средство формирования экологических знаний» размещена в разделах
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Экологические лэпбуки
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Из-за отсутствия знаний дети не могут выбрать необходимую линию поведения. Поэтому нужно учить их правильно вести себя в природе и среди людей. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей, а игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей.
Развивающаяся педагогика, основанная на требованиях ФГОС к дошкольному образованию, существенно изменила подход к организации образовательной деятельности. Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.
В связи с этим перед педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности.
Использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка, независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями. В научной литературе лэпбук не выделяют как одно из основных средств обучения, поэтому есть необходимость в его разработке.
Таким образом, возникла необходимость в выборе темы проекта "Лэпбук как современное средство обучения экологической грамотности детей дошкольного возраста".
Тип проекта: практико-ориентированный.
Продолжительность проекта (долгосрочный) : начало - январь 2017г., окончание - декабрь 2017г.
Раздел программы: программа "От рождения до школы", раздел: познавательное развитие. Тематическое поле - познавательное развитие.
Объект проекта: современные средства обучения детей дошкольного возраста.
Предмет проекта: использование лэпбука в процессе обучения экологической грамотности детей дошкольного возраста.
Гипотеза: можно предположить, что формирование экологической грамотности детей дошкольного возраста возможно при выполнении следующих условий: систематического использования лэпбука в образовательной деятельности, свободного доступа лэпбука для детей, формирования устойчивого интереса дошкольников для создания и использования лэпбука.
Цель проекта: изучение возможностей использования лэпбука как средства обучения экологической грамотности детей дошкольного возраста.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу и другие информационные источники по теме проекта.
2. Раскрыть понятие средства обучения у детей дошкольного возраста.
3. Разработать лэпбук по экологии как средство обучения детей дошкольного возраста на 2016-2017учебный год.
Основное содержание проекта. Работа над лэпбуком достаточно разнообразна, кроме того роль воспитателя в такой работе сводится не к тому, чтобы быть источником информации, а как раз наоборот, педагог является тем фактором, который подталкивает детей к совершению, пусть незначительных на первый взгляд, но открытий.
Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как ребенок воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей.
Еще одной положительной стороной лэпбука является тот факт, что лэпбук — это удивительный инструмент образования, сделанный вручную. Сам по себе лэпбук очень интерактивен, начиная от процесса его создания до готового результата. И каждый компонент лэпбука дает ему возможность сконцентрировать свое внимание на определенном аспекте более глобальной темы.
Помимо образовательных плюсов, лэпбук может восприниматься дошкольниками как «сокровище», к которому интересно возвращаться, перелистывать и пересматривать информацию, вспоминая ее и аккумулируя в своей памяти. Говоря о природе нашего края, дошкольники узнают и делятся информацией о многообразии растительного и животного мира, их взаимосвязях, проблемами в экологии родного края.
Необходимо отметить, что работая над одним лэпбуком, дети часто открывают для себя темы следующих своих исследований. Ведь чем чаще ребята сталкиваются с необходимостью узнавать что-то новое, тем чаще неизученное и непонятное, привлекает их внимание.
Необходимо отметить, что применение лэпбука во время НОД и в совместной деятельности возможно не всегда по ряду причин. Данная методика и техника обучения подходит для закрепления или обобщения и повторения, когда дошкольники в определенной степени владеют информацией по заданной теме, но им приходится детализировать информацию по теме лэпбука, креативно подходить к объяснению как уже изученного, так и нового материала.
Одним из минусов данной работы является время, необходимое на создание лэпбука. Перед созданием конечного продукта, необходимо тщательно продумать его структуру и найти нужную информацию.
Также от педагога, как от старшего наставника и помощника, требуется дополнительная подготовка, ведь у детей будут вопросы, у них будет информация, которую он, возможно, не знает и к этому нужно быть готовым. Воспитатель в рамках современного образования в первую очередь не источник знания, а опытный проводник к поиску, восприятию и усвоению знаний.
Необходимо отметить, что, несмотря на малозначительные минусы, которые имеет работа над лэпбуком, ее плюсы неоспоримы. Создание лэпбука решает ряд задач современного образования, давая дошкольникам не только знания, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации.
Лэпбук — это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача педагога лишь придавать детям уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.
Ресурсы:
1. Материальные ресурсы: использование данной формы работы не требует больших материальных затрат. В работе используется компьютер и МФУ для распечатывания шаблонов и заготовок. При их отсутствии возможно ручное изготовление лэпбука из подручного материала.
