Оксана Захарова
Лэпбук «В стране дорожных знаков»
▼ Скачать + Заказать документы
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Вот и мы начали изучать и использовать в своей работе совершенно новое, интересное незаменимое методическое пособие – лэпбук.
Лэпбук (lapbook, или как его еще называют тематическая папка, — это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук — это не просто поделка. Это наглядно- практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы. Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н. А. Короткова:
Публикация «Лэпбук „В стране дорожных знаков“» размещена в разделах
- Дорожные знаки
- Лэпбук по правилам дорожного движения (ПДД)
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
•включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
•добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
•свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
•открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
По санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию и организации работы в дошкольных организациях на самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов. Но это не значит, что ребенок в это время предоставлен самому себе. Для организации самостоятельной деятельности детей в нашей группе создана развивающая предметно-пространственная среда. Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде.
Лэпбук :
•информативен;
• полифункционален: способствует развитию творчества, воображения;
•пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
•обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т. д. ;
•является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
•вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части);
•его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
•обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Актуальность данного пособия обусловлена статистикой, свидетельствующей о росте детского дорожно-транспортного травматизма. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, а так же прививать навыки безопасного поведения на улице и не только. Необходимо отметить, что в ДТП погибают дети дошкольного возраста в силу психофизиологических особенностей и негативного примера взрослых.
Дидактическое пособие лэпбук «В стране дорожных знаков» представляет собой картонную папку формата А3, обклеенную бумагой. На страницах папки имеются различные кармашки, карточки, в которых собрана информация по теме.
Дидактическое пособие лэпбук «В стране дорожных знаков» предназначено для детей среднего и старшего дошкольного возраста, если содержание лепбука пополнять и усложнять. В старшем дошкольном возрасте дети уже могут вместе со взрослыми участвовать в сборе материала: анализировать, сортировать информацию.
Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммукативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий.
Цель: Формировать систему знаний, умений и навыков детей по правилам дорожного движения.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы и дорожными знаками, предназначенными для водителей и пешеходов;
- Научить детей предвидеть опасное событие, уметь по возможности его избегать, а при необходимости действовать;
- Повторить и закрепить знания о светофорах и сигналов, довести до детей важность сигналов светофора;
- Познакомить с правилами перехода проезжей части по регулируемому и нерегулируемому пешеходному переходу;
- Знать и уметь классифицировать дорожные знаки : предупреждающие, запрещающие, предписывающие, знаки сервиса.
Развивающие:
- Развивать наблюдательность, самостоятельность мышления, внимательность, осмотрительность и осторожность на дорогах;
- Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков;
Речевые:
- Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей;
- Развивать связную речь.
Воспитательные:
- Воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения;
- Воспитывать чувство ответственности.
В лепбуке собраны материалы о ПДД для развивающих занятий с детьми дошкольного возраста.
В него входит 17 развивающих заданий:
1. Кармашек «Стихи о дорожных знаках»
2. Кармашек «Правила в стихах»
3. Кармашек «Подвижные игры по ПДД» (подборка по возрастным группам)
4. Кармашек «Загадки»
5. Кармашек «Ответь на вопрос»
6. Кармашек «Расскажи»
7. Кармашек «Советы светофора»
8. Кармашек «Запомни»
9. Кармашек «Физкульминутки по ПДД»
10. Кармашек «Правила дорожного движения»
11. Кармашек «Собери светофор»
12. Кармашек «Ассоциации»(развивающая игра по ПДД)
13. Кармашек «Собери пазлы»
14. Кармашек «Сюжетные картинки»
15. Открывающиеся полоска «Знай правила дорожного движения»
16. Открывающиеся полоска «Безопасность на дороге»
17. Открывающиеся полоска «Книжка о технике»
Используя лэпбук в своей работе, мы получили следующие результаты:
1. Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, и лучше понять и запомнить материал (особенно учитывая, что у дошкольников наглядно-образное мышление). Наблюдения показывают, что и взрослым такая форма обучения тоже нравится.
2. Это отличный способ для повторения пройденного материала. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью работает на знакомом материале, рассматривая сделанную вместе с воспитателем книжку.
3. Ребенок старшего дошкольного возраста научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к обучению в школе.
4. Лэпбук хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания каждому индивидуально (например, для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, а старшим детям – задания, подразумевающие умение считать и читать и т. д.). Одним из вариантов является изготовление коллективной книжки.
5. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей, а также может быть формой представления итогов проекта или тематической недели.