МААМ-картинки

Мальчики и девочки — это два разных мира!

Надежда Перликова
Мальчики и девочки — это два разных мира!

Свое отношение к ребенку мы подчас подчиняем выработанным педагогическим правилам и стереотипам: «Ребенок в два года должен уметь …». И все силы бросаем на то, чтобы умел. А какой ребенок – мальчик или девочка? Такой вопрос обычно даже не ставится. А ведь это важно.

Во многих методических пособиях, рекомендациях, учебниках, книгах мы видим следующее: «Ребенок в 1 год должен., в 4 года должен., к 7 годам должен.». И приводятся таблицы по возрастам: что должен уметь бесполый ребенок. В этих таблицах не указано ребенок мальчик или девочка. А вот таблицы таких показателей, как рост и вес, составлены отдельно для мальчиков и девочек. Значит, вес тела разный, вес мозга, соответственно, разный, получается разное все то, ради чего существует тело и мозг, то, что является результатом их деятельности - произвольные движения, восприятие и анализ информации, мышление, память и. другие.

Публикация «Мальчики и девочки — это два разных мира!» размещена в разделах

К сожалению, каждый из нас сам смог побывать только в одном из миров: кто-то из вас еще помнит, как был маленькой девочкой, а кто-то — мальчишкой. Нам не дано самим побывать в мире иного пола, пожить его проблемами, почувствовать его переживания, поболеть его болезнями, проникнуть в мир его мыслей, понятий, отношений, негласных правил. И поэтому иногда нам кажется, что этого второго мира и нет. С этим образцом мы и сравниваем своих детей или детей своего класса, группы: и мальчиков, и девочек. Часто ругая сына мама говорит: «Вот когда я была маленькой,». Но эта формулировка недопустима, потому что мама была девочкой, а ее сын - мальчик.

Однако, если не дано нам пожить в этом чужом мире, то попробовать понять его мы обязаны, если хотим понять ребенка, помочь, а не помешать ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых су-ществ, потерявших преимущества своего пола и не сумевших приобрести несвойственные им ценности чужого пола.

Итак, вот они перед нами: мальчики и девочки. Попробуем заглянуть под покров тайны, раскроем для себя загадки мира мальчиков и мира девочек.

Реакция на оценку взрослого

Для ребенка речевая оценка взрослыми их деятельности становится эффективной, только когда она эмоционально значима. Причем для мальчиков важно, что конкретно, какой момент оценивается в их деятельности, а для девочек - кто их оценивает и как, т. е. им важно, какое они произвели впечатление. Иными словами, мальчиков интересует суть оценки, а вот девочки более заинтересованы в эмоциональном общении со взрослыми. Когда мы оцениваем мальчика, он вновь переживает те фрагменты деятельности, которые оцениваются, и у него активизируются определенные отделы мозга. Поэтому для мальчика не имеют смысла оценки типа: «Я тобой недоволен». Мальчик должен знать, чем конкретно вы недовольны, и иметь возможность вновь «проиграть» свои действия. Девочки эмоционально реагируют на любые оценки, при этом у них активизируются все отделы мозга. Если вам надо отругать девочку, не спешите сразу высказывать свое отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите в чем ее ошибка.

Мамам, няням, воспитателям и в последствии учителям трудно понять эту сторону жизни мальчика – они-то сами другие. Вот и получается, что мама (или педагог) долго ругает мальчика, нагнетая эмоции, и сердится оттого, что он не переживает вместе с ней, а как бы остается равнодушным к ее словам. На самом деле он не равнодушен. Просто он уже показал пик эмоциональной активности, отреагировал на первых минутах разговора, но, в отличие от мамы, не может долго удерживать эмоциональное напряжение, он к этому не приспособлен: просто отключил слуховой канал, и информация до его сознания не доходит, он уже ничего не слышит. Ограничьте длину нотации, но сделайте ее более мягкой по смыслу, так как мозг мальчика очень избирательно реагирует на эмоциональные воздействия. Объясните коротко и конкретно – чем вы недовольны.

Поведение. Сравнивая поведенческие характеристики мальчиков и девочек, принято считать, что обычно мальчики более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпеливы и даже более агрессивны, чем девочки.

Игры. Играют девочки и мальчики тоже по-разному. У мальчиков, как правило, игры динамичные они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и используют при этом все предоставленное им пространство. Если же мальчика ограничить в горизонтальной плоскости, он будет осваивать вертикальную: забираться по лестнице или на шкаф.

Девочки предпочитают спокойные игры. Они раскладывают перед собой свои «богатства» - кукол, тряпочки – и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка.

Мальчики с интересом играют со строительным материалом и различными конструкторами. Девочкам тоже надо предлагать такие игры, т. к. они развивают логическое и пространственное мышление.

В настольно-печатные игры больше любят играть девочки, но и мальчиков тоже нужно вовлекать в такие игры, т. к. они развивают усидчивость, терпение, выдержку, внимание, мышление и речь.

Особенности мышления. У девочек лучше развиты речь и словесно-логическое мышление, у мальчиков – пространственное и образно-логическое мышление. Поэтому девочкам лучше даются манипуляции с формулами, счет (алгебра, а мальчикам мысленные манипуляции с геометрическими фигурами (геометрия). Эти особенности мышления очень ярко проявляются в рисунках детей. Мальчики чаще изображают технику во всех деталях и подробностях, здесь все движется, наполнено действием. Девочки обычно рисуют людей (принцесс, в том числе и себя.