2. Кадровые ресурсы: для создания и использования лэпбука в образовательном процессе не требуется специальное обучение и курсовая подготовка педагогов. Использование лэпбука может осуществляться воспитателями дошкольной образовательной организации независимо от квалификации и опыта работы, а также реализуемых программ и контингента воспитанников.
Целевая аудитория: дети дошкольного возраста, родители и педагоги.
План реализации проекта.
Этапы работы над проектом:
- на подготовительном этапе педагог выбирает и формулирует тему проекта. Определяет объект, предмет проекта, гипотезу. Изучает литературу по проблеме исследования.
- основной этап – это создание лэпбука “2017 год экологии в России”, который состоит из 7 развивающих элементов; педагог использует лэпбук в образовательной деятельности, планирует создание других лэпбуков по более узкой теме.
Подготовка презентации для педагогов «Лэпбук : от идеи до воплощения». Проведение мастер-класса с педагогами «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста».
- на заключительном этапе. Организация выставки "Лэпбук – это интересно!" Изготовление в совместной деятельности лэпбука "Красная книга Таганая".
Ожидаемые результаты: создание лэпбука по экологии.
Социальный эффект. Практическая значимость состоит в использовании материалов, разработок по применению лэпбука в практике образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций. В качестве критерия оценки эффективности достижения поставленных цели и задач применяется тест на экологический образ жизни (Приложение 2.) и педагогическое наблюдение.
Перспективы дальнейшего развития проекта.
По окончании проекта деятельность в выбранном направлении будет продолжена. В планах намечено знакомство родителей с лэпбуком как формой совместной деятельности с ребенком, а также посещение родника, музея с целью расширения экологических знаний детей и родителей.
Перспективами реализации данного проекта является использование освоенной технологии лэпбука в других темах и проектах по основным темам в соответствии с программой «Экология родного края» для их систематического использования в качестве формы организации образовательной деятельности обучающихся по экологии.
Трансляция проекта планируется на педагогическом совете.
Заключение
Целью данного проекта было изучение возможностей использования лэпбука как средства обучения экологической грамотности детей дошкольного возраста.
Для его реализации был изучен немногочисленный опыт работы отечественных и зарубежных педагогов по данной теме. На основе анализа изученных материалов был разработан и создан макет лэпбука для апробации в ходе познавательной деятельности при реализации образовательной программы «Экология родного края».
Планируется провести различные формы работы (консультация-презентация, мастер-класс) с педагогами муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Начальная школа № 25» г. Златоуста для ознакомления с данной формой организации образовательного процесса.
Список литературы
1. Букина В. О. и др. Пространство детского сад: познание, экология / Под ред. А. Русакова, Т. Лапкиной. – М. : ТЦ Сфера; СПб. : Образовательные проекты, 2016. – 128 с. (Библиотека воспитателя)
2. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М. : Просвещение, 2002. – 144 с.
3. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М. : Издательский центр «Академия», 1999. – 184 с.
4. Николаева С. Н. Юный эколог : программа и условия её реализации в детском саду/ Николаева С. Н. – М. : Мозаика-Синтез, 1999. – 187 с.
5. Плешаков А. А., Сонин Н. И. Что меня окружает: Альбом-задачник. – М. : Дрофа, 1996. – 128 с. (иллюстрации)
6. Рыжова Н. Наш дом-природа Программа экологического воспитания дошкольников//Дошкольное воспитание. 1998 № 6, с. 26-34.
7. Сборник дидактических и методических материалов "Я - Златоустовец". Дошкольное образование. Златоуст 2013г.
8. https://www.tavika.ru/2014/07/lapbook-ecology.html
9. https://anglijskij-dlja-detej.ru/temy/lepbuki/kak-sdelat-lepbuk-svoimi-rukami-dopolnitelnye-materialy
10. https://anglijskij-dlja-detej.ru/temy/lepbuki/chto-takoe-lepbuk
Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Опыт показывает, что уже в дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребёнка к природным явлениям.
Из-за отсутствия знаний дети не могут выбрать необходимую линию поведения. Поэтому нужно учить их правильно вести себя в природе и среди людей. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей, а игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей.
Развивающаяся педагогика, основанная на требованиях ФГОС к дошкольному образованию, существенно изменила подход к организации образовательной деятельности. Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.
В связи с этим перед педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности.
Использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка, независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями. В научной литературе лэпбук не выделяют как одно из основных средств обучения, поэтому есть необходимость в его разработке.
Таким образом, возникла необходимость в выборе темы проекта "Лэпбук как современное средство обучения экологической грамотности детей дошкольного возраста".
Тип проекта: практико-ориентированный.
Продолжительность проекта (долгосрочный) : начало - январь 2017г., окончание - декабрь 2017г.
Раздел программы: программа "От рождения до школы", раздел: познавательное развитие. Тематическое поле - познавательное развитие.
Объект проекта: современные средства обучения детей дошкольного возраста.
Предмет проекта: использование лэпбука в процессе обучения экологической грамотности детей дошкольного возраста.
Гипотеза: можно предположить, что формирование экологической грамотности детей дошкольного возраста возможно при выполнении следующих условий: систематического использования лэпбука в образовательной деятельности, свободного доступа лэпбука для детей, формирования устойчивого интереса дошкольников для создания и использования лэпбука.
Цель проекта: изучение возможностей использования лэпбука как средства обучения экологической грамотности детей дошкольного возраста.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу и другие информационные источники по теме проекта.
2. Раскрыть понятие средства обучения у детей дошкольного возраста.
3. Разработать лэпбук по экологии как средство обучения детей дошкольного возраста на 2016-2017учебный год.
Основное содержание проекта. Работа над лэпбуком достаточно разнообразна, кроме того роль воспитателя в такой работе сводится не к тому, чтобы быть источником информации, а как раз наоборот, педагог является тем фактором, который подталкивает детей к совершению, пусть незначительных на первый взгляд, но открытий.
Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как ребенок воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей.
Еще одной положительной стороной лэпбука является тот факт, что лэпбук — это удивительный инструмент образования, сделанный вручную. Сам по себе лэпбук очень интерактивен, начиная от процесса его создания до готового результата. И каждый компонент лэпбука дает ему возможность сконцентрировать свое внимание на определенном аспекте более глобальной темы.
Помимо образовательных плюсов, лэпбук может восприниматься дошкольниками как «сокровище», к которому интересно возвращаться, перелистывать и пересматривать информацию, вспоминая ее и аккумулируя в своей памяти. Говоря о природе нашего края, дошкольники узнают и делятся информацией о многообразии растительного и животного мира, их взаимосвязях, проблемами в экологии родного края.
Необходимо отметить, что работая над одним лэпбуком, дети часто открывают для себя темы следующих своих исследований. Ведь чем чаще ребята сталкиваются с необходимостью узнавать что-то новое, тем чаще неизученное и непонятное, привлекает их внимание.
Необходимо отметить, что применение лэпбука во время НОД и в совместной деятельности возможно не всегда по ряду причин. Данная методика и техника обучения подходит для закрепления или обобщения и повторения, когда дошкольники в определенной степени владеют информацией по заданной теме, но им приходится детализировать информацию по теме лэпбука, креативно подходить к объяснению как уже изученного, так и нового материала.
Одним из минусов данной работы является время, необходимое на создание лэпбука. Перед созданием конечного продукта, необходимо тщательно продумать его структуру и найти нужную информацию.
Также от педагога, как от старшего наставника и помощника, требуется дополнительная подготовка, ведь у детей будут вопросы, у них будет информация, которую он, возможно, не знает и к этому нужно быть готовым. Воспитатель в рамках современного образования в первую очередь не источник знания, а опытный проводник к поиску, восприятию и усвоению знаний.
Необходимо отметить, что, несмотря на малозначительные минусы, которые имеет работа над лэпбуком, ее плюсы неоспоримы. Создание лэпбука решает ряд задач современного образования, давая дошкольникам не только знания, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации.
Лэпбук — это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача педагога лишь придавать детям уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.
Ресурсы:
1. Материальные ресурсы: использование данной формы работы не требует больших материальных затрат. В работе используется компьютер и МФУ для распечатывания шаблонов и заготовок. При их отсутствии возможно ручное изготовление лэпбука из подручного материала.
2. Кадровые ресурсы: для создания и использования лэпбука в образовательном процессе не требуется специальное обучение и курсовая подготовка педагогов. Использование лэпбука может осуществляться воспитателями дошкольной образовательной организации независимо от квалификации и опыта работы, а также реализуемых программ и контингента воспитанников.
Целевая аудитория: дети дошкольного возраста, родители и педагоги.
План реализации проекта.
Этапы работы над проектом:
- на подготовительном этапе педагог выбирает и формулирует тему проекта. Определяет объект, предмет проекта, гипотезу. Изучает литературу по проблеме исследования.
- основной этап – это создание лэпбука “2017 год экологии в России”, который состоит из 7 развивающих элементов; педагог использует лэпбук в образовательной деятельности, планирует создание других лэпбуков по более узкой теме.
Подготовка презентации для педагогов «Лэпбук : от идеи до воплощения». Проведение мастер-класса с педагогами «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста».
- на заключительном этапе. Организация выставки "Лэпбук – это интересно!" Изготовление в совместной деятельности лэпбука "Красная книга Таганая".
Ожидаемые результаты: создание лэпбука по экологии.
Социальный эффект. Практическая значимость состоит в использовании материалов, разработок по применению лэпбука в практике образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций. В качестве критерия оценки эффективности достижения поставленных цели и задач применяется тест на экологический образ жизни (Приложение 2.) и педагогическое наблюдение.
Перспективы дальнейшего развития проекта.
По окончании проекта деятельность в выбранном направлении будет продолжена. В планах намечено знакомство родителей с лэпбуком как формой совместной деятельности с ребенком, а также посещение родника, музея с целью расширения экологических знаний детей и родителей.
Перспективами реализации данного проекта является использование освоенной технологии лэпбука в других темах и проектах по основным темам в соответствии с программой «Экология родного края» для их систематического использования в качестве формы организации образовательной деятельности обучающихся по экологии.
Трансляция проекта планируется на педагогическом совете.
Заключение
Целью данного проекта было изучение возможностей использования лэпбука как средства обучения экологической грамотности детей дошкольного возраста.
Для его реализации был изучен немногочисленный опыт работы отечественных и зарубежных педагогов по данной теме. На основе анализа изученных материалов был разработан и создан макет лэпбука для апробации в ходе познавательной деятельности при реализации образовательной программы «Экология родного края».
Планируется провести различные формы работы (консультация-презентация, мастер-класс) с педагогами муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Начальная школа № 25» г. Златоуста для ознакомления с данной формой организации образовательного процесса.
Список литературы
1. Букина В. О. и др. Пространство детского сад: познание, экология / Под ред. А. Русакова, Т. Лапкиной. – М. : ТЦ Сфера; СПб. : Образовательные проекты, 2016. – 128 с. (Библиотека воспитателя)
2. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М. : Просвещение, 2002. – 144 с.
3. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М. : Издательский центр «Академия», 1999. – 184 с.
4. Николаева С. Н. Юный эколог : программа и условия её реализации в детском саду/ Николаева С. Н. – М. : Мозаика-Синтез, 1999. – 187 с.
5. Плешаков А. А., Сонин Н. И. Что меня окружает: Альбом-задачник. – М. : Дрофа, 1996. – 128 с. (иллюстрации)
6. Рыжова Н. Наш дом-природа Программа экологического воспитания дошкольников//Дошкольное воспитание. 1998 № 6, с. 26-34.
7. Сборник дидактических и методических материалов "Я - Златоустовец". Дошкольное образование. Златоуст 2013г.
8. https://www.tavika.ru/2014/07/lapbook-ecology.html
9. https://anglijskij-dlja-detej.ru/temy/lepbuki/kak-sdelat-lepbuk-svoimi-rukami-dopolnitelnye-materialy
10. https://anglijskij-dlja-detej.ru/temy/lepbuki/chto-takoe-lepbuk
Полезные экопривычки:
1. Не разбрасывайте мусор и не жгите костры.
2. Ходите в магазин с авоськой.
3. Выбирайте местные продукты.
4. Не оставляйте “зарядник” в розетке.
5. Посадите дерево!
6. Берегите бумагу.
7. Не выбрасывайте старые вещи.
8. Не включайте воду пока чистите зубы.
9. Чаще ходите пешком.
10. Сдавайте батарейки и лампы.
Приложение 2. Тест на экологический образ жизни
Отметь галочкой, что из этих действий выполняешь ты и твоя семья? За каждую «галочку» добавь себе 1 балл.
1. Сортируете мусор перед выбрасыванием.
2. Вторично используете бросовые материалы (на поделки и т. д.)
3. Сдаете макулатуру.
4. Сдаете металлолом.
5. Относите использованные батарейки в специализированные пункты приёма.
6. Используете сумку вместо пакета.
7. Делаете кормушки.
8. Подкармливаете животных.
9. Не рвете цветы, не ломаете ветки с живых деревьев
10. Не берете домой детенышей диких животных.
11. Не трогаете птичьи гнезда.
12. Не разоряете муравейники.
13. Не обижаете жуков, улиток, лягушек, червяков и другую мелкую живность.
14. Уносите с собой мусор после пикника.
15. Устраиваете субботники возле дома.
16. Расчищаете от мусора лес или пляж.
Результаты:
1 - 6 баллов: тебе надо чаще задумываться о помощи природе.
7 - 12 баллов: молодец, ты на правильном пути!
13 - 16 баллов: отлично! ТЫ – НАСТОЯЩИЙ ЗАЩИТНИК ПРИРОДЫ!