Особенности познания мира и обучения

Установлено, что мужчины лучшее выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, продуктивнее работают, если необходимо решить принципиально новую задачу, но требования к качеству, тщательности, аккуратности исполнения и оформления невелики. И в школе мальчик может найти новое нестандартное решение задачи, но сделать ошибку в вычислениях и получить двойку. Женщины обычно лучше выполняют задачи уже не новые, типовые, шаблонные, но когда требования к исполнительной части задания велики. А это именно то, что требуют в школе, т. е. этап поиска исключается, его берет на себя взрослый, а от детей требуют решения типовых задач, которые разобрали на уроке.

Стратегия обучения в детском саду и школе чаще всего рассчитана на девочек. Учат и девочек и мальчиков чаще всего женщины, а у них другой тип мозга и другой тип мышления. Это влияет даже на продуктивность вопросов к обучающему взрослому. Мальчики чаще задают вопросы для получения какой-то конкретной информации, а девочки - для установления контакта со взрослым, т. е. мальчики больше ориентированы на информацию, а девочки – на отношения между людьми. При этом на занятии девочки быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Учитель ориентируется по обращенным к нему внимательным девичьим лицам и преподносит самый трудный материал в самое выгодное для девочек время. Мальчики раскачиваются долго, на учителя смотрят редко. Они достигают пика работоспособности, когда самое важное уже объяснено. Возможности усвоить материал для мальчиков оказываются низкими. Кроме того, при неблагоприятных условиях, когда наши педагогические воздействия не соответствуют индивидуальным особенностям психики ребенка, девочки воспринимают несвойственную им стратегию решения задач, навязанную взрослым, и в той или иной мере справляются с заданиями. Мальчик в такой ситуации старается уйти из-под контроля взрослого, не подчиняется ему, так как адаптироваться к несвойственным ему видам деятельности мальчику исключительно трудно. Взрослым надо учитывать эти особенности психики мальчиков.

Физические возможности. У девочек лучше показатели в равновесии и гибкости, у них более развита мелкая моторика, выше эмоциональная восприимчивость и вместе с тем большая сопротивляемость стрессовым ситуациям. Мальчики, как правило, быстрее бегают, дальше прыгают с места, они лучше метают вдаль.

Педагоги нашего коллектива понимая всю ответственность, которая возложена на них за воспитание детей, в течение всего учебного года старались создать в детском саду условия для гендерной социализации дошкольников.

Содержание работы нашего коллектива в данном направлении.

1. Знакомство педагогов с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения через семинары, консультации.

2. Пропаганда педагогических знаний по этому вопросу среди родителей и привлечение их к участию в педагогическом процессе.

- «Методика отбора содержания социализации» и «Методика оценивания социализованности мальчиков и девочек»

- Проектная деятельность на темы «Наши игрушки», «Мы помощники», «Мой папа», «Моя мама» и другие.

- Организация совместных праздников и развлечений.

3. Построение соответствующей развивающей среды. Образовательную среду в детском саду создаём с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируем её таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. Наша задача как педагогов в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов её с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка.

4. Построение модели педпроцесса

Внедрение гендерных технологий в нашем ДОУ происходит посредством народных игр, сказок, пословиц, поговорок, колыбельных.

Педагоги используют в образовательном процессе игровое моделирование и прогнозирование ситуаций.

Организуя игры педагоги тоже учитывают гендерный подход. Например, сюжетно – ролевые игры автобус, шофер дает возможность познакомить детей с профессией шофера. Сюжетно ролевая игра «У нас день рождение!» дает возможность объяснить девочкам, что именно они являются хозяйками, которые должны приготовить угощение. Среди дидактических игр появились такие игры как «Раздели игрушки», «Одень куклу», «Чьи игрушки».

Мальчик и девочка – два разных мира. Если воспитатели и родители заинтересованы в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей, то они могут с успехом решить эти задачи.

Наша работа по созданию в детском саду условий, способствующих гендерной социализации детей, принесла положительные результаты. Повысился уровень психолого-педагогической компетентности воспитателей, вырос их творческий потенциал. Родители воспитанников приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола. Расширился кругозор детей, увеличился объем знаний о содержании социальных ролей мужчины и женщины. Дети знают половую принадлежность своего имени, отношение к нему.

Работа нашего коллектива в данном направлении только началась, наработанный опыт нашего педагогического коллектива будет углубляться и совершенствоваться в дальнейшем.

Публикации по теме:

Совместное мероприятие с родителями «Воспитаем мальчика, воспитаем девочку» Цель мероприятия - способствовать формированию гендерной идентичности детей среднего дошкольного возраста через совместные виды деятельности.

Стихотворение «Семейный альбом» Девочка: В каждом доме он хранится, Бережётся, как зарница! Здесь родные все мои- Вся история семьи! Мальчик: Вот девочка с бантом, Кто.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Мальчики и девочки — это два разных мира!
Опубликовано: 6 октября 2014 в 11:31
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД